Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авторские публицистические произведения 4 страница



Председатель притворялся, будто он читаемое дело разумеет, а когда доходи-
ло до выписок под экстрактами из законов, тогда он читать их не приказывал,
желая через то показать, что он законы и без читания знает...163

Естественно, что при таком отношении членов присутствия
служащие канцелярии ощущали свою значимость, несмотря на
невысокие чины.

Основания для особого самоощущения чиновников в сравне-
нии с другими представителями покинутой ими социальной


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 483

группы (мещане, купцы, дети священников) давала перспектива
повышения социального статуса с получением очередного чина
- вплоть до потомственного дворянства с чином коллежского
асессора (VIII класс), открываемая перед чиновником петров-
ской Табелью о рангах. Чин выступает для государственного слу-
жащего как ценность, равноположенная, а иногда и более значи-
мая, чем жалованье: «В России человек без чина, - по утвержде-
нию Г.И. Добринина, - человек без звания»164. Однако здесь вы-
ходцев из непривилегированных сословий ждало разочарова-
ние. При чинопроизводстве явное предпочтение отдавалось дво-
рянам, что прекрасно осознавали все государственные служа-
щие. В частности, Ф.П. Печерин, описывая получение им чина
коллежского асессора в 1806 г., отмечал: «Причиною моего дол-
говременного бытия в 9 классе непредставление, отчасти по без-
печности, грамоты на дворянство или достаточного свидетель-
ства о службе предков»165.

И это заставляло приподнявшегося над своим сословием куп-
ца или сына священника постоянно ощущать свою ущербность.
Особенности самосознания провинциальных чиновников - вы-
ходцев из непривилегированных сословий нашли отражение в
их мемуарах. В них чиновники уделяли значительное внимание
вопросам чинопроизводства и вознаграждения за службу, факти-
чески свидетельствуя о действенности законодательных усилий
правительства, направленных на сохранение дворянского харак-
тера государственного аппарата. Так, И.И. Мешков пишет о кон-
це 80-х годов:

Классных же чинов гражданским чиновникам тогда не давали, по случаю
приостановления производства года на четыре, по протесту обер-прокурора Пра-
вительствующего Сената Колокольцева, так как оно шло беспорядочно и неурав-
нительно: ибо я помню, что иные по два чина в год получали, а другие и в не-
сколько лет ни одного. Поэтому-то впоследствии и вышел известный указ 1790 г.
о терминах па все чины до надворного советника включительно.

Он также отмечает эффективность и другой законодатель-
ной нормы, связанной с чинопроизводством: «...чинов в то вре-
мя никому не давали, кроме как на вакансии»166. После этого, по
свидетельству другого мемуариста Я.И. де-Санглена, награжде-
ние чинами происходило, как правило, «...не по знанию, не по
достоинству, а по назначению и старшинству»167, что вполне со-
ответствовало принципам указа от 16 декабря 1790 г. В целом ме-
муаристы отмечают эффективность названного указа и четкость
порядка чинопроизводства после его издания. Пожалуй, лишь
В.Ф. Малиновский в своих мемуарах пишет о «торговле чинами»
(правда, не в провинции, а в Петербурге) и «по слухам» приво-
дит даже такой неприглядный факт: «Ныне слышал, что одному
16*


484 РАЗДЕЛ 2

коллежскому секретарю захотелось асессорского чина. У него
была дочь красавица. Ему сказали, что если ее отпустить на ночь
к (ген. ад.) А.Б., то ему будет чин. Он отпустил дочь и за ея честь
получил чин»168. Но, на наш взгляд, такие свидетельства В.Ф. Ма-
линовского скорее можно объяснить плохим характером мемуа-
риста.

Часто, сетуя на задержку чинопроизводства, мемуаристы об-
ращают внимание на привилегированное положение дворян, ко-
торые могли начинать службу на военном поприще или служить
по выборам. Интересно в этом плане свидетельство Я.И. де-Сан-
глена: «Тогда ни единый дворянин не начинал службы с коллеж-
ского регистратора, разве больной, горбатый и проч., и перехо-
дил в статскую, по крайней мере, в штаб-офицерском чине...»169.

И.И. Мешков, описывая в своих «Записках» баллотировку
уездного предводителя дворянства, отмечает: «Особливого
примечания заслуживает оказавшееся при открытии губернии
рвение дворянства служить по выборам: каждый за особливую
себе честь поставлял быть избранным в какую-либо долж-
ность»170.

Правда, у выходцев из непривилегированных сословий была
возможность ускорить чинопроизводство. И эта возможность не
осталась незамеченной мемуаристами. B.C. Хвостов, в частно-
сти, так описывал набор чиновников для службы в Иркутской
губернии: «Для поощрения же, чтобы туда ехали люди способ-
ные, испросили по два чина; следовательно, сделался я из капи-
танов надворным советником и был определен советником в
гражданскую палату...»171.

Кстати, то, что в качестве поощрения за службу использует-
ся преимущественное чинопроизводство, а не повышенное жа-
лованье, весьма примечательно.

Вопросы вознаграждения за службу также занимали мемуари-
стов. Значительное место в мемуарах чиновников уделяется де-
нежному жалованью. Г.С. Винский, отмечая, что «умножение су-
дейских мест... открыло многим бедным семействам средства к
существованию», пишет, что «...жалованье по тогдашнему време-
ни назначено было довольно достаточное»172. Как вполне доста-
точное оценивали свое жалованье сами чиновники. Т.П. Калаш-
ников в мемуарах, описывая получение им жалованья при посту-
плении на службу, пишет: «...первой раз за первую треть получил
л жалованье 93 копейки - великая для меня сумма». И конечно
же, для мелких канцелярских служащих весьма ощутима была
прибавка жалованья при занятии более высокой должности. Тот
же Т.П. Калашников замечает: «...в 21-е апреля 1776 года сделан
был подканцеляристом, а с чином и жалованья уже стал полу-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 485

чать 60 рублей в год»173. Получение жалованья считает значи-
мым фактом своей жизни титулярный советник М.С. Ребелин-
ский. 15 сентября 1794 г. он записывает в дневнике: «Жалованья
получил 82 р. 10 к. в треть»174. О жалованье как о единственном
источнике существования пишет и И.И. Мешков, правда, приме-
нительно уже к началу XIX в.: «Без должности оставаться было
мне невозможно, так как у нас с женою особенных средств к жиз-
ни не было, и мы жили одним только моим жалованьем»175.

Итак, в мемуарах основное внимание уделяется вопросам
службы, особенно чинопроизводства, и получения жалованья.
Однако никакого стремления запечатлеть ход истории или хотя
бы какие-нибудь исторические реалии здесь не обнаруживается.

В XIX в. мемуары-автобиографии отходят на второй план, бу-
дучи оттесненными мемуарами -«современными историями», и
в дальнейшем общественный интерес вызывают (а значит, ста-
новятся широко известными) мемуары-автобиографии преиму-
щественно творческих деятелей, хотя механизм отбора фактов
изменяется под усиливавшимся влиянием социальной среды.

7. Эссеистика

ЭССЕ - вид исторических источников, предназначен-
ных для передачи уникального опыта индивидуума в коэкзистенциаль-
ном целом. Эссеист излагает свое мнение по произвольно выбранной им
или по общественно значимой проблеме. Существенно важно, что, в от-
личие от публициста, эссеист не выступает от имени какой-то соци-
альной группы,

Эссеистика как вид исторических источников нового време-
ни восходит к «Опытам» М. Монтеня (1581), в которых он сооб-
щает свое мнение по самым разным проблемам, например: о
скорби, о стойкости, о уединении.

Мишель Монтенъ

К читателю.

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя,
что л не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколь-
ко не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для
подобной задачи. Назначение этой книги — доставить своеобразное удовольствие
моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они
смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благо-
даря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо
мне. Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы прина-
рядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем про-
стом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо
я рисую не кого-либо, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как жи-
вые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеет-
ся, это совместимо с моим уважением к публике. Если бы я жил между тех пле-


486 РАЗДЕЛ 2

мен, которые, как говорят, и посейчас еще наслаждаются сладостной свободою
изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою
нарисовал бы себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание
моей книги - я сам, а это отнюдь ни причина, чтобы ты отдавал свой досуг пред-
мету столь легковесному и ничтожному. Прощай же!

Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года170.

Если ориентироваться только по этому обращению, вполне
молено принять произведение Монтеня за мемуары. Действи-
тельно, Монтень излагает свой личный опыт, однако в его про-
изведении почти отсутствует ретроспективная информация.

В дальнейшем эссеистика получила достаточно широкое рас-
пространение в Западной Европе. Эссеистика и по сию пору вы-
ступает как форма научного гуманитарного произведения (на-
пример, «Опыт о даре» М. Мосса).

В России этот вид исторических источников был распро-
странен чрезвычайно мало. Лучшим свидетельством тому явля-
ется отсутствие в русском языке слова для адекватного перепода
французского слова essai (его переводят то как «опыт», то как
«очерк»). По-видимому, первые, весьма немногочисленные, про-
изведения этого вида появились в России в начале XIX в. - на-
пример, «Избранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гого-
ля или «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Но очень быст-
ро эссеистика была подавлена публицистикой, личностная пози-
ция подчинена общественному интересу. Впоследствии эссеи-
стика осталась как один из философских жанров. Произведени-
ями такого жанра являются, например, «Уединенное» В.В. Роза-
нова, «Роза мира» Д.Л. Андреева и др.

В целом отсутствие развитой эссеистики, в частности в лите-
ратурной, научной и философской сфере, - характерная особен-
ность структуры российской источниковой базы. Осознание это-
го факта позволяет лучше понять российскую ментальность, ха-
рактер взаимосвязи личности и общества.

8. Исповедь

ИСПОВЕДЬ - вид философских произведений, утвер-
ждающих уникальность человеческой индивидуальности. Такoe предна-
значение данного вида исторических источников сближает его с эссеи-
стикой.

Жанр исповеди нельзя отнести к распространенным, но он
принципиально важен для понимания источников нового време-
ни. Во-первых, необходимо строго разграничивать «исповедь» в
системе источников нового времени от средневековых источни-
ков с тем же названием (например, «Исповедь блаженного Авгу-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 487

стина»). Средневековые источники носят явно выраженный тео-
логический и нравоучительный характер.

Начало виду в системе источников нового времени положи-
ла «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, написанная во второй половине
1760-х годов. Попробуем разобраться, в чем заключается цель со-
здания данного произведения. Если ориентироваться только на
формальные признаки, принятые в отечественной историогра-
фии при характеристике мемуаров, то произведение Руссо впол-
не молено бы отнести к мемуарам: в центре повествования - лич-
ность автора, он по памяти воспроизводит события своей жиз-
ни, а понятие об «историческом самосознании» как первичной
социальной функции мемуаристики слишком расплывчато для
того, чтобы использовать его в качестве практического крите-
рия. Руссо, казалось бы, не отбирает события, Он пишет обо
всем, о чем вспомнит, вплоть до мелочей, и в этом он похож на
А.Т. Болотова; но произведение Руссо содержит еще более мел-
кис, мало значимые детали его жизни. Ключ к пониманию смыс-
ли произведения - в первых его абзацах:

Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хо-
чу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, - и
этим человеком буду я.

Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из ви-
денных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я
не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они. Хорошо или дурно сде-
лала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить,
только прочтя мою исповедь.

Пусть трубный глас Страшного суда раздастся когда угодно, - я предстану
пред Верховным судией с этой книгой в руках. Я громко скажу: «Вот что я делал,
что думал, чем был. С одинаковой откровенностью рассказал я о хорошем и о дур-
ном. Дурного ничего не утаил, хорошего ничего не прибавил; и если что-либо слег-
ка приукрасил, то лишь для того, чтобы заполнить пробелы моей памяти. Мо-
жет быть, мне случилось выдавать за правду то, что мне казалось правдой, по
никогда не выдавал я за правду заведомую ложь. Я показал себя таким, каким
был в действительности: презренным и низким, когда им был, добрым, благород-
ным, возвышенным, когда был им. Я обнажил всю свою душу и показал ее такою,
какою ты видел ее сам, всемогущий. Собери вокруг меня неисчислимую толпу по-
добных мне: пусть они слушают мою исповедь, пусть краснеют за мою низость,
пусть сокрушаются о моих злополучиях. Пусть каждый из них у подножия тво-
его престола в свою очередь с такой же искренностью раскроет сердце свое, и
пусть потом хоть один из них, если осмелится, скажет тебе: «Я был лучше это-
го человека177.

Итак, произведение Руссо - философское. Смысл его в утвер-
ждении уникальности человеческой индивидуальности в проти-
noucc общепринятому мнению эпохи Просвещения о единообра-
зии природы человека.

Другие известные нам исповеди имеют также философский
характер (не забудем при этом, что этика - часть философии).


488 РАЗДЕЛ 2

В российской традиции выделим два произведения
рассматриваемого вида: «Исповедь» Л.Н. Толстого и «Самопоз-
нание» НА. Бердяева (хотя последнее произведение и находит-
ся вне хронологических рамок данного раздела, но по сути оно
тяготеет именно к этой эпохе).

Сопоставление приведенных примеров заставляет сделать
вывод о нарастающем влиянии социальной среды на индивиду-
альность. В произведении Н.А. Бердяева социальный фон гораз-
до более ощутим, чем в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо.

ГЛАВА 12

Изменения в корпусе исторических
источников при переходе от нового
времени к новейшему

1. Проблема перехода от нового времени
к новейшему

ОХАРАКТЕРИЗОВАВ в целом источники россий-
ской истории XVIII-XIX вв. как источники нового времени и
рассмотрев их в связи с корпусом источников европейской исто-
рии, мы должны признать, что в границах этого периода явно
происходит переход от нового времени к новейшему. Отталкива-
ясь от разных исторических событий: франко-прусской войны
1870 г., англо-бурской войны начала XX в., первой мировой вой-
ны, революции в России, конца первой мировой войны, - мож-
но определить рамки этого перехода: 1870-1918 гг. Вполне оче-
видно, что границы здесь более определенны, чем при переходе
от средних веков к новому времени. Но, обосновав в качестве
критерия перехода от одной крупной исторической эпохи к дру-
гой изменения в корпусе исторических источников, применим
его к данной проблеме.

На первый взгляд, нас ожидает разочарование, Ведь мы уже
убедились, что в конце XIX - начале XX в. новых видов историче-
ских источников не возникает. Конечно, появляется большое ко-
личество разновидностей. Но, во-первых, этот процесс идет по-
стоянно и не делает «качественных скачков» на рубеже веков; во-
вторых, его масштабы несопоставимы с масштабами порождения
новых видов при переходе от средних веков к новому времени.

Тем не менее существенные изменения происходили в корпу-
се источников и при переходе к новейшему времени. Этот пере-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 489

ход обусловлен усилением унифицирующего влияния окружаю-
щей социальной среды на человеческую личность, а также опре-
деляющего влияния социальной группы на самосознание лично-
сти, что не могло не отразиться на свойствах основных видов ис-
торических источников.

2. Изменения основных видов
исторических источников

На рубеже XIX-XX вв. проявилась тенденция к
унификации формы и содержания многих видов письменных ис-
точников: делопроизводственных материалов, периодической
печати и т. д., вплоть до столь личностного источника, как мему-
аристика, отчасти попадающего в зависимость от картины собы-
тий, формируемой средствами массовой информации. В целом
существенно увеличился удельный вес источников, изначально,
уже в момент возникновения, предназначенных к публикации в
той или иной форме.

В законодательстве растет значение международных догово-
ров. В новейшее время идея приоритета государственного зако-
нодательства постепенно вытеснялась идеей приоритета между-
народного права, по крайней мере, в некоторых правовых сфе-
рах. И хотя этот процесс протекал очень медленно, учитывать
систему международного права при анализе законодательных ис-
точников в рамках национальных историй необходимо.

В статистике переход к новейшему времени связан с нача-
лом преобладания переписей как способа получения статистиче-
ских данных. Усложнение стоящих перед статистикой задач ве-
дет к применению все более сложных методов анализа статисти-
ческих данных. Усложнение методик приводит к сложности в
интерпретации получаемых результатов. Историк, использую-
щий итоговые данные, должен учитывать это обстоятельство, а
историк, обращающийся к первичным материалам статистиче-
ских обследований, должен помнить, что возможность многоас-
пектной обработки данных закладывается на уровне программы
статистического обследования. Надо также четко различать, по-
лучение каких данных является целью обследования, а какие
данные необходимы для проверки результата.

Наиболее существенные изменения при переходе от нового
времени к новейшему заметны в тех видах исторических источни-
ков, которые порождаются в общественной и личностной сферах.

В периодической печати газетная периодика преобладает над
журнальной, изменяется характер публикуемой информации (яв-


490 РАЗДЕЛ 2

ное стремление к достоверности), а следовательно и источники
ее получения (появление информационных агентств, формиро-
вание сети собственных корреспондентов). В России с перехо-
дом к новейшему времени периодическая печать сращивается с
публицистикой. Проявляется отчетливая дифференциация пе-
риодической печати, в том числе и по общественно-политиче-
ским направлениям. Уточняется адресность отдельных периоди-
ческих изданий.

Публицистическая составляющая наблюдается и в источни-
ках личного происхождения,
особенно в мемуаристике, которая все
чаще предназначается к немедленному опубликованию.

Появляются новые взаимосвязи внутри видовой структуры,
Например, начало издания исторических журналов и, следова-
тельно, расширение публикации источников личного происхож-
дения оказывают обратное влияние на сами эти источники.
Рождается мода на писание дневников, что приходится учиты-
вать при анализе целеполагания автора исторического источни-
ка. Явно усиливается влияние информационного образа собы-
тия, создаваемого в том числе и средствами периодической пе-
чати (постепенно перерастающими в средства массовой инфор-
мации) на мемуариста. Это проявляется, прежде всего, в отборе
общественно значимых событий, описываемых в мемуарах. Рас-
тет и значение знакомства мемуаристов с произведениями друг
друга.

Осознание ценности источников личного происхождения
приводит к тому, что такие источники, как дневники и частные
письма, начинают специально собирать и тщательно хранить.
Это обстоятельство, в свою очередь, влияет на авторов уже в мо-
мент писания личного дневника или частного письма, посколь-
ку автор (осознанно или бессознательно) предвидит возмож-
ность будущей публикации своего произведения.

3. Изменения типологии корпуса
исторических источников

Усиление унифицирующего влияния на личность
при переходе от нового времени к новейшему во многом связа-
но со становлением фабричного производства, изменившего ха-
рактер труда, усилившего отчуждение человека от конечного ре-
зультата его деятельности, а также унифицировавшего окружаю-
щую человека бытовую среду. Таким образом, существенные из-
менения происходили не только в корпусе письменных истори-
ческих источников.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVШ - НАЧАЛА XX ВЕКА 491

Кроме того, па рубеже XIX-XX в. изменяется и типология ис-
торических источников: появляются фото- и киноматериалы,
позже - машиночитаемые документы. Изменения в типах источ-
ников, по-видимому, свидетельствуют о глобальных изменениях
в истории человечества. И в этом плане, возможно, возникнове-
ние типа машиночитаемых документов сопоставимо с зарожде-
нием письменности и появлением письменных источников.
Ведь типы источников, как и виды, появляются неодновремен-
но. И последовательность возникновения основных типов ис-
точников: вещественные-изобразительные-письменные - вполне
соответствует последовательности трех стадий в развитии чело-
вечества: дикость-варварство-цивилизация.

В этом разделе был дан краткий обзор корпуса исторических
источников нового времени и выявлены общие их черты, свой-
ственные и последующему периоду. В новейшее время не только
усиливается унифицирующее влияние социальной среды на инди-
видуальность, но и - что существенно - формируется «всеединое
человечество» (по терминологии А.С. Лаппо-Данилевского). В
начале XX века, размышляя о направлении эволюции человече-
ства, Лаппо-Данилевский пришел к выводу, что человечество
становится «великой индивидуальностью». Эта идея о взаимоза-
висимости человечества была сформулирована ученым накануне
первой мировой войны, которая, по-видимому, впервые явила
людям фатальную реализацию этой взаимозависимости.

Идее A.С. Лаппо-Данилевского о человечестве как части ми-
рового целого, наделенной сознанием, созвучна идея его выдаю-
щегося современника, человека одного с ним научного круга -
В.И. Вернадского. Речь идет об учении о ноосфере. Кстати, сам
В.И. Вернадский считал, что именно первая мировая война из-
менила его «геологическое миропонимание».

Усиление взаимозависимости человечества не могло не ска-
заться на структуре корпуса исторических источников новейше-
го времени, однако в России исторические источники этого пе-
риода обладают спецификой как источники, порожденные со-
ветским обществом и государством. Корпус источников совет-
ской эпохи рассматривается в следующем разделе.


492 РАЗДЕЛ 2

Примечания

1 На наш взгляд, приемлем неофрейдистский подход в изложении
Э. Фромма, поскольку в атом случае учитывается не только
индивидуально-психологический, но и социальный аспект эмансипации
человеческой индивидуальности. Эта концепция в наиболее популярной
форме изложена: Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. 2-е изд. М.,
1995. 256 с.

2 Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедче-
ского изучения. М., 1980. С. 23.

3 Здесь мы не обсуждаем специально вопрос о том, что первично - услож-
нение государственного аппарата или увеличение документооборота. На
каш взгляд, распространенное убеждение, что усложнившийся государст-
венный аппарат порождает огромное количество бумаг, основано на под-
мене причины следствием. Мы согласны с Б.Г Литваком в том, что по-
требность в обмене информацией, а значит и в документировании, ведет
к усложнению государственного аппарата.

4 Данное положение, сформулированное Б.Г. Литваком, оспаривает
С.В. Воронкова, которая утверждает, что на протяжении XIX в. усложня-
ется информация исторических источников. Эта полемика, основанная
на недоразумении, является отличным примером того, как в споре под-
меняется его предмет. Ведь Б.Г. Литвак пишет об отдельном документе, а
С.В. Воронкова - о системах документации.

5 Проблеме массовых источников специально посвящена третья глава
данного раздела.

6 Мы различаем публикацию и тиражирование. Публикация в широком
смысле включает не только печатание произведения типографским спо-
собом, но и его оглашение (например, законодательные акты) или пред-
назначенность для прочтения другими (мемуары). Тиражирование неко-
торых документов (например, тиражирование формуляра) нельзя рассма-
тривать как публикацию,

7 Значение публикации в системе законодательства будет рассмотрено ни-
же при анализе законодательства нового времени.

8 Расчет мемуариста на публикации исследует А.Г. Тартаковский.

9 Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX - на-
чала XX в. М., 1979. С. 7.

10 Массовые источники по социально-экономической истории России пери-
ода капитализма / Отв. ред. И.Д. Ковальченко. М., 1979. С. 6. Точку зре-
ния И.Д. Ковальченко разделяет представитель той же научной школы
С.В. Воронкова. См.: Воронкова С.В. Проблемы источниковедения исто-
рии России периода капитализма: (Итоги и задачи изучения). М., 1985.

11 Литвак Б.Г. Указ. соч. С. 8.

12 Хотя заметим, что при формировании источниковой базы исследования
количество сохранившихся источников небезразлично для исследовате-
ля.

13 Если не считать статью В.К. Яцунского «О применении статистического
метода в исторической науке» (Исследования по отечественному источ-
никоведению / Тр. ЛОИИ. Вып. 7. М.; Л., 1964. С. 26-36). В.К. Яцунский
разграничивает статистику как таковую и иные источники статистиче-
ских данных, характеристика которых, но сути, совпадает с введенным
впоследствии в научный оборот понятием «массовые источники».

14 С учетом полной неразработанности этой проблематики в историогра-
фии.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 493

15 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д,
1995. С. 31.

16 Рассматривая законодательство как вид исторических источников, мы
отступаем от общего правила не обращаться к историографии, посколь-
ку в данном случае преобладает историко-правовая и юридическая лите-
ратура, обычно недостаточно знакомая студенту-историку.

17 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 31-82.

18 Завоскин Н.П. История права русского народа. Казань, 1899. С. 9.

19 Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879. С. 1.

20 Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи
(XVIII-XIX ст.). СПб., 1909.

21 Латкин B.H. Лекции по внешней истории русского права: Московское го-
сударство - Российская империя. СПб., 1890.

22 Tам же. С. 1.

23 Леонтович Ф.И. История русского права. Варшава, 1902.

24 Латкин В.Н. Лекции по внешней истории русского права... С. 1-2.

25 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 31.

26 Там же. С. 33-34.

27 См., например: Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993.
С. 102-124, 165-177.

28 См., например: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений доре-
волюционной России. 3-е изд. М., 1983; Он же. Место Собственной е.и.в.
канцелярии в государственности первой половины XIX в.: Бюрократиче-
ский централизм и его порождения // Крепостническое самодержавие
и его политические институты. М., 1981. С. 137-202.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...