Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Характерной чертой интерпретационной фазы консультирования и психотерапии является акцент на рациональных процессах. В рамках этой традиции Эллис разработал подход, который назвал «рациональной психотерапией» '.Мы уверены, что • данная система имеет ценность для определенных типов кли-, ентов, особенно для тех, кто отличается ясностью и гибкостью, мышления. Поскольку подход Эллиса имеет немалое значение для нашего обсуждения методов интерпретации, мы помещаем краткое изложение его взглядов.
Рациональная психотерапия «основана на той посылке, что у человеческих существ эмоциональные расстройства, как правило, возникают вследствие усвоения ими иррациональных и нелогичных мыслей, философских идей и установок»2. Психотерапевт анализирует такие чувства клиента, как обида, гнев, страх, чувство вины, и показывает «что эти чувства обусловлены не событиями прошлого и не внешними ситуациями, а его нынешними иррациональными установками или алогичными страхами относительно этих событий или ситуаций» [ibid., p. 3]. У Эллиса, таким образом, «сами эмоции понимаются, в первую очередь, как определенная разновидность (искаженная, предвзятая разновидность) мыслей» [ibid., p. 3].
____________
1 Albert Ellis. Rational Psychotherapy. /. Gen. Psych. (1958), 59, 35-49.
2Albert Ellis. «The Treatment of a Psychopath with Rational Psychotherapy (Лечение психопатии с помощью рациональной психотерапии). Опубликовано в итальянском издании Quaderni di Criminologia Clinica (1949), 2, 1-11, p. 3.
Некоторые из основных алогичных идей и философских тезисов, которые усвоены путем научения и в которые продолжают верить психологически неблагополучные люди в западной культуре, описаны Эллисом в цитируемом ниже отрывке. Мы приводим его целиком, чтобы читатель мог получить более полное представление о тех ценностях и идеях, которые Эллис предлагает в качестве замены в мышлении, которое зачастую расценивается как иррациональное. Мы также отсылаем читателя к обсуждению ценностей в главе 6 и к обсуждению семантики в главе 10 настоящего издания. Приведенная ниже выдержка служит иллюстрацией к проблеме расширения возможностей клиента в сфере ценностей и мировосприятия, с тем чтобы он нашел наиболее эффективные способы истолкования обстоятельств своей жизни.
«1. Представление о том, что взрослому человеку необходимы всеобщая любовь и одобрение, что бы он ни делал, вместо того, чтобы сосредоточиться на самоуважении, на поисках одобрения только в необходимых случаях (например, для профессионального продвижения) или больше на том, чтобы любить, чем быть любимым.
2. Представление о том, что определенные действия неправильны, порочны, мерзки, и что люди, совершающие такие действия, заслуживают сурового наказания, вместо идеи, что определенные действия неадекватны или антисоциальны, и что люди, совершающие такие действия, неизменно глупы, невежественны или эмоционально ущербны.
3. Представление о том, что все ужасно, кошмарно, чудовищно, если что-то идет не так, как хотелось бы человеку, вместо идеи о том, что весьма прискорбно, если что-то идет не так, как хотелось бы человеку, и он, безусловно, обязан попытаться изменить или взять под свой контроль обстоятельства, чтобы они стали для него более комфортными. Если изменение или контролирование неприятной ситуации невозможно, то лучше примириться с ее существованием и прекратить твердить себе, как все ужасно.
4. Представление о том, что несчастья человека в значительной мере обусловлены внешними причинами и навязаны ему окружающими людьми и событиями, вместо представления о том, что несчастья практически полностью обусловлены или питаются его отношением к окружающим обстоятельствам, а не окружающими обстоятельствами как таковыми.
5. Представление о том, что когда что-то является или может стать опасным, устрашающим, то человек должен быть ужасно этим озабочен, вместо представления о том, что когда что-то является или может стать опасным, устрашающим, то человек должен взглянуть этому прямо в глаза и превратить в неопасное, а если последнее невозможно, то подумать о других вещах и прекратить твердить себе, в какой кошмарной ситуации он находится или может оказаться.
6. Представление о том, что жизненных трудностей легче избегать, чем бороться с ними и брать на себя ответственность, вместо представления о том, что так называемые легкие пути в конечном счете неизбежно оказываются намного труднее, и что единственный способ решить трудные проблемы — честно взяться за их решение.
7. Представление о том, что человек нуждается в ком-то или в чем-то, более сильном и значительном, нежели он сам, вместо представления о том, что обычно гораздо лучше стоять на собственных ногах, твердо веря в себя и свою способность справиться с трудными жизненными обстоятельствами.
8. Представление о том, что человек должен быть совершенно компетентным, адекватным, интеллигентным и преуспевшим во всех мыслимых аспектах, вместо представления о том, что человек должен просто делать, а не пытаться всегда делать хорошо, и ему следует относиться к себе, как к весьма несовершенному созданию, которому присущи общечеловеческая ограниченность и специфические слабости.
9. Представление о том, что коль скоро на жизнь человека однажды сильно повлияло что-либо, то оно теперь и будет влиять нескончаемо, вместо представления о том, что человек должен учиться на опыте прошлого, но не становиться его рабом.
10. Представление о том, что для нашего существования жизненно важно то, что делают другие люди, и мы должны предпринимать титанические усилия, чтобы изменить их в желательном направлении, вместо представления о том, что недостатки других людей по большей части суть их проблемы, и что нажим на них с целью изменить их обычно окажется наименее удачным способом помочь им измениться.
11. Представление о том, что личного счастья можно достичь инертностью и бездействием, вместо представления о том, что людям свойственно быть счастливыми, когда они активно и энергично погружаются в творческие занятия, или когда они посвящают себя служению другим людям или поднимаются над собой.
12. Представление о том, что человек практически не властен над своими эмоциями, не в силах не испытывать определенные чувства, вместо представления о том, что человек приобретает колоссальный контроль над своими эмоциями, коль скоро решит работать над тем, чтобы их контролировать, и практиковаться в том, чтобы говорить самому себе правильные слова» (Ellis. Rational Psychotherapy. P. 40—41).
Эллис добавляет, что предназначение психотерапии состоит в чем-то большем, нежели изменение некоторых убеждений, но, по-видимому, не считает необходимым, в отличие от психоаналитиков, сосредотачиваться на событиях прошлого, чтобы показать пациенту, каким образом он дошел до расстройства. Эллис, скорее, полагает, что после оказания какой-то необходимой поддержки, «вентилирования чувств», основное внимание следует уделять атаке на иррациональные убеждения клиента, демонстрации клиенту того факта, что он, продолжая в них верить, подкрепляет свой невроз. Затем клиента учат, как заново вербализовать и продумать эти идеи, чтобы превратить их в более логичные и полезные для себя. И наконец, психотерапевт поощряет клиента перейти к действиям, которые докажут валидность его вновь сформированных и вновь обоснованных предпосылок относительно жизни.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!