Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование Казахского ханства (1466г. ) усиление Казахского ханства



Происхождение казахского народа является одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем в освещении истории Казахстана. В историографии существуют две основные концепции происхождения казахов – автохтонная (на основе местного этнокультурного субстрата, из племен и племенных объединений, издревле населявших территорию Казахстана) и миграционная, утверждающая, что предки казахов сравнительно поздно пришли на территорию Казахстана, и не имеют никакой связи с древним населением региона.

Формирование народа было связано с событиями древности и раннего средневековья с эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными изменениями в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.

Этногенез любой народности – сложный длительный процесс, в результате которого на определенной территории складывается устойчивая общность людей с общим языком, этническим самосознанием, самоназванием, общей материальной и духовной культурой. Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых -лингвистический и антропологический. Есть основания полагать, что оба процесса развивались параллельно.

Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода – индоевропейский и тюркский.

В лингвистическом отношении территория не только Казахстана, но и региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи (III-I тыс. до н.э.) [10].

Казахский народ складывался на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Сначала возникали отдельные рода, которые объединялись в племена. Позднее племена, вступая между собой в длительные отношения, составляли с течением времени племенные союзы, последние же образовывали более крупную общность - народность. Параллельно шло развитие языка.

Корни этногенетических процессов на территории Казахстана и всей Центральной Азии уходят в эпоху бронзы, в период андроновской культуры (XVIII - VIII вв. до н.э.). По своему расовому типу андроновцы – европеоиды.

Археологические материалы говорят о том, что на территории Казахстана существовали как временные, так и зональные особенности в материальной культуре эпохи бронзы. Памятники Нуринского, Атасуйского, Бегазы-Дандыбаевского этапа бронзы в Центральном Казахстане отличны, например, от Алакульского этапа бронзы в Восточном Казахстане. Однако при всем своеобразии очевидна их общность, свидетельствующая об однотипности в главном общественно-культурном процессе как для Казахстана, так и для ряда регионов Центральной Азии.

На рубеже новой эры человеческое общество на территории Казахстана вступило в новую стадию своего развития – образование новых этнических общностей таких, как племенные союзы. Объединяющей силой обычно являлось какое-нибудь сильное племя, которое подчиняло других и становилось во главе племенного союза. Со сменой господствующего племени менялось название всего союза племени.

Первые племенные союзы в казахстанских степях, которых античные авторы именовали общим именем саки, возникли в VIII - VII вв. до н.э.

В IV - III вв. до н.э. на территории Казахстана возникли два новых раннеклассовых объединения - усуней и кангюев. Как и саки, они обладали ясно выраженными европеоидными чертами, хотя монголоидный элемент в их облике несколько усилился, что связано с передвижением хуннов.

По мнению ряда ученых, усуни и кангюи (по языку и некоторым бытовым особенностям) были предшественниками позднейших тюркских племен. С середины I тыс. н.э. всё более пестрой и сложной становилась этнополитическая карта территории Казахстана и сопредельных стран.

Новым этапом в этногенетических процессах считается проникновение и распространение тюрок теле от северной Монголии до низовьев Амударьи. С этого времени идет интенсивное их смешение с потомками саков, усуней, кангюев. В начале VI в. тюркские племена стали ощущать потребность в объединении. Кочевое скотоводство невозможно вести без правильного распределения пастбищ по сезонам года.

В 552 г. возник Тюркский каганат, который в 603 г. распался на Восточный и Западный.

Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-тюркский каганат, в который вошла территория Восточного Казахстана и Семиречья. Племенную основу каганата составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли усуни, кангюи, карлуки, кочевавшие в Восточном Казахстане и на Тарбагатае, и тюргеши на юге от оз. Балхаш до Заилийского Алатау.

Возникшие в VIII - X вв. новые политические объединения тюргешей, затем карлуков состояли из тех же племен, что Тюркский и Западно-тюркский каганаты.

Все перечисленные государственные образования сохраняли принцип преемственности в социально-экономических институтах и культурные традиции военно-племенного счисления, генеалогии.

Феодальные отношения получили первоначальное развитие на Юге и Юго-Востоке Казахстана, затем распространились на территории обширных казахстанских степей. В IX – X вв. сложение патриархально-феодальных отношений связано с огузской, затем кимако-кыпчакской групп племен.

Государство огузов включало районы среднего и нижнего течения Сырдарьи со степями Западного Казахстана к северу от Устюрта, между реками Яик и Эмба. Огузы принадлежали смешанному европеоидно-монголоидному расовому типу.

В районах Северного, Восточного и Центрального Казахстана важную роль сыграли кимаки, а затем кыпчакские племена. Государство кыпчаков в XI – XII вв. заняло территорию от Иртыша на востоке до Волги на западе.

Дешт-и-Кыпчак явился естественным преемником всех предшествующих этнополитических объединений региона, многочисленные родственные племена, входившие в кыпчакскую конфедерацию, постепенно сближались, в основе этого процесса лежали хозяйственные и территориальные связи. Складывалась культурно-языковая общность кыпчакского этноса. Они уже были близки к народности, периода становления феодальных отношений. Просуществовав до начала XIII в., государство кыпчаков погибло во время монгольского нашествия. Кыпчаки - одни из предков казахов, сыгравших важную роль в образовании народности.

К X в. феодализация охватывала все сферы жизни казахского общества. Наиболее четко этот процесс проявился в государстве Караханидов. В нем зафиксированы такие формы феодальной зависимости, как институт икта, комендация (сбор налогов, передача земли в частную собственность).

Важную роль в этногенезе казахов сыграли племена найманов и кереитов, составившие крупные компоненты в формировании казахской народности.

Таким образом, в XI – XII вв. на территории Казахстана в условиях единого хозяйственно-культурного типа, языковой и бытовой общности, взаимодействия кочевого и оседлоземледельческого хозяйства, развития феодальных отношений, возникновения государственных образований, подъема духовной культуры происходит усиление консолидации этнических процессов, и складываются исторические предпосылки для образования казахской народности.

Консолидация тюркских племен в народность была прервана нашествием монголов. Оно прервало, затормозило этот процесс, но не могло остановить.

Академик В.В. Бартольд отмечал, что монгольское завоевание способствовало росту политического влияния тюркских племен и установлению их гегемонии на огромном степном пространстве Евразии.

После распада Золотой Орды на местной этнической, этнополитической основе, а не в результате завоевания, возникает государственное образование Ак Орда, которая в первой половине XIV в. – начале XV в. распадается на несколько феодальных владений: Узбекское ханство, Могулистан, Ногайская Орда. В Могулистане возобновляется тенденция сближения родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре этнических групп.

Знаменателен тот факт, что Ак Орда, Могулистан (его основная часть занимала Семиречье), Ногайский улус возникли на территории трех этнических центров древнего Казахстана - Кыпчакского союза племен в Центральном и Южном Казахстане, Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане и Алшинского союза племен в Западном Казахстане. Каждое государство продолжало, прерванные в XIII в., традиции этнополитического и культурно-хозяйственного развития населения древнего Казахстана.

Тюркские племена, пройдя через суровые испытания периода нашествия, не только сохранили свою культуру, язык, но и оказали культурное влияние на монголов, которые постепенно ассимилировались в тюркской среде, переняли язык, духовную и материальную культуру.

Условно можно выделить несколько этапов в процессе формирования казахской народности:

1 этап относится к эпохе бронзы и связан с андроновскими племенами, хронологические рамки охватывают XVIII – VIII вв. до н.э.;

2 этап охватывает раннежелезный век (VIII в. до н.э. – V в. н. э.), в это время на территории Казахстана проживали сакские племенные союзы, затем раннеклассовые государства усуней и кангюев. Для первых двух этапов характерен европеоидный расовый тип и ираноязычность в лингвистическом отношении. Особенностью этногенеза второго этапа является переселение хуннов на территорию Казахстана, с которыми связана первая волна монголизации физического облика местного населения и привнесение прототюркского диалекта;

3 этап - тюркский (VI – нач. XIII вв.);

4 этап – монгольский (нач. XIII – XIV вв.);

5 этап – процесс этнического объединения в государствах Ак Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда. Совокупность исторических, археологических, этнографических, антропологических, лингвистических источников позволяет утверждать, что процесс образования казахской народности в основном завершился на рубеже XIV – XV вв.

Сформировавшуюся народность сначала стали называть узбек-казахами, затем казахами. В процессе образования казахской народности формируется ее этническая территория, которая занимает аридную зону степей, полупустынь, пустынь умеренного пояса Евразии с ясно выраженными естественными рубежами. По горным цепям Алтая, Тарбагатая, Тянь-Шаня на востоке, Каспийского и Аральского морей на западе и юго-западе Сырдарьи, западным отрогам Тянь-Шаня и хребта Каратау на юге, реках Урал, Тобол, Ишим, Иртыш на севере. На кипчакской языковой основе возникает казахский язык.

К числу нерешенных проблем в этногенезе казахской народности относится этимология и значение термина «казах». Этим вопросом занимались А.И. Левшин, В.В. Вельяминов-Зернов, В.В. Бартольд, Вамбери, Рамстед, М. Тынышпаев и другие.

Все они по-разному трактовали данный термин, некоторые выводили от глагола «каз»- «бродить», другие «гусь белый». Существует мнение, что это двусоставное слово «кас» и «сак».

Рамстед исходил от монгольского выражения «хазаг терген» - повозки на колесах, но наиболее распространенным видом транспорта у кыпчаков была арба. В. Шахматов, С. Юдин предполагали по аналогии с термином «узбек». Узбеками называли ханское войско, от военной знати получило название Узбекское ханство. Аналогичное значение имело слово «казах», так именовались воины-дружинники тюркоязычных племен Южного Казахстана.

Если при объяснении происхождения термина возникают споры, то в значении многие исследователи единодушны. Слово «казах» означает широко распространенное в тюркских наречиях обозначение вольных людей, отважных воинов-наездников, искателей приключений.

В письменных источниках, встречающихся с X века, казахами называли всякого вольного человека, отколовшегося от своей общины, к какой бы народности он не принадлежал.

Этот термин проник в русские княжества, где в XIV в. «казаками» стали называть людей, бежавших из Центральных областей государства на Дон и Днепр. Там образовались первые вольные казачьи поселения. В турецко-арабском словаре 1245 г. этому слову дается обозначение - «вольный, свободный».

Если в XIII – XIV вв. слово «казах» - скиталец, вольный изгнанник, то с XV века в противовес термину «узбек», приобретает политический характер.

В силу действия этнополитических, экономических, географических, хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных территориальных объединения - Страший, Средний, Младший жузы.

Внутри жузов сохранялись подразделения на родоплеменные общности: племена (тайпы), рода (ру), которые составляли часть жуза и возглавлялись собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих родовых групп).

В. В. Востров и М.С. Муканов считают, что «жуз» это не «сотня», не сто племен, а часть или ветвь одного целого. Жузы выступали в этот период как часть единого народа, связанного многими элементами политической, экономической, хозяйственной, языковой и культурной общности.

В состав Старшего жуза входили одиннадцать основных племен: Уйсунь, Албан, Жалаир, Дулат, Суан, Сиргели, Ысты, Шанышклы, Ошакты, Канглы, Шапрашты. В Средний жуз входили шесть племен: Кипчаки, Кереи, Аргыны, Найманы, Конраты, Уаки. Младший жуз включал три племени – Байулы, Алимулы, Жетыру.

Первоначально племена Старшего жуза жили в основном в пределах Семиречья, затем ареал их обитания распространился на юго-запад Казахстана. Средний жуз занимал территорию Центрального и Северо-восточного Казахстана. Младший жуз занимал западные области Казахстана, низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности.

Образование Казахского ханства явилось закономерным результатом внутренних социально-экономических и этнополитических процессов, протекающих на территории Казахстана в XIV – XV вв.

К середине XV в. объективно созрела необходимость в единой устойчивой государственности, которая могла бы обеспечить общность этнической территории сформировавшейся народности и хозяйственной деятельности населения Казахстана.

Развитие государственности местного населения в XIV – XV вв. шло на основе постепенного восстановления городов, хозяйства и земледелия на юге Казахстана, в условиях развития феодальных отношений на местной этнической основе, хотя под эгидой чингизидов, удерживавших власть в регионе. В отличие от монгольских улусов, насильственно объединявших множество племен, пришла государственность, основанная на более определенной этнической базе.

Образование государств Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда подготовили условия для последующего генезиса этнически- однородных феодальных государств региона для более тесной их консолидации в народность - казахскую, ногайскую, киргизскую, узбекскую, уйгурскую.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV - XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой - кочевым скотоводством, оседлым земледелием, городским и торгово-ремесленным направлениями хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.

Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, завершению сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.

Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Джанибека и Керея (Гирея). Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи, совпали с интересами различных социальных групп народа как из родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов, земледельцев. Они объективно отразили стремление народа к созданию самостоятельного государства.

Время откочевки Керея и Джанибека с улусными людьми во владения могольского хана Есен-Буги датируют 864 г. по Хижре или 1459(1460) г.

Чем был вызван раскол в Узбекском Улусе? Время откочевки Керея и Джанибека совпало с годами, когда главе кочевых узбеков Абулхаиру пришлось приводить в порядок государство от погрома калмыков.

Этот порядок ложился тяжелым бременем на простых кочевников, которые должны были платить налоги и нести десятки повинностей. Все это вызвало резкое недовольство основной массы подданных и имело конечным результатом сокращение населения государства за счет откочевки многих скотоводческих общин в соседние земли. Во главе такого общества, состоящего из недовольных политикой хана Узбекского Улуса, стали потомки Урус-хана - Керей и Джанибек.

Как показал дальнейший ход событий, уход Керей-султана и Джанибек- султана в пределы Могулистана был своего рода стратегическим отступлением, рассчитанным на последующий захват власти в Узбекском Улусе.

Есен-Буга предоставил западную часть Могулистана в долине Чу область Козы-Баши, между владениями Есен-Буги и его брата Юнуса, в качестве икты. Брата Юнуса поддерживал тимурид Абу-Саид.

В 1462 г. Есен-Буга умер и вместо него утвердился Юнус-хан, который укрепил отношения с Кереем и Джанибеком, отдав свою дочь за сына Джанибека. За приверженцами Керея и Джанибека было закреплено имя «узбек-казахи» или просто «казахи». Начало традиционному союзу меджу потомками Урус-хана и чагатаидами Могулистана.

В связи с мощным притоком населения Центрального и Южного Казахстана, а также поддержки некоторых местных родов и племен Джанибек и Керей недолго оставались исполнителями воли своего покровителя - могульского хана.

По утверждению Мухамеда Хайдара Дулати, «… начало правления казахских султанов пошло с 870 года Хижры» [15], что соответствует 1465/1466 гг. На территории Западного Могулистана в Чу-Илийской долине и прилегающих районах Джанибек и Керей основали собственно Казахское Ханство.

Откочевка продолжалась в течение полутора десятилетий с середины 50-х годов XV и до конца 60-х гг. Процесс переселения особенно усилился после смерти Абулхаира 1468 г. и распада его государства. Джанибек и Керей, создав свое государство в пределах территории Могулистана, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Семиречье, вступили в борьбу с потомками Абулхаира за власть в Дешт-и-Кыпчаке, за объединение всей территории, населенной казахами.

Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом, где политические процессы развивались одновременно с этническими, экономическими, социальными и культурными.

Образование нового ханства произошло по обычной для рассматриваемой эпохе формуле, согласно которой в средние века государства возникали и распадались вместе с той или другой династией. Первым ханом был избран Керей (1465 – 1472 гг.) как старший по возрасту. Джанибек правил с 1472 – 1480 гг., после его смерти ханом стал султан Бурундук - сын Керея (1480 - 1511 гг.).

Основной линией внешней политики казахских владетелей в начале XVI века была борьба за обладание Присырьдарьинскими городами, чем определялись и их отношения с соседями на западных и юго-восточных окраинах Казахского ханства.

Правящая верхушка Казахского ханства всё больше втягивалась в орбиту политических событий в соседних областях Средней Азии. Продолжают борьбу с шайбанидами, теперь уже правителями Мавераннахра. Мухаммаду Шайбани и его преемникам приходится защищать завоеванное ими государство тимуридов от своих северных сородичей, представлявших такую опасность для государства Шайбанидов в Средней Азии, как незадолго перед тем сам Шайбани со своими кочевыми узбеками для тимуридов.

Если прежде стычки двух ветвей джучидов и их приверженцев представляли собой усобицы в Узбекском Улусе, то отныне это была борьба между разделившимися на части сородичами, каждая из которых проживала на определенной территории и входила в состав определенного государства. Таким образом, с начала XVI века во взаимоотношениях между потомками Урус-хана и Абулхаира наступает новый период - к династийным мотивам борьбы за первенствующее положение в степи присоединяются политико-экономические, которые придают этой борьбе непримиримый характер.

Шайбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и утверждения власти казахских правителей в Присырдарье.

Район Присырдарьи и Каратау были ближайшими к владениям казахских ханов в западном Семиречье. Присырдарьинские города были важными центрами торгово-экономических связей для населения степных районов. Они являлись административно-политическими центрами предшествующих государственных образований на территории Казахстана. Земли нижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым племенам как ценные зимние пастбища.

К концу XV века в состав Казахского ханства были включены города Сузак, Сыгнак, Сауран. Присоединение к Казахскому ханству части Присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом.

Вопросы для самопроверки

1. Определите этапы формирования казахской народности.

2. Причины образования жузов.

3. Роль кыпчаков в этногенезе казахского народа.

4. Что включает в себя термин «жуз»?

5. Охарактеризуйте политические события 40 – 50-х гг. XV века в государствах Узбекское ханство и Могулистан.

Литература

1. Абусеитова М. Казахстан и Центральная Азия в XV - XVII вв. История, политика, дипломатия. - Алматы, 1998.

2. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). - Алматы, 1993.

3. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20 – 40-е годы XIX века. - Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – С. 284.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. – С. 111.

5. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. - Алма-Ата: Наука, 1958.

6. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. - Алма-Ата: Наука, 1960.

7. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). – Алма –Ата: Наука, 1979. – С. 334.

8. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В 5 т. Т. 2. - Алматы: Атамура, 1998.

9. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В 5 т. Т. 3. - Алматы: Атамура, 2000.

10. История Казахстана с древнейших времен до наших дней). Очерки. - Алматы: Дәуір, 1993.

11. История Казахстана в русских источниках XVI - XX вв. III том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 - 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

12. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992. - С. 315.

13. Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. - Астана, 2003.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1111 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...