Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура. Вторая половина XVII в. была «новым периодом» и в исто­рии русской культуры



Вторая половина XVII в. была «новым периодом» и в исто­рии русской культуры. Новые явления в области культуры появились в России в годы правления Алексея Михайловича «Тишайшего», который не будучи реформатором не боялся новшеств и способствовал созданию при своем дворе своеобраз­ного культурного центра, где переплетались традиции старины и новые веяния, шедшие с Запада.

Интересную оценку деятельности Алексея Михайловича в этой связи дал В. Ключевский: «В этом лице отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Царь Алексей Михайлович принял в пре­образовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело; одной ногой он еще крепко упирался в род­ную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины.

Несмотря, однако, на свой пассивный характер, на свое доб­родушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения. Своими часто беспорядочными и непоследовательными поры­вами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать он приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны. Он не дал руководящих идей для реформы, но


помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им возможность почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности: не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение».

Большое значение для русской культуры второй полови­ны XVII в. имела реформа патриарха Никона по унификации богослужения и богослужебных книг на церковно-славянском языке. Массовое религиозное сознание в России имело во многом образно-символический характер, не принимало ра­циональных аргументов о необходимости внесения уточнений по выверенным образцам. Поэтому исправления русского богослужения и священных книг по греческим образцам были восприняты многими прихожанами и частью клира как навя­зывание «новой веры». Изменения в обрядах разрушали веру в магическую значимость обрядов и символики ритуалов и воспринимались как покушение на сущность православия, дело рук Антихриста. Церковный раскол означал духовный раскол народа, он был отражением противоречивого взаимодействия образно-символического и постепенно распространяющегося рационалистического мышления.

Отличительной чертой развития русской культуры во второй половине XVII в. являлось противоборство светского и религи­озного начал. В это время произошло падение роли и престижа церкви в политической и духовной жизни общества. Раскол церкви и кризис церковной организации, дело патриарха Никона и непристойное поведение некоторых церковных служителей нанесли заметный ущерб авторитету церкви в России. Уступив на практике первенство светской власти, церковь оказалась в большой зависимости от государства. В связи с распростра­нением просвещения в России позиции церкви ослабли и в повседневной жизни. Поэтому если раньше русская культура развивалась преимущественно в церковных рамках, то теперь она постепенно приобретала все более «мирской», светский характер. Образование, общественная мысль, литература, жи­вопись, зодчество постепенно выходили из-под неусыпного и жесткого контроля клерикалов.

Этому способствовало, кроме всего прочего, расширение всесторонних связей с Западом и культурными центрами Украины и Белоруссии. В это время резко увеличился наплыв


иностранцев в Россию, куда стали приезжать торговать, служить и работать не только иноземные купцы, военные, мастера, врачи и аптекари, но и актеры. В 1671 г., например, ко двору русского царя прибыла странствующая труппа немецких актеров и музыкантов во главе с И. Ротфридом.

Светский характер русской культуры усиливался также под влиянием складывания в России новой системы образования, в развитии которой наметились две тенденции — греко-сла­вянская и латинская. Представители первой (так называемые «грекофилы»), более всего радели о чистоте православной веры и выступали против распространения светских знаний и изуче­ния иностранных языков, опасаясь прихода на русскую землю «латинства», считавшегося давним врагом православия.

Представители второй тенденции, отказавшись от узкой ограниченности греческого церковного образования, старались всемерно расширять рамки светского просвещения, учить запад­ноевропейским языкам, приобщать к научным знаниям. Один из этих представителей А. Ордин-Нащокин писал: «Доброму не стыдно навыкать со стороны у чужих». Цель образования они видели в том, чтобы готовить не столько служителей церкви, сколько просвещенных государственных деятелей.

Центрами культуры становились крупные города с зарож­дающейся промышленностью, товарным производством, тор­говлей, и прежде всего Москва, где борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры во второй половине XVII в., принимала наиболее острые формы.

В это время основная масса населения страны оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно возросло. Так, в Москве в 80-х гг. XVII в. около 24% посадского населения было грамотным. Большим спросом в городах стали пользоваться печатные книги. С 1650 по 1664 г. в России были проданы: «Соборное Уложение» — 664, «Учение и хитрость ратного строя» — 68, «Шестоднев» — 67, «Грамматика» — 38, «Евангелие напрестольное» — 37, «Поуче­ние Ефрема Сирина» — 10 экземпляров.

Быстро росло число переводных изданий. Если в первой половине XVII в. были изданы 13, то во второй — 114 книг религиозно-нравственного, исторического, литературно-художе­ственного, географического, астрономического, медицинского,


естественнонаучного, юридического, политического, военного, энциклопедического, справочного и другого содержания. Отно­сительно большое количество изданных в России переводных книг совсем не означало, что они были доступны широкому кругу читателей. Эти издания переводились в Посольском приказе и предназначались прежде всего для царя и патриарха, а также для высших представителей власти.

Однако в «новый период» русской истории уже было недо­статочным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих про­фессиональными знаниями в различных областях. Поэтому важ­нейшей культурной задачей стало создание высшей школы.

Попытки создания высшей школы в России или обучения русских людей за границей предпринимались еще со времен Бориса Годунова, но успеха не имели. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с учеными-греками братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для' людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной

службы.

Академия была высшей богословской школой, обучение в которой строилось на основе принципов и традиций право­славия, но образование, получаемое в ней, по своему объему приближалось к уровню западноевропейских университетов. В академии преподавались духовные и гражданские науки: богословие (догматическое и нравственное), грамматика, пии­тика, риторика и разумительная (умозрительная) философия, естественная (физика) и нравственная (мораль). Читались также курсы церковного и гражданского права, изучались славянский, греческий, латинский и польский диалекты. Главным научным авторитетом в академии считался Аристотель.

Во второй половине XVII в. широкое распространение получили исторические знания, при этом интерес к истории становился практическим делом. Так, неизвестный автор «Исторического учения», написанного в 70-80-е гг. XVII в., утверждал, что история нужна прежде всего правителям, ибо дает поучительные примеры «добрых» и «дурных» деяний ко-


ронованных особ. При царе Алексее Михайловиче был создан Записной приказ, специальное правительственное учреждение по сбору исторических материалов и написанию исторических сочинений. В частности, этому приказу было поручено подгото­вить продолжение Степенной книги — царского родословия. Большим событием в распространении исторических знаний было издание в 1674 г. «Синопсиса» (обозрение, опи­сание), написанного под руководством ученого монаха Киево-Могилевской академии Иннокентия Гизеля. В «Синопсисе» излагались история Руси с древнейших времен и особенно подробно история Киевской Руси и отношения между Москвой и Украиной. «Синопсис» пользовался большой популярностью и выдержал около 30 изданий. Он стал главным печатным учебным пособием по русской истории. Авторами одного из первых произведений по истории России с древнейших времен до современности стали также дьяк Федор Грибоедов, типог­рафский правщик Федор Поликарпов и служилый человек Андрей Лызлов.

Много нового во второй половине XVII в. появляется в русской литературе. Распространение грамотности в среде город­ского посада и появление значительной прослойки образованных людей в разросшейся системе государственных приказов способ­ствовали проникновению в литературу демократических начал. Это выразилось в том, что в литературе усилилось внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям. В литературных произведениях появился вымышленный герой, принадлежащий не к аристок­ратическим верхам, а к служилым или посадским людям и даже к «голым и небогатым».

В русской литературе появилось стихосложение. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтирь, служивший долгое время пособием для обучения детей грамоте. Как придворный поэт он сочинил немало помпезных со многими аллегориями стихов, прославлявших Алексея Михайловича и Федора Алексе­евича. Главное его произведение — сборник стихов «Вертоград многоцветный» — посвящено вопросам нравственного воспита­ния. В области стихосложения работал также Карион Истомин, который в стихотворной форме написал «Домострой», изложив в нем нравственные поучения детям.


Для архитектуры вторая половина XVII в. — время появле­ния новых веяний, вкусов и форм. Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и церковь, уступили место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквям, отличавшимся игрой объемов и красок, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшенных резьбой ицветными изразцами. Шатровые колокольни также стали украшаться резьбой и изразцами.

Стремление к красоте и уход от церковного аскетизма в архитектуре встретили сопротивление церкви. Патриарх Никон специальным указом даже пытался наложить запрет на строи­тельство шатровых церквей. Он требовал следовать старинным византийским образцам крестовокупольных храмов. Тогда в виде шатров стали строиться колокольни, которые своими вер­тикалями оживляли городской пейзаж. Однако запрет Никона в целом не возымел должного действия. Шатровые церкви про­должали возводиться в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове и других городах.

Стремление к праздничной торжественности отразилось в перестройке башен Московского Кремля, увенчанных во второй половине XVII в. нарядными шатрами, покрытыми цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом. С той же целью возводились мощные и нарядные стены и башни в Троице-Сергиевом монастыре, монастырях Костромы, Сузда­ля, Владимира, Симоновом, Новодевичьем, Донском и других московских монастырях.

Во второй половине XVII в. развивается каменное строи­тельство в городах, где стали строить даже трехэтажные дома. Характерная особенность городских построек — богатая деко­ративность во внешней отделке, красота и «узорочье». В этом нашло отражение общее «обмирщение» сознания людей, против которого так упорно боролась церковь.

Новых успехов достигло деревянное зодчество, удивитель­ным образцом которого стал дворец Алексея Михайловича в под­московном селе Коломенском, построенный под руководством плотничьих дел мастеров Семена Петрова и Ивана Михайлова. Издали он походил на целый городок с башенками, чешуйча­тыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми колонками. Современники называли этот дворец «восьмым чудом света».


В конце XVII в. знакомство с западноевропейской архи­тектурой, синтез ее идей с русскими традициями привели к складыванию пышного и парадного стиля, условно называемого «московским или нарышкинским барокко». В этом стиле идея строго пропорциональной («ордерной») композиции зданий, организованных пространств и объемов сочеталась с пышной декоративной отделкой, развивающей традиции «узорочья». Шедеврами нарышкинского стиля стали нарядные, празднич­ные церкви Покрова в Филях, собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах под Москвой (зодчий Я. Бухвостов).

Борьба нового со старым, характерная для развития рус­ской культуры XVII в., затронула и живопись. В рамках еще религиозного содержания русские живописцы стали проявлять особое внимание к человеческой личности. Так, работавший в царском дворе художник И. Владимиров в своих письмах спрашивал: «Где такое указание нашли любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?»

Обращение к человеческой личности проявилось не только в индивидуализации религиозных персонажей, но и в изобра­жении реальных лиц. Усиление символизма, утонченность в прорисовке деталей вели к «заземлению» духовности времен Феофана Грека и Андрея Рублева, делали иконопись художников второй половины XVII в. (П. Чирин, Е. Москвитин) сопостави­мой с европейской. Усилилось стремление к новой сюжетике, в том числе апокалипсическим картинам, например, натуралис­тические сцены мучений грешников. Лики святых на религи­озных фресках и иконах стали ближе к смертному человеку. Помимо индивидуализма религиозных персонажей появилась так называемая «парсуна» — изображение реальных лиц.

Реалистические тенденции в наивной прозападной форме особенно проявились в творчестве Симона Ушакова. Так, его «Спас нерукотворный» отличался прежде всего прекрасной раз­работкой человеческого лица. Библейские сюжеты были только поводом для изображения сцен реальной жизни. Стремлени­ем к реализму характеризовались также работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В их фресках и иконах библейские сюжеты — только повод для изображения реальной жизни.


Оживленные связи России с Западом во второй половине XVII в. способствовали возникновению в Москве придворного театра под руководством пастора Грегори. Первым драмати­ческим представлением на его сцене была русская «комедь» 1«Баба-Яга Костяная Нога», поставленная в 1671 г. во время торжеств по случаю вступления царя Алексея Михайловича во второй брак. Второй придворный спектакль был поставлен в 1672 г. в честь рождения царевича Петра. Спектакли были преимущественно духовного сбдержания. Авторами пьес являлись Симеон Полоцкий и архимандрит Дмитрий Савин. Позднее появились светские пьесы — «Комедия о Тамерлане иБаязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». Церковь враждебно отнеслась к появлению этого театра, поэтому после смерти Алексея Михайловича он по настоянию патриарха Иоакима был закрыт.

В целом ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способс­твовало развитию культуры, накоплению знаний, появлению первых опытов их творческого осмысления.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...