Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Право в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений



Различают право в объективном и субъективном смысле. Как известно, в философии под объективностью явления понима-ется его независимость от воли и сознания человека. Объек-тивное право —это право,выраженное в законодательстведанной страны в конкретный период времени. Оно объективно

в том смысле, что уже установлено государством, существует

в виде нормативно-правовых актов, не связанно с волеизъяв-лением конкретного субъекта, с его личным усмотрением. Объективное право создается в результате нормотворческой деятельности государства и включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, то есть всю систему за-конодательства.

Субъективное право —это право,принадлежащее субъек-ту, это мера его возможного поведения, обеспеченная возмож-ностью государственного принуждения. Право в субъектив-ном смысле — это индивидуализированное право, то есть об-щие юридические права становятся принадлежностью кон-кретных лиц. Принадлежащее субъекту право выражается в конкретных возможностях, требованиях, притязаниях, кото-рые возникают на основе законодательства, то есть объектив-ного права. Субъективное право как мера возможного поведе-ния субъекта зависит — в известных пределах — от его лично-го желания и усмотрения, воли и сознания.

Право является важнейшим государственным регулятором общественных отношений. Оно всегда выражает государст-венную волю, которая, в свою очередь, может воплощать в себе волю отдельного класса, правящей группы, народа, обще-


Теория права

ства или нации. В праве выражается прежде всего воля власт-вующих, которые зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных. «Те, в чьих руках власть, вводят по-ведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Чем уже круг властвующих, тем рез-че выступает противоположность интересов властвующих ин-тересам остальной части государства. Чем шире этот круг, на-пример в республике, тем сильнее затушевывается это значе-ние права», — писал Г. Ф. Шершеневич31.

В современном демократическом обществе государство выражает волю всего общества и закрепляет ее в правовых нормах.

Сущность и социальное назначение права. Под сущно-

стью права понимается его главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа, которая отражает его истин-ную природу и назначение в обществе. Ранее, в марксистко-ленинской теории государства и права вопрос о его сущности трактовался однозначно: «Сущность права выражается в его классовости. Право — классовый регулятор общественных отношений. По своей сущности право представляет собой воз-веденную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жиз-ни»32. В современной юридической науке бытуют различные мнения по поводу сущности права: она определяется через вы-раженную в нем волю — господствующего класса или всего народа. Сущность права видится в «обеспечении» или «разгра-ничении» жизненных интересов людей, в «установлении» оп-ределенного порядка общественной жизни33. В. Д. Перевалов в

31 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права:учебное пособие(по изд.1910—1912 гг.). М., 1995. Т. 1. С. 313.

32 Теория государства и права/под ред.С.С.Алексеева.М., 1985.

С. 58—59.

33 Хропанюк В. Н. Теория государства и права:учеб.пособие для вузов/под ред. В. Г. Стрекозова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 188.


Раздел IV

качестве сущности права рассматривает «меру свободы чело-века», которая обусловлена социальным бытием человека и связана с осознанием этой меры как определенной необходи-мости34. В. В. Лазарев под сущностью права понимает обу-словленную материальными и социально-культурными осо-бенностями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных или спе-цифических интересов, выраженную в законе либо иным спо-собом признаваемую государством и выступающей вследствие этого общим масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей35.

О. Э. Лейст полагает, что право по своей сущности пред-ставляет собой «нормативную форму упорядочения и стаби-лизации общественных отношений, охраняемую государствен-ным принуждением»36.

Некоторые ученые отмечают, что сущность права выража-ется в его социальном назначении — в регулировании обще-ственных отношений37. Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория цен-ность права. Можно отметить следующие основные проявле-ния социальной ценности права.

1. Право обладает прежде всего инструментальной ценно-стью. Оно нацелено на создание устойчивого, стабильного по-рядка в общественных отношениях.

2. Право является выразителем свободы личности во всех сферах ее жизнедеятельности.

34 Перевалов В. Д. Теория государства и права:учебник.М., 2005.

С. 100.

35 См.: Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева.

36 Общая теория государства и права:академический курс в2т.Т. 2:Теория права / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 42.

37 См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учеб-

ник. М., 2001.


Теория права

3. Право выражает идеи справедливости: оно выступает критерием справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом.

4. Благодаря праву человек обретает состояние защищен-ности, безопасности для себя и своей семьи.

5. На правовой основе формируются институты граждан-ского общества: рыночная экономика, многопартийная поли-тическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информа-ции) и правовое государство.

Функции права: понятия, виды. Сущность и социальноеназначение права проявляются также в его функциях. В юри-дической науке в настоящее время нет единого взгляда на по-нятие «функция права». Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то можно сказать, что в ко-

нечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

По мнению Т. Н. Радько, понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и направ-ления его воздействия на общественные отношения, вытека-ющие из его назначения. Собственно функция права — это реализация его социального назначения38.

Социальное назначение права выражается в урегулирова-нии, упорядочении общественных отношений, в придании им должной стабильности, единства и динамизма — иначе гово-ря, в создании необходимых условий для нормального и про-грессивного развития общества.

Для функций права характерны следующие признаки.

1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе.

2. Функция права выражает его наиболее существенные, главные черты и направлена на осуществление коренных за-дач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

38 См.: Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева.


Раздел IV

3. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия. Поэтому одним из важнейших при-знаков функции права является ее динамизм.

4. Функция права отличается постоянством, стабильно-стью, непрерывностью, длительностью ее действия.

Право, играя значимую общесоциальную роль, выступая как явление культуры, оказывает широкое воздействие на весь комплекс общественных отношений (экономических, полити-ческих, духовных) и выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Кроме общесоциальной роли у права имеются и собствен-но юридические функции: регулировать и охранять общест-венные отношения. Это функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-статическая функция направлена на закреп-ление, стабилизацию общественных отношений. Она наиболее отчетливо выражается при определении общественного стату-са различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они дейст-вуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвину-ты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих норм. На их основе субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздей-ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, рас-крывает значение права для определения будущего поведения людей. Эта функция осуществляется с помощью обязываю-


Теория права

щих норм. Так, законодательно установлены обязанности: вы-полнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязатель-ства по договору и т. д.

Охранительная функция—это такое правовое воздейст-вие, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Она выражается в следующем:

— в определении запретов на совершение противоправных деяний;

— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

— в непосредственном применении юридических санкций

к лицам, совершившим правонарушения.

Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для лич-ности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулирован-ного процессуальными нормами.

Таковы основные направления воздействия права на обще-ственные отношения. В них выражается социальное назначе-ние права.

Принципы права. Слово«принцип» (от лат. principium)буквально означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организа-ции, деятельности и т. п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium es-tpotissimaparscuiuguerei).

Принципы права — это исходные нормативные руководя-щие начала (императивные требования), определяющие об-щую направленность правового регулирования общественных отношений.


Раздел IV

По своей сути принципы права представляют собой опре-деленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформу-лированы на основе научного и практического опыта. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — это наиболее общие нормы, которые действуют во всех сферах правового регулирования и распространяются на все субъек-ты. Принципы права всегда выступают в виде общеобязатель-ных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу их обу-словленности реально существующими экономическими, со-циальными, национальными и другими общественными отно-шениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники — результаты сознатель-ной волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того чтобы быть реально действующими нормативными правовыми предписаниями, а не благими по-желаниями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую дей-ствительность и основные закономерности развития общества.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространя-ются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

Ученые практически единодушны в том, что принципы права — это не результат субъективного усмотрения законо-дателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общих принципов права, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

Так, С. С. Алексеев выделяет принципы законности, спра-ведливости, юридического равенства (всеобщности правосубъ-ективности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины) объективной истины, ответственности за вину.


Теория права

В. К. Бабаев видит в праве генеральные принципы спра-ведливости и свободы, которые получают свое развитие в иных правовых принципах: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответ-ственности государства и личности.

По мнению В. Н. Синюкова, российскому праву свойст-венны принципы народовластия, верховенства права федера-лизма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политиче-ского, идеологического экономического плюрализма, гума-низма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, за-конности, справедливости, ответственности за вину.

Еще один перечень правовых принципов предложен О. И. Цы-булевской. Это социальная справедливость, равноправие граж-дан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание в пра-ве убеждения и принуждения, демократизм.

Обращение к Конституции РФ позволяет выделить следу-ющие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепри-знанных принципов и норм международного права, верховен-ство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

Рассмотрим некоторые общие принципы права более под-робно.

Принцип социальной справедливости имеет морально-пра-

вовое содержание. Справедливость требует соответствия меж-ду действиями индивидов и их социальными последствиями, между их правами и обязанностями, между трудом и возна-граждением, преступлением и наказанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между воз-можным и должным поведением и оценкой его результатов. Принцип социальной справедливости в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к по-иску компромисса между участниками правовых связей, меж-ду личностью и обществом, гражданином и государством.


Раздел IV

Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гаранти-рует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, собственность и другие, которые составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы выступают высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, со-держание и применение законов, деятельность законодатель-ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статусвсех граждан, то есть их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, на-циональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-нениям, а также других обстоятельствах. Запрещаются любые формы ограничения прав гражданин по признакам социаль-ной, расовой, национальной, языковой или религиозной при-надлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сфе-рах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возмож-ностей зависит от социально-правовой активности самого че-ловека.

Принцип законности имеет наиболее общий,всеобъемлю-щий характер. Его содержание выражается в требовании стро-гого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Статья 15 Конституции РФ гласит, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юри-дическую силу, прямое действие и применяется на всей терри-тории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,


Теория права

принимаемые в Российской Федерации, не должны противо-речить Конституции Российской Федерации. Органы государ-ственной власти, местного самоуправления, должностные ли-ца, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу-цию Российской Федерации и законы».

Принцип социальной свободы. Данный принцип обеспечи-

вает социальную защищенность личности, предоставляет уча-стникам правоотношений реальные гарантии максимальной свободы в реализации своих прав, закрепляет обязанность го-сударственных органов обеспечивать и охранять права и сво-боды человека как высшие социальные ценности.

Принцип демократизма. Непосредственное выражение оннаходит в правовых нормах, определяющих правовое положе-ние личности, характер ее взаимоотношений с государством и регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти.

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек-тивных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сло-жились и принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не мо-жет быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых акси-ом закреплено в законе.

Межотраслевые принципы —это такие руководящие на-

чала, которые выражают особенности нескольких родствен-ных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указан-ных правовых отраслей можно назвать, например, коллеги-альность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, глас-ность судебного разбирательства. В то же время на родствен-


Раздел IV

ные (смежные) отрасли права в полной мере распространяют-ся и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые правовые принципы характеризуют наиболеесущественные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Например, принципа-ми гражданского права выступают равенство сторон в имуще-ственных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др. Более подробно содержание отраслевых принципов рас-сматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Грамотное использование (соблюдение, применение и т. п.) принципов права в своей практической деятельности свиде-тельствует о высоком уровне правосознания и правовой куль-туры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

Основные концепции правопонимания. В мире всегдасуществовало множество теорий, объясняющих процесс воз-никновения и развития права. Это вполне естественно и понят-но, если учитывать сложность и многогранность такого явле-ния, как право. В разные эпохи каждая из теорий отражает различные взгляды и суждения определенных групп, слоев, классов и наций на данный процесс.

• Теория естественного права. Естественное право(jusna-turale) — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. Возникнув в древности (Сократ, Платон, Цицерон), идея естественного пра-ва получила основательную разработку в трактате голланд-ского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625), а также в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Вольтера, Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.),


Теория права

стоящее над позитивным правом. Естественные права принад-лежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осу-ществляться и гарантироваться государством.

Значение данной теории состоит в том, что она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека, соединяет право и нравственность; благодаря этой теории стали разли-чать право и закон, естественное и позитивное право.

Историческая школа права (Г.Гуго,К.Савиньи,Ф.Пух-

та и др.) возникла в первой половине XIX в. как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократи-ческие и революционные идеи. Основатели этой теории ут-верждали, что действующее в государстве право не сводится к совокупности законов. Право (частное и публичное) возникает спонтанно. Савиньи приравнивал право к языку народа, его манерам. Так же, как и язык, право вырастает из национально-го духа, народного сознания, независимо от субъективной воли государства. Специфический характер, присущий лишь данному народу, право приобретает еще в самый ранний пе-риод своей истории. Поэтому право исключает все факторы случайного и произвольного происхождения. Право всегда национально. Задача юристов состоит не в том, чтобы созда-вать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. В этом процессе законо-дательная деятельность государства становится лишь его фи-нальной стадией.

Историческая школа чрезмерно преувеличивает роль обы-чая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Марксистская (материалистическая) теория права. В со-

ответствии с этой теорией право есть выражение и закрепле-ние воли экономически и политически господствующего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистиче-ской партии» писали, что буржуазное право есть возведенная

в закон общая воля буржуазии. Как и государство, оно — про-дукт классового общества, его содержание носит классово-во-


Раздел IV

левой характер. Ф. Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

В марксистской подчеркивается экономическая обуслов-ленность права — то, что оно всегда выражало требования экономических отношений. Право не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право — явление, производное от государства, в полной мере определя-ется его волей; государство охраняет законы, принуждает к их исполнению. Известны слова Ленина о том, что право ничто без государства, способного принуждать к его исполнению. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Рав-ное право, следовательно, оборачивается фактическим нера-венством.

Недостатки марксистской теории: отсутствие общечелове-ческих критериев, игнорирование культурных факторов, огра-ничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

• Нормативистская теория права (Р.Штаммлер,Г.Кель-

зен и др.). Главный тезис этой теории — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном норматив-ном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Г. Кельзен представлял право в виде «пирамиды норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Тео-рия права должна быть свободной от идеологии и представ-лять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо слу-жит в условиях стабильного общества. В настоящее время ши-рокое признание получило требование соответствия позитив-ных законов государства правам человека. Утверждается при-оритет прав и свобод личности.


Теория права

К недостаткам этой теории относится игнорирование со-держательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т. п.), угроза праву со стороны государства.

Психологическая теория права (Г.Тард,Л.И.Петражиц-

кий). Эта теория подразделяет право на позитивное и интуи-тивное. Позитивное — совокупность норм права. Интуитив-ное, или неофициальное, право — это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Социологическая школа права (Л.Дюги,Ф.Жени,Е.Эр-

лих, Г. Ф. Шершеневич и др.). Сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Согласно их взглядам, право охватывает не только нормы, установленные государством, но и всю сово-купность фактически сложившихся правоотношений. По их мнению, право, прежде всего, — это «живой», динамичный правопорядок, система правоотношений, поведения людей в правовой сфере. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права; оно представляется «сосудом», кото-рый следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по мнению сторонников социологической школы, сле-дует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа имеет широкое распространение в США, где значительную роль в ее развитии сыграл американский юрист Р. Паунд. Следуя крае-угольному постулату философии прагматизма, гласящему, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы, Паунд призывал юристов изучать не только «право в книгах» (то есть права в нормативных актах), но и «права в действии».

Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права,


Раздел IV

основанного на норме социальной солидарности, как внешне-го выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпо-ративному государству.

Каждая из рассмотренных теорий права по-своему объяс-няет его в зависимости от условий, места и времени. Такое многообразие подходов к пониманию права следует приветст-вовать, ибо на этом пути решаются многие практические воп-росы: основания права, его источников, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Соотношение убеждения и принуждения в праве. Исто-

рия развития общества знает два основных метода социально-го управления, понуждения воли людей к надлежащему пове-дению и реализации государственных велений — это убежде-ние и принуждение.

Под убеждением понимают такое воздействие на волю и сознание людей, которое выражается в формировании заинте-ресованности субъектов в определенном поведении. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей лю-дей. В нем должно находить принципиальное соответствие государственная воля и воля субъектов реализации права. Убеждение как метод реализуется в правовой сфере через пре-доставление субъективных прав, законных интересов, льгот, дозволений. Стимулом к осуществлению прав здесь должно быть получение желаемых благ.

К важным формам убеждения относятся правовое воспи-тание, правовое информирование, участие в правотворческой деятельности, в реализации форм прямой демократии.

Под методом принуждения понимается воздействие на волю и сознание людей путем давления, ограничения свободы их выбора. Принуждение осуществляется в правовой сфере через такие средства, как юридическая ответственность, меры пресечения, приостановления, наказание и т. д. Этот метод


Теория права

применяется, если убеждение не действует, он реализуется в особой процессуальной форме и выступает как средство ис-правления и перевоспитания. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетания мер убеждения и принуж-дения в праве.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...