Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пользовательский интерфейс



Идентификация пользовательского интерфейса. В любой ИТ эффективность ее применения обусловлена организацией диалога пользователя с ЭВМ. Средством диалога в ИТ выступает интерфейс. Интерфейс (от англ. interface) в широком понимании – промежуточная область (граница) между взаимодействующими объектами. Интерфейс, как правило, устанавливается стандартами, инструкциями, протоколами и другими нормативными документами. Посредством интерфейса задаются параметры и процедуры взаимодействия пользователя и ЭВМ, компонентов ЭВМ между собой и др. В системе «пользователь – ЭВМ» интерфейс определяет:

– язык пользователя;

– язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;

– уровень необходимого знания пользователя.

Язык пользователя – это совокупность процедур, методов и средств, посредством которых пользователь реализует интерфейс. В этом составе могут быть использованы возможности клавиатуры, пишущих на экране электронных карандашей, джойстика, мыши, подаваемых голосом команд и др. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив форму входного документа, пользователь заполняет ее необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы или других форм языка сообщений. Язык сообщений – это информация, которую пользователь видит на различных экранах ее отображения, Это могут быть экран дисплея, распечатка принтера и другие звуковые выходные сигналы.

Эффективность интерфейса зависит от уровня необходимого знания пользователя. Уровень необходимого знания пользователя – это совокупность профессиональных знаний, умений и опыта пользователя в работе на ЭВМ при решении своих задач посредством применения соответствующей ИТ. Важным измерителем эффективности знаний в использовании интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и ИТ. Наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения имеет достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Ныне представление выходных данных осуществляется также и с помощью машинной графики. Она позволяет создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в двумерном и трехмерном видах. Использование машинной графики значительно повышает наглядность и интерпретацию выходных данных, все чаще используется в ИТ поддержки принятия решений.

Большую часть содержания интерфейса определяет понятие «пользовательский интерфейс». Пользовательский интерфейс (от англ. user interface) – это совокупность правил, методов и программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. В расширенном понимании пользовательский интерфейс – это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы. Интерфейс включает правила представления информации на экране и правила интерактивной технологии, например, правила реагирования человека-оператора на то, что представлено на экране. С точки зрения категорий пользователей можно выделить:

– интерфейс конечного пользователя, обеспечивающий выбор объектов и методов из предлагаемого перечня;

– интерфейс системного администратора, обеспечивающий расширенный набор средств и позволяющий создавать новые интерфейсные сценарии.

Однажды грамотно разработанный интерфейс пользователя способствует экономии времени пользователей и разработчиков. Для пользователя уменьшается время изучения и использования системы, сокращается число ошибок, появляется чувство комфортности и уверенности. Разработчик может выделять общие блоки интерфейса, унифицировать и стандартизировать отдельные элементы и правила взаимодействия с ними, сокращать тем самым время проектирования системы. Эти блоки позволяют программистам создавать и изменять приложения более простым и быстрым способом. Например, унифицированная или стандартная панель может быть использована разработчиками приложений в различных проектах.

Совершенствование пользовательского интерфейса определяется развитием многих компонентов ИТ. Интерфейс должен обладать возможностью:

– манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

– передавать данные системе различными способами;

– получать данные от различных устройств системы в различном формате;

– развивать и закреплять знания пользователя (подсказки по запросу),

На теоретическом уровне интерфейс имеет три основные составляющие:

1) способ общения машины с человеком-оператором;

2) способ общения человека-оператора с машиной;

3) способ пользовательского представления интерфейса.

Важнейшая задача интерфейса – формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений. Пользовательский интерфейс реализуется ОС и иным ПО. ОС осуществляют как командный, так и иные виды интерфейса. Командный интерфейс предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды.

Диалоговые интерфейсы обеспечивают контроль информационных процессов. Так, пользователь решает, что делать с информацией, которую он распечатывает на конкретном устройстве, следует ли ее сохранить или запомнить при переходе пользователя к другой панели приложения или другим процедурам. Когда пользователи возвращаются к диалогу, приложение аннулирует или сохраняет любые изменения информации на панели. Если действия пользователя могут привести к потере определенной информации, программа рекомендует пользователю подтвердить, что:

а) информацию не нужно сохранять;

б) необходимо сохранить информацию или аннулировать последний запрос и вернуться назад.

При работе с компьютером у пользователя формируется система ожидания одинаковых реакций на одинаковые действия, что постоянно подкрепляет пользовательскую модель интерфейса. Диалог в большей степени осуществляется с помощью форм меню. Одним из важных элементов взаимодействия пользователей с компьютером являются «окна». Любое «окно» делится на три части. Первая располагается вверху и содержит несколько строк, например заголовок, меню и панель инструментов. С ее помощью производится доступ к другим объектам и выполняются основные команды. Вторая часть самая большая. Ее называют рабочей поверхностью, или областью. В ней отображаются объекты, которые вызываются из меню или строк и состояния, а также часть активированной программы. Третья часть обычно располагается внизу и может даже отсутствовать. Она называется строкой состояния, или информационной строкой.

Пользовательский интерфейс включает также программы обучения, справочный материал, возможность подстройки внешнего вида программ и содержания меню под индивидуальные особенности пользователя и другие сервисы. Сюда же входят дизайн, пошаговые подсказки и визуальные реплики, например использование «помощника».

Современный интерфейс пользователя – графический интерфейс. Устройства графического ввода-вывода выполняют функции обеспечения интерфейсного диалога компьютера с человеком при вводе команд и запросов в систему, а также функции обеспечения выполнения информационных процессов. Пользователю достаточно помнить минимальное количество информации процедурного характера, чтобы иметь возможность оперативно принимать соответствующие решения. Для этого ему необходимо владеть алгоритмами функционирования подсистемы «человек – техническое средство» и профессиональными навыками взаимодействия с ЭВМ.

Виды пользовательского интерфейса. По различным основаниям деления можно обозначить следующие виды интерфейса ИТ: интерфейс ввода-вывода, внешний, внутренний, единый, инфра красный, малый, межмодульный, межсетевой, межуровневый, магистральный, параллельный, программный, прозрачный, стандартный, пользовательский интерфейс, или человеко-машинный интер фейс. Обозначим виды пользовательского интерфейса:

– дружественный – средства помощи пользователю в общении с системой, не требующие от него предварительного обучения: меню, форматированные экраны, подсказки в диалоге, наглядные простые и понятные для пользователя средства его взаимодействия с компьютером;

– интеллектуальный – совокупность средств взаимодействия пользователя с ЭВМ на естественном языке, включающая диалоговый процессор, планировщик, преобразующий описание задачи в программу ее решения на основе информации, хранящейся в базе знаний, и монитор, осуществляющий управление всеми компонентами интерфейса;

– операционный – совокупность средств организации работы оператора ЭВМ и выполнение манипуляций с устройствами и носителями данных;

– экранный – языковые и программные средства, обеспечивающие взаимодействие пользователя и ЭВМ с помощью дисплея;

– абонентский интерфейс – технико-технологические параметры физических цепей, соединяющих средства связи с пользовательским (оконечным) оборудованием;

– «абонентский терминал» – оконечное оборудование пользователя для подключения к узлу связи сети ЭВМ с помощью абонентской линии.

Практическая реализация интерфейса пользователя в Конкретных ИТ принимает вышеуказанные виды. Эти виды в значительной мере обусловливаются необходимостью соблюдения требований стандартов.

Стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Стандарты в информатике определяют общепринятые требования, предъявляемые к техническому, программному, информационному и иному обеспечению, которые реализуют возможность стыковки и совместной работы систем. Следует обозначить два основных вида стандартов:

1) утвержденные и принятые официально (стандарты де-юре);

2) применяемые на практике, не принятые официально (стандарты де-факто).

– Развитие ИТ связано с национальными и международными стандартами. Международные стандарты создаются на основе следующих принципов, определенных Международной организацией по стандартизации (ИСО) (International Standard Organization, ISO):

– открытость;

– прозрачность;

– непредвзятость и соблюдение консенсуса;

– эффективность и целесообразность;

– согласованность и нацеленность на развитие.

Кроме того, подобные вопросы рассматриваются такими организациями, как Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Разработкой стандартов в области открытых систем занимаются международные, национальные и специализированные организации, например: «Общество Интернет (от англ. Internet Society);

– Европейский комитет по стандартизации;

– Институт инженеров по электротехнике и электронике;

– Европейская ассоциация производителей компьютеров;

– европейские рабочие группы по открытым системам;

– Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;

– Форум управления сетями и др.

В России создается отечественная нормативная база в области ИТ. Для стандартизации ИТ, информационно-телекоммуникационных систем и проектирования ИС в стране создаются национальные стандарты и другие нормативные документы. Они определяют общие процедуры, положения и требования, используемые в различных предметных областях. Эту деятельность направляют и контролируют специализированные организации: ВНИИстандарт, Гостехкомиссии России и др.

Началом современного этапа стандартизации описания продукции и технологии можно считать появление в середине 1980-х гг. проекта STEP (Standard for theExchange of Product model data) – семейства стандартов для обеспечения универсального механизма обмена данными о продукции и технологии как между различными организациями, так и между различными этапами жизненного цикла продукции. Поскольку разработчики при создании программных продуктов могут создавать собственные интерфейсы, то общепринято использовать существующие рекомендации и стандарты.

Перспективным для широкого использования различных данных в информационных сетях является стандарт XML. Принятая в нем объектно-ориентированная модель DOM (Document Object Model) позволяет легко преобразовывать XML-документы для хранения в объектно-реляционных и реляционных СУБД, и наоборот.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3606 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...