Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2) Т. Н. Грановский (1813-1855 годы) — историк, общественный деятель.
30-40-е годы — николаевская реакция после восстания декабристов.
Он заканчивает юридический факультет Петербургского Университета. Потом уезжает за границу в Берлин (изучать историю, философию). Возвращается в Россию и возглавляет кафедру в университете.
Грановский был западником.
Для него запад — это социальный идеал. В России крепостничество и абсолютизм обречены. Он положительно относился к развитию капитализма, все его проявления носят временный характер (обнищание населения, расслоение).
Был убежден, что постепенно общество будет улучшаться путем реформ. Он внес много нового в историю и социальную философию. Он основывался на тезисе о единстве бытия и мышления, материально и идеального и делал исходя из это вывод: «Человек и общество составляют единый процесс развития. Это развитие можно понять, если обратиться в его исследовании за помощью к естествознанию».
Естествознание — основа для изучения общества. На развитие общества влияет географическая среда (связана с пищей, одеждой, жилищем).
Всякое социальное исследование должно исходить из фактов, которые нужно обобщать, искать в них проявление всемирного духа (идею, которая движет массами).
Он был органицистом — общество = организм.
Вводит понятие «народ». Он его определяет, как живое единство, система многообразных сил. Это единство его скрепляет народный дух. На ранней стадии развития народ живет тихо и однообразно. Затем достигает такой степени развития, когда старые формы себя исчерпывают, а сам народ создает новые формы (распад Английской империи, переход к капитализму).
С этого времени начинается эпоха социального прогресса, который есть не что иное, как создание новых форм, материализующихся в народной жизни.
Социальные идеи славянофилов: Хомяков, Аксаков
Хомяков
3) Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 годы) — видный основатель славянофильства, «Илья Муромец». Владел несколькими иностарнными языками. Закончил Московский университет. Изучал математику, философию, историю.
Встреча с декабристами повлияла на его интерес к социальной философии, истории. Но само восстание он не поддержал, называя его «восстанием юнцов», коорые не поняли народного духа.
1829 год — поселяется в подмосковье, в своем имении.
Хомяков был человеком церкви, религии. Вся его социальная концепция пронизана религиозным духом. В центре его концепции стоит противостояние двух начал: Запада и Росси, начало которого заключается в разности религиозной жизни (католичество и православие).
В основе истории лежит общности (общественные организмы), которые различаются по духовному признаку, который определяет их психическую физиономию.
Он заключается в вере. Вера органична, вера — душа народа. Вера определяет культуру и язык.
Вера делит всех на:
· Иранцы — земледельцы; люди, свободные духовно; хранители коренных начал, переданных человеку Богом.
· Кушиты — воинственны; завоеватели, подчинены материальному, подчинены природной необходимостью.
Это разделение дошло до греков и римлян. Греки — наследники иранцев (главное — это идея, христианство). Римляне — наследники кушитов (прагматизм, к философии относятся с презрением, религия для них — это право и государство, их наследники Германцы и католическая церковь).
Западная цивилизация связана с внутренней борьбой, крестовыми походами, с борьбой внутри церкви (реформирование). Она встала на путь материализма и рассудочности.
В России история протекала без насилия, христианство было принято добровольно. Характеризовалась демократизмом и полным слиянием с народным духом.
Однако позже в русской истории стало происходить разделение, и государство постепенно отделялось от общества (Петр I и его реформы игнорировали русскую самобытность и насаждали западничество).
Общество же сохраняло народный дух благодаря соборности.
Соборность — отдельное человеческое сознание может ошибаться, но человек — это часть социального организма (собора), причем соборное мышление ошибаться не может. Поэтому истина всегда соборна. Но собор отличается от коллектива.
В коллективе личность подавляется, а в соборе — нет, там личность сохранятся.
Крепостное право возникает как давление государства на общины. Идея эта возникла из государственного невежества, а потому оно должно быть отменено. Но община при этом должна быть сохранена.
Аксаков
Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860 годы) — сын писателя и дочери суворовского генерала, закончил Московский университет словесного отделения.
1846 год — диссертация на тему «Ломоносов в истории РЛ и РЯ». Она вызвала цензурные затруднения. В ней он отрицательно относился к фигуре Петра, но отдавал ему должное.«Реформы Петра были чужды и русской истории и русскому народу»
Примыкал к славянофилам, пробовал обосновать историческую концепцию развития России.
Аксаков в философии истории отталкивается от идей Гегеля. Движущей силой истории Аксаков считает дух. Начало = сила, которая всюду присутствует и всем движет. Мысль (сила) создает социальный строй, психологию, убеждение, веру. Вера и свобода делают человека, выделяя его из природы. Назначение человека — реализация учений Христа.
По Аксакову: государство возникло в результате насилия, искусственно, все себе подчинило (церковь). Противоречия в законе и внутренней свободе. Община же органична, естественна.
На западе: государство все себе подчинило (церковь), возникло в результате насилия.
Славяне: приняли истинное христианство, общественную свободу государство подавить не смогло (земства)
Люди обязаны выполнять государственные требования, но при этом они могут иметь право иметь собственное мнение.
Русский народ — это народ негосударственный.
«Тишина внутри России»
Потом появился Петр и испортил отношения Государства и Народа:
· превратил русский народ в раба
· русский престол превратился в игралище разных партий.
Будущее России состоит в отмене крепостного права!
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!