Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В исторической литературе XVII в. часто называют «бунташ-ным веком». Начался он с гражданской войны периода «Великой смуты» (восстание И. Болотникова) и завершился массовым народным движением под руководством С. Разина.
В дореволюционной исторической науке, как правило, господствовало негативное отношение к народным движениям XVII в., которые рассматривались как стихийные бунты разнузданной черни. В частности, по мнению С. Соловьева, восстание С. Разина — это бой, который казачество как антигосударственная сила дало российскому государству. В советской исторической науке народные движения XVII в. рассматривались исключительно с классовых позиций, а восстания И. Болотникова и С. Разина считались крестьянскими войнами. Многие современные историки в качестве крестьянской войны признают лишь казачье-крестьянское движение под предводительством С. Разина. При этом в нем часто видят не только крестьянскую, но и гражданскую войну, в которую были втянуты различные сословия и народы российского общества.
Особенно мощными были народные выступления в России во второй половине XVII в. после того, как в стране установилась государственная система крепостничества и началось наступление центральной власти на окраины российского государства,
куда в поисках «воли» бежали крестьяне и посадские люди. Укрепление самодержавия и создание громоздкой системы государственного управления, непрерывные войны и стихийные бедствия требовали постоянной мобилизации человеческих ресурсов, огромных финансовых и других затрат. Массовые репрессии, чиновничий и помещичий произвол стали атрибутами социально-политической жизни российского общества, следствием чего было обострение социальных противоречий, приводивших к многочисленным народным выступлениям: 1662 г. — «медный бунт», 1667-1671 — восстание казаков под руководством С. Разина, переросшее в гражданскую войну, 1668-1676 гг. — Соловецкое восстание.
Крупное восстание в Москве, известное под названием «медный бунт», произошло после того, как правительство, остро нуждавшееся в средствах для продолжения войны с Польшей, выпустило медные деньги, а налоги с населения продолжало собирать серебряными. Медные деньги быстро обесценились: за 1 серебряный рубль брали 12 медных. Служилые люди отказывались брать медные деньги. Стрельцы и солдаты стали разбегаться из полков. Попытка правительства получить серебряный заем за границей оказалась безуспешной. В 1662 г. после нескольких лет неурожая был объявлен новый сбор «пятой деньги», а стрелецкий налог приказано было внести хлебом. Все это привело к острому недовольству среди посадского населения. Во всех бедах и злоупотреблениях с медными деньгами были обвинены боярин И. Милославский, окольничий Ф. Ртищев и кузнец В. Шорин. Большая группа посадских людей отправились к царю в Коломенское, где передали царю «лист» с требованием выдать на расправу всех названных в бумаге «изменников». Тем временем в Москве начались массовые беспорядки, посадские люди стали грабить дворы богатых купцов. Однако вскоре восстание было подавлено правительственными войсками. Не менее 2,5 тыс. человек были казнены или погибли под пытками. «Медный бунт» заставил правительство отказаться от дальнейшего выпуска медных денег.
Усиление крепостнического гнета сопровождалось бегством посадских людей и крестьян на окраины российского государства, и прежде всего на Дон. Мощный приток беглых привел к усилению социальной напряженности на Дону: у многих из пришлых просто не оказалось средств к существованию
и поэтому они вынуждены были идти в кабалу к зажиточному «домовитому» казачеству или принимать участие в походах за «зипунами».
После того как Азов остался за Турцией, донские казаки лишились возможности совершать набеги на побережье Азовского и Черного морей. Поэтому во второй половине XVII в. казачество стало проявлять активность на Каспийском море. Однако это противоречило внешнеполитическим планам московского правительства, заинтересованного в поддержании мирных отношений с Ираном. Казачья старшина, ориентировавшаяся на Москву, пыталась противодействовать стремлению казаков к походам на Каспий, что еще больше обостряло социальную ситуацию на Дону.
Летом 1666 г. казачий атаман Василий Ус предпринял поход в центральные районы России, однако, не дойдя до Тулы нескольких верст, повернул обратно. Вместе с ним на Дон ушло много крестьян и холопов, бежавших от своих господ. Поход В. Уса явился предвестником массового народного восстания, назревавшего в России в те годы.
Толчком к этому восстанию стало выступление донских казаков под руководством С. Разина. В 1667 г., собрав несколько сотен голутвенных казаков, Разин повел их на Волгу, а затем на Каспий за «зипунами». На Волге казаки нападали на купеческие и царские караваны судов, захватывали и делили богатства, истребляли «начальных людей». В 1668 г. казаки направились к берегам Ирана, где разбили иранский флот и с богатой добычей направились на Волгу, в 1669 г. захватили Астрахань. Потом казаки двинулись на Царицин, где освободили всех сидевших в воеводской тюрьме, и вернулись на Дон. Там Разин с казаками обосновался в Кагальницком городке, куда стали стекаться казаки и беглые крестьяне. Началась подготовка похода на Москву. При этом казаки говорили, что они идут против бояр и «начальных людей» и хотят видеть на троне «доброго» царя. Сам Разин распространял слухи о том, что с ним якобы находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, бывший тогда в опале.
Поход начался весной 1670 г. С. Разин с 7 тыс. человек подошел к Царицину и при активной поддержке горожан вскоре овладел им. В захваченном городе Разин ввел казацкое управление. Летом была взята сильно укрепленная Астрахань,
где находилось воеводское управление. В захваченных городах восставшие убивали «начальных людей», воевод, дворян, уничтожали государственные документы и устраивали управление по казацкому образцу. Из Астрахани через Царицин Разин с 8 тыс. казаков двинулся вверх по Волге, где без боя сдались Саратов и Самара.
По всему Поволжью Разин стал распространять «прелестные письма» с призывом истреблять «мирских кровопивцев» — бояр, воевод, приказных людей. Крепостные крестьяне, посадские люди, холопы, раскольники — все, кто страдал от становившихся невыносимыми поборов и притеснений, поднялись на борьбу за «волю» и «доброго» царя. Восстание, к которому примкнули отряды чувашей, марийцев и татар, охватывало все новые и новые районы Поволжья. Народная борьба стала принимать характер не только крестьянской, но и гражданской войны.
Осенью 1670 г. Разин подошел к Симбирску и начал его осаду. Однако трехкратный штурм симбирской крепости не привел к успеху, и восставшие потерпели серьезное поражение. С. Разин с казаками вернулся на Дон, но еще около года разрозненные выступления восставших продолжались в Поволжье, на Слободской Украине, в центральных уездах России, где карательные действия правительственных войск наталкивались на исключительно упорное сопротивление.
С чудовищной жестокостью расправлялось правительство с восставшими: десятки тысяч были казнены, струги с виселицами медленно плыли вниз по Волге для устрашения населения. Весной 1671 г. Разин вместе братом Фролом был схвачен на Дону казацкими старшинами, выдан правительству и привезен в Москву, где после допроса, сопровождавшегося пытками, был казнен.
В эти же годы началось массовое движение «старообрядцев». Многие из них уходили в далекие раскольничьи скиты, а некоторые подвергли себя самосожжению, предпочитая страшную смерть сдаче правительственным войскам. В Соловецком монастыре, отказавшемся признать церковную реформу, раскольническое движение приобрело характер восстания. Посланных в 1668 г. из Москвы стрельцов восставшие встретили огнем пушек с монастырских стен. Началась долгая осада монастыря. Монахов поддержали монастырские крестьяне. После поражения восстания Разина в монастырь
пришли многие из его участников. Руководящая роль в Соловецком восстании перешла, к крестьянам, что отразилось на отношении старцев к восстанию. В результате их измены в начале 1676 г. монастырь был взят царскими войсками. После подавления Соловецкого восстания правительство усилило репрессии над руководителями раскола. Смертной казни был предан протопоп Аввакум.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!