Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12. Закрепощение крестьян. предположение, что и запрет кресть­янских переходов в рамках заповед­ных лет, и пятилетние урочные годы были введены в жизнь посредством временных




предположение, что и запрет кресть­янских переходов в рамках заповед­ных лет, и пятилетние урочные годы были введены в жизнь посредством временных правительственных распо­ряжений, не облеченных в форму раз­вернутого, мотивированного законо­дательного акта.

При Лжедмитрии I власти пред­приняли попытку систематизировать законы, изданные с начала 50-х годов XVI в. до 1 февраля 1606 г. В этих целях и был составлен Сводный Су­дебник 1606—1607 гг., включавший подробные разделы (грани) о кресть­янах. Составители Судебника имели в своем распоряжении фонды Помест­ного приказа, из стен которого выш­ли все важнейшие постановления по крестьянскому вопросу. Тем не менее компетентные приказные правоведы не смогли найти никаких законода­тельных памятников царя Федора о крестьянах, за исключением одного лишь указа 1597 г. Если московские правоведы, систематизировавшие за­конодательство царя Федора, не об­наружили этот указ или уложение о крестьянах через 13 лет после его издания, имея под руками сохранные архивы, то это может иметь только одно объяснение: безуспешно разы­скиваемый указ, по-видимому, никог­да не был издан.

Отмена долгих заповедных лет и осуществление на практике норм пя­тилетних урочных лет первоначально не изменили взгляда на запрещение крестьянских выходов как на меру временную. Своеобразным свидетель­ством тому служит приговор старца Иосифо-Волоколамского монастыря Мисаила о монастырских крестьянах. Мисаил, в миру Михаил Андреевич Безнин, был человеком широко из-


вестным в тогдашнем русском обще­стве. Бывший воспитатель царевича Федора, он многие годы сидел в Бо­ярской думе и лишь в 1586 г. вынуж­ден был уйти в монастырь из-за про­исков Годунова. Очень скоро энергич­ный старец взял в свои руки дела одного из крупнейших монастырей страны. В 1595 г. Мисаил предписал приказчикам Иосифо-Волоколамского монастыря по «кабалам денег на кре­стьянех не имати, которые учнут за монастырем жити, а будет государь изволит крестьяном выходу быть, и которые крестьяня пойдут из-за мо­настыря, и на тех крестьянех по тем кабалам деньги имати... в казну в мо­настырскую» 74. Свое решение о не­взыскании денег по кабалам старец Мисаил поставил в прямую зависи­мость от продления или отмены за­кона о запрещении выхода. Очевидно, он считал названный закон времен­ным нововведением 75. Поскольку Без­нин был практическим дельцом и знал настроения в правительственных кругах, его слова приобретают особое значение.

Трудно составить точное пред­ставление о тех политических разно­гласиях, которые возникли в думе в связи с подготовкой и изданием кре­постнических законов. При Василии Шуйском руководители Поместного приказа утверждали, будто царь Фе­дор запретил крестьянам переходы «по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр»76. В подобном утверждении, вероятно, была доля истины.

Пока Годунов не стал полновласт­ным правителем государства, меры в отношении крестьян носили половин­чатый характер. Слабое, раздираемое внутренними противоречиями прави-







Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...