Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для того чтобы методы консультирования или психотерапии были точными, логически последовательными и плодотворными, необходимо ознакомиться с определенными аспектами теории личности. Одна из наших отправных точек состоит в том, что консультирование или психотерапия могут превратиться в импульсивное применение некой «поваренной книги» срецептами о решении человеческих проблем, если у психоклинициста не будет твердого представления о современной психологической мысли и об исследованиях его коллег, а также связного набора предпосылок относительно структуры и функционирования личности. Психологический консультант должен разбираться в своем объекте, точно так же как механик должен разбираться во внутренностях машины или хирург — в анатомии и физиологии человека.
В эту главу, таким образом, вошли обсуждение значения теории и обзор различных подходов к консультированию с точки зрения теории личности и теории научения. Сделана попытка интеграции ряда исторических и современных теорий в качестве основы для логически последовательного применения методологии. Главная цель включения в книгу нижеследующих материалов — ознакомление студентов с некоторыми концепциями разнообразных теорий личности, которые могут оказаться для них полезными при проведении психологических консультаций.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ
О концепции психотерапевтического консультанта как ученого-практика говорилось в главе 1. Исходной посылкой в этой концепции служит то, что консультант может одновременно выступать в роли субъекта и объекта, то есть он может быть объективным, а потому и критичным наблюдателем происходящего и в то же время оказаться субъективным участником процесса консультаций. Содержание научного метода, используемого консультантом в такой концепции, — это наблюдение, умозаключения, проверка. Терапевтическая практика связана с применением принципов, дедуктивным путем выводимых из обобщений или теорий, разработанных с помощью научного метода. Основой научной практики в психотерапии и консультирования является, таким образом, теория. Под теорией консультирования мы подразумеваем конструкцию из гипотез и обобщений, основанных на опыте консультирования и экспериментальных исследованиях.
Когда речь идет о консультанте как ученом, следует различать два связанных между собой смысла этого слова. Первый из них подразумевает общенаучный подход, которого придерживается консультант и благодаря которому он может проверять свои рабочие гипотезы и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Второй сводится к тому, что консультант как ученый применяет в своей работе научный (имеется в виду «строго экспериментальный». — Прим. перев.) метод. В типичном случае предполагается, что он, согласно установившимся принципам научной практики, отслеживает внешние переменные и варьирует переменные экспериментальные. Такая возможность в ситуациях консультирования возникает редко, если только не были специально созданы лабораторные условия для экспериментальной проверки определенных гипотез о процессе консультирования. Поэтому научный подход к консультированию в последнем рассмотренном нами смысле остается, скорее, идеалом.
Хотя психотерапевт или консультант интересуется применением научного подхода и научной методологии для совершенствования своей профессиональной практики, он интересуется также наукой о поведении ради самой науки. Иными словами, он во многих случаях стремится к лучшему пониманию человеческого поведения, независимо от того, пригодятся ли ему эти знания в работе.
Ценность теории
Теория помогает объяснить, что происходит во взаимоотношениях консультанта и клиента, и служит вспомогательным средством для предсказания, оценки и улучшения результатов. Теория задает принципиальную схемудля систематических наблюдений процесса консультирования. Теоретические построения способствуют усилению логической связности имеющихся идей о консультировании и рождению новых идей. Следовательно, теория консультирования может быть весьма практичной.
Научный подход
В чем проявляется научный подход? Если консультант или психотерапевт, выполняющий свои повседневные обязанности, не будет задавать себе приведенных ниже вопросов, он врядли преуспеет в повышении своей терапевтической эффективности и вряд ли обогатит свою сферу профессиональной деятельности новыми идеями. Что сейчас происходит? Какова моя модель? Каковы мои предпосылки? Чем объясняется данное событие? Что произойдет, если я попробую тот или иной метод? «Ненаучный» консультант, который не задает себе этих важнейших вопросов, подвергается опасности погрязнуть в излишней самоуверенности относительно своих профессиональных методов.
Терапевтический психолог как ученый начинает с постановки вопроса или проблемы, а уже затем наблюдает, что происходит в его взаимодействии с клиентом. Он формулирует гипотезы относительно того, что происходит. Эти гипотезы суть умозаключения, основанные на его наблюдениях. Набор уточненных гипотез обычно называют теорией. Исходя из своей теории консультант пытается объяснить или предсказать дальнейшие события в ходе консультаций. Он должен постоянно проверять вал идность своих новых теорий относительно наблюдаемой реальности, с тем чтобы они были хорошо согласованы. Усовершенствованные теории затем используются для уточнения объяснений или предсказаний определенных моментов консультирования.
Чтобы проиллюстрировать этот процесс, рассмотрим упрощенный пример проявления защитных механизмов. По наблюдениям консультанта, когда он чересчур «нажимает» на клиента своими вопросами или толкованиями тот сердится, замолкает или даже уходит с консультации. Консультант наблюдает различные условия, при которых манера поведения клиента становится негативной, и задумывается, почему это происходит. Наблюдая другие сходные случаи, он замечает их общие черты и повторяемость результатов. Он выдвигает гипотезу, что клиенты проявляют негативное отношение, и у них возникают «защитные реакции», когда они ощущают угрозу, то есть воспринимают консультанта как источник фрустрации и даже психологической опасности. Консультант может постулировать существование в клиенте «подсознания» или некоего «Я», чувства и установки которого несовместимы с сознательными чувствами и установками клиента. Клиент воспринимает несоответствие между своим поведением и своими глубокими внутренними установками наряду с расхождением между своими установками и установками консультанта. Конечно, консультант будет проверять свои гипотезы относительно угрозы и защиты с помощью дальнейших наблюдений. Он должен уточнить свои концепции и обобщения до такой степени, чтобы они стали полезны для предсказания того, как клиент будет себя вести под действием угрозы. В результате консультанту будет легче оценить как свои гипотезы, так и методы работы с клиентами. Такие «мини-теории» или подтвержденные гипотезы объединяются со многими другими данными и гипотезами в более стройную и более общую теорию структуры и функционирования личности в целом. Общая теория затем используется при дедуктивном выводе новых гипотез, которые, в свою очередь, проверяются экспериментально или в процессе консультирования.
Мы описали идеальный вариант научного подхода в терапевтической психологии, однако воплощение его в жизнь для многих практикующих консультантов затрудняется его новизной. Ктомужедосих пор не найдено неопровержимыхдоказательств ни того, что эффективность консультаций напрямую зависит от обширности и четкости теоретических познаний консультанта, ни того, что одна из имеющихся теорий личности или психотерапии лучше остальных.
В последние несколько лет была проведена большая работа в области систематизации теоретических построений теми психологами, у которых имелось для этого достаточно темперамента и способностей. Впрочем, по-настоящему удовлетворительная общая теория консультирования и психотерапии все еще не разработана. Каждый консультант пытается объяснить то, что он видит, с помощью собственных представлений, во всей их субъективности и ограниченности. Поэтомудосихпор существует ряд школ консультирования или психотерапии. Такая множественность теорий вполне оправдана, поскольку данная отрасль профессиональной деятельности еще достаточно молода, но в конечном счете должна возникнуть единая теория человеческого поведения и практики консультаций. Тем временем каждому психоклиницисту придется анализировать чужие идеи, а также выверять собственные формулировки гипотез о структуре и функционировании человеческой личности и о консультационном процессе. И хотя большинство консультантов не смогут быть плодотворными теоретиками, они сумеют развить у себя привычку к внимательному и критичному наблюдению повседневной практики и понимание научного экспериментального подхода к проблемам консультирования.
По поводу различных теоретических подходов следует сделать еще одно замечание. Как указывает в своем сравнительном анализе психотерапевтических подходов Блэк [34], исследовательские данные послеконсультационного наблюдения свидетельствуют, что все школы консультирования получают положительные результаты. Блэк полагает, что окончательное разрешение теоретических разногласий произойдет благодаря критическому анализу самого процесса, а не пропаганде ограниченных точек зрения и взглядов своей школы. Различаясь в акцентах, все подходы признают значение адекватного раппорта, согласия клиента, потребности в поддержке, профессионального статуса консультанта и некоторых разновидностей запретов.
Нас беспокоит тенденция психотерапевтов и консультантов объяснять все происходящее во время консультаций с помощью единственной теоретической концепции личности, поскольку не существует теории, полностью объясняющей процесс. Более того, реакция клиента на различные подходы неоднозначна. Иногда определенный подход хорош лишь в начальной фазе, когда потребность клиента в поддержке блокирует все остальные усилия психотерапевта, а бывает так, что с другим клиентом сразу же дает положительный эффект подход, в высшей степени интерпретационный. Значение имеет также тот факт, что теория консультанта должна соответствовать его стилю консультирования. Иными словами, психотерапевту лучше придерживаться таких теоретических позиций и такого стиля психотерапии, с которыми он чувствует себя комфортно и уверенно.
Изложенные выше взгляды можнорезюмировать следующим образом: изучающий психотерапию и консультированиедолжен нетолько иметь работоспособную наданный момент теорию, но и сохранять готовность к возможному пересмотру своих теоретических представлений. Следовательно, он должен изучать самые разные взгляды и их специфические особенности, а также знакомиться с методологическими и идеологическими аспектами различных теорий. Ему следует разумно оценивать свои собственные склонности и стремиться к углубленному изучению вышепе-речисленных аспектов. Став компетентным в конкретном варианте теории, он сможет вернуться к задаче более полного эклектического объединения, располагая для этого новым потенциалом.
Каждый психотерапевт или консультант должен в конечном счете выработать собственные, присущие только ему взгляды. Фрейд не был «фрейдистом», Юнг — «юнгианцем», Роджерс — «роджерианцем». Каждый из них в полном смысле был самим собой, хотя и опирался на мудрость предшественников. У каждого специалиста должно быть ощущение, что в его практике находит свое отражение индивидуальный подход. Именно по этой причине ни один текст и ни одна школа не могут быть совершенно адекватны для любого психотерапевта или консультанта.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!