Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальные взгляды Михайловского



Николай Константинович Михайловский (1842-1904 годы) — русских общественный деятель, публицист, литератор, редактор журнала «Русское богатство», литературный критик (специально социологией не занимался).

Цель социологии — обоснование деятельности человека через этику. Он пытается соединить в идейное целое понятие человека о сущем и должном, социальную теорию и социальную практику.

Он выделяет в науках две правды:

Социология — инструмент для социальных преобразований.

В человеке двигателем всех его действий является стремление к наслаждению.

Человек способен ставить перед собой цели. Но цели людей субъективны, поэтому изучать их объективными методами будет ошибочно.

Значит, мы можем понять другого (других) только в том случае, если войдем в интересы мыслящего субъекта, проживем его жизнь, поймем его чувства и старания.

Субъективный метод связан с идеей сопереживания (социолог ставит себя в положение наблюдаемого, представляет его мысли и чувства как свои).

Отсюда, социолог может и должен обладать предвзятым мнением. Т.е. определенной точкой зрения.

Психология толпы развита им в книге «О героях и толпе», где он ставит цель рассмотреть поведение человека в группе и массе людей, изучает влияния героя на толпу.

Герой — может поднять народ и на хорошее, и на плохое (он преследует свои интересы)

Великая личность — действует только на основе ценностей. Способна поднять общество только на хорошее, они внесли в историю только положительные примеры.

Н. И. Кареев: Теоретико-методологическое обоснование русской субъективной школы

Вопросы

  1. Психология, как важнейших компонент
  2. Разработка Кареевым методологии социального познания
  3. Проблема прогресса в социологии Кареева

Карее Николай Иванович (1850-1931 годы) — историк, социолог, автор первого учебника по социологии, профессор.

В социологии Кареева три важнейшие темы:

  1. Признание психологической основы общественных явлений
  2. Признание значений личности
  3. Защита субъективного метода

Преподавал в Варшаве, затем в Петербурге

1910 — стал членом-корреспондентом РАН

1929 — почетный академик

По своим политическим взглядам, он был либералом, членом партии кадетов.

Октябрьскую революцию принимает как неизбежный факт. Его взгляды формируются под влиянием Лаврова и Михайловского.

В 80-90 годы он ставится лидером субъективной школы, ее теоретиком (переводит идеи субъективной школы на социальный язык)

Его работы:

1833 — «Основные вопросы философии истории»

1889 — «Сущность исторического процесса и роль личности в истории»

1919 — «Общие основы социологии»

1892-1918 годы — «История западной Европы в Новое время»

Считал, что Маркс преувеличивает воздействие экономики на социальную жизнь.

Стал интересоваться коллективной психологией, которая должна дать новый взгляд на социологию (т.к. взаимоотношения между людьми — основа общества).

Кареев делит науки на две группы:

  1. Феноменологические (конкретные) — описывают явления и показывают их взаимосвязь
  2. Номологические (абстрактные) — не просто описывают явления, а открывают законы происхождения этих законов.

Кареев был теоретиком субъективной школы. Считает, что субъективный метод позволяет бороться с крайностями позитивизма. «Социология — наука объективная (зависит от полученных данных), но при этом ученый может иметь идею должного (субъективизм)».

Кареев во многом предвосхитил идеи М. Вебера о ценностной ориентации ученого и о системе ценностей в теоретическом значении.

Его социология — проблема личности.

Социология имеет дело только с личностями. Общество, народ, класс — собирательное понятия, они абстрактны. Они не могут желать (в отличие от личности).

Если социология будет игнорировать человека как личность, то она заранее бесперспективна. Изучение видов взаимодействия между людьми составляет самую главную задачу коллективной психологии.

Социология — синтетическая наука, претендующая на открытие законов, управляющих социальной жизнью. Кареев выделяет процессы и продукты психологического взаимодействия между членами общества.

При этом продукты делятся на явления духовной жизни (ими должна заниматься психология) и явления социальной организации (ими должна заниматься социология)

Он анализирует как происходит психическое взаимодействие между индивидами:

Взаимоотношение личности и общественного процесса.

Личность и общество друг на друга влияют, друг друга обуславливают и создают.

Большое внимание уделяется влиянию личности на общество, а не наоборот.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...