Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №34. Ведущие темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова



Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека. Уделом лирического героя ранней лермонтовской поэзии стали трагический разлад между мечтой и действительностью (“1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»). В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходил к скорбным суждениям о ее скоротечности («Метель шумит, и снег валит», «Ангел»). Поэт очень рано проникается идеями богоборчества. Но не в смысле прямого отрицания существования бога, а как сомнения в идеальности его разума («Ночь 1», «Ночь 2»), в справедливости его деяний. Не удовлетворяясь окружающей его социальной действительностью, Лермонтов славит природу, исполненную безусловной вечной красоты («Прекрасны вы, поля земли родной», «Люблю я цепи синих гор», «Солнце»). С каждым годом взгляды Лермонтова, его основного лирического героя приобретают все более и более отчетливые социальные очертания: высшее светское общество им презирается («Посвящение»); простой народ вызывает нескрываемые симпатии.Природа рисуется Лермонтовым одухотворенной, она воодушевляет, окрыляет человека. С каждым годом взгляды Лермонтова, его основного лирического героя приобретают все более и более отчетливые социальные очертания: высшее светское общество им презирается («Посвящение»); простой народ вызывает нескрываемые симпатии.

Поэт с самого начала и до конца своего творческого пути воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу («Цевница»; «Поэт»; «Русская мелодия»; «Смерть Поэта»; «Кинжал»; «Журналист, читатель и писатель»; «Пророк»). Его привлекали формы элегии, романса и песни, мадригала и эпиграммы, монолога, обращения и письма, баллад и стансов, альбомных стихотворений и дум, эпитафий и сентенций, сатиры и сонетов. В ранних поэмах, связанных с темой угнетения русским самодержавием народов Кавказа, Лермонтов по преимуществу осуждает войну, рисует ее жестокость. В «Бородине» оборона русскими своего отечества изображается как величественный и священный национально-народный подвиг, завершающийся торжеством справедливости.

Но ведущими видами он избрал элегию, думу, монолог и послание. Тема простого человека, так отчетливо раскрывшаяся в «Бородине», нашла свое воплощение и в других стихотворениях, в особенности в «Казачьей колыбельной песне» и «Завещании». Осуждение завоевательных войн, их братоубийства, бессмысленности громко прозвучало также в стихотворении «Я к вам пишу». Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, доставшиеся на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в служении своим идеалам свободы («Кинжал»; «Пророк»). В своем творчестве Лермонтов оставался всегда прирожденным социальным бойцом, видящим смысл и счастье жизни человека в постоянном движении вперед, в борьбе за утверждение свободного человека на земле, за преодоление разрыва между человеком и природой. Гражданские мотивы отразились в жанрах социально-политического и философского раздумья («И скучно и грустно», «Выхожу одни я на дорогу»), обличительно-сатирического монолога («Умирающий гладиатор»), народно-героического сказа («Бородино»), лирико-патриотической исповеди («Родина»), философской («Три пальмы») и политической («Воздушный корабль») баллады, литературно-общественной эпиграммы («Эпиграмма на Ф. Булгарина»), Интимно-элегические мотивы, органически объединяясь в ряде случаев с социально-политическими и философскими, раскрылись в лирических новеллах («Соседка», «Свиданье»), исповедях и посланиях («А. О. Смирновой»), психологических миниатюрах («На севере диком»), альбомных стихах («В альбом автору „Курдюковой“) и балладах („Тамара“).

публицистического диалога («Журналист, читатель и писатель»). Гражданско-героические и обличительно-сатирические мотивы, занявшие в поэзии Лермонтова ведущее место, выразились „железным стихом, облитым горечью и злостью“. Поэт обращается к гражданской и философской, эмоционально-повышенной, гиперболической лексике и фразеологии: „торжественно гремит рукоплесканьями“ („Умирающий гладиатор“), „И полон ум желаний и страстей“ („Сосед“), „под бременем познанья“ („Дума“). Лермонтов начал свой творческий путь бурнопламенным романтиком. Но и в самых ранних его стихах, сатирически обличающих высший свет («Булевар», «Примите дивное посланье», «Что толку жить!»), намечаются реалистические тенденции. Сложное состояние «переходности» Лермонтова от романтизма к реализму особенно ощутимо выразилось в стихотворении «Не верь себе». Лермонтов низводит романтического поэта с пьедестала никем не понятого мечтателя и направляет его мысли к подлинной жизни — сложной и мучительной.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1055 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...