Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 14. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений



Система социального (нормативного) регулирования: поня-тие, общая характеристика. Социальные и технические нормы. Единство и классификация социальных норм. Соотношение права и морали.

Система социального (нормативного) регулирования.

Общество представляет собой сложный организм, систему са-мых разнообразных отношений между людьми, имеющими различные интересы, потребности. Взаимодействие людей в процессе их совместной жизнедеятельности нуждается в упо-

рядочении, регулировании. Регулирование отношений между людьми (социальное регулирование) —это процесс упорядоче-

ния общественных отношений путем подчинения их опреде-ленным правилам (нормам).

Социальное (нормативное) регулирование включает:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, орга-низаций;

3) использование мер воздействия (убеждение, порицание, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Под системой социального (нормативного) регулирования понимается совокупность всех социальных норм, регулирую-щих поведение людей в обществе, их отношения между собой. Социальное регулирование отражает (опосредует) всю много-гранность и сложность человеческого бытия.


Раздел IV

Социальное регулирование во всех своих видах дает воз-можность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу, унифицировать по-веденческие реакции участников общественных взаимодейст-вий там, где это нужно. «В процессе регулирования достигает-ся множество позитивных результатов, которые делают воз-можной совместную общественную жизнь людей: появляется основа для сотрудничества, обмена идеями, способностями, предметами, продуктами, усиливается надежность ожиданий, предсказуемость человеческих поступков»39.

В целом можно сказать, что нормативность — неотъемле-мая часть человеческого общества, она выступает формой объективно сложившихся общественных отношений.

Следует отметить, что кроме нормативного регулирования, касающегося различных сфер общественных отношений, су-ществует также индивидуальное регулирование. Его особен-ность состоит в том, что оно затрагивает лишь конкретных, четко обозначенных субъектов в сфере права и осуществляет-ся в ходе правоприменительной деятельности. В связи с этим у того или иного субъекта возникает необходимость действо-вать соответствующим образом. Оба эти вида регулирования неразрывно связаны: нормативное регулирование, по сути, выступает предпосылкой индивидуального регулирования, то есть в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретных адресатов. Такое более целенаправленное регулирование органично дополняет нор-мативное (общее) регулирование. Индивидуальное регулиро-вание невозможно без общего, то есть нормативного, регули-рования.

Выделяют также ненормативную регулятивную систему. Она включает:

1) ценностные регуляторы, которые определяют поведение участников общественных отношений с помощью историче-ски сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок. Такие понятия, как индивидуа-

39 Мальцев Г. В. Указ.соч.С. 6.


Теория права

лизм в либеральных обществах или коллективизм в социали-стических, аскетизм или гедонизм, и многие другие ценности оказывают глубокое воздействие на членов общества и от-дельные его группы;

2) директивный регулятор, который выражается в стрем-лении решать важные общественные задачи, достигать цели с помощью директив, обращений, программ, заявлений, чаще всего исходящих от органов власти или общественных органи-заций. Такой способ регулирования характерен для тоталитар-ных государств;

3) информационный регулятор, позволяющий с помощью средств массовой информации воздействовать на поведение участников общественных отношений путем распространения сведений, одобряющих или осуждающих тот или иной тип со-циального поведения.

Социальные и технические нормы .Норма (от лат. norma) —

это руководящее начало, правило, образец. При употреблении понятия «норма» всегда имеется в виду определенная мера по-зитивного, общественно полезного поведения, направленная на достижение необходимого результата, реализацию интереса.

Все нормы (правила поведения) подразделяются на соци-альные —нормы,регулирующие поведение людей,их дея-тельность в различных сферах жизни общества, и техниче-ские,которые определяют наиболее рациональные методы,приемы, средства обращения с естественными и искусствен-ными объектами.

Социальные нормы —это общепризнанные или достаточ-но распространенные эталоны, правила общего характера, ка-сающиеся поведения людей, отражающие их потребности, ин-тересы и регулирующие их поведение в обществе. Социаль-ные нормы выступают в качестве необходимого элемента нор-мативного социального регулирования.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой, для них характерны следующие черты: они носят общий характер, создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, обусловлены экономическим базисом общества, обязательны для исполнения, в случае их наруше-


Раздел IV

ния применяются санкции. К социальным нормам относятся: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, нормы религиозных организаций, политические, эстетические нормы.

В современный период, в эпоху научно-технического про-гресса, усложнения производственных, технологических про-цессов, обострения экологических проблем особенно значи-тельна роль технических норм. Технические нормы, закрепля-емые в нормативных правовых актах, приобретают в связи с этим юридическую силу. Именно в таком качестве они назы-

ваются технико-юридическими нормами. Это, например, пра-

вила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, объектов энергетики, госстандарты и т. д.

В технико-юридических нормах в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрены технические правила, содержащие определенные права и обязанности, а в качестве санкции — негативные правовые последствия, на-ступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим ис-полнением возложенных юридических обязанностей40.

В совокупности нормативные регуляторы и образуют со-циальную нормативно-регулятивную систему, которая в це-лом, во взаимодействии ее составляющих, оказывают воздей-ствие на общественные отношения. Социальные нормы выпол-няют регулятивную, оценочную и трансляционную функции.

Единство и классификация социальных норм. Для соци-

альных норм характерны следующие общие черты:

1) объектом их регулирования выступают поведение лю-дей и их взаимоотношения;

2) они возникают из объективной потребности общества в саморегуляции, в поддержании организованности и порядка; 3) социальные нормы регулируют типичные отношения

(трудовые, семейные и т. п.); 4) эти нормы выступают в качестве основания для оценки

различных действий и поступков людей;

40 См.: Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева.


Теория права

5) в их основе лежат культурно-исторические и националь-ные особенности жизни общества.

Классифицировать социальные нормы можно по различ-ным основаниям, однако наиболее распространена их систе-матизация по сферам действия (социальному содержанию) и регулятивным особенностям.

По сферам действия (содержанию) различают нормы эко-

номические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от границ той сферы жизни общества, в которой они действуют, вида регламентируемых общественных отношений, то есть от предмета регулирования.

Для теории государства и права наиболее значимой явля-ется классификация социальных норм по способам их уста-новления и обеспечения. По этому основанию они делятся на:

— нормы права: общеобязательные и формально опреде-ленные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством;

— нормы морали: исторически складывающиеся в общест-венном сознании системы принципов, понятий, норм поведе-ния, основанных на представлениях людей о добре и зле, по-хвальном и постыдном, справедливом и несправедливом;

— обычаи: правила, сложившиеся исторически и вошед-шие в привычку людей вследствие их многократного приме-нения;

— корпоративные нормы (нормы организаций): правила поведения, издаваемые организациями и распространяющиеся на их членов; корпоративные нормы регулируют отношения внутри данной организации и выражаются в уставах, положе-ниях, решениях.

Соотношение права и морали. Взаимоотношение права иморали весьма сложно. В учебной литературе в этом плане выделяют четыре компонента: единство, различие, взаимодей-ствие и противоречия41.

41 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций. М., 1997.


Раздел IV

Единство права и морали состоит в том,что:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему норма-тивного регулирования;

2) право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование обще-ственной жизни, внесение в нее организующих начал;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме); они адре-суются к одним и тем же людям, слоям населения, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений опре-деляют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и обще-ственных интересов;

5) право и мораль в философском плане представляют со-бой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами;

6) право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисци-плинирующих начал.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Разли-чие права и морали заключается в следующем.

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только госу-дарством, а нормы морали формируются обществом в духовной сфере и опираются на складывающиеся в общественном созна-нии представления о добре и зле, чести, достоинстве и т. п.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспече-ния. Право создается государством и им обеспечивается. Мо-раль опирается не на силу государственного аппарата, а на си-лу общественного мнения.


Теория права

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в строго определен-ных формах, источниках права (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Моральные же нормы содержатся, главным образом, в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно не существует каких-либо особых требований

к их форме, текстовому закреплению.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регу-лирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, то мораль подходит к че-ловеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бес-честного, благородного и неблагородного и т. п.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку от-ветственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая строго регламентирована законом. Четкой процедуры за нарушение нравственности нет. Наказание выражается в том, что нару-шитель подвергается моральному осуждению.

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значи-тельно выше у морали, которая требует от личности гораздо больше, чем закон.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Мо-ральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право регулирует лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламента-ции такие стороны человеческих отношений, как дружба, то-варищество, взаимопомощь, вкусы, мода и т. д.

8. У права и морали разный «возраст». Мораль «старше по возрасту», она всегда существовала в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенном этапе обще-ственного развития.

Взаимодействие права и морали. Право и мораль тесноподдерживают друг друга в упорядочении общественных от-


Раздел IV

ношений, положительном влиянии на личность, формирова-нии у граждан правовой культуры и нравственности. Их тре-бования во многом совпадают: действия субъектов, поощряе-мые правом, поощряются и моралью. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противоречащим нравственности. Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Противоречия между правом и моралью. Причины проти-

воречий между правом и моралью заключаются в разном уровне требований к поведению субъектов, в различных под-ходах, методах регуляции. Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот: закон запрещает, а мораль разрешает.

Таким образом, социальные нормы направлены на упоря-дочение общественных отношений, обеспечивают систем-ность общества, стабильность его существования как единого организма. Все действующие в обществе нормы представляют собой систему социального нормативного регулирования, взаимодействуют и дополняют друг друга, и среди них право выступает важнейшим регулятором.

Тема 15. Современные правовые системы (семьи)

Правовая система: понятие, структура. Понятие правовой семьи. Характеристика основных правовых систем (семей) со-временности: англосаксонской, романо-германской (континен-тальной), мусульманской, социалистической, обычно-традици-онной.

Правовая система —это совокупность взаимосвязанных,согласованных и взаимодействующих правовых средств. К ним относят: собственно право (законодательство), юридическую технику, правовые отношения, юридическую практику, право-вую идеологию, юридическую науку. В настоящее время в ми-ре насчитывается около 200 национальных правовых систем.


Теория права

Каждая из них имеет свои особенности и характерные черты. Поскольку правовая система — это образование, включающее в себя всю совокупность существующих правовых явлений то-го или иного государства, то ее состав весьма многообразен. Основными элементами правовых систем можно назвать сле-дующие.

Во-первых, в качестве цементирующего элемента право-вой системы выступает право, выраженное в законодательстве (точнее, система права выражается в системе законодательст-ва). Именно вокруг законодательства группируются остальные элементы правовой системы.

Во-вторых, юридическая техника — совокупность специ-фических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

В-третьих, правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни.

В-четвертых, юридическая практика — деятельность ком-петентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм.

В-пятых, правовая идеология — совокупность знаний, концепций, доктрин, которые в концентрированном виде от-ражают и оценивают правовую действительность.

В-шестых, юридическая наука, вырабатывающая правовые понятия, правовые принципы и категории.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

В каждой стране действует своя правовая система, что поз-воляет говорить об их самобытности. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сход-ства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

Правовая семья —это совокупность национальных право-вых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответст-


Раздел IV

вии с данными критериями можно выделить следующие пра-вовые семьи: англосаксонскую, романо-германскую, мусуль-манскую, социалистическую и обычно-традиционную.

Англосаксонская правовая система (семья). Эту право-

вую систему (семью) еще называют семьей общего права (common law). Наряду с английской в данную семью входят правовые системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще 32 стран Британского Содружества.

От других правовых семей англосаксонская отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам, суд при вынесении решения по конкретному делу обязан руководствоваться решением вышестоящего суда или суда той же инстанции по аналогичному делу. Отсюда и про-исходит и принципиальная разница в правопонимании. Для юриста континентальной Европы правом являются нормы, кото-рые установлены или санкционированы государством. Для анг-лийского юриста право — это решение, к которому придет суд.

Английская правовая система включает общее право,

право справедливости и статутное право.

В основе общего права Англии первоначально лежали обычай, традиция, которые должны были учитываться при решении судами конкретных дел. В состав судов входили при-сяжные заседатели (свободные граждане), которые не облада-ли профессиональными знаниями и определяли свою позицию на основе сложившейся системы традиций и обычаев. В ходе деятельности королевских судов появилось большое количе-ство решений (прецедентов), которые становились обязатель-ным правилом для всех судов, разбиравших похожие судеб-ные дела.

Начиная с XV в. появляется право справедливости. Наро-ждающиеся рыночные отношения не находили должного вы-ражения в старых правовых формах, и постепенно стал скла-дываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорда-канцле-


Теория права

ра, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к лорду-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей. Та-ким образом, формируются две самостоятельные правовые системы: общего прецедентного права и права справедливо-сти. Постепенно лорд-канцлер лишился возможности решать спор по своему чувству справедливости, если существовали готовые решения по аналогичным делам. Право справедливо-сти также становится правом прецедентным. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости стали приме-няться одними и теми же судьями — прецеденты права спра-ведливости составили органичную часть одного прецедентно-го права Англии.

С конца XIX — начала XX в. все большее значение приоб-ретают парламентские статуты — законодательные акты, принимаемые британским парламентом. На протяжении ХХ в. в числе источников английского права резко возрастает роль

делегированного законодательства —законов,которые изда-

ются министерствами и другими органами управления по по-ручению парламента. Это характерно для сферы образования, медицинского обслуживания, социального страхования и др.

Сегодня английское право традиционно продолжает оста-ваться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую опреде-ленность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. Здесь его заменяет деление на общее право — основ-ной источник; право справедливости, дополняющее и коррек-тирующее этот основной источник; статутное право — писа-ное право парламентского происхождения. В английском пра-ве в значительно меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейско-го типа.


Раздел IV

Романо-германская (континентальная) правовая семья.

К ней относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволю-ции и приспособления к новым условиям. Из стран континен-тальной Европы романо-германская семья распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, не-которые страны Азии.

Особенности романо-германской правовой семьи прояв-ляются в ряде моментов. Основные источники права — нор-мативные акты. Ведущее место среди них занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Среди законов высшей юридической силой обладают конституции. В качест-ве источника права здесь выступают и нормативные договоры, а также (в ограниченных случаях) правовые обычаи.

Правовая норма в романо-германском праве есть продукт правотворчества высших законодательных органов государст-ва. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избегать пробелов. Однако последние полностью не исключа-ются. Суды уполномочены такие пробелы восполнять, за ис-ключением случаев штрафной ответственности. Здесь действу-ет принцип: нет преступления без указания о том в законе.

Структура романо-германского права, начиная с традиций римского права, характеризуется делением его на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты.

Особенностью юридической техники в романо-германской правовой системе выступает высокий уровень кодификации. Кодификация — вид систематизации нормативно-правовых актов, которая осуществляется в целях упорядочения, доступ-ности и увеличения эффективности применения норм права.

Мусульманская правовая семья. Основные страны,в ко-

торых действуют исламские правовые системы, — Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.


Теория права

Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране

и считаются плодом божественных установлений, а не про-дуктом человеческого разума и социальных условий. Коран — священная книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагмен-тов. Сами тексты представляют собой речи и проповеди про-рока Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам. Незначительная их часть затрагивает вопро-сы правовых взаимоотношений мусульман, а также других ве-рующих, большинство стихов посвящено религии и исламской нравственности. Коран был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

Вторым по значимости источником после Корана является Сунна — собрание преданий о пророке Мухаммеде, его бытии

и поведении, своего рода итог толкований Корана.

Третий источник мусульманского права — Иджма, согла-сованное заключение древних правоведов, получившее значе - ние юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Также источником мусульманского права считается анало-гия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Иджмой.

Два последних источника стали результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских школ, оказавших ог-ромное влияние на эволюцию мусульманского права. Вся сис-тема норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Здесь юридическая наука, а не государство играет роль зако-нодателя; мнение специалиста имеет нормативно-обязатель-ное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обра-щается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. Исламское право как совокупность обязательных предписаний сформировалось за первые два века существования ислама, в VII—IX вв. После того как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательная деятельность


Раздел IV

юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной, чуждой идее развития и совершенствования права.

Социалистическая правовая система (семья). Социали-

стическая правовая система (семья) возникла в результате Ок-тябрьской революции 1917 г. первоначально в России, а после Второй мировой войны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Эта система базировалась на коммунистической идеологии. По внешним признакам со-циалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо-германской системой и достаточно широко исполь-зует известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континентального права, социалистическая основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.

Социалистическая правовая система отрицала такой пра-вовой институт, как частная собственность, принципы разде-ления властей, многопартийность. Для данной правовой сис-темы характерно закрепление в нормах господства государст-венной собственности, руководящей роли коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы декларировали полно-властие народа, свободу деятельности общественных объеди-нений, широкие права и свободы граждан, однако на практике не было действенных механизмов, материальных и юридиче-ских гарантий их реального осуществления.

В настоящее время к социалистической правовой системе относят правовые системы Вьетнама, Северной Кореи и Кубы.

Обычно-традиционная правовая система (семья). Тер-

мин «обычное право» означает форму регламентации общест-венных отношений, основанную на государственном призна-нии сложившихся естественным путем и вошедших в привыч-ку населения обычаев. Если в странах романо-германского и англосаксонского права они выполняют лишь второстепенную роль, то в Африке продолжают оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.


Теория права

Для обычного права характерной чертой является то, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права заключается в том, что оно в первую очередь выступает правом групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, правами на землю по обычаю наделена группа, а не индивид. Имущество по на-следству тоже, как правило, переходит не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату произ-водит обычно одна семья другой семье. Тяжбы также возника-ют главным образом между сообществами и группами. Это ка-сается и ответственности за поступки: ответственность за дея-ния несет не отдельный индивид, а вся его семья, то есть и здесь господствует принцип коллективизма.

В последнее время во многих африканских государствах ощущается влияние европейского права: осуществляется сис-тематизация действующих обычаев, принимаются норматив-но-правовые акты, создаются отраслевые кодексы, хотя боль-шинство сельского населения продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 773 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...