Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ЭПОХА БРОНЗЫ (XVIII - IX ВВ. ДО Н.Э.). РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Казахстан в период каменного века
Период времени с момента становления на Земле человека до образования первых социально-дифференцированных обществ и государств, появления упорядоченной письменности и зачатков религиозных представлений относят к древнейшей истории человечества. Философы древнего Китая и Греции делили древнейшую историю на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный. Позднее в XIX – н. XX вв., с увеличением объема информации, после новых археологических открытий ученые предложили более детальную типологизацию веков с выделением в них определенных хронологических этапов. Каменный век начинается с древнекаменного палеолита, в котором выделяют ранний или нижний, средний, поздний или верхний этапы. Переходную эпоху среднекаменного века мезолит иногда называют эпипалеолитом (от греческого «epi» после). Заключительная эпоха каменного века – новокаменная (неолит), в конце которой появляются первые орудия труда из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолите или халколите (от греческого «chalkos» - медь и «litos» - камень) [5, с. 7]. Внутри каждой стадии выделяют культуры или фазы, которые называют в соответствии с местами обнаружения археологических памятников. Детальную схему хронологической динамики каменного века разработал в последней четверти XIX века француз Габриель Мортилье, предложивший для отдельных периодов в истории каменной индустрии наименования по наиболее известным местонахождениям, сохранившимся до настоящего времени: шелль, ашелль, мустье, мадлен – для палеолита; азиль и тарденауз – для мезолита. На рубеже XIX и XX вв. другой археолог Анри Брейль предложил выделить еще один начальный период для верхнего палеолита – ориньяк [5, с. 69].
В раннем палеолите люди жили стадами. Основными занятиями были охота и собирательство. Человек потреблял то, что было дано природой. В научной литературе этот тип хозяйственной деятельности называют присваивающим. Стоянки древнего человека, относящиеся к нижнему палеолиту, были обнаружены в южном Казахстане в районе хребта Каратау. Экспедиция археологов под руководством Х. Алпысбаева в 1958 г. провела раскопки памятников Бориказган, Танирказган и Шабакты. В Центральном Казахстане известны памятники: Семизбуга, Кудайкол, Жаман-айбат; в Восточном Казахстане – Канай, Козыбай; на западе наиболее древними стоянками являются Шабактысай и Сарытас.
С шелль-ашелльского времени человек появился на территории Казахстана. Хотя костных его останков не найдено, но следы деятельности первобытных людей и примитивные орудия труда свидетельствуют о жизни древних обществ на казахстанской земле.
Основным материалом для изготовления орудий труда в нижнем палеолите служили речная галька и кремень. Первыми орудиями труда были отщепы (каменные пластины), ножи, топоры, ручные рубила одно- и двусторонней обработки чоппер и чоппинг соответственно, иначе – унифасы и бифасы.
Становление австралопитеков, питекантропов и синантропов происходит в нижнем палеолите. В это время люди жили в пещерах, гротах. Закопченные стены и потолки говорят о том, что человек был знаком с огнем, который поддерживался ими круглосуточно.
В среднем палеолите человек научился добывать огонь способом трения. Начало ледникового периода тоже относится к этому времени. Социальной организацией была община, в которой появляются зачатки матрилинейных связей. В процессе антропогенеза ступень появления «человека разумного» относят к среднему палеолиту и связывают с находкой в Германии в местности Неандерталь, а также в Узбекистане в пещере Тешик-Таш. Большей частью орудия труда изготавливали из нуклеусов дисковидной формы. Распространенным типом орудий были резцы. Стоянки Обалысай, Батпак, Музбел, Огизтау в Центральном Казахстане, Канай, Кызылсу, Бодене на востоке, Онежек, Кумакаж в Западном Казахстане, имени Ч. Уалиханова (с несколькими культурными слоями) в Южном Казахстане являются памятниками среднего палеолита.
Человек современного физического типа сформировался в эпоху позднего палеолита. Костные останки были найдены во Франции в провинции Кро-Маньон. Этот этап времени характеризуется появлением искусства, возникновением материнского рода, развитием религиозных представлений, обрядом захоронений, формированием рас. Ножевидные пластины научились получать посредством новой техники обработки камня как отжимная ретушь.
В среднекаменном веке (мезолите) были изобретены лук и стрелы, бумеранг, рыболовные снасти и лодка, вкладышевые орудия.
Главной особенностью эпохи неолита является переход от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие). Это явление в исторической и археологической науке называют «неолитической революцией». Техника обработки камня достигла высокого уровня. Камень шлифовали, пилили, полировали. Изготавливали микролиты – маленькие каменные пластины. Появилась керамическая посуда. С помощью костяных шильев и игл шили одежду.
В меднокаменном веке (энеолите) доминирует кремневая отщепная индустрия, развивается коневодство, различные домашние промыслы.
Начало истории первобытного общества связано со временем праобщины. Для этого времени характерно становление самого человека (антропогенез). Австралопитековых, питекантропов и синантропов относят к древнейшему (архантроп) человеку. Эволюция древнейшего человека определялась уровнем развития орудий труда. В это время человек преодолевал остатки животного состояния от человекообразных обезьян: развитие передних конечностей, хватательный рефлекс, увеличение нагрузки на большой палец, постепенное выпрямление позвоночника. Период праобщины завершается, по мнению ученых, средним палеолитом. Следующей формой социальной организации является материнский род с эндогамными связями родства. У рода была общая собственность, коллективное хозяйство. Старейшина поровну распределял добычу от совместной охоты и собирательства. В целом эпоха камня охватывает самый длительный период в истрии человечества.
1.2 Эпоха бронзы. Андроновская культура
Материалы археологических раскопок первой четверти XX века позволили установить, что племена эпохи бронзы, обитавшие на территории Казахстана, относятся к андроновской историко-культурной общности. Погребения, поселения, петроглифы, рудники этого периода аналогичны с археологическими памятниками, обнаруженными в Приуралье, Сибири, Средней Азии. Первые памятники андроновской культуры были найдены в 1913 г. Б.В. Андриановым в Южной Сибири около г. Ачинска. Раскопки первых могильников производились у села Андроново, отсюда и название археологической культуры.
Археологическая экспедиция 1927 г. в Западном Казахстане под руководством М. П. Грязнова установила идентичность материалов раскопок с данными Б.В. Андрианова. Это обстоятельство позволило утверждать, что ареал распространения андроновцев обширен и охватывает территорию от Минусинска на востоке до Урала на западе.
Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э.; средняя – XV - XII вв. до н.э.; поздняя - XII - начало VIII вв. до н.э. Эти периоды, по наименованию первых обследованных памятников, получили названия: Федоровский, Алакульский, Замараевский. Эпоха бронзы Центрального Казахстана представлена тремя этапами: ранняя бронза (Нуринский этап); средняя бронза (Атасуйский); поздняя бронза (Бегазы-Дандыбаевский).
В археологической науке принято говорить об андроновской историко-культурной общности, так как она включает и объединяет варианты культур ранее существовавших племен. Одним из основных регионов расселения племен, входивших в состав андроновской культурной общности, был Центральный Казахстан. Многочисленные археологические экспедиции, в том числе и под руководством корифея археологической науки Казахстана Алькея Хакановича Маргулана, позволили выделить ряд периодов ранней, средней и поздней бронзы с локальными культурами. В этом регионе были найдены и изучены более 30 поселений и 150 могильников. Многочисленные рудники, обнаруженные около поселений племен эпохи бронзы, доказывают, что земля Сары Арки издревле является одним из крупных центров металлургии. Археологи отмечают высокий уровень строительного мастерства андроновцев, с более совершенным способом обработки камня. Надмогильные сооружения отличались монументальностью и сложностью построения. Племена Казахстана в середине II тыс. до н.э. научились производить бронзу - сплав меди и олова в классическом составе, иногда сурьма, свинец и мышьяк в различном пропорциональном соотношении, в зависимости от предназначения.В отличие от меди бронза характеризуется твердостью и низкой температурой плавления. Качественные преимущества бронзы становятся главными критериями при выборе материала для изготовления орудий труда и оружия. Богатые залежи полиметаллов в недрах Казахстана позволили зародиться очагу металлургии на ее территории.В эпоху бронзы жители степных районов Казахстана переходят к номадизму. Темпы развития кочевого скотоводства зависели от различной природной среды. Природно-климатические изменения обусловили перестройку хозяйственной жизни древнего человека. Влажный климат сменился аридным, происходило усыхание надпойменных террас, уменьшение стока рек, понижение уровня озер. В связи с этими явлениями природы в стоянках жителей эпохи бронзы Западного и Центрального Казахстана появились колодцы - как способ водоснабжения.Определенные изменения происходят в социальной организации и семейно-брачных отношениях населения. Развитие новых форм хозяйственной деятельности - скотоводства и горного дела, этих двух главных направлений эпохи бронзы, требовали, прежде всего, мужского труда. Права и положение мужчины в обществе возрастают, и это ведет к смене матриархата патриархатом.
Общественное разделение труда, патрилинейные связи привели к переменам в общественном укладе. Выделение парных семей означало появление отдельного частного хозяйства. Принцип равенства, характерный для первобытной праобщины, уступает место социальной дифференциации внутри рода.
Исследование физического типа жителей андроновской культуры показало, что в эпоху бронзы население древнего Казахстана обладало ярко выраженными европеоидными чертами.
Стоянки племен этого времени находились в поймах рек, на мысу. Эти места были удобны как для занятия земледелием, так и скотоводством. Плодородная почва легче поддавалась обработке мотыгой, высокий травостой и источники воды были главными условиями для разведения скота. Количество больших поселений достигало 50, а малые состояли из 6 – 10. Племена андроновцев жили в полуземлянках овальной, прямоугольной, восьмеркообразной формы, а также в наземных сооружениях. У каждого рода были жилища, предназначенные для отправления культовых обрядов, собраний, плавки металла.
Родовые кладбища находились недалеко от стоянок жителей. Археологи определяют погребения древних людей по оградкам прямоугольной, квадратной, овальной формы на поверхности, иногда и курганы по основанию обрамленные каменными плитами, которые употреблялись и при постройке погребальных камер.
Пастушеское или придомное скотоводство и мотыжное земледелие предполагали стационарность поселений. Занятие скотоводством привело к большей обеспеченности общества продуктами и предметами потребления, к появлению излишков продукции, к дальнейшему развитию и расширению обмена, и к началу накопления богатств.
В период андроновцев широкое распространение получили изделия из металла. Появились втульчатые топоры, ножи с выемкой у основания, металлические наконечники копий и стрел, различной формы подвески, браслеты, бронзовые зеркала.
Отличительными особенностями андроновской культуры являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий. Круглодонная посуда эпохи камня была заменена сосудами с плоским дном, которая лепилась вручную. На поверхность наносился орнамент гладким или геометрическим штампом.
Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, обтянутые листовым золотом. Люди эпохи бронзы научились получать стекловидную массу-пасту, из которой делали различные украшения.
Пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие привело к большей оседлости, развитию ремесел – горного, гончарного, ювелирного дела, ткачества. В хозяйственной жизни племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие было взаимодополняемым.
Основными орудиями труда племен ранней бронзы были каменные мотыги, зернотерки, песты, ступы, бронзовые ножи. На позднем этапе бронзы появляются медные и бронзовые серпы, бронзовые кайла и косы, рудодробилки.
Бронзовый век является временем эволюции скотоводческой формы хозяйства. Первоначально человечество занималось придомным скотоводством. В видовом составе скота преобладали коровы, овцы и лошади были малочисленны. Постепенно, в процессе развития, на место пастушескому скотоводству приходит отгонное или яйлажное, а затем кочевое. С увеличением радиуса кочевания уменьшается количество крупного рогатого скота, в стаде начинают преобладать овцы и лошади.
Наряду с доминирующими формами хозяйства – скотоводством и земледелием в эпоху бронзы особую роль стала занимать добыча руд. Техника обработки камня и кости усовершенствовалась.
Земля Казахстана с древних времен славится богатыми залежами полезных ископаемых. Золоторудные прииски древнего человека были найдены в районе Степняка, Майкопчегая, Акабека, Казанчукура, Акжала, Балажала. Медные разработки обнаружены в Жезказгане, Ашилы, Кушикбае, Жалтыре, Карчиге, Зырьяновске, Уро-Тобе, а оловянные в горах Атасу, Нарымском и Калбынском хребтах.
Существовали различные способы добычи руды. Самым простым методом являлось «кайлование», когда с рыхлых пород отбивали руду топорами. При огневой проходке на рудных жилах или перед забоем разжигали огонь, породу накаливали до размягчения, заливали водой, кирками и топорами откалывали, накладывали в кожаные мешки и поднимали на гора.
В древних очагах металлургии археологами были обнаружены каменные, костяные и металлические орудия труда, предназначенные для горного дела: кирки, кайла, молоты, ступы, клинья. Из полученного металла изготавливали различные изделия путем ковки, литья, чеканки, тиснения. Постепенно каменные орудия труда были заменены бронзовыми.
Предметы из кости (твердые и упругие) человек эпохи бронзы использовал достаточно длительное время. При изготовлении орудий труда из кости существовала определенная процедура обработки материала. Кипячение при большом температурном режиме способствовало обезжириванию и размягчению кости. Древний человек придавал кости нужную форму и высушивал, после чего она вновь приобретала прежние свойства.
В петроглифах периода бронзы распространенными сюжетами были дикий бык тур с согнутыми и вытянутыми вперед рогами, сцена пахоты с изображением домашнего быка, впряженного в повозку, изображения верблюда-бактриана в статичной форме, бога солнца Митры, колесниц.
Согласно исследованиям лингвистов и антропологов, андроновцы относятся к индоиранской языковой семье. В мифологии и религиозных представлениях древних иранцев говорится, что солнцеголовый бог Митра принес в жертву быка, из частей которого возникла вселенная. Изображения Митры были найдены в горах Ешкиольмес, Каратау, в урочище Тамгалы. С образом быка связывали идею силы, плодородия и могущества.
Верховным богом в зороастризме – древнем религиозном учении иранцев, является Ахура Мазда. В «Авесте» рассказывается о том, что первый царь иранцев Йима распахал землю «золотым плугом», подаренным Ахурой Маздой. Правом проведения первой борозды обладал царь, и происходило это, по всей видимости, в дни весеннего солнцестояния, когда праздновался восточный Новый год.
У племен эпохи бронзы широко были распространен анимизм - культ предков, вера в загробную жизнь, надежда на помощь и покровительство духов. В могилу покойника клали одежду, пищу, орудия труда, украшения. Древнейшей формой религиозных представлений был тотемизм, характеризующийся верой в сверхъестественную связь и кровную близость определенного рода с каким-нибудь тотемом (животное, растение, предмет или явление природы), который считался не божеством, а родичем и другом.
Отголосками фетишизма, когда неодушевленный предмет наделялся сверхъестественной силой и служил объектом религиозного поклонения, являются найденные в погребениях амулеты и обереги в виде зубов животных. Покойника посыпали охрой, красный цвет которой отождествлялся с силой огня и мог защитить от злых духов. Помимо обряда захоронения как трупоположение, большое распространение получает трупосожжение (кремация).
Археологический материал эпохи бронзы на территории Казахстана показывает, что племена в этот период достигли высокой техники обработки камня, кости и металла. Они владели литьем, чеканкой, тиснением, шлифованием, полировкой. Постепенно внутриродовые связи, ведущие к вырождению, заменяются экзогамными, и появляется табу на инцест – кровосмешение. На смену общинно-родовым отношеним приходят общинно-соседские. Происходит выделение отдельных хозяйств. Появление излишков продуктов ведет к имущественному неравенству, социальному расслоению и в конечном итоге разложению первобытнообщинного общества.
1.3 Железный век на территории Казахстана: историко- экономические предпосылки образования племенных союзов
В истории древнего населения Казахстана в первом тысячелетии начинается новый рубеж. Большинство племен в VIII - VII - вв. до н.э. стали широко использовать железо. В археологической литературе это время называется «раннежелезным» веком. Однако термин условен, потому что не все одновременно стали использовать данный материал. Племена, населявшие территории с небогатыми медными и оловорудными залежами быстро освоили новый металл (например - население ряда нынешних европейских стран Причерноморья, Северного Кавказа и другие районы). Казахстан, Южная Сибирь и некоторые другие области развили бронзолитейное искусство до высокого уровня. Изменения, которые характеризуют эпоху, не обязательно сразу появились во всех странах. Для Казахстана – время наивысшего расцвета бронзолитейного искусства и начала освоения железа. В этот период появляется новая форма хозяйствования – кочевое скотоводство.
Возникновение и развитие кочевого скотоводства в условиях Казахстана было прогрессивным явлением, которое ознаменовалось ростом производительных сил. Заселялись новые, ранее пустовавшие территории. Люди научились получать больше мясной и молочной пищи, различного сырья – шерсти, кожи и др. Кочевое скотоводство создало возможность для получения прибавочного продукта. Оно не только расширило сферу хозяйственной деятельности человека, но и повысило ценность его труда. Более совершенные орудия труда привели к появлению излишков продуктов, которые стали основной причиной разложения первобытно-общинного строя, зарождения классовых отношений и социальной дифференциации.
В Семиречье появилась - сакско-усуньская, Приаралье – кангюйская, северо-восточной части Казахстана – гуннская, в западном Казахстане – аланская этнокультурные общности.
С освоением новых просторов разрушались рамки культурной и хозяйственной замкнутости, возникли широкие межплеменные экономические и культурные связи. Все эти изменения обусловили расцвет материальной и духовной культуры.
Наиболее распространенным видом памятников, дошедших до нас из эпохи раннего железа, являются – курганы. Самое большое количество курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ. В 1949 году ленинградский ученый С.С. Черников начал изучение курганного могильника в Чиликтинской долине южнее озера Зайсан в Восточном Казахстане, где было обнаружено только золотых предметов в количестве 524. В Семиречье в урочище Бесшатыр, на правом берегу реки Или (Юго-Восточный Казахстан) был найден 31 курган, среди них выделяется большой Бесшатырский курган, диаметр которого равен 104 метрам, а высота составляет 17 метров. Научный интерес представляет также Пазырский могильник в горном Алтае.
В 1969-1970 гг. группой казахстанских археологов под руководством Кемаля Акишевича Акишева были произведены раскопки Иссыкского кургана, расположенного в 50 км восточнее Алматы, в предгорьях Заилйсского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из 45 курганов. Под каменной насыпью высотой 6 метров, в диаметре 60 метров находились две гробницы: центральная и южная. Центральная оказалась разграбленной еще в древности, в южной были обнаружены останки юноши 17-18 лет, одетого в парадную одежду. Хронологически данную находку относят к V- IV вв. до н. э., а в исторической и археологической литературе ее называют «Золотой человек». Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. Среди предметов ритуала, вооружения и украшений были глиняная и деревянная посуда с заупокойной пищей, серебряная и бронзовая чаши, железный меч и кинжал, золотые бляхи-пластины [4, с.23]. Особую научную ценность представляет собой серебряная чаша с двадцатью шестью знаками, которая свидетельствует о наличии письменности у саков.
В Центральном Казахстане археологи встретились со своеобразными памятниками – курганами «с усами», которые состоят из большого и малого курганов и двух каменных гряд, отходящих на восток от малого кургана. Наиболее интересными оказались раскопки могильника Тасмола, недалеко от правого берега степной речки Шидерты, в 50 км севернее г. Экибастуза. Вещевой материал могильника оказался многочисленным и разнообразным, свыше 600 изделий из бронзы, железа, золота, камня, кости, рога.
Археологические и этнографические материалы позволяют говорить о существовании в то время трех основных видов скотоводства: кочевого, полукочевого, оседлого. Кочевой вид был распространен в Западном, Центральном Казахстане и базировался на круглогодичном кочевании населения в сухих степях, пустынях и полупустынях. Состав скота – овцы, лошади, верблюды. Полукочевой вид – наличие постоянных зимних жилищ, куда скотоводы возвращались ежегодно на зимовку. Территория - степные, лесные, высокогорные районы Семиречья, Восточного Казахстана с горными системами Тянь-Шаня и Алтая. В этом регионе кроме овец и лошадей, разводили и крупный рогатый скот. Оседлое скотоводство было распространено в южных районах Казахстана по берегам рек Сырдарья, Чу, Талас, Арысь на склонах хребта Каратау, в местах, богатых естественными водоемами и обширными сенокосными угодьями. Значительная часть крупнорогатого скота, овцы, лошади. Развитие ирригационного и богарного земледелия.
Анализ археологических находок, сравнение различных погребений позволили ученым полагать, что в эпоху раннего железа уже наблюдалось ярко выраженное имущественное неравенство, значительно возросло производство различных видов военного снаряжения. Отсюда следует, что у кочевников военные походы не были редкостью. По свидетельствам письменных источников возникали крупные племенные союзы и велись межплеменные войны. Этот период был временем распада первобытно-общинных отношений и существования военно-демократического строя.
1.4 Племенные союзы саков
В VIII - IV вв. до н. э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka» Геродот и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских. Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье, савроматов в Нижнем Поволжье, Южном Приаралье, современниками персов Кира и Дария I, греков эпохи Александра Македонского.
Хотя саки были взаимосвязаны со всеми племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI – V вв. до н.э. они входили в состав иранской империи времен правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках. Так, в них сообщается о трёх больших группах саков: саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки хаомаварга (саки, варившие напиток хаома), саки – парадарайя (саки, которые за морем) [4, с. 5].
Саки-тиграхауда, Массагеты обитали в низовьях Сырдарьи и Амударьи, саки хаомаварга - в Прибалхашье, Аримаспы (стерегущие золото грифы) - на Алтае, Восточном Казахстане, Савроматы (Сарматы) - в Западном Казахстане, Исседоны - в Центральном Казахстане, Аргипеи - в Юго-Восточом Приуралье.
Племена, населявшие просторы Казахстана к середине I тысячелетия до н.э., попадают в поле зрения греческих, персидских, китайских авторов. Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источников представляют тексты, составленные по приказу царей Дария и Ксеркса на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из свода книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесты.
Одним из первых авторов, написавших труд о племенах, обитавших в древности в степях Казахстана, был греческий историк из города Галикарнас – Геродот. В середине V в. до н.э. он написал свою книгу о греко-персидских войнах. В четвертой книге есть сведения о древнем Казахстане [9]. Материалом послужили некоторые письменные данные, устные рассказы, личные наблюдения. Древнегреческий географ Страбон описывает жизнь и быт массагетов.
Племена саков вступали в мирные контакты со своими северными, восточными, западными соседями. Археологические раскопки показывают, что они имели торговые и культурные связи с такими центрами древних цивилизаций как: Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия.
Саки были племенами одной культурной общности, которые сложились на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Они являлись достойными соперниками таких могучих держав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту.
Сведения о саках содержатся в Библии. Письменные источники повествуют о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. Поход персидского царя Кира в 530 г. до н.э. против саков за Амударью закончился поражением персов от войск Томирис, где Кир погиб в сражении. Преемник Кира – Дарий I, в 519 г. до н.э. совершил поход против саков «носящих остроконечные шапки».
Сак, по имени Ширак, на века вошел в анналы истории. Изуродовав свое тело, он представился обиженным на своих соплеменников, вошел в доверие к персам, затем завел врагов в безводную пустыню, где большинство участников погибло.
Саки играли важную роль в исторических событиях своего времени. Они были в составе войск Кира против мидийского царя Креза. При Дарии I входили в число «десяти тысяч бессмертных». В греко–персидских войнах сражались на стороне персов. В битве при Марафоне в 490 г. до н.э. саки были в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 г. до н.э. в составе войск Ксеркса против спартанцев царя Леонида. В 331 г. до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский разбил войско Дария III и стал владыкой Азии, но на завоевание Средней Азии и территории саков ему понадобилось 3 года с 331 по 327 гг. до н.э., т.е. столько же времени, сколько он потратил на завоевание всей империи Ахеменидов от Эллады до Индии.
Несмотря на все усилия Александра Македонского, саки остановили продвижение Македонского на восток, вместе с тем, стали союзниками Александра в его походе на Индию.
Сакские племена Казахстана были прямыми потомками андроновского населения – ариев, туров, дахов и данов Авесты. Этот неоспоримый факт подтверждают археологи, проводящие прямые линии связи между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы.
В сакском обществе идет дальнейшее разложение родоплеменных отношений. Возникает личная и семейная собственность. Большие патриархальные семьи распадаются на малые, расцветают патриархальные отношения. Экономические интересы были преобладающими в процессе формирования кочевой общины. В тех регионах Казахстана, где господствовала оседлость, общины создавались по территориально-производственному принципу. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Поэтому период разложения первобытного рода и появления племенных общин во всемирной истории получило название военной демократии (I тыс. до н.э.).
Сакское общество подразделялось на царский род, аристократию, свободных саков. Вожди обладали огромной властью - решали вопросы войны и мира, заключали союз, возглавляли войска, но роль народного собрания была высока, так как они могли ограничивать власть царя. Хотя сакское общество выглядит социально-дифференцированным, имущественное состояние не всегда играло решающую роль в обществе. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами.
Структура общественного устройства сакского периода: патронимия (семейно - родовая группа) " племя " союз племен; в социальном отношении сакское общество делилось на три группы: жрецы, воины, общинники.
Для такой социальной организации как «племя» характерны: общность территории, имени, диалекта, религиозных представлений и культовых обрядов, существование племенного совета, вождя, военачальника.
Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры саков. Подвижный кочевой образ жизни позволил им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные и археологические материалы.
Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство. В VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и Юго-Восточной Европы возникло своеобразное и яркое проявление искусства – «звериный стиль», реалистичный по форме и мифологический по содержанию. Главной темой, которого были изображения зверей и мифических зооморфных чудовищ. Искусство «звериного стиля» носило декоративно-прикладной характер. Изображениями украшались бронзовые котлы, жертвенники, вооружение, конская узда, одежда. Саки носили высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь. Одежда «золотого человека» свидетельствует о высокой художественной культуре древних умельцев. Параллельно развивался орнамент. Саки жили в войлочных ютах (наземных, либо четырех или шестиколесных телегах) и стационарных жилищах (из саманного кирпича и бревен).
Доминирующей формой религиозных верований в сакском обществе был культ предков, а также культ солнца, огня и продолжали существовать религиозные представления как анимизм, тотемизм (поклонение определенному тотему, к примеру, животному), фетишизм (обереги, талисманы, амулеты) и магия.
Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Некоторые историки относят их к тюркоязычным племенам.
О высоком уровне культуры саков свидетельствуют факты распространения среди них письменности. Однако обнаруженные памятники, в том числе и серебряная чаша из «Иссыкского» кургана с двадцатью шестью знаками, еще не расшифрованы.
Сакское общество поднялось на высокую ступень социального и культурного развития. В результате этого саки участвовали в значительных мировых событиях того времени и оставили заметный след в истории мировой культуры.
1.5 Государство Хунну
В IV - III в. до н.э. в Центральной Азии у северных границ Китая возвысилась хуннская конфедерация племен. В III в. до н.э. хуннские нападения на Китай учащаются, что заставляет китайских императоров построить «Великую стену».
Союз хуннских племен, возглавляемый военным вождём – шаньюем, вместе с подчиненными племенами испытал небывалую ломку традиционных отношений, завершившившийся возникновением примитивного варварского государства.
В 209 г. до н.э. сын вождя Тумын, Моде объявил себя «сенгиром» - «высочайшим», и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.
В 203 - 202 г. до н.э. Моде (Маодунь) подчинил племена Саян, Алтая и Верхнего Енисея (в том числе древних кыргызов, на территории современной Хакассии) и окончательно установил северные границы своей державы. Оставались два главных противника – Китай и Юэчжи. Император Гао-ди из династии Хань в 200 г. до н.э. повел войска против хуннов, но у горы Байдэн он попал в окружение. Великодушие Модэ позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязывался выплачивать ежегодную дань.
Самую жестокую войну Моде и его наследнику Лаошань – шаньюю (174 – 161 гг. до н.э.) пришлось выдержать с Юэчжи. Победу хунны одержали между 174 – 165 гг. до н.э. Вождь Юэчжи пал в бою, а из его черепа Лаошань – шаньюй приказал сделать чашу для питья.
Для политического строя хунну характерна первая имперская тенденция. Во главе хуннской державы стоял шаньюй, власть которого была наследственной и освящалась божественным авторитетом. Его называли «сыном Неба» и титуловали: «Небом и Землей рожденный, Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй».
Власть правителя определялась его правами и функциями:
1. Право обладания и распоряжения всеми землями государства, функция охраны этой территории;
2. Право объявления войны и заключения мира и функция верховного военачальника;
3. Право единоличных полномочий в вопросах внешнеполитических связей государства и функция определения внешнеполитического курса;
4. Право на жизнь и смерть каждого подданного и функция верховного судьи;
5. Право быть первосвященником хуннского народа и осуществлять культовые функции.
Высшими, после шаньюя, лицами в государстве были левый и правый (т.е. западный и восточный) «мудрые князья» из числа его сыновей или ближайших родственников. Они управляли западными и восточными территориями империи и одновременно командовали левыми и правыми крылами армии [17, с. 62].
Высшая военная аристократия, управляя определенными территориями, носила различные титулы и назначалась начальниками над 10 000 всадниками. Их число было строго фиксировано - 24 высших военачальника.
В государстве хуннов имелся совет старейшин, и три раза в год у них созывалось народное собрание. Основной повинностью мужского населения была военная служба.
Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанные между собой брачными отношениями. Глава государства мог быть только из самого знатного рода Люанди. Отсюда следует, что правящий класс в государстве Хунну сложился из родоплеменной знати, в котором отношения родства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям хуннского общества.
Основу общественного влияния и политической силы знати составляла собственность на пастбищные земли, проявляющаяся в форме права распоряжения перекочевками, распределения кормовых угодий и водных источников между родами. Главную роль в хозяйстве хуннов играло скотоводство. Почти всё поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корму. Среди хуннов также известны оседлые племена земледельцев.
Появление частной собственности на скот и землю, сложение бюрократического аппарата управления, введение налогов как формы экономической эксплуатации, распространение письменности знаменовали собой переход к новому этапу – классовому обществу и государству.
В 55 г. до н.э. хунны разделились на две части – северную и южную. Южные хунну остались в Центральной Азии и вскоре оказались под влиянием Китая, а часть северных хунну в конце I тыс. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Известны две волны переселения на территорию древнего Казахстана – в 47 г. до н.э. и в 93 г. Племена первой волны переселенцев, пройдя через юг Казахстана, вышли в Среднюю Азию и образовали государство эфталитов (белых гуннов). В 93 г. хунны прошли в западные рубежи Казахстана и оттуда стали проникать в Европу.
Гунны оставили заметный след в политической и этнической истории многих народов. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство, событие, легшее в основу сюжета «Песнь о Нибелунгах».
Одним из известных завоевателей гуннского периода, потрясший многие государства в Европе, был Аттила (Едил). В 445 г. Аттила убивает своего брата Бледу, становится единоличным правителем гуннской державы. В 448 г. Аттила заставляет выплачивать дань Восточно-римского императора. В 452 г. его войска подходят к Риму, что заставляет императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава стала распадаться. В мировой истории с гуннами связано такое явление как «великое переселение народов» (со II по V века).
Гунны внесли определенный вклад в формирование и становление протоказахского этноса. Первая волна монголизации физического типа и тюркизации языка (протокипчакский диалект) явились основным пластом в многовековой истории сложения казахского этноса.
Основными причинами процесса распада кочевой империи хуннов явились: противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системы (главное средство передвижения – лошадь, депеша с указами шаньюя приходила несвоевременно), возникновение центробежных тенденций вело к обретению самостоятельности окраинами. В государстве хунну (гунны, сюнну) впервые на евразийском пространстве проявилась имперская теденция. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах.
1.6 Древние государства Усуней и Кангюев
В III в. до н.э. сакский племенной союз распался, уступив место новому политическому объединению во главе которого встали, усилившиеся к этому времени, усуни (III в. до н.э. – IV в. н.э.).
В районе Семиречья складывается усуньское, на среднем течении Сырдарьи кангюйское государства. Они оказывали заметное влияние на политическую и экономическую жизнь соседних азиатских стран. Кочевники Казахстана стояли у истоков государственности Индии, Афганистана, Пакистана и Средней Азии.
Усуни – одно из первых раннеклассовых объединений на территории Казахстана. Этимология термина «усунь» не выяснена. Звуковая передача его идентична одному из этнонимов рода «уйсын» старшего жуза казахов. Археологические памятники свидетельствуют об этнокультурной преемственности саков и усуней. Первые упоминания об усунях встречаются в китайских источниках II в. до н.э., где отмечается, что владения усуней насчитывают 630 тыс. человек и они могут выставить 488 тыс. воинов, 30 тыс. конницу.
Серьёзные изменения происходят в общественной жизни усуней. Интенсивный процесс разложения первобытно-общинного строя, начавшийся еще в начале I тыс. до н.э., достиг своего завершения. Усуньский племенной союз становится сложным образованием. В нем складываются патриархально-феодальные отношения и первые формы государственности. Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек – гуньмо, узурпировавший право наследования власти. Территория усуньского союза была обширной на севере ее границы доходили до озера Балхаш, на западе до реки Талас.
Ставка «Чигучен» (город Красной Долины) представляла собой город с укреплениями и предместьями. На рубеже новой эры и в первые ее столетия Чигучен был значительным политическим центром и важным торговым пунктом на «Великом шелковом пути». Центром усуньских владений была илийская долина, хотя ставка находилась в районе Иссык – Куля.
Между 64 – 51 гг. до н.э. усилилось недовольство народа вмешательством империи Хань в престолонаследие. Народные массы симпатизировали наследникам гуньмо по хуннской линии, поэтому народ и территория усуней были разделены на две части - великий и малый гуньмо. История усуней полна междоусобными распрями малых гуньмо с великими за господство. Они устанавливали союзные отношения с другими государствами. Особенно тесными были взаимоотношения с Китаем. В династийных хрониках эпохи Хань изложение фактов из политической истории усуней доведено приблизительно до III в. н.э.
Географическая среда Семиречья во многом обусловила специфику развития хозяйства усуней. Своеобразие это состояло в том, что здесь в отличие от районов «классического» земледелия или кочевого скотоводческого хозяйства, скотоводство сочеталось с земледелием, а кочевой образ жизни – с полуоседлостью. Древние усуни Семиречья разводили все виды домашних животных – овец, лошадей, крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов, коз, ослов. Источники отмечают, что у усуней было развито коневодство. Богатые владетели содержали до 5 тысяч голов лошадей. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры были снабжены ирригационными системами.
Корифей казахстанской археологии К.А. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.
Археологами изучено большое количество памятников усуньского времени. Среди них заслуживают особого внимания несколько могильников на правобережье р. Или («Капчагай», «Утеген», «Кзылауз», «Калкан»). В иссыккульской долине («Чильпек»). Своеобразной «визитной карточкой» усуньских курганов являются концентрические круги из камней на поверхности насыпи, иногда под насыпями. Эти круги иной раз позволяют точно разобраться в культурной и этнической принадлежности.
Общество усуней было классовым. Каждая семья ставила на своих животных отличительные знаки (тамга), общественное богатство состояло из движимого (скот) и недвижимого (дом, инвентарь, земля) имущества. Существование частного землевладения у усуней находит подтверждение в письменных источниках.
Итак, древние усуни являются этническими преемниками саков и имеют непосредственную связь с уйсунями и уйшунами, вошедшими в состав казахского и киргизского народов.
Северо-западнее земель усуней, в бассейне рек Таласа, Сырдарьи и хребта Каратау, находилась территория Кангюй (иначе канглы). В русских источниках кангюи известны как печенеги.
Материальная культура кангюйских племен имела значительное сходство с культурой усуней. Столица кангюев находилась в г. Битянь. Общей тенденцией политики государства на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье.
Основным направлением их хозяйственной деятельности было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством. Они выращивали зерновые, технические культуры, занимались огородничеством. Использовали орошение, в том числе и простейшие ирригационные системы.
Памятниками времен кангюев являются поселения Актобе. Неподалеку от Чардары, в Отрарском оазисе на левом берегу Арыси, на площади около 100 км2 имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе, самый крупный из которых – Кок-Мардан. Материальная культура кангюев – преимущественно культура оседлых земледельческих племен. Монументальные кирпичные постройки, сложные по архитектуре, дворцовые комплексы, красочные настенные росписи свидетельствуют о высоком уровне развития культуры у древних кангюев (Пшук Мардан, Костобе, Чаштобе, Ахайтобе и др.). Этнически кангюи относились к североиранским племенам.
В целом они играли важную роль в истории Востока. На всем протяжении существования государства они поддерживали тесные политические, экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Кушанской империей и оставили заметный след в истории раннефеодальных государств на территории Казахстана.
Вопросы для самопроверки
1. Хронологические этапы эпохи бронзы Центрального Казахстана
2. Раскройте суть историко-экономических предпосылок для образования племенных союзов.
3. Что такое «военная демократия»?
4. Раскройте особенности культурного развития сакского общества.
5. Определите роль гуннов в истории Евразии.
6. Роль хуннов в этногенезе казахского народа.
7. Охарактеризуйте социальное устройство сакского общества.
8. Хозяйство в государствах усуней и кангюев.
9. Какие дворцовые комплексы Кангюев Вам известны?
10. Назовите причины распада империи хуннов.
Литература
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. - Алма-Ата, 1979.
2. Абылхожин Ж.Б., Бурхамов К.Н., Кадырбаев А.Ш., Султанов Т.И. Страна в сердце Евразии. - Алматы, 1998.
3. Акишев К.А. Казахстан в древнюю эпоху // История Казахстана с древнейших времен до наших дней: В 4-х т. - Алматы, 1996. - Т. 1. - С. 101-150.
4. Акишев К.А. Курган Иссык. - М.,1978. – 132 с.
5. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: учебник для вузов. - М.: Высшая школа., 1990. – 350 с.
6. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Г. Археология Казахстана. - Алматы, 1993.
7. Бернштам Л.Н. - Очерки истории гуннов. - М., 1951.
8. Варфоломеев В.В. Сары-Арка в конце бронзовой эпохи: Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1991.
9. Геродот. История в девяти книгах. - М., 1972.
10. Грязнов М.Л. Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири в эпоху бронзы// КСИЕ АН СССР. - 1957. - Вып. 26.
11. Гумилев Л.Н. Хунну. - М., 1967.
12. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова А.И. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. - М., 1982.
13. Еркии Абиль. Этногенез казахов. - Костанай, 1997.
14. Иностранцев К. Хунну и гунны.- Л., 1924.
15. Исмагулов О.И. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. - Алма-Ата, 1970.
16. Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. - Алма-Ата, 1992.
17. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алматы, 1992. - 376 с.
18. Кычанов Е.М. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. - М, 1997.
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВА РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI-XIII ВВ.)
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!