Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вопрос о происхождении человека принципиально важен, поскольку вокруг него скрещиваются интересы многих наук, религии, культуры. Кто он – человек? Хозяин природы или ее часть? Животное или особое одухотворенное создание? Когда и откуда появился на Земле?
(1) Животное происхождение человека
Еще Аристотель определял человека как общественное животное, хотя и наделенное разумом. Карл Линней, выделяя в системе животных группу приматов, поместил туда и человека, вместе с обезьянами. Не ставя никаких эволюционных проблем, Линней, тем не менее, на основании морфологического сходства фактически установил единство происхождения человека и обезьян. Ламарк как эволюционист уже прямо выводил человека из обезьяноподобных предков. Наконец, Дарвин в “Происхождении человека...” (1871) на основании большого сравнительного материала доказал, что человек имеет общих предков с человекообразными обезьянами, что это последнее звено в цепи развития живых существ (в своей ветви эволюционного древа). Этот вывод нелегко дался Дарвину, человеку верующему и чувственному, поскольку его открытие, как и вся теория естественного отбора, не только находилось в противоречии с его личной религиозностью, но и грозило расстроить его отношения с семьей (жена его была очень набожной) и обществом. Но факты взяли свое.
Действительно, имеется масса доказательств животного происхождения человека. Признаки царства животныхполностью относятся и к человеку. Показательны признаки, общие для человека и всего класса млекопитающих. Это сходное эмбриональное внутриутробное развитие; общее строение скелета и внутренних органов; разделение зубов на коренные, клыки и резцы; молочные железы; диафрагма, обеспечивающая легочное дыхание; кожа с волосом; 4-камерное сердце. Ряд органов, хорошо развитых у животных, сохранились у человека в форме рудиментов, таких как копчик, аппендикс, третье веко. А в качестве атавизмов у отдельных индивидуумов появляются хвост, волосатость лица, дополнительные соски, мощные клыки.
Сужая сравнение, находим у человека признаки отряда приматов: общая анатомия, физиология, биохимия и молекулярно-генетические признаки. В частности сильно развит головной мозг, смена молочных зубов на постоянные, передняя конечность хватательного типа, наличие ногтей, одна пара сосков молочных желез, глаза в одной плоскости и др.
Внутри отряда приматов человек относится к семейству людей, или гоминид (от Homo – человек). Современный человек – единственный род и вид этого семейства, более ранние представители гоминид вымерли в борьбе за существование и известны только в ископаемом состоянии. Тогда наши ближайшие родственники – семейство человекообразных обезьян, понгиды (от Pongo – орангутан), такие как горилла, орангутан, шимпанзе. Именно с понгидами и отмечается наше наибольшее сходство: пропорции тела; исчезновение хвостового отдела позвоночника; прямохождение и ведущая роль задних конечностей; большой объем головного мозга; одинаковые группы крови; общие паразиты (головная вошь и др.) и болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф); близость хромосомного набора (у понгид 2n = 48, у человека 2n = 46 – из-за слияния двух хромосом в одну); высокий уровень молекулярно-генетического сходства (гомология по ДНК составляет 98%); общие признаки поведения и выражения эмоций; сходная высшая нервная деятельность.
И все же у человека имеются существенные отличия от животных, даже от ближайших родственников – человекообразных обезьян. Прежде всего это усложнение высшей нервной деятельности, качественно новое развитие психики, возникновение речи. Наиболее сложным проявлением высшей нервной деятельности у человека выступает сознание как высший уровень психической активности. Важнейшей функцией сознания является понятийное (абстрактное) мышление с его основными операциями абстрагирования и обобщения. Обезьяны, как и многие другие животные, обладают предметным (конкретным) мышлением, основанным на восприятии предмета как такового через органы чувств (первая сигнальная система, по Павлову). Человек же может узнать предмет, не видя его, по условным словесным понятиям (большое, черное, лохматое, ревущее – это медведь). Это и есть понятийное, или абстрактное, мышление, основанное на речевой сигнализации, т.е. на второй сигнальной системе. Мышление направлено на осознание существа предметов и явлений, созидание новых идей, мысленное построение действий и предвидение их последствий. С участием мышления становится возможным использование и изготовление предметов: орудий защиты и охоты, а потом и труда. Совершенствуется вся сфера социальных отношений. Более подробно происхождение и сущность человеческого сознания мы обсудим ниже.
Появление речи и развитие психических функций коррелировали с изменениями объема и структуры головного мозга. У современного человека мозг составляет 1400–1500 см3, у человекообразных обезьян – всего 500 см3, у обычных обезьян еще меньше. В составе мозга человека сильно развивается кора больших полушарий, особенно ее теменные, височные и лобные доли, ответственные за речь и другие психические функции. Соответственно изменены и пропорции черепа: мозговая часть преобладает над лицевой, надбровные дуги разделены, развит подбородочный выступ, где крепятся мимические и речевые мышцы. Палеоантропологи находят, что возникновению речи способствовали изменения в строении верхней челюсти, приводившие к поднятию нёба и увеличению амплитуды языка, т.е. к увеличению разнообразия произносимых звуков. Усложнение звуковой сигнализации повышало эффективность коллективных действий при охоте, обороне, организации труда и быта, способствовало развитию членораздельной речи и других психических функций.
Необходимо понимать, что все новые качества у человека приобретались, как и у других животных, в ходе естественного отбора на основе наследственной изменчивости предковых форм. Это означает, что современные человекообразные обезьяны не являются прямыми предшественниками человека. Мы лишь имеем с ним общих предков, они наши “двоюродные братья и сестры”, по определению Дарвина.
(2) Предпосылки возникновения человека
Что способствовало появлению и специфическому развитию в составе приматов семейства людей? Каковы предпосылки возникновения человека? Это трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Можно обсуждать следующие обстоятельства.
Первая, наиболее вероятная, предпосылка антропогенеза – переход обезьян с деревьев на землю и вынужденное передвижение преимущественно на задних конечностях. Это привело к высвобождению передних конечностей и использованию их для добывания пищи и защиты от врагов. Впоследствии это способствовало развитию трудовой деятельности. Произошло некоторое укорочение передних конечностей, увеличилось разнообразие их движений, сформировалась гибкая кисть. Так возникла рука человека. При отсутствии других средств защиты и нападения (клыков, когтей, рогов, копыт) с помощью руки человек смог обратиться к поискам камня или палки – первых орудий защиты, нападения и труда.
Вторая предпосылка – общественный (социальный) образ жизни. Многие животные живут стадами, стаями, иными общественными группировками. Социальность (лат. socialis – общественный) всегда способствовала прогрессу вида. Та группа предковых обезьян, которая эволюционировала в отдельную ветвь людей, вероятно, обладала наиболее выраженным общественным поведением, что дало ей серьезные преимущества в борьбе за существование. Во-первых, это совместная оборона от зверей и одновременно более удачливая охота. Во-вторых, передача опыта и быстрейшее научение молодняка, развитие средств общения. В-третьих, лучшая забота о потомстве на основе разделения функций в племени.
Третья возможная предпосылка быстрого психического прогресса человека – генетически заданная, уникальная по эффективности способность к подражанию (такая способность по-своему выражена и у некоторых животных, например у попугаев). Способность к подражанию у человека означает отражение в его сознании и копирование действий ближнего окружения, в первую очередь родителей. На этой способности у молодых особей основывается закрепление условных рефлексов, перенимание опыта, научение.
Некоторые молекулярные генетики полагают, что развитие прогрессивных качеств человека могло быть связано с возникновением в предковой группе обезьян особых мутаций или целых генов, переносимых вирусами. Вследствие такого “горизонтального” переноса информации генетическая сложность вида (точнее, его отдельных популяций) могла изменяться скачками и значительно быстрее, чем при наследовании мутаций в поколениях через половое размножение (“вертикальный” перенос информации).
(3) Единство биологического и социального в природе человека
В результате сложения всех указанных и, вероятно, других обстоятельств у человека происходит быстрое развитие мозга и психических функций. На этой основе и возникают принципиальные отличия человека от обезьян: речь, понятийное мышление, труд, изготовление и совершенствование орудий труда и охоты, развитие социальных отношений. Понятно, что социальная эволюция человека зародилась в глубинах его биологической эволюции и основана, в частности, на анатомо-физиологических особенностях человеческого тела. Даже возникновение речи как видового признака человека было тесно связано с его морфологической слабостью и потребностью в коллективных действиях.
Сравнительные лингвистические исследования современных языков, с учетом археологических данных о быте первобытных людей, показывают, что первыми словами в лексиконе человека были глаголы, обозначающие совместное действие, позднее появились имена существительные.
Как взвесить и сопоставить в человеческой сущности его животное происхождение и новые социальные качества? Еще с античных времен разные философские и политические теории отстаивали преимущества одной из альтернатив. Древнегреческие киники, или циники, выдающийся философ-материалист Эпикур и их последователи видели в человеке прежде всего его животную природу, физиологические чувства и желания (а скандально известный Диоген-киник из Синопа, который якобы жил в бочке, публично выражал презрение к нормам общественного поведения). В современном понимании такая концепция панбиологизма сводит индивидуальное развитие человека к чисто биологическим факторам, прежде всего генам. Противоположная точка зрения – концепция пансоциологизма – утверждает, что люди рождаются с одинаковыми биологическими задатками, и не они (задатки) определяют индивидуальную сущность. Природа человека – в его разуме и душе, а индивидуальные особенности личности формируются под действием социальной среды, общества. Изначально подобные взгляды выражали греческие стоики – идейные противники киников, а также выдающийся римский просветитель-моралист I века н. э. Сенека. Впоследствии на этих основаниях развивались идеи христианства и социализма.
Очевидно, что панбиологизм и пансоциологизм в крайних формах соответствуют механистическому и виталистическому восприятию жизни вообще (см. раздел 3.1). В понятиях общей биологии речь может идти о соотношении генетического и эпигенетического начал в индивидуальном развитии организма (глава 4). Современная наука, исходя из системных принципов организации и эволюции жизни, определяет человека как существо биосоциальное, в котором органично сочетаются биологические (генетические) и социальные (эпигенетические) начала.
Биология человека – это, прежде всего, его генетика и, соответственно, набор белков, интенсивность метаболизма, пищевая специализация, иммунитет, другие анатомические и физиологические качества, в основе совпадающие с характеристиками человекообразных обезьян. Генетически заданы также одаренности людей в различных видах творчества, типы темперамента и другие интеллектуальные качества.
Социальность человека выражается в его общественном поведении, способности к целенаправленному коллективному труду, в развитии культуры. Социальное поведение базируется на сознании как высшей функции головного мозга, понятийном мышлении, речевом общении и других средствах коммуникации (письменность, музыка и т.п.). Социальность возникает на определенном этапе естественной эволюции предшественников человека.
В культурологии проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции. Именно культура (в широком смысле слова), осваиваемая человеком с детства, играет решающую роль в определении человеческих поступков, в развитии его социальности.
Аналогично в психологии и социологии вопрос о соотношении биологического и социального превращается в проблему индивида и личности. Как индивид человек характеризуется со стороны его биологической природы, как личность – со стороны социальной сущности. Человек как индивид выступает в качестве единичного представителя (особи, организма) биологического вида Homo sapiens. Как организм человек всегда обезличен, т.е. его природно-индивидуальные характеристики не включают понятие личности. Личностью человека делает его социальная индивидуальность, хотя и природная индивидуальность влияет на развитие личности. Таким образом, социальная индивидуальность человека складывается из биологических предпосылок и множественных социальных факторов.
Личность всегда уникальна, так как человек формируется в определенном историческом времени и соответствующем социальном пространстве, в определенных рамках воспитания, интеллектуальной и практической деятельности. Недаром в общественных и исторических науках проблема личности заключается в определении ее места в мировой истории. Здесь личность рассматривается как субъект общественных отношений. Общественные отношения влияют на формирование исторического типа личности, ее свойства и конкретное состояние.
Таким образом, происходит социализация человека-индивида и становление его как личности. Иными словами, личность есть результат социализации индивида. В результате человеческое общество является обществом надбиологическим. Но при этом конечный результат социализации конкретного человека в сильной степени будет зависеть от его индивидуальных, генетически заданных, биологических качеств и прежде всего от его нейрофизиологических особенностей.
По-видимому, высшим проявлением социальной эволюции человека является его духовность как особое качество его интеллекта. Имеется несчетное число определений и толкований духовности – от чего-то идеального, невещественного до вполне материального мышления на основе физико-химических реакций в нейронах. В начале нашего пособия мы уже говорили о трудностях научного определения таких понятий. Вероятно, духовность человека объединяет все, что возвышает его над простым физиологическим (животным) началом и бытовой социальностью. Это – способность теоретизировать (“мышление о мышлении”, по Аристотелю), способность к интуитивному (надсознательному) восприятию мира, способность к самосознанию, самовнушению, сопереживанию, вера в лучшее будущее или даже несбыточное. На духовности, которую мы рассматриваем как вполне естественное качество человека, как “высший цвет” материи (Ф. Энгельс), основывается и религиозность – вера в бога, хотя о самом существовании бога мы ничего не знаем.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!