Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №35. Драматургия М.Ю.Лермонтова. Автор и лирический герой пьесМ.Ю.Лермонтова



Первые творческие начинания Лермонтова в драматическом роде относятся к 1829—1830 годам. Все они подражательные, ученические и свидетельствуют о его увлечении романтической литературой эпохи «бури и натиска», в особенности пьесами «Плаща и шпаги» — трагедиями Шиллера. Признаки фактической достоверности, наметившейся в трагедии «Люди и страсти», еще более усилились в романтической драме «Странный человек» (1831). Лермонтов извещает в предисловии к пьесе, что в ней излагается «происшествие истинное» и лица «все взяты с природы». Тема «Странного человека» — сложная совокупность человеческих отношений, проявляющихся в семье, в любви, в дружбе, в обществе. Произведение, как и «Люди и страсти», автобиографично. Но главная его ценность в передовой идейности, лучше всего отраженной в образе Владимира Арбенина, основным прототипом которого является сам автор. Это поэт, человек глубокого, «самопознающего», т.е. критического, ума, гуманистических стремлений, отзывчивого сердца и кипящих чувств. Он ненавидит крепостничество, мелочность, глупость, вероломство людей светского общества. Драма «Странный человек» в изображении главного героя и светского общества, их взаимоотношений явно перекликается с пьесой «Горе от ума» Грибоедова.

Впервые «Маскарад» опубликован в 1842 году, на сцене появился в отдельных эпизодах в сезоне 1852—1853 года, а полностью в 1862 году. Ее долго не пропускала цензура. Тема «Маскарада» — петербургский свет, его люди и страсти и еще шире — человек и смысл его жизни. Идейный пафос пьесы — в обличении светского общества в игорном доме, маскараде, на балу, у гроба Нины. Его представители, проводящие время в пошлых любовных интригах, занятые наживой и карьерой, — черствые, жестокие себялюбцы, коварные завистники, сплетники. В сцеплении образов «Маскарада» проглядывает и более глубокая его идея — разоблачение индивидуализма и эгоизма, утверждение человечности, гуманности, протест против условий, унижающих человека. Предельно ясные, глубоко обобщенные в своей сущности, герои «Маскарада» воспринимаются как социально-психологические символы.

В январе 1836 года Лермонтов дописывал драму «Два брата». Морально-психологический конфликт этой пьесы состоит в любовном соперничестве родных братьев. Александр — сложный, противоречивый образ. Это волевой бунтарь, восстающий против моральных предрассудков своего общества и религии. Это и человек, нравственно искалеченный своей средой, превратившийся в законченного злодея, для которого нет ничего святого. Юрий, наоборот, олицетворение прекраснодушия. Драма «Два брата» впервые опубликована в 1880 году. Лермонтов, потеряв надежду на цензурное разрешение «Маскарада», оставил поприще драматурга. Но то, что уже было создано им, с полной ясностью характеризует его как выдающегося драматурга прогрессивно-романтического направления, протестанта и бунтаря, ненавидящего блестящий свет, устремленного в будущее. Отстаивая прогрессивно-романтические принципы, Лермонтов отчетливо осознавал их враждебность реакционно-романтической драматургии, официально признанной и всячески поддерживаемой правительством.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1067 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...