Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие общества. На протяжении нескольких столетий социология пытается ответить на вопросы: что определяет существование общества?



На протяжении нескольких столетий социология пытается ответить на вопросы: что определяет существование общества? Что обеспечивает социальный порядок вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Что представляет собой общество?

Первое, что бросается в глаза при самом общем взгляде на общество, что оно – объединение, совокупность людей. Это, прежде всего, человеческая общность, в которой складываются определенные отношения людей друг к другу. Таким образом, мы можем сделать первую попытку объяснить специфику общества. Общество – это сумма индивидов. Но люди, изолированные друг от друга, не создают общества. Общество не возникает в результате механической совокупности людей, оно возникает только тогда, когда происходит постоянное, устойчивое, тесное взаимодействие этих людей. Жизнь отдельного человека есть непрерывный процесс психического воздействия между ним и другими людьми. Известный социолог П. Сорокин в работе "Система социологии" взаимодействие определяет как процесс установления тесной связи индивидов: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого. Взаимодействующие индивиды представляются как бы связанными друг с другой веревкой. Движения одного, в силу этой связи, "дергают" другого, и наоборот. Таким образом, общество представляет собой процесс и результат взаимодействий между индивидами.

Какие же типы взаимодействия связывают людей в общество? Различают 4 типа взаимодействия: рече-коммуникативное, чувственное, правовое и деятельностное.

Рече-коммуникативное взаимодействие возникает в случае, когда его участники обмениваются сообщениями (коммуникациями). Понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия общество. Коммуникация понимается как синтез информации, сообщения и понимания и происходит лишь тогда, когда осуществляется этот синтез. Различение информации, сообщения и понимания необходимо для поддержания существования общества. Общество определяется как "оперативно закрытая система, состоящая из собственных операций, производящая коммуникации из коммуникаций"[28].

Чувственное взаимодействие возникает тогда, когда субъекты взаимодействия испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства. Встречаются высказывания, согласно которым разные чувства могут стать основой социальных связей. Утверждалось, что в основе общества лежит чувство доверия. На доверии "держится всякая ассоциация людей"[29], что "…всякое сообщество, даже в животном мире, базируется на взаимном доверии особей" и что "сообщество …людей или государств… без взаимного доверия невозможно"[30], писали Дж. Дж. Фрэзер и Й. Хейзинга.

В основу общества могли быть положены и другие чувства. В. Соловьев высказывал мнение, что в основе общества лежит любовь, поскольку "социальные организмы производятся… жизненною творческою силою любви… эта сила непосредственно создает семью, а семья есть образующий элемент всякого общества"[31]. Т. Карлейль утверждал, что "общество основано на почитании героев", ибо герой одарен "свободной силой, исходящей прямо из рук Божьих", а его мудрое спасительное слово воспламеняет все вокруг, поскольку этому слову верят все[32].

Волевое взаимодействие является основой правовых отношений взаимодействующих субъектов, если понимать слово воля не в психологическом смысле, а в смысле юридическом, как способность принимать решения, с которыми считаются другие участники взаимодействия. Представление о волевом взаимодействии лежит в основе концепций Гоббса или Руссо об общественном договоре как исходном пункте образования общества или государства.

Но собственно социальным взаимодействием является деятельностное взаимодействие. Оно возникает в процессе обмена результатами деятельности (продуктами и услугами) между представителями различных функциональных групп. Этот обмен лежит в основе разделения труда (возможность обмена товарами или услугами есть необходимое условие разделения труда). Следовательно, деятельностное взаимодействие связывает отдельные личности в общество, а значит, оно оказывается специфически социальным.

Таким образом, общество – это объединение людей, основанное на разнообразных видах взаимодействий между ними. В результате этих взаимодействий возникает общество как определенный синтез индивидуальных сознаний и поведений. Этот синтез, раз возникнув, уже не сводится к породившей его межиндивидуальной основе, обретает известную автономию и в определенной мере живет своей собственной жизнью в форме коллективных представлений, социальных норм, институтов, течений. В качестве автономной реальности общество в свою очередь оказывает влияние на индивидов, которые его не изобретают регулярно, не производят каждый раз заново, а застают в значительной мере в "готовом" виде и действуют в этой, не ими созданной реальности.

Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, которая ослабевает на границах. Полученная таким образом картина будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. По каким признакам можно судить об обществе?

1. Первым признаком общества обычно называют территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим обществам найти свою экологическую нишу и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в котором развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

В зависимости от территориальных границ государства выделяют российское, американское, японское и т.д. общества. Для эмпирической социологии изучение общества в границах национального государства (страны мира) является традиционным, поскольку в рамках национального государства пока осуществляются регулярный сбор социальной статистической информации и опросы общественного мнения. Европейское сообщество (ЕС), ООН, организации, проводящие международные опросы общественного мнения, обобщают статистические данные и данные опросов общественного мнения, полученных в рамках национальных государств (стран мира). В качестве территориальных границ используются также географические границы регионов мира: африканское общество, азиатское общество, европейское общество, и т.д., а также географические области внутри регионов мира, например, западноевропейское общество.

Вопрос о территориальных географических границах общества важен еще и потому, что на функционирование общества оказывают влияние факторы природной окружающей среды, в частности, блоковое строение земной коры, солнечная активность, геомагнитная активность, особенности климата, наличие природных ресурсов.

2. Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее причин. О. Конт и Г. Спенсер рассматривали общество как целостный организм, который возник в результате надорганической эволюции. Структура общества напоминает функциональную деятельность органов и систем живого организма.

Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости общества в "коллективном сознании", считал, что первоначальное социальное явление состоит в подчинении каждого индивидуального ума внешним по отношению к нему многим умам. Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря "фундаментальным ценностям", усваиваемым большинством населения и дающим ориентацию каждому индивиду на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. М. Вебер представил общество как взаимодействие индивидов, являющееся продуктом действия ориентированных друг на друга людей. Г. Тард представлял, что общество возникает в результате процесса подражания, передачи чувства, идеи от индивида к индивиду, от группы к группе, от поколения к поколению. Ф. Гиддингс считал, что общество складывается в результате возникновения сознания рода, когда всякое существо, какое бы место ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием общей власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

3. Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов. Общество обладает самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям высокие формы организации жизни.

Автономность и самодостаточность общества проявляется в отсутствии высших управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Восприятие общества как целостной системы называется системным. Наиболее образно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По каким признакам можно отличить систему от механической совокупности? Первым и наиболее простым признаком системы является ее обособленность относительно "среды своего существования". Вторым необходимым признаком системы считается гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды некоторого множества автономных, также выделенных друг относительно друга частей. Третьим признаком системы является то, что она состоит из внутренне взаимосвязанных частей, при которых изменение одной части сказывается на состоянии других частей и объединяющего их целого.

Таким образом, общество можно представить как "определенный тип системы, состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, свойств и отношений, созданной индивидами на основе механизма обратной связи, целью которой является реализация законов, действующих в определенных границах"[33].

Поясним термины, включенные в данное определение.

Тип системы. Системы могут быть различных типов: открытые – закрытые, простые – сложные, устойчивые – неустойчивые, адаптивные, информационные, самоорганизующиеся. Данные науки свидетельствуют, что системопорождающие факторы возникновения и существования общества можно подразделить на две группы, а именно, биологические и социальные. У биологических видов, ведущих коллективный образ жизни, существуют врожденные, генетически обусловленные потребности во взаимодействии с себе подобными, принадлежности к себе подобным, координации и субординации среди подобных себе, кооперации и конкуренции, а также генетически обусловленный уровень интеллектуальных и иных способностей для удовлетворения данных потребностей. Вместе с тем, язык, письменность, научные и иные знания, юридические нормы, традиции, обычаи, смысли и т.д., возникновение, изменение и прекращение существования различных социальных систем и т.п. обусловлены вполне определенными социальными причинами.

Наблюдения показывают, что общество принадлежит к типу так называемых нуклеарных систем, в которых существуют координационный центр и нелинейная согласованность функционирования подсистем и элементов. Общество функционирует в специфическом системном состоянии "промежуточности" между порядком и хаосом, вследствие чего для общества характерны свойство самоорганизованной критичности и режим детерминированного хаоса. Свойство самоорганизованной критичности проявляется, в частности, в том, что незначительное влияние каких-либо внутренних и (или) внешних факторов может привести к реакции лавинообразного типа, которая может оказывать влияние на все элементы и подсистемы общества. Для режима детерминированного хаоса характерна нестационарная структура динамики, наличие глобальной квазипериодичности в динамике, фрактальность (самоподобие) локальных фрагментов динамики на разных временных масштабах.

Элементы. В истории социологии в качестве элементов общества рассматривали индивидов, социальные группы, общности, продукты материальной и духовной деятельности людей (социальные институты, нормы, обычаи, традиции, ценности, смыслы и т.д.), виды действий и взаимодействий индивидов, факты поведения или сознания индивидов и т.д., а также такие надиндивидуальные целостности, как коллективные представления, народ, государство и т.д. В теории систем элементом обычно называют далее неделимую, в рамках данного исследования, единицу системного анализа, которая, в свою очередь, может быть системой, состоящей из подсистем.

Подсистемы. В социологии в качестве подсистем общества выделяют три подсистемы: культуру, экономику и политику и реже – четыре или большее количество подсистем. На современном этапе многие социологи выделяют в мире 2 подсистемы: "Центр" и "Периферию", различающиеся по уровню экономического, политического, социокультурного, технологического развития.

Отношения. Отношения могут быть общесистемными, например, отношения координации и субординации, кооперации и конкуренции, количественные отношения между частями системы, между целым и частями, а также предметными отношениями, например, субъективные отношения индивидов к обществу, объективные отношения внутри общества – рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, социалистическое общество, гражданское общество и т.д. В общей теории систем для измерения системных отношений разработано множество количественных индексов, что позволяет измерять выраженность данных отношений в обществе.

Механизм обратной связи. Наблюдения показывают, что основным механизмом функционирования общества является общесистемный механизм обратной связи, согласно которому существует воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования, включая элементы, связи, свойства и отношения, их изменения. Иными словами, общество является результатом взаимодействия индивидов и оказывает обратное влияние на взаимодействие индивидов. Очевидным примером данного механизма являются юридические нормы, закрепленные в Конституции, гражданском и уголовном законодательстве, которые сначала создаются членами общества, а затем оказывают влияние на их жизнедеятельность и жизнедеятельность следующих поколений. То же относится к обычаям, традициям и т.д.

Законы. Законы могут быть общесистемными и предметными, количественными и качественными, оформленными в виде юридических норм национального и международного права (Конституция, уголовное и гражданское законодательство и т.д.) и не оформленными в виде юридических норм (традиции, обычаи и т.д.), не зависящими от времени и географического расположения общества и приуроченными к определенному периоду времени и территориальным границам и т.д.

Границы. В социологии в качестве временных границ общества выделяют стадии или эпохи исторического процесса: первобытнообщинное общество, средневековое общество, общество Нового времени, современное общество, общество эпохи Возрождения, Просвещения, Модерна, Постмодерна, а также более короткие периоды времени.

Для определения границ общества важен вопрос о численности членов общества. Минимальная численность индивидов, достаточная для возникновения общества, может составлять не менее 600 человек.[34] Для определения границ общества используют определенный набор свойств и отношений, общий для национальных государств. Например, в культурологии традиционно выделяют подсистемы "Восток" и "Запад" или восточное и западное общества, имеющие различия в доминирующих свойствах и отношениях. Для определения границ общества также используют стадии или состояния функционирования общества, характеризуемые определенным набором свойств и отношений. Например, О. Конт выделял теологическое, метафизическое, позитивное общества. В качестве стадий выделяют нормально функционирующее общество и общество, находящееся в кризисе, переходном периоде. В качестве состояний выделяют также состояния войны или мира и т.д. В этой связи отметим, что при использовании в качестве границ только определенного набора свойств и отношений, а также стадий или состояний функционирования общества, здесь, в скрытом виде, также присутствуют определенные пространственно-временные границы общества и определенная численность членов данного общества.

4. В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно включает каждое новое поколение людей в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создавать атмосферу духовного единения.

В заключение мы приходим к выводу, что общество – достаточно сложное, многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. Мы представим следующее определение "общества". Общество – это объединение людей (обусловленное устойчивыми типами взаимосвязей), образующее определенный тип системы, состоящий из взаимозависимых элементов, подсистем, свойств и отношений.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...