Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мистах[33] сделал что сделал, и Аллах ниспослал твое оправдание свыше семи небес». 6 страница



[14] Этот хадис - ослабил его имам Ибн Ади и другие, и назвал хорошим шейх уль Ислам Ибн Теймия и некоторые другие имамы. И у него есть разные пути, и как уже было сказано, он годится для подкрепления.

[15] Этот хадис хороший, передал его также ат-Тирмизи по другому пути и склонился к его удостоверению, и назвали его достоверным также Ибн Хузейма, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ибн аль-Каййим, и другие специалисты хадиса. И он передан по путям усиливающим друг друга.

[16] Достоверный хадис, удостоверили его также имам Ибн аль-Каййим, аз-Захаби в "Аль-Арш", хафиз аль-Хаками, и другие. Что же касается упоминания того, что Аллах откинулся и положил одну ногу на другую, как это пришло в некоторых путях хадиса Катады, то более правильно что это недостоверная добавка.

[17] Это прекрасный хороший достоверный хадис. Здесь имам упомянул лишь малую часть его, которая указывает на возвышенность Аллаха, и это очень большой, прекрасный и длинный хадис. Передали его Ибн Мандах в "Ат-Таухид", ат-Табарани в "Аль-Кабир", Ад-Даракутни в "Ар-Ру'я", Абдуллах Ибн Ахмад в "Ас-Сунна", Абу Муса аль-Мадини в "Аль-Латаиф", Ибн Аби Дунья в "Сыфатуль Джанна", и аль-Хаким в "Аль-Мустадрак", и многие другие.

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи:

ذَكَرْته لأَبِي عَبْدِ اللَّهِ قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ: هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ لَمْ يَقَعْ إِلَيْنَا عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ سَلَمَةَ وَاسْتَحْسَنَهُ

"Я упомянул этот хадис имаму Ахмаду, и он сказал: "Это редкий хадис, нам не удосужилось записать его от Мухаммада Ибн Салямы", и счёл его хорошим"

Сказал имам Абу Толиб:

سَأَلَ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنْ هَذَا الْحَدِيثِ، فَجَعَلْتُ أَقْرَؤُهُ عَلَيْهِ، فَقَالَ: مَا أَحْسَنَهُ

"Я спросил имама Ахмада про этот хадис, и начал читать его ему, и он сказал: "Какой же он хороший!!"

Источник: "Аль-Мунтахаб мин иляль аль-Халляль", 2

Сказал имам Ибн аль-Каййим про него:

حديث كبير حسن رواه المصنفون في السنة

"Это большой хороший хадис, передали его авторы книг по акыде ахли-Сунна.."

Источник: "Хади аль-Арвах", 1/215

И удостоверили его также Ибн Теймия, аз-Захаби, аль-Мунзири, аль-Хейсами, ас-Суюты, Ибн Хаджар аль-Аскалани, и другие.

[18] Хадис передал Абу аш-Шейх в "Аль-Азама", и аль-Хаким в "Аль-Мустадраке", и удостоверил, и другие, однако в его иснаде Усман Ибн Умейр, передатчик, которого ослабили большинство, поэтому аз Захаби прокритиковал аль-Хакима за это и ослабил хадис.

[19] Этот хадис слабый, как сказал аз Захаби в "Аль-Арш", страница 108. Однако, на то, что ниже Аллаха 70 тысяч покрывал, пришли подкрепляющие свидетельства из других хадисов, и указал шейх уль Ислам Ибн Теймия в "Баян тальбис аль-джахмия", 8/112 что эти сообщения переданы многими путями. И такие же слова достоверны от некоторых сподвижников и табиинов, и удостоверил аз Захаби эти слова от Абдуллаха Ибн аль-Амра Ибн аль-Аса и Муджахида. Аллах знает лучше.

[20] Передал его имам аль Бухари в "Сахихе", и многие другие

[21] Этот хадис известный, сказал про него имам Ибн аль-Каййим:

هو الحديث العظيم الشأن الذي هو قرة لعيون أهل الإيمان وشجى في حلوق أهل التعطيل والبهتان. رواه الشافعي في «مسنده» مجملا به كتابه راجيا بروايته وتبليغه عن الرسول من اللّه ثوابه، ورواه أئمة السنة له مقرين، وعلى من أنكره منكرين

"Это хадис который имеет великое значение, и он – услада глаз людей Имана, и кость в горле людей та'тыля и бухтана. Передал его аш-Шафии в своем "Муснаде", украшая им свою книгу, и надеясь на награду своего Господа за его передачу и донесение от Посланника, и передали его имамы Сунны признавая его, и порицая тех, кто порицал его!"

Источник: "Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля", 595

Хадис передается от Анаса Ибн Малика по огромному количеству путей, и удостоверили его аль-Мунзири, аль-Хейсами, аль-Бусайри, Аз-Захаби, Ибн аль-Каййим, и многие другие ученые по хадису.

Не говоря уже о том, что огромное количество имамов ахли-Сунна передало его в книгах по акыде опровергающих джахмитов.

[22] Этот асар передал имам аль-Бухари в "Тарихе", и ад-Дарими, в "Ар-Родд аля аль-Мариси", и Ибн Кудама, в "Исбат сыфатиль улюв", и другие. Сказал аз Захаби: "Его иснад достоверный", см. "Аль-Арбаин", 57

[23] Передал это ад-Дарими в "Ар-Родд аля аль-Джахмия", Ибн Аби Хатим в "Тафсире", и многие другие. Сказал аз Захаби в "Аль-Улюв": "Его иснад пригодный, и в нём есть прерванность". Сказал Ибн Касир: "Он прерванный, однако передан по другим путям". И по он достоверен по сумме путей, поэтому назвал его достоверным имам Ибн аль-Каййим в "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 566

[24] Его иснад достоверный, как сказали имам Ибн аль-Каййим и аз-Захаби, и Ибн Хузейма

[25] Передал его также имам шафиитов Абу аль-Аббас ас-Сирадж в "Опровержении джахмитам", и это недостоверно из слов Абу Хурейры, а достоверно лишь из передачи от Ибн Мас'уда из слов Пророка, мир ему, и предшествовало уже этот хадис. Сказал аз Захаби приведя сообщение Абу Хурейры: "И известным является лишь передача Минхаля от Абу Убейды от Масрука от Ибн Мас'уда" см. "Аль-Арбаин", 146.

[26] Назвал его иснад хорошим аз Захаби в "Аль-Арш", 111. Сказал наследник имама Ахмада, имам Абдуль Ваххаб аль-Варрак, передав этот асар:

من زعم أن الله ههنا فهو جهمي خبيث إن الله فوق العرش وعلمه محيط بالدنيا والآخرة

"Кто утверждает что Аллах здесь - тот мерзейший джахмит, истинно, Аллах над своим Троном, а его знание обьемлет дунья и ахира"

Источник: "Дар' ат тааруд", 3/204

[27] Передал его Исхак Ибн Рахавейхи в "Муснаде", и в его иснаде Ибрахим Ибн аль-Хакам Ибн Абан, и он слабый. Сказал аз Захаби в "Аль-Арш": "Передал его Ибрахим Ибн аль-Хакам Ибн Абан, и он слабый" см. "Аль-Арш", 116

[28] Асар достоверный, сказал о нем аз Захаби: "Его передатчики достоверные", сказал Ибн аль-Каййим: "Его иснад достоверный". см. "Аль-Улюв", 315, "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 436

[29] Назвал Ибн аль-Каййим его достоверным, и также аз-Захаби счёл достоверным этот иснад в "Аль-Арш", и в "Аль-Арбаин". Однако он же назвал его выдуманным в "Аль-Улюв", 135. И видимо причина этого - то что имам Ибн Кудама назвал одного из передатчиков лишь "Исхаком", без упоминания нисбы и куньи и отчества, и аз Захаби поначалу счел его кем то другим - из достоверных передатчиков. Затем же ему разьяснилось что это Исхак Ибн Бишр, он же - Абу Хузейфа аль-Бухари, лжец. И это верно так как имам Ибн Кудама в другом месте назвал полностью имя этого Исхака, см. "Ат-Таууабин", 18.

Поэтому, данный хадис - вымышленный.

[30] Абу Бакр аль-Хузали очень слабый, как сказал аз-Захаби в "Аль-Улюв", 123

[31] Один из больших факихов табиинов, ученик Аиши. Умер в 62 году хиджры.

[32] Передал его ат-Табарани в "Аль-Авсат", 5441, аль-Бейхакы, в "Аль-Кубра", 4193, имам Ахмад в "Муснаде", 26044, и многие другие, и иснад достоверный, как сказали об этом Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, и другие.

Сказал имам Ибн аль-Каййим, приведя его:

ولم يزل السلف الصالح يطلقون مثل هذه العبارة إطلاقا لا يحتمل غير الحقيقة

"И не переставали саляфы выражаться подобными выражениями, и использовать их так, что не может нести в себе никакого смысла кроме внешнего.."

Источник: "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 566

[33] Мистах, да будет доволен им Аллах - один из сподвижников. От него передается что он задел честь госпожи Аиши, да будет доволен ей Аллах. Этот асар удостоверил аль-Хаким, и другие.

[34] Передал его ад-Дарими в "Ар-Роддя аля аль-Джахмия", 276, и Ахмад в "Аз-Зухд", 337, и сказал аз-Захаби: "Это достоверно от Катады, одного из больших хафизов" см. "Аль-Улюв", 336

[35] Один из великих алимов табиинов, близкий ученик Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

[36] Удостоверил его также аз-Захаби в "Аль-Улюв", 96, и "Аль-Арбаин", 37, и имам Ибн аль-Каййим, см. "Иджтима аль-джуюш", 1/169

[37] Малик Ибн Динар - табиин, один из имамов религии, и аскетов и праведников. Иснад этого сообщения достоверный, как сказал здесь автор, и также удостоверили его Ибн аль-Каййим и аз Захаби.

[38] Табиин, имам, муфассир.

[39] Назвали его достоверным имам Ибн аль-Каййим и аз-Захаби

[40] Передал его аль-Бухари в "Хальк аф'аль аль-ибад", 11, и другие, и иснад достоверен. Сулейман ат-Тейми - один из табиинов и больших ученых Басры

[41] Имам, табиин, умер после 100 года.

[42] Удостоверили его аз-Захаби и имам Ибн аль-Каййим

[43] Один из поэтов времен табиинов

[44] Сказал аз-Захаби: "Эта передача достоверна от Хумейда, от Джарира", см. "Аль-Арш", 142, и удостоверил эту передачу также имам Ибн аль-Каййим в "Мухтасар ас-Сауаик", 567

[45] Яхья Ибн Рафи ас-Сакафи, из старых табиинов, ученик Усмана Ибн Аффана, Абу Хурейры, и других.

[46] Сказаз аз-Захаби: "Передатчики этого иснада - все они имамы!" см. "Аль-Арш", 143

[47] Сказал аз-Захаби: "Это достоверно от Муджахида, имама тафсира" см. "Аль-Улюв", 350

[48] Раби Ибн Абдур Рахман аль-Мадани, учитель имама Малика, факих, из малых табиинов

[49] Иснад достоверный, удостоверили его шейх уль Ислам Ибн Теймия, имам Ибн аль-Каййим, и аз-Захаби, см. "Аль-Арш", 146, "Дар' ат-тааруд", 3/236, "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 4/1304

[50] Умар Ибн Абдур Рахман Мухайсын, чтец людей Мекки, из табиинов. Ум. в 123 г.х.

[51] Этот кираат упоминаем в книгах кираатов, см. "Итхаф фудаля аль-башар фи кираати аль-арбаати ашер", 2/492, и др

[52] Сказал аз-Захаби в "Аль-Улюв", 914, приведя его: "Иснад этого сообщения ясный как солнце"

[53] Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Его иснад достоверный", см. "Дар' ат-Тааруд", 3/235, и также удостоверили его аз-Захаби, Ибн аль-Каййим и другие.

Польза: сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия касательно этого сообщения, опровергая одного из джахмитов-ашаритов:

أن نقله عن ابن عباسٍ أنه تأوَّل غيرَ ما آيةٍ لا أصل له، بل المحفوظ عن ابن عباس في تقرير النصوص الدالة على الصفات وإثبات الصفات أكثرُ من المحفوظ عن غيرِه من الصحابة، ولستَ تجد في هذا الباب شيئًا أكثر من المنقول عن ابن مسعودٍ وابن عباسٍ وأصحابهما، وهم أعلم الناس بالتفسير وتأويل القرآن. الوجه الخامس: أن نقله عن السلف أنهم تأولوا الأحاديث فهذا أغرب، هل يَقدِرُ أحدٌ قطُّ أن ينقل عن أحدٍ من الصحابة والتابعين أنه تأول شيئًا من أحاديث الصفات؟ بل هم الذين كانوا يروونها ويُحدِّثون بها من غير تحريفٍ لمعناها ولا ذكرٍ لتأويلٍ فيها، وعنهم أخذها تابعو التابعين، ولما صار الناس في زمن تابعي التابعين يسألون عنها علماءَ ذلك الزمن من صغارِ التابعين مثل الزهري ومكحول، وتابعيهم مثل الأوزاعي ومالك وغيرهما، أمرُّوها كما جاءتْ، ولم ينقلوا عن أحدٍ من التابعين تأويلًا لها أصلًا، بل المنقول عنهم كما قال الأوزاعي: «كنّا والتابعون متوافرون نقول: إن الله فوقَ عرشِه، ونؤمن بما وردتْ به السنةُ من صفاته». فهذا نَقْله لِما كان زمنَ التابعين، وهو الإيمان بالصفات، ولم يُرِدْ بذلك الإيمانَ بمجرد حروفها، فإن هذا لم يتغير، وقد سماها صفاتٍ، ولو كانت متأولةً لم تكن صفاتٍ. ولهذا لا يُسمِّيها محققو أهل التأويل أحاديثَ صفات، بل يقولون: أحاديث الإضافات، كما يقول ابن عقيل وطائفة معه، أو يقولون: مشكل الحديث أو متشابهه. وأما قول الأوزاعي: كنّا نؤمن ما وردت به السنة من صفاته.

"Его передача от Ибн Аббаса что он делал тауиль многих аятов - ей нет никакой основы, однако единственно достоверным от Ибн Аббаса является утверждение текстов указывающих на Сыфаты Аллаха, и утверждение Сыфатов, причем даже больше чем передано от других сподвижников помимо него, ведь ты в этом разделе не найдешь чтобы от кого то из них было передано больше, чем от Ибн Аббаса и Ибн Мас'уда и их учеников. И они были самыми знающими людьми о толковании Корана

Что же касается его передачи от саляфов, что они истолковывали хадисы - то это еще более странно! Разве способен хоть кто-то передать от одного из сподвижников и табиинов, чтобы он истолковал хоть что-то из хадисов Сыфатов? Однако все они передавали эти хадисы, и рассказывали их, без того чтобы искажать их смысл, и упоминать их истолкования. И от них эти хадисы взяли табии табиины.

И когда во времена табии табиинов люди стали спрашивать об этих хадисах ученых этого времени - малых табиинов, подобных аз Зухри и Макхулю, и их учеников, подобных Малику и аль-Аузаи и другим - они оставили эти хадисы на том же смысле, как они пришли, и не передали ни от одного из табиинов тауиля к этим хадисам вообще. Однако переданным от них является то, что сказал аль-Аузаи: "«Мы и все табиины были единогласны, говоря: «Поистине Всевышний Аллах над Троном, и мы верим в то что пришло в Сунне из Его атрибутов». И здесь он передает то, что было во время табиинов - и это только вера в Сыфаты. И он не имел ввиду под этим лишь веру в буквы слов пришедших о них, ведь это не изменилось и остается и сейчас.

И он назвал их "Сыфатами", а ведь если им делался бы тауиль, это не были бы Сыфаты. И поэтому мухаккыки делающих тауиль не называют эти хадисы хадисами Сыфатов, а говорят: "Хадисы идофат" (где относится что-то к Аллаху, но не является Его Качествами), как сказал это Ибн Акыль и другие, или говорят: "Мушкиль аль-хадис" - "Проблемные из числа хадисов", или "Муташабих". А аль-Аузаи же сказал: "Мы веровали в то, что пришло в Сунне из Сыфатов"!

Источник: "Джауаб аль-и'тирадат аль-мисрия аля аль-фатуа аль-Хамавия", 112

Примечание: Ибн Акыль аль-Ханбали был обвинен в зиндычестве и ему вынесли такфир и обьявили дозволенной его кровь ученые его времени - и он после этого сделал таубу и вернулся к чистой Сунне, да помилует его Аллах. См. подробно книгу "Тахрим ан-назр фи кутуб аль-калям" имама Ибн Кудамы аль-Макдиси

[54] Сказал шейх-уль Ислам Ибн Теймия:

قَالَ أَبُو حَنِيفَةَ عَمَّنْ قَالَ: لَا أَعْرِفُ رَبِّي فِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الْأَرْضِ: فَقَدْ كَفَرَ لِأَنَّ اللَّهَ يَقُولُ: { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } وَعَرْشُهُ فَوْقَ سَبْعِ سَمَوَاتٍ. قُلْت: فَإِنْ قَالَ إنَّهُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى وَلَكِنَّهُ يَقُولُ لَا أَدْرِي الْعَرْشَ فِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الْأَرْضِ ؟ قَالَ هُوَ كَافِرٌ ؛ لِأَنَّهُ أَنْكَرَ أَنْ يَكُونَ فِي السَّمَاءِ ؛ لِأَنَّهُ تَعَالَى فِي أَعْلَى عِلِّيِّينَ وَأَنَّهُ يُدْعَى مِنْ أَعْلَى لَا مِنْ أَسْفَلُ - وَفِي لَفْظٍ - سَأَلْت أَبَا حَنِيفَةَ عَمَّنْ يَقُولُ لَا أَعْرِفُ رَبِّي فِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الْأَرْضِ. قَالَ قَدْ كَفَرَ. قَالَ لِأَنَّ اللَّهَ يَقُولُ: { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } وَعَرْشُهُ فَوْقَ سَبْعِ سَمَوَاتٍ قَالَ فَإِنَّهُ يَقُولُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى وَلَكِنْ لَا يَدْرِي الْعَرْشَ فِي الْأَرْضِ أَوْ فِي السَّمَاءِ قَالَ إذَا أَنْكَرَ أَنَّهُ فِي السَّمَاءِ فَقَدْ كَفَرَ. فَفِي هَذَا الْكَلَامِ الْمَشْهُورِ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ عِنْدَ أَصْحَابِهِ: أَنَّهُ كَفَرَ الْوَاقِفُ الَّذِي يَقُولُ: لَا أَعْرِفُ رَبِّي فِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الْأَرْضِ ؛ فَكَيْفَ يَكُونُ الْجَاحِدُ النَّافِي الَّذِي يَقُولُ لَيْسَ فِي السَّمَاءِ ؛ أَوْ لَيْسَ فِي السَّمَاءِ وَلَا فِي الْأَرْضِ ؟ وَاحْتَجَّ عَلَى كُفْرِهِ بِقَوْلِهِ: { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } قَالَ: وَعَرْشُهُ فَوْقَ سَبْعِ سَمَوَاتٍ. وَبَيَّنَ بِهَذَا أَنَّ قَوْلَهُ تَعَالَى: { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } يُبَيِّنُ أَنَّ اللَّهَ فَوْقَ السَّمَوَاتِ فَوْقَ الْعَرْشِ وَأَنَّ الِاسْتِوَاءَ عَلَى الْعَرْشِ دَلَّ عَلَى أَنَّ اللَّهَ بِنَفْسِهِ فَوْقَ الْعَرْشِ. ثُمَّ إنَّهُ أَرْدَفَ ذَلِكَ بِتَكْفِيرِ مَنْ قَالَ إنَّهُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى وَلَكِنْ تَوَقَّفَ فِي كَوْنِ الْعَرْشِ فِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الْأَرْضِ قَالَ: لِأَنَّهُ أَنْكَرَ أَنَّهُ فِي السَّمَاءِ ؛ لِأَنَّ اللَّهَ فِي أَعْلَى عِلِّيِّينَ ؛ وَأَنَّهُ يُدْعَى مِنْ أَعْلَى لَا مِنْ أَسْفَلُ. وَهَذَا تَصْرِيحٌ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ بِتَكْفِيرِ مَنْ أَنْكَرَ أَنْ يَكُونَ اللَّهُ فِي السَّمَاءِ ؛ وَاحْتَجَّ عَلَى ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ فِي أَعْلَى عِلِّيِّينَ وَأَنَّهُ يُدْعَى مِنْ أَعْلَى لَا مِنْ أَسْفَلُ وَكُلٌّ مِنْ هَاتَيْنِ الْحُجَّتَيْنِ فِطْرِيَّةٌ عَقْلِيَّةٌ فَإِنَّ الْقُلُوبَ مَفْطُورَةٌ عَلَى الْإِقْرَارِ بِأَنَّ اللَّهَ فِي الْعُلُوِّ وَعَلَى أَنَّهُ يُدْعَى مِنْ أَعْلَى لَا مِنْ أَسْفَلُ وَقَدْ جَاءَ اللَّفْظُ الْآخَرُ صَرِيحًا عَنْهُ بِذَلِكَ. فَقَالَ: إذَا أَنْكَرَ أَنَّهُ فِي السَّمَاءِ فَقَدْ كَفَرَ. وَرَوَى هَذَا اللَّفْظَ بِإِسْنَادِ عَنْهُ شَيْخُ الْإِسْلَامِ أَبُو إسْمَاعِيلَ الْأَنْصَارِيُّ الهروي فِي " كِتَابِ الْفَارُوقِ





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...