Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Элементы трансцендентного знания: самбандха, абхидхея, прайоджана



Вначале зададим вопрос, что такое дивья-гьян, трансцендентное знание?

Душа заключена в темнице материального мира и вечно скитается здесь, переходя из тела в тело. Она находится в плену своих ложных представлений о мире, отождествляя себя с телом, и поэтому для нее нет никакой возможности самостоятельно выбраться из материального мира. Но Верховный Господь, несмотря на то, что душа отвергла Его, захотев самостоятельно наслаждаться, из сострадания к ней создает для нее возможность восстановить свое изначальное положение.

Он придумывает систему из двух средств. Во-первых, Он Сам воздействует на дживу, принося сюда священные писания и посылая духовного учителя. Во-вторых, Он особым образом создает этот материальный мир. Материальная энергия (пракрити), которая его образует, является проявлением высшей энергии Господа Майи. Она может проявлять себя по отношению к дживе в двух ипостасях: как внутренняя энергия Йога-Майя (духовная энергия), и как внешняя энергия Маха-Майя (материальная энергия). Что это означает? Что Майя, энергия Господа вводит в заблуждение тех, кто хочет заблуждаться, проявляя себя по отношению к ним как внешняя энергия, и освобождает тех, кто хочет освободиться – к ним она проявляет себя как внутренняя энергия.

Шрила Прабхупада очень четко показывает этот факт. Вот как он его характеризует в комментарии к первой песне "Шримад-Бхагаватам": "Его (Кришны) трансцендентная энергия действует в соответствии с Его всемогуществом. Одна и та же Его энергия действует как внешняя, внутренняя и пограничная энергия, и Он может делать с помощью любой из них все, что пожелает. По своей воле Он может превратить внешнюю энергию во внутреннюю. В этом случае милостью Господа внешняя энергия, ввергающая в иллюзию те живые существа, которые хотят того, по воле Господа отступает, и обусловленная душа раскаивается и налагает на себя епитимьи. Затем та же самая энергия помогает очистившемуся живому существу продвигаться по пути самоосознания". (Ш-Б, 1.3.34, комм.)

Важно задать вопрос: что является условием для того, чтобы джива получила милость Господа, и Его энергия Майя проявила себя по отношению к ней в своей освобождающей функции? Желание дживы.

Сравнивая эти два средства, которые придумал Кришна, друг с другом, необходимо отметить, что главным из них является первое – священные писания. При помощи них Кришна дат дживе трансценднтное знание. Используя его, джива может освободиться.

Трансцендентное знание как совершенное средство освобождения содержит в себе все необходимое, чтобы душа могла вернуться назад домой к Богу. Оно состоит из трех элементов: самбандха-гьяны, абхидхеи и прайоджаны.

Самбандха-гьяна – это знание о наших отношениях с Всевышним Господом (самбандха буквально переводится как "связь"), иначе говоря, это представление о том, с чем мы связаны сейчас, и с кем мы должны связаться в итоге. Абхидхея – это процесс или метод. Прайоджана – цель. Чайтанья Махапрабху говорил, что все Веды имеют дело с этими тремя категориями. Рассмотрим это подробнее.

Самбандха-гьяна состоит из пяти категорий: джива (живое существо), ишвара (Верховное Существо), пракрити (материальная природа), кала (время) и карма (деятельность).

Дживу и пракрити связывает карма (рис. 1). Они взаимно влияют друг на друга через карму. Джива с помощью кармы действует на пракрити, пракрити с помощью кармы в свою очередь влияетна дживу. Ишвару и пракрити связывает кала. Время является волей Господа, посредством которой Он действует на пракрити и через нее на дживу. Пракрити не может воздействовать на ишвару.

Шрила Прабхупада в предисловии к "Бхагават-Гите" вслед за Баладевой Видьябхушаной говорит, что "Бхагават - Гита" имеет дело с этими пятью категориями. Почему он не упоминает бхакти, которая связывает дживу и ишвару?

Потому что сейчас эта связь не существует, она не проявлена. Этой стороны треугольника у нас нет (см. рис. 1). Ее нужно восстановить. Процесс восстановления связи между дживой и ишварой относится уже не к категории самбандха-гьяны – категории отношений, а к абхидхее – к категории процесса или метода, с помощью которого эти отношения можно восстановить.

Таким образом, самбандха-гьяна заключается в описании того, каким образом связаны между собой ишвара, джива и пракрити, и как они влияют друг на друга.

Теперь нам необходимо понять, как трансцендентное знание нас освобождает.

В сущности, трансцендентное знание постижимо, потому что оно вечно находится в сердце живого существа. Чайтанья Махапрабху говорил: нитья-сиддха кришна-према садхья кабху найа шраванади-шуддха-читте карайе удайа – "любовь к Богу всегда находится в сердце живого существа, и если мы начнем слушать о Кришне, то она проявится" (Ч-Ч, Мадхйа, 22.107). Таким образом, метод постижения этого знания заключается в том, что мы очищаем свое сознание с помощью слушания. И по мере очищения сознания трансцендентное знание само раскрывается в сердце живого существа.

Но для того чтобы наш духовный прогресс стал неотвратимым, нам нужно также сознательно встать на путь преданного служения. Преданное служение, как высшая форма духовной практики, содержит в себе различные методы, практикуя которые, мы утверждаем чистоту своего сознания, и позволяем тем самым глубинам трансцендентного знания проявиться в нашем сердце.

Сутью же всей практики преданного служения является повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе, Харе. Чайтанья Махапрабху говорит:

харер нама харер нама харер намаива кевалам,

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха.

"В этот век Кали у дживы нет иного прибежища кроме воспевания Святого Имени, и нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути".

Санатана Госвами в " Хари-бхакти-виласе" объясняет, что повторение мантры приводит к тому, что самбандха-гьяна раскрывается в нашем сердце, и мы начинаем видеть взаимоотношения, в которых находимся. Начинаем видеть карму – то, как мы влияем на пракрити и создаем определенные плоды, и как пракрити при помощи кармы сковывает нас. Начинаем видеть, каким образом проявляется воля Бога в этом мире в различных внешних событиях, и в том, как Он ведет нас, постепенно давая нам освобождение от материальных привязанностей.

И постепенно самбандха-гьяна превращается в стхаи-бхаву. Стхаи-бхава – это наше естественное конституциональное положение по отношению к Богу. По мере повторения мантры и утверждения самбандха-гьяны в нашем сердце, мы раскрываем свои отношения с Богом. То есть мы осознаем, как связаны с Ним: как с объектом нейтрального поклонения (шанта-раса), как слуга с Господином (дасья-раса), как друг с другом (сакхья-раса), как родитель с ребенком (ватсалья-раса) или как влюбленная с возлюбленным (мадхурья-раса). В конце концов, стхаи-бхава превращается в нашу вечную сварупу, и мы возвращаемся на Вайкунтху.

Таким образом, сначала в виде знания выстраиваются три стороны треугольника, и человек понимает, в каких отношениях он находится с материальной природой, в каких отношениях с материальной природой находится Бог, и в каких отношениях он находится с Богом. А затем уже, по мере практики преданного служения, сама по себе проявляется связь души и Бога, которая вначале реально отсутствует.

Все три категории трансцендентного знания должны быть определены очень конкретно. Шри Чайтанья Махапрабху определил их одним словом каждую.

Самбандхабхагаван. То есть это означает, что Тот, с кем я хочу вступить во взаимоотношения, является Личностью Бога.

Абхидхеябхакти. Это значит, что средством, при помощи которого я могу вступить в эти взаимоотношения, является любовное преданное служение Верховной Личности Бога.

Прайоджанапрема. Целью всего этого является обретение любви к Богу.

В "Чайтанья-Чаритамрите" есть очень важный стих, который произнес Чайтанья Махапрабху в беседе со Сарвабхаумой Бхатачарией: бхагаван самбандха бхакти абхидхея хайа према прайоджана веде тине васту хайа.

Чайтанья Махапрабху говорит, что тройственная суть всех Вед (веде тине васту) сводится к этим трем простым понятиям: бхагаван самбандха, бхакти абхидхея и према прайоджана.

Таким образом Чайтанья Махапрабху определил предмет трансцендентального знания. Это определение является философской линией нашей сампрадаи. Именно в таком виде мы получили трансцендентное знание от Шрилы Прабхупады.

Сравним, как эти три категории знания – самбандха, абхидхея и прайоджана – определяются в других философских школах.

Возьмем, например, материализм. Что является самбандхой в материализме? Иначе говоря, с кем хочет связаться материалист? Со своим собственным телом. Что является абхидхеей или методом, при помощи которого можно эту связь осуществить? Деятельность по удовлетворению чувств, высшим выражением которой является секс. Что является прайоджаной? Конечным результатом всего этого является смерть. Человек определяет себя как тело, и для того чтобы доказать, что он есть это тело, ему нужно испытывать наслаждения, самое острое из которых секс. И когда он всю жизнь себе доказывал это, он получает в итоге смерть. Никакого иного результата быть не может, потому что суть тела в его временности. Если я всю жизнь стремлюсь доказать себе, что я есть тело, я в итоге прихожу к этой его основополагающей характеристике.

Материализм – это определенная философская система с соответствующей ей практикой. Человек с материалистическим взглядом своей жизнью доказывает, что цель его существования, смысл его жизни в смерти.

Другой пример – буддизм. В буддизме самбандхой является пустота. Процесс, при помощи которого осуществляется эта связь – медитация на пустоту. И каков результат? Как говорил Мадхвачарья, у них становится пусто в голове.

Нам нужно очень четко знать все три элемента трансцендентного знания. Если в одном из этих элементов есть какая-то ошибка, то мы не достигнем цели человеческой жизни.

Например, в Индии есть много людей, которые согласны с тем, что бхагавансамбандха, то есть, что нужно связаться с бхагаваном. Они согласны с тем, что бхакти – это абхидхея: они идут в храм, молятся бхагавану, делают различные подношения. Однако с прайоджаной у них не все в порядке. Делают они это для того, чтобы достичь какой-то материальной цели: чтобы сын поступил в университет, чтобы выздоровела жена, чтобы богатства было больше и так далее. Как часто в последнее время молодые индусы мечтают о том, чтобы переселиться в Америку. Переселиться в Америку – это их прайоджана.

Итак, нам нужно очень хорошо знать, что Тот, с кем мы хотим связаться – это бхагаван, метод для этого – преданное служение, а цель – это према, любовь к Богу. И все время проверять, не делаем ли мы ошибку в одном из трех элементов.

Каким образом проверять? Мы будем подробно разбирать это дальше. Сейчас нам нужно просто понять, что основой для этого являются ведические писания.

В "Чайтанья-Чаритамрите" есть замечательный стих:

майа мукта дживера нахе сватах кришна гьян

дживера крипае кайла кришна веда-пуран.

Чайтанья Махапрабху говорит: майа мукта дживера нахе сватах кришна гьян – "знание о Кришне уже есть в сердце живого существа, но так как оно запуталось в майе, то это знание не проявляется". И поэтому: дживера крипае кайла кришна веда-пуран – "из милости к живым существам Кришна дал Веды и Пураны".





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...