Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В психоаналитическом подходе внимание сосредоточивается на истории жизни клиента (психосексуальном развитии), влиянии генетически обусловленных импульсов (инстинктов), жизненной энергии (либидо) и ранних переживаниях, на его индивидуальности, атакже на иррациональных и подсознательных причинах значительной части человеческого поведения. Одним из важных достижений психоанализа являются представления об уровнях осознаваемого и неосознаваемого. К уровню сознания относятся те идеи, о которых индивид отдает себе отчет в данный момент. На предсознательном уровне находятся те идеи, о которых индивид в данный момент «не знает», но которые могутбыть вспомнены. Бессознательный уровень наполнен такими воспоминаниями и идеями, которые индивидуум забыл и не в состоянии вспомнить. По представлениям Фрейда, подсознание составляет основной массив личности и оказывает огромное влияние на поведение.
Важный психотерапевтический вопрос, поднимаемый в психоаналитическом методе, заключается в следующем: нужен ли нам «глубокий» подход, постулирующий, что происхождение и решение человеческих проблем лежит в глубинах личности, или же такие объяснения и решения кроются, скорее, в ее перцепционных структурах? Консультант психоаналитического направления подчеркивает, как важно иметь представление о глубинах личности, и постулирует существование структуры, известной как концепция «айсберга» по Фрейду и изображенной на рис. 3. Самым большим элементом является Ид, характеризующийся такими свойствами, как бессознательный, иррациональный, неорганизованный, ориентированный на удовольствие, примитивный. Ид — это источник «либидо» (жизненной силы и энергии), атакже источник всех стремлений и органичной тяги человека к жизни и смерти.
Еще один элемент структуры личности — Эго, которое функционирует как управляющий, ориентированный на реальность, властвующий механизм. Эго выступает также в роли посредника между Суперэго, Ид и требованиями реальности. Одна из принципиальных функций Эго — контроль над Ид и удержание импульсов и чувств (таких, как тревога) вне сознания. Кон-
Область контакта с внешним миром
Сознательное Предсознательное
Бессознательное
Рис. 3. Представления о структуре личности в психоанализе. J. F. Brown, Psychodynamics of 'Abnormal Behavior (New York: McGraw, 1940), адаптировано из W. Healy, A. Bronner and A. Bowers, The Structure and Meaning of Psychoanalysis (New York: Knopf, 1930).
троль Эго осуществляется через механизм «защиты», главной разновидностью которой является «вытеснение». Импульс Ид, отсеченный от возможности своего прямого выражения, проникает через барьеры Эго в замаскированном виде, обычно в более безопасной вторичной форме.
Хотя ранние теоретики психоанализа придавали большое значение вытеснению тревоги и последующим симптомам, классические, «ортодоксальные» терапевты психоаналитического направления больше внимания стали уделять психологии Эго, где в первую очередь рассматриваются адаптивные управляющие функции личности.
Концепция Суперэго также принадлежит Фрейду. Этот элемент выполняет в структуре личности функции контроля. Обычно Суперэго представляется как набор родительских нравственных установок и норм социальной морали, усвоенных в детстве и ставших позднее важной структурной и функциональной частью личности. Во многих отношениях суть этой концепция сходна по значению со словами «сознательность» и «совесть».
Позднее ученики Фрейда — Адлер, Юнг и Ранк — не только видоизменили, но и полностью отбросили многие из его основных постулатов. Адлер акцентировал внимание на целеустремленности и целесообразности человеческого поведения в гораздо большей степени, чем это делал Фрейд, который рассматривал клиентов скорее в качестве беспомощных жертв собственных импульсов в рамках довольно-таки механистической, детерминированной модели. Адлер полагал, что стремление к власти и повышению статуса в большей степени влияет на поведение, чем обобщенные сексуальные мотивы, о которых толковал Фрейд. Адлер усматривал в установке индивидуума на собственное превосходство компенсацию ощущаемой им слабости, «комплекса неполноценности». Еще одна концепция Адлера, родственная стремлению к власти, — так называемый маскулинный протест женщин, завидующих статусу и власти мужчин.
В дополнение к биологическим детерминантам поведения Адлер выделял также «социальный интерес» и текущий «стильжиз-ни». Один из психотерапевтических приемов по Адлеру, позволяющий получить ключевые знания о стиле жизни клиента, — вопрос о его «первом воспоминании». Такой подход позволяет психотерапевту составить представление о том, на каком опыте основан стиль жизни клиента.
Адлер также широко известен своим понятием эго-идеала, то есть модели личности, к которой стремится индивидуум. Это прототип популярного ныне понятия «Я»-концепции. Помощь клиенту в лучшем осознании его уникального стиля жизни, иде- : алов и «Я»-концепции — одна из главных целей психологических консультаций.
Юнг подчеркивал уникальность человеческих мотивов и стремление к индивидуализации. Юнг постулировал общее понятие «коллективного бессознательного», состоящего из унаследованных «архетипов», то есть комплекса изначальных и универсальных мотивов и обобщенных образов людей. Второй структурный элементу Юнга — «личное бессознательное», состоящее из того, что забыто и вытеснено. «Сознательное» соответствует внешнему уровню осознания, занятому проблемами повседневной жизни. «Персона» — это своего рода верхний слой, скрывающий глубокие личностные характеристики от окружающих. Как полагал Юнг, «персона» представляет собой существенный и вполне здравый элемент личности, за исключением тех случаев, когда она начинает доминировать над «настоящей» личностью или заслонять от индивидуума то, что Юнг называл его «тенью». Теневая часть личного бессознатель-
ного предполагается импульсивной и, как правило, неприемлемой ни для сознания самого индивидуума, ни для общества. В дополнение к «персоне» и «тени» существуют другие элементы архетипов: «анимус» (мужское начало в женщине), «анима» (женское начало в мужчине) и «самость» (достижение единства и целостности).
Юнг подчеркивает, что психотерапевт должен помочь клиенту чем-то заместить свои неврозы и «выстроить» «самость» (собственную индивидуальность). Соответственно, он высоко ценит религию и придает большое значение интеграции религии с психологией. Описанные Юнгом парадоксы человеческой личности, такие как смешение мужского и женского начал, зачастую представляют собой полезные концепции на интерпретационной стадии психотерапии. Как Юнг, так и Адлер подчеркивали ценность прямого («лицом к лицу») общения психотерапевта с клиентом, в противопоставление менее непосредственному, ориентированному «на кушетку» контакту у фрейдистов.
Раж внес ценный вклад в психоаналитическую теорию, обратив внимание на травматические события жизни, такие как рождение и отделение от матери. Он обобщил эти идеи, добавив к ним стремление к безопасности у взрослых. Ранк указал на то влияние, которое детские впечатления и ход развития в детстве оказывают на выработку независимости и ощущение безопасности у взрослых, присоединив тем самым к теории психологического консультирования важную и содержательную грань, связанную с развитием личности. Одним из следствий, например, является значение «ограничений». Согласно этой концепции, мы помогаем клиенту обрести ощущение безопасности, накладывая ограничение на его поведение, например, удерживая его во время беседы в том месте, где она проводится. Иногда это оказывается существенной частью психотерапевтического процесса, особенно при работе с детьми.
Центральная концепция Ранка — это концепция «воли» как направляющей, интегрирующей, а также подавляющей инстинкты силы. Он рассматривает сопротивление как действие воли, поддерживающей личностную целостность. Вне-биографический подход Ранка предполагает серьезный акцент на позитивной мотивации клиента и на его нынешних чувствах, а не на интерпретациях терапевта биографии клиента.
Главным вкладом Ранка в теорию консультирования явилось" то, что он настаивал на отношении к клиенту как к личности, атакжето, чтоон отводил психотерапевту отчетливоокрашенную роль. Ранктвердо верил в «этическое самоопределение», подразу^ мевающее, что консультант должен проявлять осторожность, чтобы не навязывать клиенту собственных ценностей. Со взглядами Ранка связана постановка еще одной важной проблемы консультирования: чем должно в первую очередь определяться содержа-! ние психотерапевтического процесса — сферой ценностей кли^ ента или же консультанта?
Теории Ранка оказали влияние на нескольких американских психотерапевтов. Карл Роджерс в области психотерапии для взрослых, Джессе Тафт в области социального обеспечения и Ф. Аллен в области детской психотерапии продолжили специфическую адаптацию психоаналитической теории в духе идей Ранка. «Воля» у Ранка стала пониматься как позитивная сила развития. Конфликт между потребностями в независимости и в зависимости рассматривается как регрессивная тенденция возврата крайним зависимым отношениям — в тех ситуациях, когда предъявляемые жизнью требования слишком высоки. Как полагает Аллен, основные трудности адаптации у клиентов возникают из-за того, что к ним предъявляют чрезмерно строгие требования, в то время как они еще не в состоянии с ними справиться. Указание Ранка на терапевтический потенциал самих взаимоотношений с клиентом как таковых естественным образом влечет за собой повышенное внимание к установкам консультанта и к тому, чтобы клиент принимал на себя свою долю психотерапевтической ответственности.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!