Основа для сравнения
| Славянофилы
| Западники
|
Личность
| · Личность несамостоятельна
· Признавали особую роль духовной детерминации социального поведения людей.
| · Личность — творец истории
· Личность — индивид, свободный человек
|
Концепции человека
| · Выступали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств, общины
· Частично признавали необходимость гарантий гражданского права со стороны государства, права свободы личности в духовном плане
· Православие — единственно приемлемая религия для русского народа, высочайшая ценность, назначения человека — реализация учения Христа
· Основной принцип «Православие, самодержавие, народность!»
| · Выступали за полную и немедленную отмену крепостного права — оно тормозит прогресс
· Полностью призвали необходимость гарантированных гражданских прав (свобода слова и печати, неприкосновенность личности)
· Критиковали православие
· Основной принцип «Разум и прогресс»
|
Свобода
| · Личность несвободна (личностное богатство — только в церкви)
· Идея соборности (корпоративности)
| · Выступали за самоценность личности как носителя разума
· Идея свободной личности (приоритет личностного начала над коллективным в рамках моральных норм, созданных человечеством)
|
Внутренний мир человека
| · Любовь к Богу, способность сострадания и помощи ближнему, чувство вины и стыда, чувство красоты
| · Воля и Социальная сфера, лояльное отношение к праву
|
Петр I
| · Считал реформы Петра подражательскими и искусственно навязанными России
· Хомяков: «Петр и его реформы игнорировали русскую самобытность и насаждали западничество»
· Аксаков: «Реформы Петра были чужды и русской истории и русскому народу», превратили русский народ в раба, а престол — в игралище партий.
· Нападали на Петра не за то, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации (это считали его заслугой), а за то, что он «свернул» Россию с ее «истинных» начал. Обвиняли его в том, что заимствую у Запада полезное, он сломал коренные русские устои, традиции и обычаи.
| · Возвеличивали личность Петра, считали его реформы прогрессивными
· «Развитие истории — развитие исторических форм, смена которых сопровождается борьбой»
· В борьбе рождается прогресс
· Деятельность Петра западники рассматривали как первую фазу обновления страны
· Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра.
|
Социальный идеал
| · России нужно самодержавие, которое ограничено земским собором. Это поможет избежать революционных потрясений.
· Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ
· Россия — особенная страна, ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского
· Критиковали преклонение перед западом
· Верили в великое будущее России
· Община — будущее России
| · России нужна конституционная монархия (демократическая республика)
· Революцию не приветствовали, но считали ее неизбежной
· Исключали народную самобытность России, считали, что у нее не может быть противоположного западному пути развития
· Главную задачу видели в просвещении народа, в развитии демократических начал
· Переняв западные ценности, Россия не повторит отрицательных сторон ошибок западноевропейской практики и явит миру более совершенные образцы социальной и духовной жизни.
|