Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хотя теоретическая конструкция «Я» является главным структурным элементом, принципиально важное предположение — основная гипотеза в теории «Я» — состоит в том, что индивидууму свойственна потребность в развитии для самоактуализации. Организм стремится не только к самосохранению, но также к самосовершенствованию в направлении личностной целостности, интегрированности, завершенности и автономности. Поэтому предполагается, что у клиента наличествуют способность и мотивация самому решать свои проблемы. Главное следствие из этого взгляда заключается в том, что задача консультанта — создавать в беседе соответствующую «атмосферу» и применять методы, способствующие проявлению этих естественных сил развития, действующих в направлении перехода к душевному здоровью и творчески продуктивному поведению.
Хотя считается, что «потребность в самоактуализации» обусловлена биологически, предполагается, что направление такого развития обусловлено культурной средой —родителями, сверстниками, учителями и другими значимыми для ребенка людьми. Поскольку индивидуум склонен отказываться от восприятия опыта, конфликтующего с его «Я»-концепцией, эти силы развития в процессе становления личности зачастую искажаются. Такое положение дел нередко дает картину личности, лишенной позитивной мотивации кразвитию. Приверженцам теории «Я», по-видимому, свойственно твердое убеждение, что позитивные силы развития в конце концов должны возобладать. В частности, независимость вытеснит зависимость; интеграция преодолеет дезинтеграцию; антисоциальное поведение сменится социальным.
Третья предпосылка, основанная на взглядах, которые называются «феноменологией», состоит в следующем: «реальность» индивидуума —это то, что он воспринимает. Внешние события важны для него только в той мере, в какой он на опыте переживает их значимость. Феноменологисты говорят: «Чтобы понять индивидуума, нужно выявить из его поведения его "феноменологическое поле"». Иными словами, чтобы по-настоящему узнать человека, наблюдатель или консультант должен выяснить, как тот воспринимает свое окружение и самого себя. Соответственно, термин «внутренняя система отсчета» стал в консультировании общеупотребительным, подразумевая, что консультант должен постараться как можно глубже проникнуть в мир восприятия клиента. Это личное понимание служит необходимым вступлением к «принятию» системы ценностей клиента. Данная точка зрения объясняет, почему сторонники клиент-центрированной терапии придают такое значение глубокому пониманию и признанию внутренних установок клиента. Итак, в феноменологическом подходе приветствуются способности психотерапевта к эмпатии, сопереживанию.
Роджерс [249] предложил в рабочем порядке систему из четырнадцати постулатов, которые выходят за пределы упомянутых нами базовых предпосылок. Сейчас много усилий тратится на то, чтобы внести ясность в эти вопросы и подвергнуть его предложе-ния строгой экспериментальной проверке. Исследования сосредоточены на вопросе о том, как организованы и как изменяются сознательные и подсознательные уровни личности. Впрочем, это достаточно трудная задача — связать изменения, происходящие при клиент-центрированном консультировании, с постулатами теории «Я», особенно с ее базовым постулатом о самоактуализации. Примеры исследовательских усилий, прилагаемых в этом направлении, собраны в обзоре Роджерса и Даймонда [258].
Родственное течение втеориях личности —это ориентированный на «потребности» подход. Маслоу [197], например, дополняет базовые постулаты теории «Я», такие как принцип самоактуализации, представлениями об основных человеческих потребностях. Он рассматривает человеческое существо как интегрированный, целостный организм с набором базовых потребностей, ранжированных в иерархии приоритетов, которая определяется, главным образом, той культурной средой, в которой человек вырос. Психотерапевтический процесс тогда предстает систематизированным удовлетворением потребностей посредством совершенно особой разновидности межличностных отношений. Как убежден Маслоу, его теория удовлетворения потребностей объясняет, почему так часто помощь в решении психологических проблем способны оказывать люди,. имеющие самые благие намерения, но не подготовку в области теории и методов консультирования.
Главные следствия из теории «Я»
Один из важнейших вкладов этого течения в психотерапию и консультирование состоит в том, что центральное место в консультационном процессе занимает переживающий свой опыт индивидуум. Поскольку клиент имеет внутри самого себя и потенциал для своего развития, и осмысленное восприятие своего опыта, ответственность за изменения и обладание «центром оценивания» опыта тоже должны быть прерогативой клиента. Его внутренняя система отсчета обычно достаточно близка к «объективной реальности», так что консультант может осмысленно доверяться тому, что говорит клиент. Тем не менее, консультант должен постоянно себя спрашивать: «Что он пытается высказать? И что это для него значит?» Тогда свое понимание воспринимаемого клиентом мира он сможет выказать ему неформальным образом. Такое положение дел способствует дальнейшему зарождению и кристаллизации чувств, ведущих к инсайту, который, в свою очередь, приводит к изменению планов и действий в позитивную сторону.
Еще одно следствие из принципа развития состоит в том, что отношение консультанта в ходе беседы должно быть настолько приязненным и терпимым, чтобы свести угрозу для «Я» клиента к минимуму. Снижение угрозы позволяет клиенту примириться с ранее неприемлемыми аспектами своей личности и выразить чувства, до того никогда не признаваемые. Встраивая в структуру своей самоорганизации дополнительные части своего опыта, ранее отрицаемого и искаженного, он оказывается в лучшем положении для того, чтобы начать принимать других людей и достичь характеристик полностью функционирующей личности, как они описаны у Роджерса [252].
Третье следствие: эмоциональность консультационных взаимоотношений является наиболее важным психотерапевтическим элементом. Объем информации о клиенте, точность диагноза и понимание предыстории клиента, выходящие в некоторых теориях психотерапии на первый план, лишь вторичны по сравнению с той «атмосферой», которая создается благодаря искренности консультанта, его приязни, теплу, сочувственному и чуткому пониманию. Меньше внимания уделяется тому, в каком направлении будет двигаться клиент, и больше — установлению взаимоотношений, при которых он сможет свободно и без тревоги совершать шаги в исследовании собственных чувств. Когда, скажем, такие взаимоотношения предлагаются «правонарушителю», можно ожидать, что у него произойдет прогресс в его социализации, так как он увидит, что для него это самый многообещающий выбор. Таким образом, упор на изменение базовых мотивов или стереотипов невелик. Приверженец теории «Я» заявляет, что подобное поведение автоматически изменяется в социально желательном направлении, когда восприятие у клиента приобретает более тонко организованную структуру и когда он открывает для себя более приемлемые способы удовлетворения своих потребностей наряду с потребностями общества.
Обзор различных подходов в теории «Я»
Принципиальная особенность теорий личности — постулирование представления «Я»-концепции. Второй характерной чертой выступает вера во врожденный позитивный потенциал развития, в силы самоактуализации человеческого существа. В психотерапии основное внимание уделяется взаимоотношениям консультанта и клиента. Для этих взаимоотношений принципиально важное значение имеют терпимые и доброжелательные установки консультанта. Основным отличием теорий личности от других динамических подходов представляется стремление с самого начала выстроить и затем поддерживать неугрожающие и снимающие тревогу взаимоотношения. Еще одно отличие от других подходов —повышение доли ответственности, возлагаемой на самого клиента.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!