Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовная культура. Обычаи, нравы, религиозные верования



История формирования национального права Казахстана связана с периодом возникновения казахской государственности – Казахского ханства. В данное время отношения в казахском обществе регулировались посредством норм обычного права «адат». Правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. Правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе был принцип «талиона». Принцип «талиона» (с латинского языка talio, talioni) означает возмездие, по силе равное преступлению. Настоящий принцип уголовной ответственности существовал в каждом раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствовало причиненному вреду (око за око, зуб за зуб). Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. Как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права.

«Адат» вобрал в себя некоторые нормы кодифицированного обычного права монголов «Ясы», принятые Чингисханом весной 1206 г. у р. Онон [7]. «Ясы» представляют собой свод положительных законов – военных, гражданских, административных с установлением наказания за их неисполнение.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. особенно при хане Касыме, который правил в 1511 – 1518 (1523) гг. Фактически он стал править еще при Бурундуке.

Сын Джанибека Касым родился около 1445 г. Как истинный сын степей, чтивший традиции, он подчинялся старшему и был покорен Бурундуку. О нем говорили как об одном из известных султанов и славных бахадуров и предводителя конницы Бурундук-хана. К началу XVI в. власть Касым-султана упрочилась, хотя Касым видел, что фактическая власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать.

В 1510 г. Мухаммад Шайбани потерпел сокрушительный удар под Сыгнаком от войск Касыма. Разбитые и рассеянные остатки узбеков бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане под Мервом в битве с шахом Ирана.

Соперничество двух влиятельных людей ханства закончилось победой энергичного султана и изгнанием потерявшего свой авторитет хана. Не ранее осени 1511 г. Бурундук-хан с группой приближенных удалился в Мавераннахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Джанибека, первым из которых воцарился Касым.

Касым хан, по отзывам современников Бинаи, Ибн-Рузбихана, Бабура, Мухаммед Хайдара, любил лошадей, был их знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой. На основе их высказываний создается образ человека с высокими моральными качествами, достойный подражания.

Эволюция национального права ханского периода связана с именем Касым-хана. Народное предание гласит, что Касым создал первый свод законоположений «Қасым ханнын қасқа жолы», что означает «Столбовая дорога Касыма», в метафорическом значении – прямая, главная [16, с. 48]. Именно он сумел объединить казахов в единое ханство и упрочить его. В «Тарих-и Рашиди» отмечается: «Касым хан подчинил своей власти весь Дешт-и Кипчак так, как никто после Джучи-хана не смог этого сделать. Например, численность его войска превысила тысячу тысяч (миллион) человек. В конце концов, после 924 (1518) года он отошел в вечность» [15, с. 324]. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории, укрепил власть в Семиречье, на западе под его власть откочевали группы из родов и племен Ногайской Орды. Границы ханства расширились по реке Яик на западе, на юге до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет, на севере и северо-востоке владения простирались далеко за Улытау и оз. Балхаш. Впервые после монгольского завоевания на территории Казахстана в одном государстве были объединены почти все рода и племена, в том числе Семиречье.

При нем узнали о Казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн после встречи с казахскими послами при Московском дворе оставил свои записи о Казахском ханстве.

Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство, однако, не стало централизованным государством. Это обнаружилось после его смерти между 1518 – 1523 гг., стал проявляться сепаратизм султанов и других феодалов, начались усобицы, против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов.

Хак-Назар-хан, сын Касыма пытался восстановить право казахов на земли, соствлявшие огромную территорию при его отце (1538 – 1580 гг.).

Политику Касыма продолжил Ер Есим хан (1598 – 1628 гг.), создавший свод законов «Есім ханнын ескі жолы» («Древняя дорога хана Есима»).

В первой половине XVII в. ханом казахов стал Жангир. При нем участились набеги ойратов (джунгар) на казахские земли. С образованием Джунгарского ханства (1635 г.) возросла опасность завоевания ими казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Годы правления Жангира охватывают 1629 – 1652 гг. После смерти Жангира восстаовить мощь государства удается Тауке- хану.

Для изучения общественного строя любого государства особое значение имеют письменные законодательные памятники, фиксирующие сложившиеся в социуме отношения. В истории казахского права ханского периода (XV – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті Жарғы», дошедший до нас. По ссылкам на казахские предания творцом «Жеті Жарғы» был Аз Тауке-хан (1680 – 1715/1718 гг.). Касым, Хакк - Назар, Есим и Тауке ханы, добивались единой цели - объединить территорию Казахского ханства в одно централизованное государство.

Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Тауке около 35 лет находился во главе казахского общества, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. Подобно легендарному спартанскому законодателю Ликургу (IX – VIII вв. до н.э.), которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общества и государственного устройства (герусии, апеллы, раздел земли между спартиатами и др.), - А.И. Левшин называет Тауке «Ликургом орд казачьих». «При имени сем сердце всякого киргиз-казаха, несколько возвыщающегося духом над толпами буйных соотечественников своих, наполняется благоговением и признательностью, - отмечает А.И. Левшин, - это Ликург, это дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобиц, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе… и дал всем вообще законы, по которым судил их» [14].

Согласно личной печати Аз-Тауке, его полное имя Таввакул-Мухаммад батыр-хан. Существуют две версии составления «Жеті Жарғы». По первой, будто бы собрал Тауке биев-представителей трех жузов (старшего – Төле бия, среднего – Қаздаусты Қазыбек бия, младшего – Айтеке бия), обсудил с ними частые споры, которые были между казахами и составил некоторые законоположения. Суть второй версии состоит в том, что Тауке собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и эти бии соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи «Жеті Жарғы» [12].

В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». Основной целью составления «Жеті Жарғы» явилось стремление законодательно урегулировать пошатнувшиеся общественные устои, чтобы сконцентрировать все внутренние ресурсы для отпора от нависшей внешней угрозы – джунгаров, война с которыми была неизбежной. Стабилизация внутриполитической ситуации, также, была продиктована, также, необходимостью лоббирования экономических интересов феодальной верхушки. Во внутренней политике хан Тауке сделал попытку разрешить ряд крупных общественных и политических вопросов в жизни казахского общества. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. Для укрепелния государственной власти необходимо было усилить роль государства в суде.

Законы хана Тауке не дошли до нас в полном объеме. «Жеті Жарғы» известно современникам в двух редакциях, которые отличаются вариациями текста, разным количеством и порядком написания статей. Впервые, одиннадцать фрагментов «Уложений» были записаны в 1804 году со слов «старшины яппасского рода» Кубека Шукуралиева. В 1820 году Г. Спасский опубликовал этот документ в «Сибирском вестнике», редактором которого он и являлся. Исследователям истории и юридических обычаев казахов приходится черпать свои сведения из сочинения А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», где в части третьей приводятся (наиболее полная версия «Уложений») 34 фрагмента статей [14]. Запись А.И. Левшина не представляет «Жеті Жарғы» в первоначальном виде. Он записал «Уложения» более ста лет спустя после его составления, что, конечно, не могло не отразиться на точности первоисточника. При устной передаче от поколения к поколению «Уложения» претерпевали определенные изменения. В 1879 г. исследователь Ф.И. Леонтович предложил деление первой редакции на одиннадцать, а второй – на тридцать четыре статьи, до этого отсутствовавшее в публикациях Г. Спасского и А. Левшина.

По мнению крупных ученых из института востоковедения Санкт-Петербурга С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова: «Анализ «Уложения» Хана Тауке затруднен следующими обстоятельствами. Во-первых, оно известно нам не целиком, а лишь в отрывочных записях-пересказах. Во-вторых, дошедшие до нас тексты представляют собой результат языковой транспозиции: известные ныне варианты «Жеты Жаргы» зафиксированы на русском языке, а не на языке авторов этого свода законов. Это имеет свои отрицательные стороны: социальная, правовая и иная терминология источника не отражает точно понятий, бытовавших в казахском обществе XVII в.» [12, с. 317].

Время составления «Жеті Жарғы» вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жеті Жарғы».

Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. Ч.Ч. Валиханов писал: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского (казахского) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия» [4].

Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. В 1681 г. джунгарский Галдан-Бошокту-хан разграбил немало городов и осадил Сайрам. В 1684 г. Сайрам был взят, причем джунгары переселили вглубь своей страны немало искусных ремесленников и мастеров. В 1687 г. джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немало кочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось. В следующем году казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжелое поражение ойратам.

Однако уже в 1698 г. с приходом к власти в Джунгарии Цеван-Рабдана инициатива полностью переходит на сторону джунгаров. Калмакско-казахские воины следовали одна за другой. Наиболее значительные из них имели место в 1711 – 1712, 1714, 1717 - 1718, 1723, 1725 годах [12, с. 311].

В Казахском ханстве не прекращались междоусобицы. Для укрепления внутриполитических отношений и были приняты эти законоположения.

Уложения содержали нормы административного, уголовного, гражданского права, затрагивали разные стороны экономической, культурной, социальной жизни общества. Имелись положения о налогах, религии, регламентированных порядках в патриархальной семье. Документ носит название «Жеті Жарғы» (Семь установлений), потому что в нем охвачены семь сфер деятельности общества.

«Жеті Жарғы» включает в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный закон (Әскери заң), регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений, кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего [8].

Кроме «Жетi Жарғы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота). Право на собственность - основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.
Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п. [14].

Первое место в «Жетi Жарғы» занимает закон возмездия «…за кровь мстить кровью, за увечье – таким же увечьем». «Хан, равно как и султаны, старейшины, правители родов, чтобы собирались осенью в одно место, в средине степи, для рассуждения о делах народных. Ни один киргиз чтобы не являлся в собрание народное иначе как с оружием, безоружный не имел права голоса, младшие могли не уступать ему места; Всякому поколению, роду и отделению иметь собственную тамгу. Тамги накладывались на весь скот и имущество для различения, что кому принадлежит» [14, с. 367, 370].

Статьи законов свидетельствуют о привилегиях патриархальных отношений, в частности, подчеркивается главенствующий статус мужчины как вооруженного защитника своей Родины, обладающего правом голоса лишь при наличии оружия. Феодальные порядки оставались первичными. Нормы уложений четко определяли социальную принадлежность человека. Отдельной статьей указывается бесправие рабов: «Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется» [14, с. 163].

Созданная Тауке ханом «Жеті Жарғы» (Семь Уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Бии вершили суд и фактически составляли «касту» профессиональных хранителей юридических установлений.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. По сложившемуся обычаю, бии-судьи имели право на получение бийлыка – десятой части имущества, которая взыскивалась с ответчика. Наиболее влиятельные из биев входили в состав совета при ханах, который со времени Тауке стал постоянным органом власти.

Нормы обычного права, в том числе и «Жеті Жарғы», постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама. Последователи пророка Мухаммеда выполняли пять основных догматов ислама: молитва пять раз в сторону Мекки; совершение хаджа (паломничества в святые места); соблюдение поста в священный месяц рамазан; исповедание веры; обязательная благотворительность. Мусульманское право – законы шариата начинают приобретать особое значение наряду с обычным правом казахов.

Учитывая то обстоятельство, что при создании уложений участие принимали представители трех жузов, можно прийти к выводу – настоящий юридический документ функционировал во всем государстве. Видный казахский ученый Е.Б. Бекмаханов отмечал: «Вводя новые элементы в обычное право казахов, Тауке сосредоточил всю полноту судебной власти в своих руках. Впервые законом Тауке было установлено, что право суда принадлежит органам государственной власти. Этим самым был нанесен серьезный удар раскольническим тенденциям рядовых биев, султанов, не заинтересованных в укреплении централизованного государства» [3].

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: принятие важных государственных и политических решений; исполнение судебных функций; осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Заседания бийского совета стали регулярными и проходили в установленном месте Куль-Тобе. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране.

Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус, что в переводе с латинского означает единодушие, общее согласие по спорным вопросам, к которому приходят участники переговоров.

Одной из особенностей семейно-брачных отношений в казахском обществе являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак иесi).

В казахском обществе XV - XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (күнә). В уголовном праве существовал закон возмездия - кровная месть. В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.

Согласно «Жеті Жарғы», уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование, кража чужой жены, убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями. Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и другие наказания: конфискация имущества из-за принятия христианства; изгнание за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскорбление родителей [7, с. 338].

Важнейшим моментом, определившим характер «Жеті Жарғы», оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодального казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные

Хан Тауке умер в 1718 г. С его смертью единое казахское государство разделилось на несколько частей, в каждой из которых был свой хан.

Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе. С Тауке-ханом связывают создание свода законов «Жеті Жарғы», содержавших нормы административного, уголовного, гражданского права и охватывавшие практически все стороны жизни общества.

«Жеті Жарғы» в течение долгого времени являлся основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе. Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. В народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке-хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.

4.3 Казахско-джунгарские войны

Отношения с калмаками в XVII в. стали занимать важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.

Калмак - тюркское название западных монголов, самоназвание которых ойраты, в китайских источниках западные монголы называются элютами. От тюркского глагола «калмак» - оставаться. Оно будто бы обозначает «оставшихся» язычниками ойратов.

Таким образом, слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин «джунгары» (собственно - люди «левой стороны, левого крыла») это разные названия западно-монгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт, которые во второй половине XIV в. составили Ойратский союз племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями тайши. В то время владения ойратов располагались на территории, ограниченной западными склонами Хангайских гор на востоке, верхнего Иртыша и Енисея на севере.

В начале XVII века среди ойратов появились энергичные и воинственные вожди, первым из которых был Хара-Хула (Каракула) – тайши, который сумел объединить основную часть ойратских феодалов, кочевников в районе среднего и верхнего течения Иртыша, по Ишиму и Оби. Он и возглавил общеойратскую кампанию, против казахов, его энергичные действия привели к становлению государства, получившее в научной литературе название Джунгарского ханства.

Хара-Хула умер в 1634 г., тогда же власть перешла в руки его сына Батура-Хунтайши. 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства. С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными войнами, и Ойратским единым союзом изменилось не в пользу казахов.

Экспансия калмаков шла медленно и постепенно. Борьба казахов и калмаков из-за обладания кочевьями, изредка прерываемая кратковременными перемириями, переросла при Батур-Хунтайши в изнурительные и непрерывные войны. В 1653 г. Батур-Хунтайши умер.

Новые завоевательные походы ойратов в Южный Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан возобновились при правлении Галдана Бошоктоу (1670 – 1697 гг.). С приходом к власти племянника Галдана Бошоктоу Цевана-Рабдана (1697 – 1727 гг.) казахско-джунгарские отношения обострились.

В годы правления Цеван-Рабдана калмакско-казахские войны следовали одна за другой, наиболее значительные из них имели место в 1710 – 1711 гг., 1713 г., 1718 г., 1723 – 1727 гг. [12]. Годы Великого бедствия принесли голод, разрушение материальных ценностей, урон развитию производительных сил, казахи уходили со своих земель в сопредельные районы.

В этой сложной ситуации борьбу против захватчиков возглавили батыры-военачальники, такие как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек, Раймбек Кошет, Жасыбай, Олжабай. Важную роль сыграла несгибаемая воля Абылая.

Отряды казахских батыров, нередко вытеснив вражеские силы, вторгались на территорию близлежащих кочевий джунгар, захватывая большое количество пленников. Одно из крупных сражений произошло в 1726 г. на берегу реки Буланты в местности Кара-сыйыр в юго-восточной части Тургайской степи. Казахские воины нанесли существенные удары врагу. Место битвы получило название «Калмак кырылган жер» (Место гибели калмаков).

В (1729) 1730 гг. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке от оз. Балхаш, в местности Анракай, где объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу. Войска противников начали отступать по реке Или на восток.

В это время предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия казахского народа в борьбе с джунгарами.

Победа 1726 г., 1730 г. не решила главной задачи - возврата ранее захваченных ойратами южных территорий Казахстана, в том числе резиденции казахских ханов - города Туркестана. В результате утраты казахами плодородных пастбищ в Семиречье и в районе реки Сырдарьи была нарушена сложившаяся система землепользования и смещены традиционные границы кочевий разных племен и родов, что резко обострило международные отношения в Приуралье, порубежных районах Западной Сибири и на границах Казахского и Среднеазиатских ханств.

Актуальной задачей для казахов оставалась задача поиска выгодного союзника и покровителя в целях продолжения борьбы с джунгарами за возвращение своих исконных кочевых мест на юге региона. Немаловажную роль внешнеполитической ориентацией кочевых правителей играли и их личные честолюбивые расчеты, побуждавшие искать поддержки извне для укрепления своей собственной власти в казахских землях. Именно эти и аналогичные им обстоятельства обусловили на рубеже 20-х годов XVIII в. стремления части наиболее крупных лидеров казахского общества искать поддержки у царского правительства.

В 1745 г. умирает правитель Джунгарского ханства Галдан Церен, что повергает Джунгарию в пучину междоусобиц за власть. Угроза Казахскому ханству со стороны джунгар отпадает. В 1758 г. под ударами Цинской империи Джунгарское ханство пало окончательно и прекратило свое существование. В 1761 г. Джунгария была превращена в Цинское имперское наместничество Синь-Цзян.

Потеряв часть своих кочевий, пережив ряд потрясений, казахи сумели сохранить политическую самостоятельность, и собравшись затем с новой силой, повести уже при наиболее благоприятном международном положении успешную войну с джунгарами и вернуть утерянные владения.

Вопросы для самопроверки

1. Роль Керея и Жанибека в образовании Казахского ханства.

2. Экономические предпосылки образования Казахского ханства.

3. Причины образования Казахского ханства.

4. Охарактеризуйте период правления Касым-хана.

5. Причины казахско-джунгарских войн.

6. Принципы правопорядка и государственного устройства по «Жеты Жаргы».

Литература

1. Абусеитова М. Казахстан и Центральная Азия в XV - XVII вв. История, политика, дипломатия. - Алматы, 1998.

2. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). - Алматы, 1993.

3. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20 – 40-е годы XIX века. - Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – С. 284.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. – С. 111.

5. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. - Алма-Ата: Наука, 1958.

6. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. - Алма-Ата: Наука, 1960.

7. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). – Алма –Ата: Наука, 1979. – С. 334.

8. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В 5 т. Т. 2. - Алматы: Атамура, 1998.

9. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В 5 т. Т. 3. - Алматы: Атамура, 2000.

10. История Казахстана с древнейших времен до наших дней). Очерки. - Алматы: Дәуір, 1993.

11. История Казахстана в русских источниках XVI - XX вв. III том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 - 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

12. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992. - С. 315.

13. Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. - Астана, 2003.

14. Левшин А.И. Описание киргиз- казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / Под общ. Ред. Акад. М.К. Козыбаева. – Алматы: Санат,1996. – С. 163 – 164.

15. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. – Алматы: Санат, 1999. – С.108.

16. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. – Алма-Ата: СП Дастан, 1990. – С. 48.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 836 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...