Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №40. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Проблематика и композиционная самобытности. Художественный метод писателя и споры о нем



Романы «Вадим» и «Княгиня Литовская», отрывок «Я хочу рассказать вам» и сказка «Ашик-Кериб» — этапы формирования искусства прозаического изображения действительности, с блеском раскрывшегося в романе «Герой нашего времени». Это произведение задумано в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. Полностью был издан в 1840 году.

Главная тема романа — социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль-осуждение этой личности, а еще резче — породившей ее социальной среды.

Прогрессивная позиция Лермонтова обозначилась с самого начала романа — с обрисовки «записывающего» путешественника — изгнанника, «проезжего офицера», издателя дневника Печорина. Это самое положительное лицо романа. В нем убедительно сочетаются черты гуманиста, правдолюба, патриота, восторженного поклонника природы, разочарованного в окружающей его жизни и твердо уверенного в том, что счастье в ней «не в порядке вещей». Именно ему, а также в какой-то мере и Печорину Лермонтов «отдает» собственные мысли и чувства. Проблема личности-центраьная в романе. "Герой нашего времени" — это "история души человеческой", одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивиду­альности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значи­мо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, "где он рассказывает всю свою жизнь", но, в сущности,, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение неиз­менно оборачивающееся страданиями и потерями для него и окружающих.

Обрисовка социально-психологического своеобразия Печорина и его спутников искусно довершается архитектоникой всего романа. Сюжет «Героя нашего времени» строится фрагментарно, в виде относительно самостоятельных произведений, объединенных личностью Печорина и единством мысли. Разнообразие необычных событий, взятых в их «вершинности», сложность обстоятельств и пестрое собрание лиц, находящихся в романе, имеют и служебное назначение — раскрывать различные грани главного героя романа, его характера и рисовать широкую картину изображаемого времени. Тут и поэтически очаровательная лирика в обрисовке «честных контрабандистов» («Тамань»), и иронико-сатирическое изображение «водяного общества» («Княжна Мери»), и мрачная история гибели поручика Вулича («Фаталист») и т.д.Писатель нарушает жизненно-хронологическую последовательность эпизодов романа. В действительности события проходили в таком порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. В романе же они поменялись местами и выступают в «перевернутом» виде, во внешне хаотичном, прерывистом чередовании. Для чего это сделано? Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, резко повысить напряженность, занимательность его развития, чтобы усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера Печорина, чтобы показать ярче загубленные возможности его редкой натуры. Выдвигая на авансцену Печорина, подчиняя все содержание романа раскрытию его характера, писатель использует романтический принцип центростремительной композиции. Но, рисуя Печорина, Лермонтов широко изображает и время, и обстоятельства действия романа: нравы и быт черкесов, черноморских контрабандистов, «водяного» общества в Пятигорске и Кисловодске, военных, находящихся на Кавказе. Изменяя хронологическую последовательность изображаемых событий, Лермонтов превратил произведение в цепь резко контрастных повестей: до крайности противоречивому сознанию эгоиста Печорина в повести «Бэла» противопоставляется цельность душевно доброго Максима Максимыча из одноименной повести; «честным контрабандистам» из повести «Тамань», отличающимся непосредственностью и свободой своих чувств, поступков, противопоставлена условность и искусственность поведения «водяного общества» из повести «Княжна Мери». Эта антитетичность расположения происшествий, несомненно, содействует наиболее яркому обнаружению сущности главного героя. Антитетический характер носит и деление романа на две части. Сталкивая Печорина с разнообразными социальными кругами, ставя его в различные обстоятельства, Лермонтов дает понять читателю не только недостатки, мешающие ему стать положительным героем, но и свойственные ему достоинства. «Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное по своему виду с романом-путешествием, с исповедью, с очерковой традицией. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. Лермонтов искусно исп.приём кольцевой композиции,кот воплощает образ судьбы героя и его поколения.

Такого типа романа у нас еще не было. Мнения о нем резко разделились.

Реакционная общественность, охранительная критика не признали в романе ни правды, ни художественности. Критик журнала «Сын Отечества» назвал роман «больным созданием» и предрекал ему «эфемерное бытие». Профессор С. П. Шевырев, отрицая типичность героев романа, считал, что «Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас западом, тень его недуга, мелькающая в фантазии наших поэтов».

Белинский встретил роман восторженной хвалой. Критик увидел в нем произведение, обозначившееся в тогдашней прозе словно пирамида в пустыне и способное стать «важным явлением во всякой литературе». Покоренный роскошной живописностью языка романа, он писал: «Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг!». Простота, выразительность, точность, прозрачность, лаконичность языка «Героя нашего времени» заставили Гоголя сказать: «Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасней и благоуханной прозой».

Бурные споры о романе не затухают и в наши дни. Его считают романтическим, реалистическим, реалистическим с явными отзвуками романтизма, романтико-реалистическим. Несомненно, что резкое выдвижение героя, противопоставленного всем другим, и сосредоточение на его внутреннем мире явно связывают «Героя нашего времени» с романтическими традициями. Но в нем преобладают уже не романтические, а реалистические средства художественного воплощения. Применяя именно реалистические способы анализа и критицизма, писатель развенчал романтического героя, каким является Печорин. Покоряя психологической правдой, он показал галерею исторически конкретных, ярко индивидуальных лиц с ясной мотивировкой их поведения. Герцен:Образ Печорина- одно из худ.открытий Л.Концентрированное выражение особенностей последекабристской эпохи,когда на поверхности видны только потери,а внутри идёт великая работа.Начиная с 19в за Печориным упрочилось определение л ишнего человека. В Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся развитой личности,обречённой жить в стране рабов.Одна из заслуг- углублённое представление о реальной сложности природы человека.

Вопрос №41. Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» представляет собою цикл, состоящий из пяти повестей. Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В "Отечественных за­писках" за 1839 г. были опубликованы "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист" с примечанием, "что М.Ю. Лер­монтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных"; в 1840 г. там же печатается "Тамань" и следом выходит двумя частями-томиками "Герой нашего времени".

Цикличность романа – плод отнюдь не одной только творческой индивидуальности Лермонтова, его творческой манеры.

Роман проникнут единством мысли, и поэтому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи, и все в нее возвращается. В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики.

По мнению Лермонтова трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не осознавая этого». В этом смысле в Печорине как художественном типе запечатлен процесс огромной исторической важности – интенсивного развития общества и личного самосознания в России 30-х годов и, когда невозможность прямого общественного действия способствовала самоуглублению личности, от конкретно-социальных вопросов вела к вопросам общим – историческим и нравственно-филосовским.

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова – углубление представлений о реальной сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности. Печорин неоднократно говорил то своей действительности. Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

«Герой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический роман – и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию отображенной в нем социальной действительности, представленной рельефно выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь, определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм романа не только социален, но и в тоже время глубоко философичен. Отношение человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти, по сути, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это делает его романом не только социально-психологическим, но и философским.

Проблема личности – центральная в романе. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.

В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое – Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя - цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

“Герой нашего времени” — первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале Печорина”. Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе “Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к “Журналу Печорина” автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...