Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №36. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Творческая история, конфликт, художественное своеобразие



Демон. Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею 10лет(1829-39), поэма имеет 8редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. Основной идейный пафос поэмы «Демон» — возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума и разрушительную силу-страсть.Противоречивое единство этих начал,напряж.жизнь духа,неискоренимое стремление к восстановлению гармонии-и невозможность его осущ.сообщают этому образу не только трагизм.но и динамичность. «Демон» искусно строится как лиро-эпическая поэма непрерывно повышающегося драматического напряжения. Патетический лиризм поэмы в призывах, в исповеди, в клятвах Демона, в муках Тамары. Эпическая канва поэмы, история Демона, его любовь к Тамаре и борьба за нее раскрываются в строгой причинной обусловленности и хронологической последовательности. Неизъяснимое волненье Демона служит как бы завязкой поэмы. Лермонтов повествует о взаимоотношениях Демона и Тамары, сосредоточивая внимание на вершинных эпизодах, используя их ярко выраженную антитетичность. Это сообщает поэме предельную пластичность, сжатость, прерывистость н динамичность. Одна за другой, каждая превосходя эмоциональным напряжением предшествующую, идут драматические сцены: убийство жениха Тамары, горе семьи Гудала, смятенье и муки Тамары, увлекаемой «злой отравой» Демона и пытающейся найти спасение в монастыре, продолжающаяся борьба Тамары со своим влечением к Демону, идейный поединок Тамары и Демона. Кульминацию поэмы составляет исповедь и клятва Демона, покорившая Тамару. После этого следует развязка.

Сюжетно-фабульный конфликт складывается из отношений Демона и Тамары.Однако в его развитие властно вмешивается 3 сила-Бог. Конфликт,развивающийся на втором плане(между ДиТ – Б)наполняет сод-е поэмы филос.смыслом. С момента встречи Т с Д начин.мотив новой жизни.В Д.идёт борьба м/у зарожд.чувством любви и укорениш.привычкой к злу.Но такова гуманистич.сила любви,что Д.готов отказаться от умысла жестокого.Появл.Бога подогревает в Д желание любой ценой удержать Т,не уступив её Б.В Д противоборствуют любовь к Т и яд старинной ненависти к Богу.Тамара оказалась в эпицентре столкновения.Едва вступив в царство любви и гармонии,Д разрушает его.умертвив Т первым поцелуем.Смысл этого поцелуя: 1)безмерная,испепеляющая страсть Д оказалась гибельной для простой смертной, 2)смертельный яд поцелуя настоян на ненависти и злобе,отравляющей даже такое животворное чувство,как любовь.В любви Д почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования.Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели,счастья вне связи с общим миропорядком перключала сюж-псих и нравств-фил сод-е поэмы в иную плоскость,связанную с проблемами соц,конкретно историческими.Рабство и свобода-одна из главных антиномий поэмы Л и русской действит-ти 30-х годов.Трагический исход борьбы Д был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся,обманутых надежд. Лерм.Демон - символико-фил. отражение глубинной сущности человеческого духа,чел.рода в процессе его бесконечного и трудового познания мира с целью его пересоздания и очеловечивания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...