Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 26 страница



ум концентрируется на Параматме в сердце, и жизненная сила поднимается к

верхней части головы. В шестой главе этот процесс был описан подробно. Но, как

упоминалось ранее, в Кали-югу все это трудно осуществить на практике. Наилучший

метод - это сознание Кришны. Если человек может постоянно концентрировать

свой ум на Кришне, преданно служа Ему, то ему очень легко оставаться в состоянии

трансцендентного транса, или самадхи.

ом итй экакшарам брахма вйахаран мам анусмаран

йах прайати тйаджан дехамса йати парамам гатим

ом - сочетание букв ом, омкара; ити - таким

образом; эка-акшарам - один этот слог; брахма - абсолютный;

вйахаран - вибрируя; мам - Меня (Кришну); анусмаран - помня;

йах - любой; прайати - оставляет; тйаджан - покидая;

дехам - это тело; сах - он; йати - достигает; парамам - высший;

гатим - назначение.

Достигнув такого состояния йоги и произнося священный слог

ом, высшее сочетание букв, человек, при оставлении тела думающий о Верховной

Личности Бога, несомненно попадает на духовные планеты.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно указывается, что ом, Брахман, и Господь

Кришна суть одно. Безличностный звуковой образ Кришны - это ом, но в

звучании маха-мантры содержится ом. Для данной эпохи здесь рекомендуется

повторение маха-мантры. Если человек оставляет свое тело, повторяя Харе

Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама,

Харе Харе, он безусловно достигает одной из духовных планет. Бхакты Кришны

попадают на Голоку Вриндавана, планету Кришны. Для персоналистов также существует

бесчисленное множество других планет в духовном небе, именуемых Ваикунтхами,

имперсоналисты же остаются в брахмаджйоти.

ананйа-четах сататамйо мам смарати нитйашах

тасйахам сулабхах партха нитйа-йуктасйа йогинах

ананйа-четах - не блуждая умом; сататам - всегда;

йах - любой; мам - Мне (Кришне); смарати - помнит;

нитйашах - регулярно; тасйа - ему; ахам - Я есть;

су-лабхах - очень легко достигнуть; партха - о сын Притхи;

нитйа - регулярно; йуктасйа - связанного; йогинах - с преданным.

Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от Меня мыслями, тому, о

сын Притхи, легко Меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе в частности описывается конечное

состояние, достигаемое истинными преданными Господа, служащими Ему в

бхакти-йоге. В предыдущих стихах описывались четыре различных типа преданных:

страдающие, любознательные, стремящиеся к материальной выгоде и спекулятивные

философы. Описывались также различные способы освобождения из материальных пут:

карма-йога, джнана-йога и хатха-йога. К принципам всех этих видов йоги

примешивалась некоторая доля бхакти, но в этом стихе имеется в виду чистая

бхакти-йога, без какой бы то ни было примеси джнаны, кармы или хатхи. Как

на то указывает слово ананйа-четах, в бхакти-йоге преданный не желает

ничего, кроме Кришны. Чистый преданный не желает ни вознесения на райские

планеты, ни растворения в брахмаджйоти, как не ищет он и спасения или

освобождения из материальных пут. Чистый преданный вообще не имеет никаких

желаний. В “Чаитанйа-чаритамрите” чистый преданный называется нишкама, что

означает, что у него нет желаний получить какую-либо выгоду для самого себя.

Совершенный мир и спокойствие доступны только ему одному, но не тем, кто

стремится к личной выгоде. Тогда как джнана-йоги, карма-йоги или хатха-йоги

стремятся к достижению какого-то личного интереса, единственное желание

совершенного преданного - доставить радость Верховному Господу. Потому

Господь говорит, что каждый, кто безраздельно Ему предан, может легко достичь

Его.

Чистый преданный постоянно занят служением Кришне в какой-либо из

Его многочисленных личностных форм. Кришна проявляет Себя в различных полных

экспансиях и воплощениях, таких, как Рама и Нрисимха, и преданный может по

своему выбору направлять свой ум на любовное служение любой из этих

трансцендентных форм Верховного Господа. У такого преданного не возникают

проблемы, одолевающие тех, кто занимаются другими видами йоги. Бхакти-йога

очень проста, чиста и легка для выполнения. Можно начать просто с чтения

маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе

Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кришна очень милостив ко всем, но, как уже

объяснялось, Его особенно привлекают те, кто служат Ему, не отклоняясь с этого

пути. Господь всеми возможными способами помогает таким преданным. Как

говорится в Ведах (Катха-упанишад, 1.2.23), йам эваиша вринуте тена лабхйас/

тасйаиша атма вивринуте танум свам - “Тот, кто полностью вручил себя

Господу и целиком занят преданным служением Ему, может воистину понять

Господа”. В “Бхагавад-гите” (10.10) также говорится: дадами буддхи-йогам

там - “Господь дает такому преданному достаточно разума, так что он в

конце может достичь Его в Его духовном царстве”.

Особое качество чистого преданного заключается в том, что он

всегда думает о Кришне, независимо от времени и места. К тому не может быть

никаких препятствий. Он должен быть в состоянии продолжать свое служение где

угодно и в любое время. Некоторые говорят, что преданные должны оставаться в

святых местах, таких, как Вриндаван или же в каком-нибудь священном городе, где

жил Господь, но чистый преданный может жить в любом месте и создавать там

атмосферу Вриндавана своим преданным служением. Шри Адваита сказал Господу

Чаитанйе: “Где бы Ты ни находился, о Господь, там - Вриндаван”.

Как на то указывают слова сататам и нитйашах, что означает

“всегда”, “регулярно”, или “каждый день”, чистый преданный постоянно помнит о

Кришне и размышляет о Нем. Таковы качества, характеризующие чистого преданного,

который легче всех других может достичь Господа. Бхакти-йога - это

система, которую “Гита” рекомендует как наиболее предпочтительную. Обычно

бхакти-йоги заняты в одном из пяти видов преданного служения:

1)шанта-бхакта - занятый преданным служением в нейтральных отношениях;

2)дасйа-бхакта - занятый преданным служением в качестве слуги;

3)сакхйа-бхакта - в качестве друга; 4)ватсалйа-бхакта - в

качестве родителя и 5)мадхурйа-бхакта - в качестве любящего супруга

Верховного Господа. На любом из этих путей чистый преданный всегда занят

трансцендентным любовным служением Верховному Господу и не может забыть Его,

так что для него Господь легко достижим. Чистый преданный не может забыть

Верховного Господа ни на мгновение, и точно так же Верховный Господь ни на

мгновение не может забыть Своего чистого преданного. Таково великое

благословение, получаемое преданным, повторяющим маха-мантру Харе Кришна, Харе

Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах самсиддхим парамам гатах

мам - Меня; упетйа - достигая; пунах - снова;

джанма - рождение; духкха-алайам - место страданий;

ашашватам - временное; на - никогда; апнуванти - достигают;

маха-атманах - великие души; самсиддхим - совершенство;

парамам - конечное; гатах - достигнув.

Вернувшись ко Мне, великие души, достигшие наивысшего

совершенства в бхакти-йоге, никогда не отправятся обратно в этот временный,

полный страдания мир.

КОММЕНТАРИЙ: Так как этот преходящий материальный мир полон

страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью, то

естественно, что тот, кто достигает высшего совершенства и попадает на высшую

планету Кришналоку, Голоку Вриндавана, не желает возвращаться обратно. В

ведической литературе говорится, что высшая планета находится вне нашего

материального видения, что она необъяснима, но достижение ее есть конечное

совершенство, она - то место, куда отправляются махатмы (великие души).

Махатмы получают трансцендентное знание от преданных, достигших духовного

осознания, и в результате этого постепенно все больше и больше отдают себя

преданному служению в сознании Кришны. Они настолько погружаются в

трансцендентное служение, что больше уже не хотят подняться на какую-либо

материальную планету и даже не желают перенестись на планеты духовного мира.

Они лишь стремятся к общению с Кришной и ни к чему более. Таково высшее

совершенство жизни. В этом стихе особенно описываются преданные, держащиеся

личностной концепции Верховного Господа, Кришны. Такие обладающие сознанием

Кришны преданные достигают высшей ступени совершенства. Другими словами, они

являются самыми возвышенными душами.

а-брахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна

мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате

а-брахма-бхуванат - до планеты Брахмалоки;

локах - планеты; пунах - снова; авартинах - возвращаясь;

арджуна - о Арджуна; мам - ко Мне; упетйа - прибывая; ту - не;

каунтейа - о сын Кунти; пунах джанма - новое рождение;

на - никогда; видйате - не происходит.

Начиная с самой высшей планеты материального мира и до самой

низшей - все они являются местом страданий, где повторяются рождение и

смерть. Но тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда не рождается

вновь.

КОММЕНТАРИЙ: Все виды йогов - карма-, джнана-, хатха-йоги

и так далее - в конце концов должны достичь совершенной ступени

преданности Господу через бхакти-йогу, или сознание Кришны, прежде чем они

смогут перейти в трансцендентную обитель Кришны и никогда не возвратиться

обратно. Те, кто достигают высших материальных планет, планет полубогов, снова

подвергаются повторяющемуся процессу рождения и смерти. Аналогично тому, как

люди с Земли поднимаются на высшие планеты, люди с высших планетах, таких, как

Брахмалока, Чандралока и Индралока, падают на Землю. Совершение

жертвоприношения, называемого панчагни-видйа, рекомендованное в

“Чхандогйе-упанишад”, позволяет достичь Брахмалоки, но если на Брахмалоке

человек не развивает сознание Кришны, то ему придется вернуться на Землю. Те,

кто, будучи на высших планетах, развивают свое сознании Кришны, постепенно

поднимаются на все более и более высокие планеты и при разрушении вселенной

переходят в вечное духовное царство. Шридхара Свами, в своем комментарии к

“Бхагавад-гите”, приводит следующий стих:

брахмана саха те сарве сампрапте пратисанчаре

парасйанте критатманах правишанти парам падам

“Когда происходит уничтожение этой материальной вселенной, Брахма и

его слуги, постоянно пребывающие в сознании Кришны, все переносятся в духовную

вселенную, на определенные духовные планеты, в соответствии со своими

желаниями”.

сахасра-йуга-парйантам ахар йад брахмано видух

ратрим йуга-сахасрантамте 'хо-ратра-видо джанах

сахасра - тысяча; йуга - тысячелетие;

парйантам - включая; ахах - день; йат - что;

брахманах - Брахмы; видух - они знают; ратрим - ночь;

йуга - тысячелетие; сахасра-антам - подобным же образом, после тысячи;

те - тот; ахах-ратра - день и ночь; видах - те, кто понимают;

джанах - люди.

По земному исчислению, тысяча эпох, вместе взятых, длятся

столько же, сколько один день Брахмы. И так же долго длится его ночь.

КОММЕНТАРИЙ: Продолжительность существования материальной

вселенной ограничена. Она измеряется в повторяющихся циклах калп.

Калпа - это день Брахмы, а один день Брахмы состоит из тысячи периодов в

четыре юги: Сатйа, Трета, Двапара и Кали. Сатйа-юга характеризуется

праведностью, мудростью, религиозностью и фактическим отсутствием невежества и

порока и длится 1728000 лет. В Трета-юге появляется порочность, и эта юга

длится 1296000 лет. В Двапара-юге наблюдается еще больший упадок добродетели

и религиозности, тогда как порочность растет, и эта юга длится 864000 лет. И в

конце концов наступает Кали-юга (та, в которой мы сейчас живем; она началась

около 5000 лет назад), которая изобилует ссорами, невежеством, безбожием и

грехом. В этой юге подлинная добродетель практически отсутствует длится

Кали-юга 432000 лет. В этой юге настолько разрастается порок, что в конце ее

появляется Сам Верховный Господь в образе Калки-аватары, уничтожает демонов,

спасает Своих преданных и начинает новую Сатйа-югу. После этого весь цикл

повторяется вновь. Эти четыре юги, повторенные тысячу раз, составляют один день

Брахмы, и столько же длится его ночь. Брахма живет сто таких “лет” и затем

умирает. Эти сто “лет” в земном исчислении соответствуют 311 триллионам и 40

биллионам земных лет. На основе таких вычислений жизнь Брахмы кажется

фантастически долгой, беспредельной, но с точки зрения вечности она

продолжается не дольше, чем вспышка молнии. В Причинном океане существует

бесчисленное множество Брахм, появляющихся и исчезающих, подобно пузырям в

Атлантическом океане. Брахма и его творение - это часть материальной

вселенной, и поэтому все они находятся в постоянном движении.

В материальной вселенной даже Брахма не освобожден от

необходимости рождаться, стареть, болеть и умирать. Брахма, однако,

непосредственно занят служением Верховному Господу в управлении этой вселенной,

поэтому он сразу же достигает освобождения. Санньяси, достигшие высокой ступени

духовного развития, попадают на планету Брахмы, Брахмалоку, высшую планету в

этой материальной вселенной, которая продолжает существовать дольше всех

райских планет в высших областях планетной системы. Со временем, однако, Брахму

и всех обитателей Брахмалоки ожидает смерть, в соответствии с законами

материальной природы.

авйактад вйактайах сарвах прабхавантй ахар-агаме

ратрй-агаме пралийанте татраивавйакта-самджнаке

авйактат - из непроявленного; вйактайах - живые

существа; сарвах - все; прабхаванти - начинают существование;

ахах-агаме - в начале дня; ратри-агаме - с наступлением ночи;

пралийанте - уничтожаются; татра - там; эва - непременно;

авйакта - непроявленное; самджнаке - в называемое.

В начале дня Брахмы все живые существа проявляются из

непроявленного состояния, и затем, когда наступает ночь, они снова уходят в

непроявленность.

бхута-грамах са эвайамбхутва бхутва пралийате

ратрй-агаме 'вашах партха прабхаватй ахар-агаме

бхута-грамах - совокупность всех живых существ;

сах - эти; эва - непременно; айам - это; бхутва

бхутва - рождаясь вновь; пралийате - уничтожается; ратри - ночи;

агаме - по прибытии; авашах - автоматически; партха - о сын Притхи;

прабхавати - проявляется; ахах - в дневное время; агаме - по

прибытии.

Снова и снова, когда наступает день Брахмы, все живые

существа начинают свое существование, а с наступлением ночи Брахмы они,

беспомощные, уничтожаются.

КОММЕНТАРИЙ: Не слишкои умные люди, пытающиеся остаться в

материальном мире, могут подняться на высшие планеты, но затем им придется

вновь спуститься на Землю. Во время дня Брахмы они живут, совершают какие-то

действия на высших и низших планетах материального мира, но с приходом ночи

Брахмы они все уничтожаются. На протяжении для Брахмы они получают различные

тела, для какой-то своей материальной деятельности, ночью же они, бестелесные,

пребывают в уплотненном состоянии в теле Вишну и вновь проявляются с

наступлением дня Брахмы. Бхутва бхутва пралийате - “В дневное время они

проявляются, а с наступлением ночи уходят в непроявленность”. Когда же жизнь

Брахмы кончается, все они уничтожаются и остаются в непроявленном состоянии в

течение миллионов и миллионов лет. В конце концов, когда Брахма в следующую

эпоху рождается снова, проявляются и они. Таким образом дживы оказываются

пленниками материального мира. Однако разумные люди, обращающиеся к сознанию

Кришны, используют человеческую форму жизни для преданного служения Господу,

повторяя маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе

Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Таким образом они переносятся, даже еще

в этой жизни, на духовную планету Кришны, и достигают там вечного блаженства, не

подвергаясь больше необходимости рождаться вновь.

парас тасмат ту бхаво 'нйо 'вйакто 'вйактат санатанах

йах са сарвешу бхутешу нашйатсу на винашйати

парах - трансцендентная; тасмат - к этому;

ту - но; бхавах - природа; анйах - другая;

авйактах - непроявленная; авйактат - к непроявленности;

санатанах - вечная; йах сах - та, которая; сарвешу - во всех;

бхутешу - проявлениях; нашйатсу - будучи уничтоженной;

на - никогда; винашйати - уничтожается.

Но существует другая непроявленная природа, которая вечна и

находится выше проявленной и непроявленной материй. Эта высшая природа никогда

не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, эта часть остается

неизменной.

КОММЕНТАРИЙ: Высшая духовная энергия Кришны трансцендентна и вечна.

Она - вне всех изменений материальной природы, которая проявляется или

уничтожается с наступлением дня или ночи Брахмы. Высшая энергия Кришны по своим

качествам полностью противоположна материальной природе (высшая и низшая

природы описываются в седьмой главе).

авйакто 'кшара итй уктас там ахух парамам гатим

йам прапйа на нивартанте тад дхама парамам мама

авйактах - непроявленное; акшарах - непогрешимое;

ити - таким образом; уктах - сказано; там - то;

ахух - известно; парамам - конечное; гатим - назначение;

йам - то, которое; прапйа - выигрывая; на - никогда;

нивартанте - возвращаются; тат - то; дхама - царство;

парамам - высшее; мама - Мое.

То, что ведантисты описывают как непроявленное и совершенное,

что известно как высшее назначение, то место, из которого, однажды достигнув

его, человек никогда не возвращается - есть Моя высшая обитель.

КОММЕНТАРИЙ: Высшая обитель Личности Бога, Кришны, описывается в

“Брахма-самхите” как чинтамани-дхама, место, где исполняются все желания.

Высшая обитель Господа Кришны называется Голока Вриндавана, и в ней множество

дворцов, сделанных из философского камня. Там также растут деревья, называемые

“древами желаний”, дающие любую пищу, какую пожелаешь; там живут коровы

сурабхи, которые дают неограниченное количество молока. В этой обители

Господу служат сотни тысячь богинь удачи (Лакшми), а Он именуется Говиндой,

изначальным Господом, причиной всех причин. Господь обычно играет там на Своей

флейте (венум кванантам). Его трансцендентная форма - самая прекрасная

из существующих во всех трех мирах. Его глаза подобны лепесткам лотоса, и Его

тело цветом напоминает тучу. Он настолько прекрасен, что Его красота

превосходит красоту тысячи купидонов. На Нем одежда цвета шафрана, гирлянда на

шее и павлинье перо в волосах. В “Бхагавад-гите” Господь Кришна лишь упоминает о

Своей личной обители, Голоке Вриндавана, которая является высшей планетой в

духовном царстве. Яркое описание ее дается в “Брахма-самхите”. В ведической

литературе (Катха-упанишад, 1.3.11) говорится, что нет ничего, что превосходило

бы обитель Верховного Господа, и что эта обитель есть высшая цель и назначение

(пурушан на парам кинчит са каштха парама гатих). Тот, кто достигает ее,

никогда не возвращается в материальный мир. Высшая обитель Кришны и Сам Кришна

суть одно, не различаясь в качественном отношении. На нашей земле, в девяноста

милях к юго-востоку от Дели находится Вриндаван, который является копией высшей

планеты Голоки Вриндавана, находящейся в духовном небе. Когда Кришна низошел на

нашу землю, Он предавался Своим играм и развлечениям именно там - во

Вриндаване, занимающем площадь примерно в восемьдесят четыре квадратных мили, в

районе Матхуры, в Индии.

пурушах са парах партха бхактйа лабхйас тв ананйайа

йасйантах-стхани бхутани йена сарвам идам татам

пурушах - Верховная Личность; сах - Он;

парах - Верховный, выше которого нет никого; партха - о сын Притхи;

бхактйа - преданным служением; лабхйах - может быть достигнут;

ту - но; ананйайа - истинным, неизменным; йасйа - которого;

антах-стхани - внутри; бхутани - все это материальное проявление;

йена - кем; сарвам - все; идам - что мы можем видеть;

татам - проникнуто.

Верховную Личности Бога, выше которого нет никого, можно

достичь путем чистой преданности. Хотя Он всегда пребывает в Своей обители, тем

не менее Он вездесущ, и все находится в Нем.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно говорится, что высшее назначение, откуда

нет возврата - это обитель Кришны, Верховной Личности. В “Брахма-самхите”

говорится, что эта высшая обитель есть ананда-чинмайа-раса, место, где все

исполнено духовного блаженства, где нет ничего материального. Все ее

многообразие осуществляется как духовная экспансия Самого Верховного Господа,

ибо в том мире все проявление создается исключительно духовной энергией, как

это объясняется в седьмой главе. Что касается этого материального мира, то,

хотя Господь всегда находится в Своей высшей обители, Он, тем не менее,

присутствует повсюду посредством Своей материальной энергии. Таким образом,

через Свою духовную и материальную энергии Он пребывает как в материальной

вселенной, так и в духовной. Йасйантах-стхани означает, что все существует в

Нем, в его духовной или материальной энергиях.

Только с помощью бхакти-йоги, или преданного служения, человек

может попасть в высшую обитель Кришны, или на бесчисленные планеты Ваикунтхи, на

что указывает в этом стихе слово бхактйа. Никакой другой процесс не поможет

достичь этой высшей обители. В Ведах (Гопала-тапани-упанишад, 3.2) также

описываются высшая обитель и Верховная Личность Бога. Эко ваши сарва-гах

кришнах. В этой обители есть только одна Верховная Личность Бога, и имя

Его - Кришна. Он - милосердный Верховный Господь, и хотя

Он - один, Он проявляет Себя в миллионах и миллионах полных экспансий.

Веды сравнивают Господа с деревом, которое, хотя и оставаясь неподвижным, дает

самые разные плоды и цветы, и меняет листву. Полные экспансии Господа,

управляющие планетами Ваикунтхи - четырехруки, они известны под разными

именами: Пурушоттама, Тривикрама, Кешава, Мадхава, Анируддха, Хришикеша,

Санкаршана, Прадйумна, Шридхара, Васудева, Дамодара, Джанардана, Нарайана,

Вамана, Падманабха и так далее.

В “Брахма-самхите” (5.37) также говорится, что хотя Господь

всегда пребывает в Голоке Вриндавана, Своей высшей обители, Он - вездесущ,

так что все идет своим чередом, в полном порядке (голока эва нивасатй

акхилатма-бхутах). Как утверждается в Ведах, (Шветашватара-упанишад, 6.8),

парасйа шактир вивидхайва шруйате/ свабхавики джнана-бала-крийа

ча - “Его энергии так обширны, что они постоянно и безупречно управляют

всем происходящим в космическом проявлении, хотя Сам Господь находится

далеко-далеко, в Своей обители”.

йатра кале тв анавриттим авриттим чаива йогинах

прайата йанти там каламвакшйами бхаратаршабха

йатра - в которое; кале - время; ту - но;

анавриттим - нет возвращения; авриттим - возвращение; ча - также;

эва - непременно; йогинах - различные виды мистиков;

прайатах - отправившись; йанти - достигают; там - то;

калам - время; вакшйами - Я опишу; бхарата-ришабха - о лучший из

Бхарат.

О лучший из Бхарат, теперь Я опишу тебе различные моменты

времени, в которые йоги уходят из этого мира, чтобы вернуться или не вернуться

обратно.

КОММЕНТАРИЙ: Бхакты, безраздельно преданные Верховному Господу,

души, полностью вручившие себя Ему, не беспокоятся о том, когда и каким образом

они покинут тело. Они все оставляют в руках Кришны и таким образом легко и

радостно возвращаются к Нему. Но те, кто не относятся к числу чистых преданных

и вместо этого полагаются на другие методы духовного самоосознания, такие, как

карма-йога, джнана-йога, хатха-йога и так далее, должны оставлять свое тело в

соответствующий момент и тем самым обеспечивать себе уход из мира рождения и

смерти.

Если йог достиг совершенства, он может выбрать время и место для

оставления этого материального мира, но если он не настолько владеет этой

наукой, его успех будет зависеть от случая, от того, покинет ли он это тело в

подходящий момент. Наиболее подходящие моменты для оставления тела, с тем,

чтобы не возвращаться назад, описываются Господом в следующем стихе. По

утверждению ачарьи Баладевы Видйабхушаны, санскритское слово кала,

использованное здесь, относится к верховному божеству времени.

агнир джйотир ахах шуклах шан-маса уттарайанам

татра прайата гаччханти брахма брахма-видо джанах

агних - огонь; джйотих - свет; ахах - день;

шуклах - две светлых недели; шат-масах - шесть месяцев;

уттара-айанам - когда солнце проходит по северной стороне; татра - там;

прайатах - те, кто покидают свое тело; гаччханти - идут; брахма - к

Абсолюту; брахма-видах - те, кто познал Абсолют; джанах - люди.

Те, кто познали Высшего Брахмана, достигают Его, уходя из

этого мира во время преобладания влияния бога огня, в светлое время, в

благоприятный момент дня, в течении двух недель прибывающей луны или же тех

шести месяцев, когда солнце странствует на севере.

КОММЕНТАРИЙ: Когда упоминаются огонь, свет, день и луна, то

имеется в виду, что всеми ими управляют различные божества, которые направляют

душу в момент отделения ее от тела. Во время смерти ум переносит нас в новую

жизнь. Если оставить тело в указанный выше момент, случайно или намеренно, то

можно достичь безличного сияния брахмаджйоти. Мистики, достигшие

совершенства в йоге, могут заранее выбрать время и место для оставления тела.

Другие люди не могут управлять этим - если случайно они оставят тело в

благоприятный момент, то они не вернутся в цикл рождений и смертей. В противном

же случае возвращение обратно очень и очень вероятно. Однако для чистого

преданного, обладающего сознанием Кришны, нет опасности возвращения, независимо

от того, покинет ли он тело в благоприятный или неблагоприятный момент,

случайно или намеренно.

дхумо ратрис татха кришнах шан-маса дакшинайанам

татра чандрамасам джйотир йоги прапйа нивартате

дхумах - туман; ратрих - ночь; татха - также;

кришнах - две недели темной луны; шат-масах - шесть месяцев;

дакшина-айанам - когда солнце проходит по южной стороне; татра - там;

чандра-масам - планета луна; джйотих - свет; йоги - мистик;

прапйа - достигая; нивартате - возвращается.

Мистик, который уходит из этого мира в туман, ночью, в

течение двух недель, когда луна на ущербе, или во время шести месяцев, когда

солнце движется на юг, достигает планеты луны, но вновь возвращается обратно.

КОММЕНТАРИЙ: В третьей книге “Шримад-Бхагаватам” Капила Муни

упоминает, что тот, кто сведущ в кармической деятельности и вопросах

жертвоприношения на земле, отправляется после смерти на луну. Эти возвышенные

души живут на луне около 10000 лет (по исчислению полубогов) и наслаждаются





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...