Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 13. Понятие, сущность и функции права



Методологические подходы к анализу природы права. По-нятие и определение права. Признаки права. Право в объек-тивном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений. Сущность и социальное назначение права. Инструментальная и гуманистическая цен-ность права. Функции права: понятие, виды. Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Справедливость как главный принцип права. Соотношение убеждения и прину-ждения в праве. Статика и динамика права. Основные концеп-ции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологи-ческая. Методологические подходы к анализу природы права. Понятие и определение права. Признаки права.

Право, как и государство, относится к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных яв-лений. Начиная с античных времен человечество затрачивает громадные интеллектуальные усилия, чтобы познать сущность права, разгадать его природу. Существуют сотни, а может быть и тысячи определений права, и среди них нет ни одного общепризнанного, разделяемого всеми, кто его ценит и изуча-ет. «Для правоведа, — замечал И. Кант, — остается тайной — является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое»23. Общество никак не может прийти к согласию в вопросе о том, что есть право, так как сфера его бытия многослойна, иерархична, на своих низших ступенях

23 Кант И. Метафизика нравов в двух частях//Соч.М., 1965.Т. 4 (2).

С. 139.


Раздел IV

право как бы «стелется по земле», включая в себя массу конк-ретных эмпирических фактов и явлений, а на высших уровнях «парит в небе» в виде идей, концепций и представлений. Большинство определений способно отражать только одну из сторон права, может быть самую очевидную или близкую к очевидной. Тот, кто претендует на истинное понимание права, должен опираться не на одно, а множество определений, свя-занных между собой единой логикой.

Следует отметить, что право как общественное явление принадлежит к классу таких социальных явлений, как мораль, политика, религия, которые выступают в качестве норматив-но-регулятивных систем, призванных упорядочивать общест-венные отношения путем подчинения их определенным пра-вилам (нормам).

Право как нормативно-регулятивная система есть сово-купность норм, идей и отношений, которая устанавливается государственной властью и служит средством обеспечения порядка и организованности в обществе. Таким образом,

право структурируется на трех уровнях — нормы, отношения

и идеи.

В зависимости от того, что берется за основу права: норма права, правоотношения или идеи — выделяют нормативист-ские определения, социологические или философские. В со-временных отечественных учебниках по теории права и госу-дарства можно найти в основном нормативистские определе-ния права. Они,пожалуй,самые распространенные в России ив зарубежных странах, где принята европейская правовая мо-дель. Приведем одно из таких определений в качестве типич-ного и, пожалуй, наиболее удачного в своем роде: «Право — это система общеобязательных, установленных и обеспечива-емых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе»24.

24 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права:учебник.

М., 2001. С. 185.


Теория права

Стремлением развернуть юридическую проблематику в сторону общества и его задач продиктованы определения права социологического типа, которые берут за исходный,оп-

ределяющий момент правовое отношение. Право характери-зуется прежде всего с его практической стороны, эмпириче-ской реальности, с точки зрения того, что оно в действитель-ности представляет собой как нормативно-регулятивная сис-тема общества. На право смотрят как на систему (совокуп-

ность) правовых отношений либо,что почти то же самое, систему общественных отношений, поставленных под защи-

ту закона. Социологические определения права провозгла-шают первенство сущего в отношении должного. Определяю-щими моментами для права здесь выступают социальные инс-титуты и явления, потребности, интересы, цели (юриспруден-ция интересов), решения, договоры, приговоры, соглашения, компромиссы (юридический реализм). Большое количество социологических определений встречается в англо-американ-ской юриспруденции, а в Европе они часто формулировались в противовес преобладающему здесь нормативизму. Эмпири-ческие реальности, взятые в основу определения права, распо-ложены на уровнях — поведенческом, эмоциональном, инсти-туциональном и других, доступных для социологического из-мерения и методов социальных исследований. Среди очевид-ных недостатков социологических определений права можно отметить слабый акцент на нормативности правовых явлений (нормативность — признак не только системы норм, но и пра-вовых идей, правовых отношений), а также размытость крите-риев, по которым право выделяется среди социальных явле-ний, и как следствие — утрата правовой специфики, растворе-ние права в других общественных системах.

Наконец, третье ведущее звено в структуре нормативно -ре-гулятивной системы — правовая идея — берется в основу оп-ределений права, которые можно назвать идеолого-ценност-ными. Это наиболее древний тип определения права,класси-


Раздел IV

ческим его образцом можно назвать то, которое Ульпиан при-писывает другому римскому юристу — Цельсу: «Право есть наука о добром и справедливом»25.

Правовая норма, правовое отношение, правовая идея — «три кита», на которых выстраивается правовая (то есть нор-мативно-регулятивная) система, называемая правом. Не слу-чайно эти фундаментальные правовые уровни (звенья) легли в основу различных типов определений права. Но дело в том, что в самой нормативно-регулятивной системе данные уровни неразрывно связаны, образуют динамическое единство. Нормы права дают импульс к возникновению и являются ос-новой правовых отношений; последние, будучи практической школой, возбуждают юридическую мысль, апологетические и критические правовые идеи, многие из которых, пройдя про-цедуры формальной институционализации, становятся право-выми нормами. «Дух права», как сказал бы Гегель, беспре-рывно и неукротимо движется по кругу: от правовой нормы к правовому отношению, от него — к правовой идее, которая снова трансформируется в правовую норму. Вопрос в том, можно ли выразить это динамическое единство в определении права. До сих пор никому не удавалось объединить элементы трех подходов (нормативистского, социологического, идеоло-го-ценностного), и дело здесь, очевидно, в особенностях мето-дологий, которые применяются при выработке соответствую-щих определений.

По мнению Г. В. Мальцева, существующие в правовой ли-тературе определения права можно с некоторой долей услов-ности разделить на субстанциональные (содержательные) и формальные 26.Субстанциональные определения и пониманияправа связаны преимущественно с естественно-правовой тра-дицией, а формальные — с юридико-позитивистской.

Субстанциональные определения права обычно одновре-менно являются и ценностными определениями. Здесь все за-

25 Дигесты Юстиниана/пер.И.С.Перетерского.М., 1984.С. 9.

26 См.: Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.


Теория права

висит от содержания права, от его качества. Например, для приверженцев естественного права оно должно быть справед-ливым, нести обществу добро, благо, быть нацелено на пользу, счастье людей; либералы в таких случаях пользуются катего-рией свободы личности. Русскому философу Вл. Соловьеву принадлежит известное определение права как минимума нравственности: «Право есть принудительное требование реа-лизации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»27. Из современных определений остановимся на определении В. К. Бабаева: «Пра-во — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общест-венные отношения»28.

В отличие от субстанциональных, формальные определе-ния права связывают действительность нормы права не с ее содержанием, а с формой или способом ее создания, действия и обеспечения. Право действительно не потому, что оно удов-летворяет каким-то ценностным критериям и обладает неко-торыми внутренне присущими ему качествами, а потому, что принято в надлежащем порядке, на основе формальных про-цедур, авторитарно обеспечено, принудительно действует и т. д. Позитивное право, по словам Гегеля, «есть вообще право, которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разумно»29. Начиная со вто-рой половины XIX в. и до наших дней правовая литература многих стран заполнена формальными определениями права, которым юридический позитивизм придает большое значение, тогда как субстанциональные определения считает практиче-ски непригодными.

27 Соловьев В. Оправдание добра.Соч.М., 1988.Т. 1.С. 450.

28 Теория государства и права/под ред.В.К.Бабаева. 2-е изд.М.,2006. С. 213.

29 Гегель. Философия права.М., 1990.


Раздел IV

Многие из формальных определений права имеют прагма-тический, инструментальный характер. С точки зрения праг-матизма — философии, как известно, широко распространен-ной в Америке, — важно не то, что представляет собой норма права, а то, что она делает, как работает в обществе, каким об-разом функционирует.

Верное понимание права не только определяет перспекти-вы и направления развития юридической науки и ее эффек-тивность, но и вооружает юриста-практика надежным и точ-ным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.

Современные отечественные исследователи предпринима-ют попытки сочетать разные типы понимания права и рассмат-ривать их как взаимодополняющие друг друга. Так, интегра-тивное определение права формулирует В. В. Лазарев: «Пра-во — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво-бодных воль в их взаимоотношении друг с другом»30.

Как своеобразному социальному феномену, праву прису-щи следующие общие и особенные (специфические) признаки.

1. Интеллектуально-волевой характер права.

Право — проявление воли и сознания людей. В нем выра-жаются социальные закономерности, находят отражение по-требности, интересы общества, отдельных граждан и их объ-единений. Часто эти потребности и интересы не совпадают — в праве же выражается социальный компромисс на началах справедливости и разума. Это возможно лишь в развитом гра-жданском обществе и правовом государстве.

2. Нормативность.

Нормативность — универсальное и глубинное качество права. Норма есть во всякой его форме — и в правовом обы-чае, и в современном законе.

30 Общая теория права и государства/под ред.В.В.Лазарева.С. 121.


Теория права

Нормативный характер права означает то, что оно состоит из норм — правил поведения общего характера, регулирую-щих общественные отношения. «Норма» в переводе с латин-ского означает «образец», а нормативное регулирование об-щественных отношений представляет собой установление об-щих правил для определенной группы конкретных случаев.

3. Общеобязательность.

Общеобязательность права означает, что все члены обще-ства, к которым обращен тот или иной нормативно-правовой акт, непременно выполняют требования, содержащиеся в нем. Общеобязательность возникает вместе с нормой права, вместе с ней и прекращается.

4. Формальная определенность.

Государство придает форму правовому содержанию. Во-первых, нормы права четко сформулированы, в них определя-ются субъективные права и юридические обязанности; во-вто-рых, они закрепляются в официальных документах — норма-тивно-правовых актах, судебных прецедентах, правовых обы-чаях.

5. Системность.

Право — это не просто совокупность норм, а определенная их система, отражающая упорядоченность, внутреннюю со-гласованность и определенную иерархичность права. Нормы права могут проявить свои регулирующие свойства, свою эф-фективность только тогда, когда они действуют в системе, во взаимосвязи.

6. Обеспеченность права государством.

Исторически право возникло и развивалось во взаимодей-ствии с государством. Оно, во-первых, обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правона-рушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадав-шей стороны; во-вторых, в определенных законом случаях ви-новный привлекается к юридической ответственности и под-вергается наказанию.


Раздел IV

7. Динамизм.

Иногда говорят о таком признаке права, как динамизм. Право с развитием общества не остается неизменным: вводят-ся новые правовые нормы, отменяются старые, многие пред-писания со временем формулируются иначе.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...