Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологические и социальные корни человека



Вопрос о происхождении человека принципиально важен, посколь­ку вокруг него скрещиваются интересы многих наук, религии, культуры. Кто он – человек? Хозяин природы или ее часть? Животное или особое одухотворенное создание? Когда и откуда появился на Земле?

(1) Животное происхождение человека

Еще Аристотель определял человека как общественное животное, хотя и наделенное разумом. Карл Линней, выделяя в системе животных группу приматов, поместил туда и человека, вместе с обезьянами. Не ставя никаких эволюционных проблем, Линней, тем не менее, на основании морфологического сходства фактически установил единство происхождения человека и обезьян. Ламарк как эволюционист уже прямо выводил человека из обезьяноподобных предков. Наконец, Дарвин в “Происхождении человека...” (1871) на осно­вании большого сравнительного материала доказал, что человек имеет общих предков с человекообразными обезьянами, что это послед­нее звено в цепи развития живых существ (в своей ветви эво­люционного древа). Этот вывод нелегко дался Дарвину, человеку верующему и чувственному, поскольку его открытие, как и вся теория естес­твен­ного отбора, не только находилось в противоречии с его личной ре­лиги­озностью, но и грозило расстроить его отношения с семьей (жена его была очень набожной) и обществом. Но факты взяли свое.

Действительно, имеется масса доказательств животного происхождения человека. Признаки царства животныхполностью относятся и к человеку. Показательны признаки, общие для человека и всего класса млекопитающих. Это сходное эмбриональное внутриутробное развитие; общее строение скелета и внутренних органов; разделение зубов на коренные, клыки и резцы; молочные железы; диафрагма, обеспечивающая легочное дыхание; кожа с волосом; 4-камерное серд­це. Ряд органов, хорошо развитых у животных, сохранились у человека в форме рудиментов, таких как копчик, аппендикс, третье веко. А в качестве атавизмов у отдельных индивидуумов появляю­тся хвост, волосатость лица, дополнительные соски, мощные клыки.

Сужая сравнение, находим у человека признаки отряда приматов: общая анатомия, физиология, биохимия и мо­ле­кулярно-генетические признаки. В частности сильно развит голов­ной мозг, смена молочных зубов на постоянные, передняя конечность хватательного типа, наличие ногтей, одна пара сосков молочных желез, глаза в одной плоскости и др.

Внутри отряда приматов человек относится к семейству людей, или гоминид (от Homo – человек). Современный человек – единственный род и вид этого семейства, более ранние представители гоминид вымерли в борьбе за существование и известны только в ископаемом состоянии. Тогда наши ближайшие родственники – семейство человекообразных обезьян, понгиды (от Pongo – орангутан), такие как го­рилла, орангутан, шимпанзе. Именно с понгидами и отмечается наше наибольшее сходство: пропорции тела; исчезновение хвостового отдела позвоночника; прямохождение и ведущая роль задних конеч­нос­тей; большой объем головного мозга; одинаковые группы крови; общие паразиты (головная вошь и др.) и болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф); близость хромосомного набора (у понгид 2n = 48, у человека 2n = 46 – из-за слияния двух хромосом в одну); высокий уровень молекулярно-генетического сходства (гомология по ДНК составляет 98%); общие признаки поведения и выражения эмоций; сходная высшая нервная деятельность.

И все же у человека имеются существенные отличия от животных, даже от ближайших родственников – человекообразных обезьян. Прежде всего это усложнение высшей нервной деятель­ности, качественно новое развитие психики, возникновение речи. Наиболее сложным проявлением высшей нервной деятельности у человека выступает сознание как высший уровень психической активности. Важ­нейшей функцией сознания является понятийное (абстрактное) мышление с его основными операциями абстрагирования и обобщения. Обезьяны, как и многие другие животные, обладают предметным (конкретным) мышлением, основанным на восприя­тии предмета как такового через органы чувств (первая сигнальная система, по Павлову). Человек же может узнать предмет, не видя его, по условным словесным понятиям (большое, черное, лохматое, ревущее – это медведь). Это и есть понятийное, или абстрак­т­ное, мышление, основанное на речевой сигнализации, т.е. на второй сигнальной системе. Мышление направлено на осознание существа пред­метов и явлений, созидание новых идей, мысленное построение дей­ствий и предвидение их последствий. С участием мышления становится возможным использование и изготовление пред­ме­тов: орудий защиты и охоты, а потом и труда. Совершенствуется вся сфера социальных отношений. Более подробно происхождение и сущность человеческого сознания мы обсудим ниже.

Появление речи и развитие психических функций коррелировали с изменениями объема и структуры головного мозга. У современного человека мозг составляет 1400–1500 см3, у человекообразных обезьян – всего 500 см3, у обычных обезьян еще меньше. В составе мозга человека силь­но развивается кора больших полушарий, особенно ее теменные, ви­сочные и лобные доли, ответственные за речь и другие психические функ­ции. Соответственно изменены и пропорции черепа: мозговая часть преобладает над лицевой, надбровные дуги разделены, развит подбородочный выступ, где крепятся мимические и речевые мышцы. Палеоантропологи находят, что возникновению речи способствовали изменения в строении верхней челюсти, приводившие к поднятию нёба и увеличению амплитуды языка, т.е. к увеличению разнообразия произносимых звуков. Усложнение звуковой сигнализации повышало эффективность коллективных действий при охоте, обороне, организации труда и быта, способствовало развитию членораздельной речи и других психических функций.

Необходимо понимать, что все новые качества у человека приобретались, как и у других животных, в ходе естественного отбора на основе наследственной изменчивости предковых форм. Это означает, что современные человеко­об­раз­ные обезьяны не являются прямыми предшественниками человека. Мы лишь имеем с ним общих предков, они наши “двоюродные братья и сестры”, по определению Дарвина.

(2) Предпосылки возникновения человека

Что способствовало появлению и специфическому развитию в составе приматов семейства людей? Каковы предпосылки возникновения человека? Это трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Можно обсуждать следующие обстоятельства.

Первая, наиболее вероятная, предпосылка антропогенеза – переход обезьян с деревьев на землю и вынужденное передвижение преимущественно на задних конечностях. Это привело к высвобождению передних конечностей и использованию их для добывания пищи и защиты от врагов. Впоследствии это способствовало развитию трудовой деятельности. Произошло некоторое укорочение передних конеч­ностей, увеличилось разнообразие их движений, сформировалась гибкая кисть. Так возникла рука человека. При отсутствии других средств за­щи­ты и нападения (клыков, когтей, рогов, копыт) с помощью руки человек смог обратиться к поискам камня или палки – первых орудий защиты, нападения и труда.

Вторая предпосылка – общественный (социальный) образ жизни. Многие животные живут стадами, стаями, иными общественными группиров­ками. Социальность (лат. socialis – общественный) всегда способствовала прогрессу вида. Та группа предковых обезьян, которая эволюционировала в отдельную ветвь людей, вероятно, обладала наиболее выраженным общественным поведением, что дало ей серьезные преимущества в борьбе за существование. Во-первых, это совместная оборона от зверей и одновременно более удачливая охота. Во-вторых, передача опыта и быстрейшее научение молодняка, развитие средств общения. В-третьих, лучшая забота о потомстве на основе разделения функций в племени.

Третья возможная предпосылка быстрого психического прогресса человека – генетически заданная, уникальная по эффективности способность к подражанию (такая способность по-своему выражена и у неко­торых животных, например у попугаев). Способность к подражанию у человека означает отражение в его сознании и копирование действий ближнего окружения, в первую очередь родителей. На этой способности у молодых особей осно­вы­вается закрепление условных рефлексов, перенимание опыта, научение.

Некоторые молекулярные генетики полагают, что развитие прогрессивных качеств человека могло быть связано с возникновением в предковой группе обезьян особых мутаций или целых генов, переносимых вирусами. Вследствие такого “горизонтального” переноса информации генетическая сложность вида (точнее, его отдельных популяций) могла изменяться скачками и значительно быстрее, чем при наследовании мутаций в поколениях через половое размножение (“вертикальный” перенос информации).

(3) Единство биологического и социального в природе человека

В результате сложения всех указанных и, вероятно, других обстоятельств у человека происходит быстрое развитие мозга и психических функций. На этой основе и возникают принципиальные отличия человека от обезьян: речь, понятийное мыш­ле­ние, труд, изготовление и совершенствование орудий труда и охоты, развитие социальных отношений. Понятно, что социальная эволюция человека зародилась в глубинах его биологической эволюции и основана, в частности, на анатомо-физиологических особенностях человеческого тела. Даже возникновение речи как видового признака человека было тесно связано с его морфологической слабостью и потребностью в коллективных действиях.

Сравнительные лингвистические исследования современных языков, с учетом археологических данных о быте первобытных людей, показывают, что первыми словами в лексиконе человека были глаголы, обозначающие совместное действие, позднее появились имена существительные.

Как взвесить и сопоставить в человеческой сущности его животное происхождение и новые социальные качества? Еще с античных времен разные философские и политические теории отстаивали преимущества одной из альтернатив. Древнегреческие киники, или циники, выдающийся философ-материалист Эпикур и их последователи видели в человеке прежде всего его животную природу, физиологические чувства и желания (а скандально известный Диоген-киник из Синопа, который якобы жил в бочке, публично выражал презрение к нормам общественного поведения). В современном понимании такая концепция панбиологизма сводит индивидуальное развитие человека к чисто биологическим факторам, прежде всего генам. Противоположная точка зрения – концепция пансоциологизма – утверждает, что люди рождаются с одинаковыми биологическими задатками, и не они (задатки) определяют индивидуальную сущность. Природа человека – в его разуме и душе, а индивидуальные особенности личности формируются под действием социальной среды, общества. Изначально подобные взгляды выражали греческие стоики – идейные противники киников, а также выдающийся римский просветитель-моралист I века н. э. Сенека. Впоследствии на этих основаниях развивались идеи христианства и социализма.

Очевидно, что панбиологизм и пансоциологизм в крайних формах соответствуют механистическому и виталистическому восприятию жизни вообще (см. раздел 3.1). В понятиях общей биологии речь может идти о соотношении генетического и эпигенетического начал в индивидуальном развитии организма (глава 4). Современная наука, исходя из системных принципов организации и эволюции жизни, определяет человека как существо биосоциальное, в котором органично сочетаются биологические (генетические) и социальные (эпигенетические) начала.

Биология человека – это, прежде всего, его генетика и, соответственно, набор белков, интенсивность метаболизма, пищевая специализация, иммунитет, другие анатомические и физиологические качества, в основе совпадающие с характеристиками человекообразных обезьян. Генетически заданы также одаренности людей в различных видах творчества, типы темперамента и другие интеллектуальные качества.

Социальность человека выражается в его общественном поведении, способности к целенаправленному коллективному труду, в развитии культуры. Социальное поведение базируется на сознании как высшей функции головного мозга, понятийном мышлении, речевом общении и других средствах коммуникации (письменность, музыка и т.п.). Социальность возникает на определенном этапе естественной эволюции предшественников человека.

В культурологии проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции. Именно культура (в широком смысле слова), осваиваемая человеком с детства, играет решающую роль в определении человеческих поступков, в развитии его социальности.

Аналогично в психологии и социологии вопрос о соотношении биологического и социального превращается в проблему индивида и личности. Как индивид человек характеризуется со стороны его биологической природы, как личность – со стороны социальной сущности. Человек как индивид выступает в качестве единичного представителя (особи, организма) биологического вида Homo sapiens. Как организм человек всегда обезличен, т.е. его природно-индивидуальные характеристики не включают понятие личности. Личностью человека делает его социальная индивидуальность, хотя и природная индивидуальность влияет на развитие личности. Таким образом, социальная индивидуальность человека складывается из биологических предпосылок и множественных социальных факторов.

Личность всегда уникальна, так как человек формируется в определенном историческом времени и соответствующем социальном пространстве, в определенных рамках воспитания, интеллектуальной и практической деятельности. Недаром в общественных и исторических науках проблема личности заключается в определении ее места в мировой истории. Здесь личность рассматривается как субъект общественных отношений. Общественные отношения влияют на формирование исторического типа личности, ее свойства и конкретное состояние.

Таким образом, происходит социализация человека-индивида и становление его как личности. Иными словами, личность есть результат социализации индивида. В результате человеческое общество является обществом надбиологическим. Но при этом конечный результат социализации конкретного человека в сильной степени будет зависеть от его индивидуальных, генетически заданных, биологических качеств и прежде всего от его нейрофизиологических особенностей.

По-видимому, высшим проявлением социальной эволюции человека является его духовность как особое качество его интеллекта. Имеется несчетное число определений и толкований духовности – от чего-то идеального, невещественного до вполне материального мышления на основе физико-химических реакций в нейронах. В начале нашего пособия мы уже говорили о трудностях научного определения таких понятий. Вероятно, духовность человека объединяет все, что возвышает его над простым физиологическим (животным) началом и бытовой социальностью. Это – способность теоретизировать (“мышление о мышлении”, по Аристотелю), способность к интуитивному (надсознательному) восприятию мира, способность к самосознанию, самовнушению, сопереживанию, вера в лучшее будущее или даже несбыточное. На духовности, которую мы рассматриваем как вполне естественное качество человека, как “высший цвет” материи (Ф. Энгельс), основывается и религиозность – вера в бога, хотя о самом существовании бога мы ничего не знаем.

Таким образом, разделяя социальный компонент человека на “низшее” и “высшее”, получаем тернарное, или тройственное, определение человеческой сущности, включающее биологическое начало, социальность и духовность. В философско-религиозных концепциях такое определение соответствует триаде “тело – душа – дух”.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2062 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...