Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №37. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проблематика, система персонажей, стилевое своеобразие



Эта реалистическая по своей стилевой доминанте поэма опубликована поэтом в 1838 году в либеральных «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова" (1837)-важный этап в эволюции Л на пути к народности.Творчески исп.в поэме фольклорные традиции,Л создает произведение,органически вписывающееся в его худ.систему.Поэт широко исп.приём тройственности,который пронизывает комп-сюж и образно-стил структуру Песни,постоянные эпитеты,развернутые отриц.сравнения.лексико-синтаксич.параллелизмы,повторения окончаний одной строки в начале следующей. В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие. Каждый из 3 осн.образов поэмы несет в себе свою соц-ист и нравств-псих правду.В Кирибеевиче подкупают искренность и сила его страсти.Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком.Кирибеевич близок лерм.героям,неспособным на компромиссы с собой и жизнью.Получив поддержку в соц.положении воля переходит в своеволие,а глубокое чел.чев-во-в произвол..Иван Грозный-деспотизм и жестокость причудливо сочет.в нем со справедливостью. Положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его луших человеческих качеств в их противоположность.Грозный в поэме предстает и как царь-деспот,и как вопощение правосудия,призванного быть на страже общего в его вековечном споре с частным.Степан Парамонович-тип купца,человека третьего сословия,который однако.близок к народу.Он с наибольшей полнотой воплощает тип русского человека,рус.нац.хар-р.Открытый вызов,бросаемый Калашниковым царск.любимчику опричнику Кирибеевичу и самому царю,олицетворял зревшие в народе силы протеста. Центр.проблема фил.порядка-свободен ли человек в своих поступках или они предопределены обстоятельствами.судьбой,Богом. Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы,он свободен в выборе между добром и злом-свободен нравственно. Произведение Лермонтова, сохраняющее все основные атрибуты песенно-былинной манеры, — редчайший пример органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии. Оно открывается запевом («Ох ты гой еси») и зачином («Не сияет на небе солнце красное»), вслед за которыми идет повествование события, и завершается исходом («Гей вы, ребята удалые»). В ней налицо старинные формы народной лексики: просторечные слова. В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами («солнце красное», «тучи синие», «сабля вострая»). В «Песне…» большая роль отведена таким художественным приемам,как повторы («плачем плачут», «горько-горько», «пир пировать»), игра синонимов («И причитывали да присказывали», «наточить-навострить», «одеть-нарядить»), повторения слов, выражений («на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору»). Смысл «Песни…» — защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе.

Вопрос №38. Романтический конфликт и его структура в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Мцыри (1831-1839)"Мцыри" — последняя романтическая поэма Лермонтова.Перенос дейст­вия на Кавказ с его географическими и этническими признаками в недалекое от повествователя время позволил создать "реалисти­ческий" фон для сильнейшей общечеловеческой страсти, владеющей героем, — любви к свободе и потерянной родине. Тема поэмы — свобода и шире — смысл человеческого бытия. Основной идейный се пафос — протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. "Имя темное" героя остается читателю неизвестным, а экзотичес­кое наименование, использованное только в заглавии, Лермонто­вым объяснено в примечании: «Мцыри — на грузинском языке значит "неслужащий монах", нечто вроде "послушника"». Мцыри - противоположный Демону хар-р. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей> (только в неск-ко дней побега он жил, а не прозябал). Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила> (т.е. монастырь, в к-ром он жил). Но здесь нет внутреннего крушения, к к-рому приходит романтич. индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных об-в, оказавшихся сильнее его. Он побежеден физически, но не духовно. В герое поэмы воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, <любимый идеал> Лермонтова. Мцыри не индивидуалист, не эгоист, он просто одиночество, заточенное в монастырь. Л. говорит о необходимости союза Грузии с Россией как залоге стабильности. Образ Мцыри – огромное худ. обобщение. В нем воплщается недовольство прогрессивных людей 30х гг. деспотизмом властей, их протест. Оба героя Мцыри и Демона связаны традициями рус. ром-зма. Типично ром. поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза, ром. любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода - побег из монастыря, любовь к родине. Но поэма писалась параллельно с «Героем…» -> она не могла не приобрести нек-е реалистич. эл-ты: мы узнаем, в какой соц. обстановке жил Мцыри в детстве (несчастное детство). Сама форма исповеди (поэма представляет собой исповедь Мцыри старику-черкесу о трех днях проведенных на воле, противопоставленная монастырскому быту) усиливает психологизм произвед-я, ведь тогда Л. писал соц.-психологич. роман. Романтическое содержание поэмы «Мцыри» определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Ее фокус, все освещающий и себе подчиняющий, — личность молодого послушника. Романтический пафос поэмы ярко сказывается и в языке. Ее лексика представляет органический сплав задушевной и патетической фразеологии. Возвышенно-поэтическому строю речи Мцыри содействуют и ее крылатые, афористические выражения: «А душу можно ль рассказать?». Мятежно-волевая натура ведущего героя определила эмоциональную концептрнрованность подавляющего большинства эпитетов поэмы. Они строятся не на полутонах, оттенках и нейтральных красках, а на резкой определенности и полноте выражаемых ими чувств, предметов и явлений. Здесь «думы — пылкие», «взор — гордый и непреклонный». Эта поэма указывает на рост реалистич. тенденций в творч-ве Л. Поэма написана «упругим стихом» (Белинский). Избыток мужских рифм, свободная строфика и 4-стопный ямб отражают «огненный» хар-р Мцыри.

Вопрос №39. Проблематика ранней прозы М.Ю.Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»)

Лирика, лиро-эпос, драма, проза — такова последовательность творческих воплощений Лермонтова. Его первое прозаическое произведение — исторический роман «Вадим» (1832—1834), посвященный крестьянскому восстанию под руководством Пугачева. Мы не располагаем точными данными о времени создания «Вадима». По воспоминаниям современников, можно предполагать, что роман начат в конце 1831 или в начале 1832 года и писался до 1834 года включительно. Как видим, Лермонтов увлекается темой крестьянского восстания одновременно с Пушкиным.

Это чрезвычайно смелое произведение по обращению к запрещенной теме, весьма правдиво отображающее историческую обстановку, взаимоотношения помещиков и крестьян. Произведение направлено против крепостнического произвола и насилия, за равноправие и свободу человеческой личности. Показывая несправедливость надменно-кичливых помещиков в образе Палицына и задыхавшихся в кабале, погибавших в нищете крепостных крестьян, Лермонтов полностью оправдывал восстание. Тем не менее он не мог считать его правильным решением социальных взаимоотношений. Он, как и Пушкин, страшился крестьянской революции. По его мнению, народ в своем стихийном движении, подогреваемый и предводительствуемый шайками отпетых злодеев, «теряя контроль разума», способен испепелить вместе с деспотизмом и все завоевания культуры.

Лермонтов, не принимая крестьянскую революцию, закономерно связывает с ней образ главного героя романа — Вадима. Это сильная, волевая, демоническая личность («гений блистал на его челе»), способная на добро и зло, но обратившаяся к злу. Вадим, Обиженный природой (безобразный горбун), обездоленный людьми (Палицын разорил его отца), испытавший лишения сироты-нищего, превратился в угрюмого и злого человеконенавистника, объятого одним желанием—личной мести. Клокочущая ненависть к Палицыну выжгла в нем все другие чувства и стремления. Во имя ее он вступил в ряды мятежников.

По авантюрному сюжету, по резкой исключительности главного героя и преувеличенной пылкости чувств других персонажей, по обилию антитез и контрастов в композиции образов, событии, по явному преобладанию лирико-монологической интонации над объективно-повествовательной, по наличию мелодраматической, отвлеченно-риторической фразеологии «Вадим» задуман как романтическое произведение. В точных предметно-бытовых описаниях, в пейзажах, в строгой фактичности народных сцен, а также в использовании просторечия в языке крестьянских и иных персонажей в этом романе отчетливо обозначились и элементы реализма. Роман остался незавершенным на 24-й главе, перед самым появлением на сцене Пугачева. На материале «Вадима» еще яснее, чем в автобиографических драмах, обнаруживается стадиальная ограниченность романтического метода. Образ героя, проходя сквозь события и сцены романа, остается самодовлеющим и, в сущности, не соизмеренным с действительностью романа. Жизнь осталась в романе по одну сторону, герой — по другую. Отсюда роковая двойственность языка и стиля произведения — распадение его на ультраромантическую стилистику и реалистическую стилевую сферу бытописания. Органической однородности стиля в «Вадиме» не было достигнуто.

«Княгиня Литовская». В 1836 году Лермонтов вместе с С. А. Раевским приступил к роману «Княгиня Литовская» из жизни великосветского общества. Основу его сюжета составляет взаимная любовь молодого аристократа Печорина и княгини Литовской. Дополнительные мотивы — светская интрига Печорина с Негуровой и его взаимоотношения с нечаянно обиженным им бедным чиновником Красинским. Этому роману, по замыслу реалистическому, свойственно и пристальное внимание к социально-психологическому облику действующих лиц, к их сложным душевным перипетиям, к широкому изображению определяющей их среды, к жгучим проблемам взаимоотношений личности и общества. В нем «неистовая» фразеология и лирический монологизм явно сменяются устно-бытовой речью и объективным повествованием.

Особый интерес представляет здесь фигура Красинского — «раннего разночинца». Сын разорившегося польского дворянина, Красинскнй тяжело переживает положение парии и, защищая свое человеческое достоинство, резко высказывает возмущение обидчику. Он ненавидит аристократов, наделенных привилегиями и богатством. Объятый неистребимой завистью, он жаждет попасть в круг светского общества. Во имя личной выгоды и собственного счастья он готов на все. Но этот роман остался незаконченным.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...