Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дикие таланты 10 страница



Я особо выделил этот случай, потому что он относится к тому времени, когда были отмечены и другие «несчастные случаи» с французскими летчиками. Другие «несчастные случаи» отличались от этого тем, что происходили не во Франции, и тем, что они не были вызваны стрельбой. Я не знаю ни одного случая, который во всех деталях был бы сопоставим с исчезновением Дэя и Стюарта: но есть сведения об авиаторах, которые, пролетая над землями, где один вид аэропланов навлекал на них чью-либо неприязнь, были непонятным образом низвергнуты с неба.

Летом 1923 года французские авиаторы рассказывали о необъяснимых авариях и вынужденных посадках во время полетов над территорией Германии. Эти случаи были настолько частыми, что возникло убеждение, согласно которому немцы применяли «секретные лучи», сбивавшие французские аэропланы. Исходя из общего впечатления о существовании рациональности-нерациональности, мы можем предположить, что немцы использовали против французских аэропланов нечто такое, что особенно старались скрыть (если допустить, что они обладали такими возможностями). В конце концов, мог некий тайный экспериментатор, о котором не знали германские власти.

Статья на эту тему была опубликована в лондонской «Дейли мейл» 1 сентября 1923 года. «Выдвинуты две теории. Одна состоит в том, что с помощью концентрации беспроводных лучей можно оказать воздействие на магнето аэроплана, а вторая в том, что открыт какой-то новый луч, который расплавляет определенные металлы. В этой связи примечательно, что большинство вынужденных посадок французские аэропланы во время полетов из Страсбура в Прагу совершали неподалеку от германского аэродрома, расположенного в районе Фюрта». Сообщалось, что в течение некоторого времени на германской радиостанции в Науэне проводились эксперименты с направленной передачей посредством излучения, сконцентрированного в определенном направлении, подобно тому, как направляют лучи поисковых прожекторов. Власти Науэна утверждали, что у них нет никаких сведений о том, что могло оказать воздействие на французские аэропланы теми предполагаемыми способами, о которых сообщалось. С помощью радиоуправления можно останавливать автомобили, но только если те оборудованы специальными индукторами, в противном случае это невозможно. «Дейли мейл» приводила высказывание сэра Оливера Лоджа, который говорил, что ему неизвестны такие лучи, которые могли бы заглушить мотор, если тот не оснащен специальным оборудованием. Профессор Э. М. Лоу высказал мнение, что когда-нибудь моторы можно будет выключать на расстоянии: «У меня есть уверенность в том, что через 50 или 60 лет такое будет возможно». Профессор Лоу заявил, что ему известно о лабораторных экспериментах, в ходе которых испускали лучи, настолько мощные, что те плавили моток проволоки, удаленный на расстояние двух футов. Но касательно сообщений о «несчастных случаях» в Германии профессор Лоу высказался следующим образом: «Существует огромное отличие между передачей энергии на расстояние одного или двух футов и на расстояние одной или двух тысяч ярдов».

Пятого апреля 1924 года в «Дейли мейл» опубликовано сообщение о невидимых лучах, открытых мистером Г. Гринделл-Мэтьюсом, которые в лабораторных условиях оказались настолько мощными, что заглушили двигатель мотоцикла с расстояния пятидесяти футов.

Разумеется, одним из образцов высшей добродетели является достопочтенная ложь, высказываемая правительствами. Уж не знаю, то ли это проявление сдержанности, то ли точности формулировок, но утверждалось, что в 1929 году британское правительство потратило 500 тысяч долларов на изучение сомнительных «лучей смерти», которые передаются на дальние расстояния (фактически ничего разработано не было). Сообщалось также, что итальянский военный флот предоставил одному изобретателю возможность продемонстрировать «лучи смерти», но в результате все закончилось пшиком. У нас нет данных, которые позволяют считать, что в 1929 году какое-либо государство обладало секретом действующих на дальние расстояния «лучей смерти». Имевшие место летом 1923 года вынужденные посадки французских аэропланов так и не нашли объяснений.

Возможно, есть мощные лучи, которые не являются электромагнитными. Быть может, французских авиаторов опускали на землю, не прибегая к использованию сил, которые называют «физическими». Впрочем, я не знаю никаких реально существующих разграничений между тем, что называется физическим, и тем, что называется умственным. Вспомните серию «загадочных нападений», имевших место в Англии в апреле и мае 1927 года. Три раза автомобили вели себя настолько необъяснимым образом, словно находились под воздействием какой-то неведомой силы.

У нас есть сведения о «несчастных случаях», которые не нашли удовлетворительного объяснения. Были случаи, имевшие сходство с тем, чего так добиваются изобретатели, которые с помощью механических средств пытаются повысить боеспособность вооруженных сил. И эти экспериментаторы являются практичными людьми. Быть может, мы стоим на пороге открытия более утонченных способов массового убийства. Все выглядит так, словно какой-то одинокий обладатель секрета из тех, что называют «оккультными», действуя необдуманно или со злым умыслом, направлял свою силу на автомобили, что имело место в Англии в апреле и мае 1927 года. Он был преступником. Но я, мыслитель-практик и добропорядочный гражданин, оказался на пороге открытия огромных возможностей, которые поступят в распоряжение уподобившихся Богу людей (коими, как я полагаю, мы должны стать, судя по бедствиям, которые мы испытываем в данный момент), возможностей, которые эта великая нация использовала бы в праведных целях, если только кто-нибудь сможет найти отличия между праведностью, эксплуатацией и тиранией. Один из тех очаровательных парадоксов нашего существования, которые лишают математику всякого смысла, состоит в том, что миллион раз совершенное преступление называют патриотизмом. Я не могу представить себе, чтобы сила, которая низвергает самолеты с неба, стала бы настолько ужасной, что остановила бы войну, поскольку понимаю, что ответные действия низвергнут самих низвергателей. Вот если бы мы могли заполучить новое оружие, причем настолько омерзительное, что затихли бы даже те, кто планирует совершать убийства, чтобы остановить массовую бойню… Но это лишь фантазии в нашем мире единства противоречий, который является символом лицемерия.

«Нью-Йорк таймс» 2 5 октября 1930 года сообщает о том, что в течение часа на дороге в Саксонии, между городами Риза и Вюрцен остановлены приблизительно сорок автомобилей.

Приблизительно сорок шоферов наверняка высказали свое мнение по этому поводу, и если германское правительство экспериментировало с «секретными лучами», тогда это еще одно проявление его скрытности. В номере «таймс» за 27 октября приводилось следующее высказывание математика и бывшего премьера Франции Поля Пенлеве: «Ни один из до сих пор проведенных экспериментов не дал никакой надежды увидеть в ближайшем будущем его завершение».

26 мая 1925 года, в Эндовере, Гэмпшир, Англия, капрал королевских ВВС, совершавший тренировочный прыжок с парашютом, погиб в результате падения из самолета, летевшего на высоте 1900 футов. Нет данных, которые позволили бы считать, что в этом происшествии есть нечто такое, что ставит его в один ряд с другими происшествиями, о которых говорилось в этой главе. И все же имеет место некоторая связь. Приблизительно в то время, когда с этим человеком произошел несчастный случай или что-либо другое, в том же самом месте старший сержант авиации Фрэнк Лоури и старший лейтенант авиации, пилот Джон Кеннет Смит летели на борту аэроплана, проводившего испытания радиосвязи. Они находились в воздухе около пятнадцати минут, когда Смит, ранее обратившийся к своему напарнику, но так и не услышавший ответа, обернулся и увидел дым в кабине и Лоури в бессознательном состоянии.

Лоури скончался. «Старший лейтенант Сирил Норман Эллен сообщил, что в самолете не было ничего такого, что могло убить человека, и что Лоури, должно быть, вступил в контакт с электрическим током в воздухе. Ни об одном подобном случае еще не сообщалось».

14 октября 1921 года в «Дейли мейл» писатель Т. Гиффорд рассказывает о тех «авариях», которые он наблюдал на участке Дартмурской дороги. Этот рассказ похож на сообщение о серии автомобильных «аварий», имевших место в Англии в апреле и мае 1927 года, за исключением того, что эти «аварии» строго локализованы.

Суть истории, рассказанной Гиффордом, состоит в том, что в июне 1921 года один врач ехал на своем мотоцикле, в коляске которого сидели двое его детей, и внезапно крикнул своим детям, чтобы те выпрыгнули из коляски. Мотоцикл вильнул в сторону, врач погиб. Спустя несколько недель на этом же самом месте туристский автобус внезапно повело в сторону, и из него выпали несколько пассажиров. 26 августа 1921 года ехавшего по этому участку дороги капитана М. (за имя которого я приношу извинения, хотя в этой книге не столь часто встречаются такие персонажи, как «мистер Икс» или «капитан М».) выбросило из собственного мотоцикла. Отвечая на вопросы Гиффорда, он, после нескольких отговорок, сообщил, что его схватило нечто — «невидимая рука», — и машину швырнуло в кювет.

Более подробный рассказ опубликован в «Дейли мейл» 17 октября того же года. Место, где происходили эти «аварии», находилось на дороге возле дартмурской деревни Пост Бридж. В первом случае жертвой стал доктор Э. Г. Хэлби — офицер медицинской службы Принстонской тюрьмы.

В номере «Лайт» за 26 августа 1922 года корреспондент отметил еще одну «аварию», случившуюся на этом месте. Подробности четвертой «аварии» сообщались и в лондонской «Санди экспресс» 12 сентября 1926 года. Жертва ехала на своем мотоцикле. «Человека внезапно и безжалостно выбросило из седла. Очнулся он только в доме, куда его принесли после того, как он потерял сознание». Получивший увечья ничего не смог объяснить.

Я свидетельствую, что когда-то с неба на Землю обрушился поток девственниц

Они, разумеется, не были подлинными девственницами. Я не могу допустить подлинность чего-либо в таком неопределенном мире, как наш.

Двадцать шестого мая 1907 года поток крупных градин обрушился на Ремиремон, Франция. Можно утверждать, что на некоторых из этих градин были печатные изображения Девы-заступницы пустынников.

Это часто бывало модой — огульно и бесцеремонно отрицать подобные истории и называть их вмешательством духовенства в светскую жизнь, но сегодня неверующие имеют склонность не выдвигать столь решительных обвинений и считают весьма вероятным падение необычных градин в Ремиремоне и тот факт, что превышение обычных размеров и изменение цвета градин набожные жители приняли за графические представления. Сам я считаю, что отпечатки на градинах порождены воображением, но в том смысле, в котором порождены воображением иллюстрации книг. Они не просто вызваны игрой фантазии жителей Ремиремона, но являются таковыми не более, чем некоторые иллюстрации в книгах являются грязными пятнами, которые столь образно трактуются читателями, что их принимают за рисунки.

В моих записях история о градинах Ремиремона уникальна. Согласно моему же утверждению, мы не собираем сведения о крайне редко встречающихся явлениях. Однако в начале этой книги я указал на то, что любые два диссонирующих цвета можно гармонизировать с помощью других цветов, и, на мой взгляд, нет таких данных, которые нельзя было бы более или менее симпатично согласовать, если их плотно подогнать или поставить в один ряд с обычными, если таковое желательно.

Я лукавый человек, Я подменяю градины с рисунками рисунками на градинах — а потом рассказываю истории о рисунках на других малопривлекательных материалах.

Согласно сообщениям (перепечатанным из газет), опубликованным в «Спиричуэл мэгазин», 7–360, и в «Релиджио-философикал джорнэл» 29 марта 1873 года, события 12 марта 1872 года заставили жителей Баден-Бадена испытать большее волнение, чем то, которое испытали жители Ремиремона. Утром того дня люди увидели рисунки, каким-то непонятным образом нанесенные на оконные стекла домов, обитатели которых понятия не имели, как они там оказались. Сначала изображались кресты, потом появились и другие фигуры. Городские власти Бадена дали указание вымыть окна, но рисунки оказались несмываемыми. Использовали кислоты, но тщетно. Спустя два дня кресты и мертвые головы появились на оконных стеклах в Раштадте.

Эпидемия распространилась и на Буле, расположенный в пяти лигах от Метца. Здесь, в силу эмоциональности, которая осталась достаточно высокой со времен франко-прусской войны, местные власти встревожились. На оконных стеклах появились кресты и другие религиозные символы — самые различные рисунки: мертвые головы, орлы, радуги. Наряд прусских солдат направили в один дом, чтобы разбить оконное стекло, на котором изображался отряд французских зуавов со своими флагами. Сообщалось о том, что ночью рисунки становились невидимыми. Но солдаты не упустили своего шанса: во всяком случае, они разбили массу оконных стекол. На следующее утро город выглядел так, словно в нем произошла битва. Среди всего этого разорения зуавы по-прежнему несли свои стяги.

Следует сказать, что эта история стала эталоном газетных домыслов. У меня есть собрание историй о рисунках, появляющихся на оконных стеклах, которые назойливо повторялись в американских газетах после марта 1872 года и вплоть до 1880 года.

Но нельзя утверждать, что все рассказанные в Соединенных Штатах истории об этом явлении были отголосками случившихся в Европе происшествий, о которых сообщалось в прессе, потому что о подобных историях, хотя и не так часто, как впоследствии, сообщалось в Соединенных Штатах еще до марта 1872 года. «Нью-Йорк геральд», 20 августа 1870 года — изображение женского лица на оконном стекле дома, расположенного в Лоуренсе, Массачусетс. Хозяина этого дома так допекли толпы зевак, что, не в силах смыть рисунок, он заменил всю раму. «Хьюман нэйчур», июнь 1871 года (перепечатка из «Чикаго таймс») — дом в Милане, Огайо, который занимали два жильца, Хорнер и Эшли. На оконных стеклах появились пятна, словно нанесенные разбавленным водой дегтем или сырой нефтью. Эти пятна приобрели внешнее сходство с изображениями человеческих лиц. «Нью-Йорк таймс» 18 января 1871 года сообщала, что в Сандаски и Цинциннати, Огайо, на оконных стеклах появлялись изображения женщин.

И все же можно предположить, что эти истории имеют один источник, которым является дискуссия о возможности существования фотографий духов, в начале семидесятых годов XIX века в Европе и в Америке ставшая для одних предметом глубоких убеждений, а у других вызвавшая сильное недоверие. Один из вопросов, не обсуждавшихся в ходе этой дискуссии, которая продолжается по сей день, даже после трагического распространения знаний о двойной экспозиции, заключался в том, может ли человеческое воображение оказать воздействие на фотографическую пластинку. Я склоняюсь к мысли, что почти все фотографии духов, быть может за исключением немногих, являются мошенничеством, что не было никаких духов, но что время от времени, крайне редко какой-нибудь совершенно материальный и глубоко верующий в духов медиум вызывает из своих зрительных образов нечто похожее на призрака, что и отображает фотоаппарат. В противовес версии, согласно которой в основе историй о рисунках на оконных стеклах, вероятно, лежит маниакальная идея о возможности фотографирования духов, я напомню, что подобные истории рассказывали на протяжении столетий до того, как была изобретена фотография. Например, сведения об изображении крестов, которые появлялись не на оконных стеклах, а на одежде людей, как сообщает Йозеф Грюнпех в своей книге «Speculum Naturalis Соelestic», опубликованной в 1508 году.

«После кончины декана Воэна Лландафского на стене Лландафского собора внезапно появилось большое, влажное пятно, или плесень, которая превратилась в очень похожие контуры лица декана» («Ноутс энд куэрис», 8 февраля 1902 года).

Я воспринимаю все, что описано в этой книге, через свои взгляды, или предубеждения, нетерпимость к церковным толкованиям или утверждениям о существовании духов как субстанций, уже давно независимых от человеческих тел. Однако я могу представить себе возможность временного отделения разума от тела, что весьма похоже на признание существования духов. В моем представлении декан Воэн ушел в иной мир, туда, куда уходит айсберг, когда тает, или пламя, когда его тушат, и его яркий зрительный образ, который остался в памяти одного из прихожан, возможно, оставил графический след на стене церкви.

Ознакомившись с сообщениями, опубликованными 17 и 30 июля в лондонской «Дейли экспресс» и 12 августа 1923 года в «Сандей экспресс», любой, кто имеет склонность рассуждать, может подумать, что летом 1923 года по Англии путешествовал наделенный артистическим даром волшебник, который применял свои таланты. Возможно, кто-то или что-то печатало изображения на стенах и колоннах церквей. Согласно первому сообщению, на стене Крайст-Черч в Оксфорде появился портрет известного оксфордского церковника, давно умершего декана Лиддела. Другие сообщения такого рода поступали из Бата, Бристоля и расположенного в графстве Сомерсетшир города Апхилла. В Бате (в старинном Батском аббатстве) появилось изображение солдата, несущего ранец. Церковники соскоблили это изображение, но не тронули портрет, появившийся в Оксфорде.

11 сентября 1926 года в «Т. П. энд Касселс уикли» (Лондон) опубликовано описание портрета на стене Крайст-Черч в Оксфорде, каким его увидели через три года после того, как он там появился. Его называют «точным и не вызывающим сомнений изображением покойного декана Лиддела, который скончался в 1898 году». «Не надо обладать даром воображения, чтобы восстановить в памяти черты этого лица. Оно смотрит на вас прямо со стены и производит такое впечатление, что его могла начертать рука мастера. Оно не выгравировано, как, впрочем, и не нарисовано и не вылеплено, а просто открывается взгляду любого человека».

И создается впечатление, что, начав с несколько странной истории о девственницах, мы постепенно выходим из области чудес. Теперь допустим, что существует вполне заурядное колдовство, назовем его телепатией, с помощью которого образы можно передавать от одного сознания к другому, и тогда истории о появлении изображений на градинах, оконных стеклах и других предметах выглядят уже не столь абсурдными. Мы полагаем, что люди могли научиться расширять телепатический процесс настолько, чтобы переносить изображения на различные материалы. Исходя из собственного жизненного опыта, я утверждаю, что мне неизвестно о существовании телепатии. Я так считаю на сновании множества имеющихся у меня сообщений о странствующих образах, которые то приходят, то уходят, когда мои мысли заняты чем-то другим. Я часто экспериментировал. Когда я склоняюсь к мнению, что телепатия существует, эксперименты говорят о том, что она существует. Когда я размышляю о тех же самых экспериментах и склонен их отрицать, они указывают на то, что ее нет.

«Нью-Йорк сан», 16 января 1929 года — сотни людей стояли или преклоняли колени перед дверью церкви Св. Анны в городе Кинсбург, Нью-Джерси. Они увидели (или считали, что увидели) на темной дубовой двери фигуру женщины в белых одеждах до земли. От фигуры исходило сияние. Пастор этой церкви преподобный Томас Э. Керни ответил на вопросы. «Я не считаю, что это чудо или что это имеет отношение к чему-то сверхъестественному. Насколько я понимаю это несомненно набросок человеческой фигуры, облаченной в белые одежды и испускающей свет. Это весьма похоже на очень бледный фотографический негатив, который недодержали и на котором крайне тускло отпечатались очертания и детали человеческой фигуры. Но все же они там есть».

Или взять изображения на градинах — и раны, которые появились на телах людей. Во имя этого вечного Если, которое сводит на нет логичность любой теоремы в любом учебнике и не слишком отдалено от тех исходных данных, которыми я располагаю, мы можем считать, что с помощью неких воображаемых средств, которые в настоящее время непонятны, раны появлялись на телах людей в Японии, Германии и в извилистом переулке неподалеку от Ковентри-стрит в Лондоне. Если мы в состоянии допустить, что подобным образом изображения появлялись на градинах, оконных стеклах и в других местах, а мы можем так считать, если склонны допускать, что раны появлялись на телах людей в Японии и других местах, тогда радуйся, земляной червь!

Мой метод состоит в том, чтобы не пытаться решать проблемы (насколько это позволяет разрешимость-неразрешимость проблем), независимо от того, насколько узкими сферами человеческой мысли я их считаю: но если я наталкиваюсь на тайну (решение которой унаследовали медиумы), чтобы разобраться с данными, которые могут исходить из химических, зоологических, метеорологических, социологических или энтомологических источников, то я, конечно же, не могу потерпеть неудачу, потому что аналог всего электрического, или планетарного, можно найти в биологических, этических или политических феноменах. Чтобы обосновать появление изображений на градинах, мы можем зайти очень далеко, вплоть до еще неродившихся младенцев.

Во мне так много ересей (вдобавок к моей невероятной легковерности, или псевдолегковерности), появившихся по причине того, что я освободил свой разум от верований, что, как правило, я не могу проследить источники своего безбожия или просвещенности. Но я помню, когда впервые усомнился в отрицании традиционной наукой существования предродовых отметин. Я прочел посвященную этой теме книгу доктора Вайсманна, и его аргументы против возможности существования предродовых отметин убедили меня в том, что они вполне возможны. И эта перемена взглядов кое-чего мне стоила. Перед тем как прочитать книгу доктора Вайсманна, у меня было чувство превосходства над крестьянами — или «человеком с улицы», как говорят философы, убежденные в том, что беременные женщины, если они напуганы, отмечают свое потомство изображениями крыс, пауков и прочего, а если страстно желают клубники, обильно украшают потомство соответствующими изображениями (одно время это служило признаком манерности). Не знаю, как насчет крыс и клубники, но доктор Вайсманн рассказывал о случаях, когда женщина с характерным образом изуродованной ушной раковиной рожала потомство, отмеченное тем же дефектом. Он утверждал, что тысячи женщин имеют те или иные физические недостатки и что тысячи младенцев появляются на свет с физическими дефектами, и нет ничего странного в том, что в одном из таких случаев физический недостаток младенца совпадает с физическим недостатком матери. Такие же аргументы он приводил, рассматривая другие поразительные случаи, и оставил меня с мыслью (которая впоследствии часто ко мне возвращалась), что высшее умственное развитие есть возврат к образу мышления простого крестьянина.

Если на телах людей могут быть дородовые отметины, а насколько я понял из отрицаний доктора Вайсманна, они могут быть, и если сии отметины имеют ментальное происхождение, тогда мой разум готов допустить, что и другие — еще более глубоко осуждаемые людьми истории о странных отметинах — можно объяснить схожим образом. Если обычный медик испытывает чувство презрения, когда слышит истории о младенцах с предродовыми отметинами, то я хотел бы услышать его мнение об истории, опубликованной 14 мая 1921 года в лондонской «Дейли экспресс». На белом животе котенка, появившегося на свет в Ницце, Франция, отчетливо проступали серые цифры 1921. Вероятно, его кошка-мать пристально смотрела на что-либо вроде календаря, где была выделена эта цифра. «Или читала газету?» — насмешливо поинтересовался бы доктор, обращая внимание на то, что, если я допускаю существование говорящих собак, то стоит лишь немного «развить», как я сказал бы, данную тему, чтобы представить себе существование образованных кошек, которые держат себя в курсе текущих событий.

Лондонская «Сандей ньюс», 3 августа 1926 года: «На теле Дороти Пэррот — четырехлетней дочери Р. С. Пэррот из Уингет-Милл, Джорджия, замечено красное пятно. Из этого пятна сформировались три буквы, R. I. С. Этот феномен врачи не могут объяснить».

Лондонская «Дейли экспресс», 17 ноября 1913 года — явления, связанные с девочкой двенадцати лет, из деревни Бюсу-БуСуэль, что неподалеку от Аббевилля, Франция. Когда ей задавали вопросы, ответы появлялись в виде надписей на ее руках, ногах и плечах. Кроме того, на ее теле появлялись изображения — лестница, собака, дом.

В сентябре 1926 года румынскую девочку Элеонору Зегун привезли в Лондон, где ее должна была обследовать Национальная лаборатория психических исследований. Графиня Вассилко-Сереки, которая привезла девочку в Лондон, во время интервью (лондонская «Ивнинг стандард», 1 октября 1926 года) заявила, что видела, как на руке девочки появилось слово «Драку». На румынском языке это слово означает дьявола.

Начертание на стене… И почему я открыто не высказываюсь в пользу всех или, во всяком случае, значительного числа баек или сведений, приведенных в Библии? Защитник некоторых положений веры — вот что явно становится моим титулом.

В последние годы я все чаще замечаю, что мне кажется важной та мысль, что религиозные люди унаследовали многие феномены, полагая те своим исконным достоянием (они приукрасили и дискредитировали их своими эмоциональными толкованиями), но когда-нибудь некоторые из этих эпизодов будут освобождены из плена богословских интерпретаций и объяснений и станут предметом обсуждения…

Новое просвещение и новые догмы, новый прогресс, заблуждения, свободы и тирании.

Я склонен к признанию многих историй о чудесах, но считаю, что эти чудеса не случились бы, если бы на этой земле жили только атеисты.

Для меня Библия — фольклор, то есть не чистая фантазия, и включает в себя многое из того, что будет реабилитировано. Но для меня Библия не является чем-то существующим. То есть, если не считать моих ранних произведений, я повсюду устанавливаю крайний срок рассматриваемых мною данных: 1800 год. В редких случаях я могу погрузиться в далекое прошлое, но самые ранние сведения, рассматриваемые в моих заметках, восходят к 1800 году. По всей вероятности, я подниму планку до 1850 года, а может быть и до 1900-го. Я за тот принцип, согласно которому мы не должны заниматься чудесами. Я часто это повторяю, и порой это звучит едва ли не как банальность. У меня нет никакого желания возвращаться за нужными сведениями в древние времена, потому что если необычные явления не происходят сейчас, они представляют лишь исторический интерес. В настоящем и без того слишком много истории.

Что касается надписей на стенах, у меня есть несколько сообщений; но если кто-либо и проявляет такой интерес, что готов сам искать сведения об этом феномене, то лучше всего обратиться к случаю с Эстер Кокс из Амхерста, Новая Шотландия. Этот случай приобрел широкую, но печальную известность, и можно было бы утверждать, что его хорошо исследовали, если допустить, что был другой случай, который сопровождался более, чем поверхностным рассмотрением, и более усердно и глубоко изучался ради того, чтобы подтвердить чью-то теорию.

Если бы мне следовало рассказать о женщине, которая силой разума не только нанесла знаки на тело своего еще не родившегося младенца, но и заставляла себя обретать внешний вид тигра или фонарного столба, или становиться на время тигром или фонарным столбом, или о волшебнике, который, начав с нанесения изображения дремучего леса на оконное стекло, научился на время превращаться в оленя или в дерево, то я рассказал бы о таком колдовстве, которое считается довольно распространенным явлением.

У меня есть такого рода образец. Это цейлонский палочник. Он на время становится листом дерева. Сходство палочника с листом слишком полное, чтобы допустить то, что оно является случайным.

Есть бабочки, которые, когда сложат крылья, становятся настолько похожими на сухие листья, что на расстоянии нескольких футов их не отличишь от сухих листьев. Есть древесные кузнечики, внешний вид которых напоминает колючку, насекомые из отряда привиденьевых (палочники, богомолы и пр.), пауки, которые выглядят как бутоны цветов. Во всех этих примерах имеет место отличающееся высокой реалистичностью портретное сходство, такое, которое писатель, сделавший описание портрета декана Лиддела на стене церкви, называл высокохудожественной работой настоящего мастера.

Существует так много примеров этого чуда, что у меня возникла теория, согласно которой сами люди никогда бы не развились из низших животных, но в раннюю эпоху, когда все было так изменчиво, одно человеческое существо, из какого-то иного мира, появилось на этой Земле, и многие виды животных взяли его за образец и стали грубо и до смешного примитивно копировать. И если сегодняшние гориллы из Конго — и из Чикаго (наши гангстеры) — суть всего лишь карикатуры на людей, то мы с вами являемся вполне сносными копиями.

Традиционным объяснением феномена палочника является, например, то, что когда-то один вид насекомых имел некоторое сходство с листьями деревьев и что у тех особей, которые более всего приблизились к такому внешнему виду, было больше, чем у прочих, шансов выжить. И что последующие поколения обрели еще большее сходство и получили еще лучшую защиту, вводя в заблуждение своих врагов.

Чужой разум был плохо знаком с людьми (или с теми существами, которыми мы тогда были), но, имея представление о, выражаясь языком дарвинистов, галереях изображений обитателей этой Земли, логично объяснять происхождение этих изображений тем, что на холсты без всякой цели наносились мазки и что те мазки, которые более четко отображали что-то узнаваемое, оставлялись, а еще большее сходство получало еще большие шансы сохраниться и таким вот образом, в конце концов, появились изображение, отличавшиеся высокой степенью реализма, хотя художники создавали их без какой-либо цели и не осознавали, что делают…





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...