Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура. В культуре первой половины XVII в



В культуре первой половины XVII в. еще продолжало доминировать религиозное мировоззрение. В то же время в ней стали распространяться идеи, связанные с теологическим рационализмом, естественнонаучные и исторические знания светского характера. Большое распространение получила публицистическая литература. В это время продолжала суще­ствовать созданная еще в предшествующий период церковная система начального образования, которая более или менее удовлетворяла интересы государства и церкви. Вместе с тем стали появляться частные школы. В искусстве началось «об­мирщение» архитектуры и живописи. В массовой культуре продолжались традиции героического эпоса, новым явлением стал всплеск скоморошества.

В 1633 г. Филаретом в Чудовом монастыре была уч­реждена патриаршая греко-латинская общеобразовательная школа. В 1649 г. ревностный сторонник светского образования боярин Федор Ртищев, постельничий и любимец царя, пригла­сил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В этой школе изучались греческий и латинский языки, риторика и философия. Офици­альная церковь неодобрительно относилась к распространению в России «латинской грамоты», рассматривая ее как путь к еретичеству. Так, в составленных церковниками «прописях», по которым молодые люди учились грамоте в церковных школах, говорилось: «Кто по-латыни учился, тот с прямого пути совратился».

Большое влияние на характер и содержание образования в России оказало дальнейшее развитие книгопечатания. Так, если за всю вторую половину XVI в. в Москве были напечатаны лишь


18 книг, то в течение XVII в. вышли уже 483 издания. Большим спросом стали пользоваться печатные буквари. В 1634 г. впер­вые была издана «Азбука» Василия Бурцева. По свидетельству современников, в 1651 г. в Москве только за один день было продано около 2,5 тыс. экземпляров.

Наряду с религиозно-нравственными знаниями в России стали распространяться знания научного содержания, как правило, прикладного характера. Это привело к появлению разного рода письменных руководств, в которых обобщался опыт прикладного использования знаний, например, из области геометрии в земледелии, военном деле, из области химии в производстве пороха, чернил и красок. В Аптекарском приказе стали учить врачеванию и приготовлению медикаментов. На распространение религиозных и научных знаний в стране стала оказывать влияние переводная литература (в 1600-1650 гг. были переведены 13 книг). Так, в это время широкое распространение получили переводные «лечебники» и «травники», содержащиеописания лекарственных свойств растений.

Освоение новых территорий и расширение связей с другими странами сопровождались накоплением географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга к Большому чертежу» с указанием путей вторжения крымских татар в центр страны. В «отписках» (донесениях) отрядов землепроходцев, продвигавшихся через Сибирь, содержались описания вновь осваиваемых земель, на основании которых были составлены «росписи» городам и ост­рогам Сибири, а также морского пути вдоль Охотского моря.

В 1621 г. в России впервые появилась рукописная газета' «Куранты», которую для царя и его окружения стали писать переводчики Посольского приказа. В газете, основным источ­ником которой был «Амстердамский Курант», содержались сведения о главных событиях и наиболее важных новостях международной жизни.

В первой половине XVII в. государство уделяло большое внимание историческим знаниям, с помощью которых прави­тельство обосновывало законность новой династии на царский престол в России. В это время летописи как основной жанр исторических знаний стали утрачивать свое значение, а само летописание стало нередко напоминать историческое повествова­ние. В начале 30-х гг. XVII в. был составлен официальный «Но-


вый летописец», в котором подчеркивалась родственная связь Романовых с Иваном Грозным и тем самым обосновывалась законность их прав на царский престол. В «Новом летописце» отрицательно оценивалось «незаконное» правление Б. Годунова и резко осуждались народные движения в начале века.

Летописи постепенно стали вытесняться историческими по­вестями тематического содержания. В этих повестях, носивших публицистический характер, события часто представлялись не как результат «божественной воли», а как следствие деятельнос­ти людей, в связи с этим обнаружился интерес к самой человече­ской личности. Так, в «Сказании» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева, посвященных бурным событиям начала века, при­чины потрясений усматриваются в ослаблении государственной власти и пренебрежении людьми религиозными правилами.

Грозные события начала XVII в. потрясли современников и вызвали стремление понять происшедшие потрясения. Это пос­лужило толчком для появления в среде церковно-политической элиты публицистической литературы, в которой скорбь по поводу разорения земли русской сопряжена с осуждением восстаний чер­ни. С позиций интересов аристократической знати были написаны «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его» и «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Го­дунов», в которых идеализировался образ правления Василия Шуйского и обличались его противники. Наоборот, антибоярской направленностью было проникнуто «Писание», вышедшее из дворянской среды и посвященное герою освободительной борьбы М. Скопину-Шуйскому. В демократических «Псковских повес­тях» нашла отражение позиция посадских людей, обвинивших во всех бедах бояр, воевод, дьяков и богатых купцов.

В первой половине XVII в. тенденция к «обмирщению» стала проникать и в русское искусство. Прежде всего это нашло отражение в распространении в архитектуре декорированного шатрового стиля. В это время были построены в Угличе Успенская церковь с тремя высокими, стройными шатрами; в Троице-Сергиевом монастыре — изящная и нарядная цер­ковь Зосимы и Савватия, украшенная цветными изразцами; в Вязьме — богато декорированный пятишатровый собор; в подмосковном селе Острово — церковь, увенчанная краси­вым шатром, у основания которого была возведена нарядная


четырехъярусная пирамида кокошников. К выдающимся произведениям зодчества XVII в. относится храм Рождества Богородицы в Путинках (Москва). По заказам купцов в Москве была возведена церковь Троицы в Никитниках, а в Ярослав­ле — храм Ильи Пророка.

«Обмирщение» русской архитектуры выразилось также в том, что каменное зодчество постепенно перестало быть атрибутом только церковного строительства. Из камня стали возводиться жилые и хозяйственные постройки для светской и духовной знати, богатых посадских людей. Выдающимся со­оружением такого типа является теремной дворец Московского Кремля, построенный Баженом Огурцовым и Трефилом Шару-тиным. Этот дворец представлял собой трехэтажное здание на высоких подклетях, увенчанное высоким «теремком». Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное золотое крыльцо придавали дворцу сказочный вид.

В массовой культуре, которая базировалась на образно-сим­волическом, преимущественно художественном типе мышления великороссов, продолжали сохраняться традиции героического былинного эпоса. В первой половине XVII в. эти традиции пере­рабатывались на основе осмысления борьбы с иноземными за­хватчиками, которая в.сознании русского народа воспринималась прежде всего как защита православной веры. Поэтому понятия «русский» и «православный», «Русская Земля» и «Святая Русь» в массовом сознании этого периода становятся нераздельными. Принимая в качестве идеала жизнь христианского подвиж­ника и испытывая благоговение перед ним, великороссы вместе с тем любили яркие праздничные гуляния, веселье, сохраняя при этом несмотря на церковные гонения и языческие празднества. Государство и церковь боролись с языческими пережитками, но в то же время были вынуждены учитывать в своей политике особенности массовой культуры. Так, например, страх в народе перед «заложными» (умершими насильственной смертью) по­койниками, якобы способными наводить различные бедствия, сдерживал государственные репрессии и даже вынудил ввести в законодательство обязательное покаяние и отпущение грехов казнимым.

Особенностью массовой культуры было широкое распро­странение так называемой «карнавальной культуры». Множество


скоморохов, кукольников с популярным в народе Петруш­кой, вожатых с обученными медведями бродили в то время по русским городам. Их грубоватые, порой резкие и смелые обличения светских господ и церковников привлекали к себе внимание народа и беспокоили представителей власти. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1648 г. указ, по которому запрещались «позорища» (зрелища) скоморохов, «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» подлежали уничтожению, а ослушников приказано было «бить батогами». Однако это мало помогало — свободолюбивая народная карнавальная культура продолжала жить.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...