Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Географическое направление в социологии: Лев Мечников



Лев Ильич Мечников (1838-1888 годы) — старший бра известного физиолога Ильи Мечникова, был позитивистом, развивал идеи органицизма, учился в Харьковском университете, в Петербурге (в мед. Академии).

Принимал участие в революционных движения во время учебы в университете.

Уезжает из страны, участвует в революции Гарибальди (Италия). Участвует в работе первого интернационала. Знакомится с Марксом, Энгельсом.

Начинает печататься в журналах. Читает лекции по социологии в Токийском университете. В 1874-1876 годах организует там русскую школу.

Затем оседает в Швейцарии, где основывает кафедру сравнительной статистики (в университете).

Его фундаментальный труд «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».

Делит всю историю человечества на три цивилизации, исходя из близости к воде:

1) Речная (Инг, Ганг, Тигр, Нил)

2) Морская (греки и римляне, как мореплаватели)

3) Океаническая (начинается с открытия Колумбом Америки)

Вода начинает не разделять, а соединять. Это удобное средство коммуникации.

В эпоху капитализма Англия выходит на первый план.

Л. Мечников взвешенно подходит к анализу климата, не считал, что природа прямо определяет социальное развитие.

Поднимает и другие проблемы.

Что есть социология? Выделят ей место после биологии, для него социальное — коллективное, мир объединения людей, в котором они выходят за пределы одиночного, биологического состояния.

Для него прогресс — избавление человека от эгоизма. Он может быть разным (экономический, прогресс разума, человеческой свободы).

Выделяет три этапа исторической эволюции:

1) Низший — существуют общественные организации, но созданы они принуждением.

2) Переходный (происходит разделение труда и специализации производства)

3) Высший — этап общественной организаций, созданных …, в которых существуют сознательные интересы.

Считает, что общественный прогресс связан с развитием свободы (чем больше развития, тем больше свободы и меньше насилия).

Социологический идеал — анархия (без государства) Бакунин, Кропоткин. Это утопия.

Значение органицизма — первый этап в русской социологии.

Это звено перехода от органических идей к субъективной школе, которая, отталкиваясь от органицизма, будет лучше понимать свои особенности.

Тема 4 — Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

Вопросы

1. Данилевский и его книга «Россия и Европа»

2. Культурно-исторический тип

3. Славянский культурно-исторический тип

Данилевский и его книга «Россия и Европа»

Н. Я. Данилевский (1822-1885 годы). 1869 — «Россия и Европа»

Был сторонником органицизма. Создает первую атиэволюционную модель в социологии в своей книге. Книга появляется как отклик на события в России в конце 19 века (поражение в Крымской войне, от Англии, Франции). Делает вывод, что история не едина, история — совместимость разных историй, это множество объясняет существование культурно-исторических типов.

Данилевский стоит на подходе к цивилизационному подходу общества. Говорит о том, что Россия и Европа — это два разных культурно-исторических типа:

Т. е. Данилевский по своим взглядам — поздний славянофил. Его книга во второй половине 19 века вызвала дискуссии: его критиковали многие.

Субъективная школа критиковала его за органицизм. Ленин критиковал (большевики) за славянофильство (марксизм ведь западная идея)

Значение книги Данилевского стало понятно только в 20 веке. Это фундаментальный взгляд на общество, исток цивилизованного подхода.

Критика паралогизма Гегеля (в мире действует некое универсальное начало, следовательно, история всех народов так же универсальна; движение истории — прогресс)

Марксистская социология — прогрессивная (пять формаций).

К. Леонтьев — поздний славянофил. «История — цветущая сложность. Навязывание моделей опасно, история не подчиняется универсалиям».

Данилевский указывает на своеобразие и неповторимость общественного бытия. Утверждает, что не было ни одного универсального события, характерного для всех цивилизаций. (Поэтому всякое деление истории условно). Данилевский не использует слово «цивилизация».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...