Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные проблемы биоэтики



Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развивают­ся биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения практических проблем и входят в повседневную жизнь. Но они же порождают це­лый букет морально-нравственных проблем, которые являются пред­метом рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).



22 Глава 1. Научный метод


1.6. Современные проблемы биоэтики 23



Биоэтика — пример плодотворного взаимодействия научной и гу­манитарной культур. Она не наука (поскольку все-таки — этика), но и не общее философское учение, поскольку требует конкретных и глубоких биологических знаний и пытается решать злободневные практические вопросы.

Пример биоэтической проблемы дает история евгеники — науки о влиянии наследственных факторов на физические и умственные спо­собности человека.

Евгеника возникла в начале XX в. на основе успехов генети­ки. Вскоре в ней выделилась позитивная евгеника, ставившая своей целью улучшение человека путем искусственного отбора. Например, установлено, что слабоумие — генетически обусловленный дефект. Будучи довольно распространенным (слабоумны несколько процен­тов населения), оно причиняет обществу огромный моральный и экономический ущерб. Евгенисты развернули кампанию за избавле­ние человечества от недуга путем стерилизации слабоумных и огра­ничения их прав вступать в брак и иметь детей. Под влиянием их тре­бований в 1930-х гг. стерилизация была узаконена в Германии, Канаде, Скандинавских странах и Эстонии.

Раздавались и возражения, но почти все они были чисто техниче­скими. Указывалось, например, что меры, направленные против сла­боумных, малоэффективны, поскольку имеется гораздо больше лю­дей, которые, будучи сами здоровыми, тем не менее носят «ген слабоумия» и передают его своим потомкам. Почти никто, однако, не пытался дать оценку моральности или аморальности предлагавших­ся мер... В наше время эта история не могла бы произойти, несмотря на несравнимо более высокое умение современных ученых читать ге­нетическую информацию: негативная реакция научного сообщества и общества в целом была бы незамедлительной и жесткой.

История с евгеникой — лишь один пример многочисленных био­этических проблем.

Возможность определения пола будущего ребенка на ранних стади­ях беременности привела к тому, что в некоторых районах Индии и Китая девочек среди новорожденных стало в несколько раз меньше, чем мальчиков, ибо за девочкой в свое время придется давать боль­шое приданое.

Методы генной инженерии позволяют получать сорта сельскохо­зяйственных растений, отличающиеся высокой урожайностью, ус­тойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и вредителям. Созданы, например, зерновые, которые благодаря добавленному гену


вырабатывают в себе вещество, ядовитое для насекомых. Утвержда­ется, что это вещество безвредно для теплокровных млекопитающих, так что человек может без опаски есть хлеб из такой пшеницы. Одна­ко как бы тщательно ни проводились испытания, все равно абсолют­ную гарантию безопасности дать невозможно — всегда может ока­заться, что биохимические особенности того или иного индивидуума или взаимодействие этого вещества с одним из бесчисленного мно­жества химикатов, попадающих в человеческий организм, приведут к неблагоприятным последствиям. Кто возьмется установить уровень уверенности, который необходим для рекомендации этих сортов в хозяйственный оборот? Другими словами, здоровьем и жизнью скольких человек вы готовы рискнуть в будущем, чтобы снизить по­тери урожая от вредителей и накормить тех, кто недоедает сейчас?

В 1997 г. было опубликовано сообщение группы Иэна Вилмата из Рослиновского института в Шотландии об успешном клонировании высшего млекопитающего — овцы. По методике Вилмата из клетки овцы-донора извлекается ядро, содержащее хромосомы со всей на­следственной информацией. Этим ядром замещается ядро оплодо­творенной, но еще не начавшей деление яйцеклетки другой овцы. За­тем яйцеклетка с подмененным ядром имплантируется третьей овце — суррогатной матери. Оказывается, что теперь развитие заро­дыша контролируется генетическим проектом, записанным на хро­мосомах вставленного в яйцеклетку чужого ядра. Именно таким об­разом на свет появилась овечка Долли, генетически точная копия овцы-донора.

Техника клонирования еще несовершенна. Долли — первый успех после нескольких сотен неудачных попыток, и причины его во мно­гом остались неясны самим авторам. Однако он показывает, что принципиальных препятствий для генетического копирования выс­ших млекопитающих, в том числе человека, не существует. Именно поэтому мало какое другое достижение науки XX в. вызвало столь же широкий общественный резонанс.

Парламенты, правительства и общественные организации пото­ропились обозначить свое отношение к исследованиям в этой облас­ти — чаще всего отрицательное. Президент США немедленно после публикации статьи запретил финансирование работ «по клониро­ванию человеческих существ» из государственных средств. Хироси Накадзима, генеральный директор Всемирной организации здраво­охранения, заявил, что ВОЗ считает этически неприемлемым при­менение клонирования для воспроизводства человеческих существ,


24 Глава 1. Научный метод


1.7. Научный метод 25



«поскольку это нарушило бы некоторые основные принципы меди­цинской помощи». Европейский парламент принял резолюцию о за­прещении клонирования, в преамбуле которой говорится, что пар­ламент «полагает существенным установить этические стандарты, основанные на уважении к человеческому достоинству, в области био­логии, биотехнологии и медицины». Финансирование самой группы Вилмата через несколько месяцев попытались прекратить «в связи с успешным завершением проекта», как дипломатично было заявлено. Многие страхи, связанные с возможностью клонирования челове­ка, явно преувеличены. Например, даже создав генетически точную копию Адольфа Шикльгрубера, мы не получим второго Гитлера — для этого пришлось бы воспроизвести всю обстановку, в которой тот вырос. Результаты многолетних исследований говорят, что наследст­венные задатки и воспитание примерно в равной степени влияют на формирование личности (п. 5.7.5). Однако клонирование человека (а в том, что оно когда-нибудь состоится, сомнений нет) не может не привести к целому ряду моральных и юридических проблем, ко­торые можно проиллюстрировать следующим, пока воображаемым примером.

Гражданин Л^ решает обзавестись своим клонированным двойни­
ком. У него берут клетку и пересаживают ее ядро в яйцеклетку, пре­
доставленную анонимной женщиной-донором, Затем яйцеклетку
вынашивает суррогатная мать из центра планирования семьи (такие
центры и «матери-напрокат» действуют уже сейчас, в том числе и
в России).:

Кем с точки зрения закона будет доводиться ребенку гражданин N? Поскольку он несет прямую ответственность за появление на свет нового человека, вроде бы отцом. Но, с другой стороны, судебно-ме­дицинская процедура анализа ДНК, используемая сейчас для уста­новления родства, покажет, что Младенец и гражданин — близнецы. А ответственность братьев и сестер друг за друга существенно мень­ше, чем отца за сына.

Далее: кем приходится новорожденному женщина, выносившая его? Генетическая экспертиза установит: никем. С другой стороны, в законодательстве о браке и семье есть обороты наподобие такого: «...при рождении ребенка у матери». Законодатель если и не говорит прямо, то подразумевает, что мать — та, которая выносила и родила. Но если признать «мать-напрокат» полноправной матерью (а такая судебная практика уже имеется), то кем будет приходиться ей граж-


данин JV? Братом ее ребенка ли все-таки его отцом, с которого можно требовать алименты? Но ведь гражданин мог быть и женщиной...

Можно представить себе много подобных казусов, неразрешимых в рамках действующих законов. Ставить это в упрек законодателю неразумно: закон работоспособен, лишь когда фиксирует сложившие­ся или по крайней мере складывающиеся в обществе отношения. По­этому наиболее разумная стратегия, по-видимому, заключается в том, чтобы, не форсируя исследования, способные привести к изменению природы или статуса человеческих существ, но и не становясь на путь запретов, организовывать широкое обсуждение возникающих при этом морально-этических проблем, чтобы ко времени, когда новые возмож­ности, предоставляемые наукой, войдут в повседневную жизнь, успе­вало сформироваться определенное общественное мнение.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...