Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карлукское государство (766-940 гг. ). Огузское государство (конец IX- нач. XI В. ). Кимекский каганат (конец IX- нач. XI вв. )



4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНА VI-X ВВ.

2.1 Тюркский и Западно-тюркский каганаты

В I тыс. н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. Преобладание все более переходит к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тыс. н.э. к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, первого Тюркского каганата, Восточно-тюркского каганата, Западнотюркского каганата, Тюргешского, Карлукского, Уйгурского каганатов, государства енисейских киргизов, кимеков, кыпчаков, приаральских огузов (гузов). Это время принято называть древнетюркской эпохой.

Крупнейшим государством раннего средневековья, возникшим в степях Алтая и Монголии, ставшим вровень с Византией, Ираном, Китаем, был Великий Тюркский каганат. Первые упоминания о тюрках появляются в китайских источниках и датируются 542 годом, в них в частности описываются набеги туцзюе (тюрков) на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками сюнну.

Тюрки и их государство оставили заметный след в мировой истории. С образованием Тюркского каганата открылись возможности для проникновения в Евразию как средиземноморской, так и дальневосточной культур, а тюрки стали своеобразным связующим звеном между этими цивилизациями. В период наивысшего расцвета это государство занимало обширную территорию – Монголию, Забайкалье, отчасти верховья Енисея; крайняя западная граница доходила до Крыма, а южная - до верховьев Амударьи, то есть это территория от Корейского полуострова на востоке, до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере, до верховьев Амударьи на юге.

Правители Тюркского каганата вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Данными для такой исторической карты служат орхоно-енисейские эпиграфические памятники и памятники материальной культуры древних тюрок, в том числе и на территории Казахстана. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками.

В 1968 году в Монголии был открыт эпиграфический памятник, относящийся к начальному периоду существования Тюркского каганата. Стела с согдоязычной надписью была найдена в Бугуте. В навершении памятника была изображена волчья фигура, под брюхом которой лежал человек с обрубленными ногами и руками. Согласно тюркской легенде, записанной китайскими историками в VI веке, предки тюрков, жившие на краю большого болота, были истреблены воинами соседнего племени. В живых остался лишь один десятилетний мальчик, которому враги обрубили руки и ноги. Этого ребенка вскармливает волчица, впоследствии ставшая его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов, убивших мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Тянь-Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасенный когда-то ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на девушках Турфана. Один из ее внуков, по имени Ашина стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрк.

На территории, где жили Ашина с конца III в. до 460 года, преобладало иранское (согдийское) и тохарское (индоевропейское) население, повлиявшее на язык и культурные традиции Ашина.

Во второй половине VI в. термин тюрк впервые фиксируется источниками и получает широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут ) - "тюрки". Последнюю форму заимствовали китайцы туцзюе-тюркют, так как первоначально дипломатические и письменные отношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма. Затем термин тюрк фиксируется византийцами, арабами, сирийцами, попадает в санскрит, в различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата термин тюрк означал лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранялось термином и позднее. Государство, созданное собственно тюркским племенным союзом, обозначалось как Тюрк эль. Оба эти значения термина тюрк (союз племен и государство) отражены в древне-тюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. Наряду с этим термин стал обозначать также и принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. В этом смысле его употребляли византийцы и иранцы, но не сами тюрки.

У арабских историков и географов IX-XI вв. слово тюрк применялось к группе народов и языков. Именно в арабской научной литературе появилось общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена. Как конкретный этнополитический термин слово тюрк возродилось в среде огузских племен Передней Азии и позднее стало этническим самоназванием турецкого народа.

Основные древнетюркские группировки племен сложились на раннем этапе тюрского этногенеза и сохранили историческую преемственность. Это потомки Ашина - тюрки из Центральной Азии, переселившиеся на Алтай, а также енисейские кыргызы, кыпчакская группа теле или огузы.

Тюркский каганат возник в (551 г.) 552 г., когда вождь тюрков Бумын принял титул «кагана». В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-каган (552 – 553 гг.), затем и Муган-каган (553 – 572 гг.), который нанес полное поражение жужаням (аварам). Каганат стал гегемоном в Центральной Азии. Оба северокитайских государства Северное Ци и Западное Чжоу стали данниками тюркских каганов. К 60-м годам VI в. каганат включился в систему политических и экономических отношений крупных государств того времени – Ирана, Византии, Эфталитов, Китая.

Период правления Муган-кагана характеризуется постоянными захватническими войнами с целью расширения территории государства. Взоры Мугана были обращены в сторону Средней Азии, чтобы овладеть богатствами оседло-земледельческих районов. Здесь они встречают ожесточенное сопротивление эфталитов (потомков хуннов, которых иначе именовали белыми гуннами), владения которых простилались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. Не сумев самостоятельно покорить эфталитов, в 561 - 563 гг. Муган-каган заключает союз с Ираном против эфталитов. Последние были разбиты. Тюркский каганат стал господствовать в Средней Азии.

Затем тюрки заключают союз с Византией против персов и заставляют бывших союзников выплачивать им дань. В итоге тюрки доходят до Керченского пролива, захватывают Керчь и вторгаются в Крым.

Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. Они продолжили традиции хунну и создали евразийскую империю. В каганате шел бурный рост городов, урбанизация части населения, поощрялась оседлость, стали проникать такие мировые религии, как буддизм, христианство, позже ислам. Собственная письменность прошла все этапы эволюции от изобретения камнеписных стел до рукописей на бумаге. Высшим божеством у тюрков было небо – Тенгри, также они поклонялись земле и воде – жер, су.

Основными признаками идентификации и политического единства тюрков Евразии являлись династийные начала, которые были четко представлены в иерархических структурах тюркских государств.

Но столь обширные территории не могли продолжительное время существовать в рамках, начавшей еще только складываться государственности.

Во-первых, они не были связаны между собой в единый экономический и этнополитический организм, способный противостоять давлению изнутри и извне. Во-вторых, империя, созданная силой одного лишь оружия, не могла удержаться долго. В-третьих, обострение внутренних противоречий, вызванные джутами, голодом, непосильным налоговым бременем, междоусобицами, наступлением Китая на границы каганата закончилось разделом общетюркского каганата на два самостоятельных - Восточный и Западный.

Борьба за уделы внутри правящего рода, раздираемые сепаратистскими тенденциями, длилась более 20 лет и завершилась в 603 г. окончательным распадом на Западно-тюркский каганат в Средней Азии, включая Джунгарию и часть Восточного Туркестана, и Восточно-Тюркский каганат, занимавший территорию Монголии.

Этнополитическим ядром каганата стали десять племен «он ок будун», занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от р. Чу выделялись пять племен дулу, а к западу от нее пять племен – нушиби.

Наивысший расцвет каганат достиг во время правлений Джегуй (Шегуй) кагана (610 – 618 гг.) и Тон Джабгу (ябгу) кагана (618 – 630 гг.). Этот период характеризуется максимальной территориальной экспансией кочевого государства (почти непрекращающихся и всегда успешных походов), быстрым обогащением и ростом влияния военно-племенной знати, объединивший силы племен под эгидой каганской власти. Уже Шегуй сделал Алтай восточной границей своего государства и распространил свою власть на Восточное Припамирье.

Тон ябгу возродил активную западную политику каганата и перенес свою зимнюю резиденцию в Суяб – крупный торгово-ремесленный центр в долине р. Чу (ныне городище Ак-бешим близ города Токмак), а летней ставкой стал Минг-Булак близ Исфиджаба (вблизи современного г. Туркестана).

В Согде, Бухаре находились наместники кагана. Во владения от Исфиджаба и Чача (ташкентский оазис) на севере, до территории южного Афганистана и северо-западного Туркестана, были посланы уполномоченные кагана тудуны, которые контролировали сбор податей, посылали дань в ставку. В хозяйственно-экономическом отношении каганат представлял слитность двух основ общества, базирующихся на кочевом способе ведения скотоводческого хозяйства и общества оседлоземледельческого. Особую роль в вовлечении Западно-тюркского каганата в сферу международных хозяйственных и политических связей сыграли города Семиречья. Население городов занималось торговлей, ремеслами, земледелием. В долинах рек Чу, Талас, Или возникали десятки городов и укреплений, не уступавшие по размерам городам средневековой Средней Азии.

Структура средневекового города Казахстана обычно состояла из следующих основных частей - цитадель, шахристан, рабад, базар. В цитадели проживал либо сам каган, либо наместники данного города; в шахристане находилась аристократическая прослойка; рабад являлся местом для торгово-ремесленной части города; базар же являлся экономическим центром города и района в целом. Только в Чуйской долине в VI – VII вв. существовало не менее восемьнадцати крупных городов и большое количество мелких поселений.

Власть в Западно-тюркском каганате находилась в руках каганского рода «тюрок ашина». Высшие титулы в государстве ябгу, шад, эльтебер назначались из каганского рода. Наследники кагана независимо от занимаемой должности назывались «тегин». Обычно каганский трон передавался по наследству. Однако временами этот обычай нарушался. В период междоусобиц правили несколько каганов.

Иерархическая лестница Западнотюркского каганата представляла собой четкую градацию:

1. Каган руководил всеми делами внутренней и внешней политической жизни государства (наследование шло по удельно-лествичной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде, в ожидании престола шады получали в управление уделы);

2. Совет старейшин состоял из беков, тарханов, которые управляли родами и племенами – представители феодальной знати;

3. Ябгу (второй после кагана человек), шад, эльтебер – высшие титулы в государстве, принадлежали каганскому роду;

4. Судебные функции находились в руках тарханов (высшая судебная власть) и буюруков – судоисполнители;

5. Во главе больших патриархальных семей стояли уй-каганы;

6. Карабудун (общинники) – феодально-зависимая масса;

7. Низший слой тюркского общества составляли таты (рабы).

Наличие рабов в тюркском обществе не означало наличия рабовладельческого строя с точки зрения формационного подхода. В отличие от «классического» рабства на Древнем Востоке, в античных государствах Рима и Греции, где экономика государства зависела от труда рабов, у тюрков было «домашнее» рабство, которое не отражалось на основной хозяйственной деятельности номадов Евразии.

Военно-политические ресурсы центральной части Западно-тюркского каганата оказались недостаточными для удержания народов и племен в повиновении. В 630 - 634 гг. каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между знатью двух племенных конфедераций, составлявших западно-тюркский союз - дулу и нушиби.

В 634 г. к власти пришел Ышбара Эльтериш Шир-каган, опиравшийся на нушиби. Он сделал попытку возродить действенность военно-административной системы "десяти стрел". Новые реформы превращали племенных вождей, арканов и чоров, в назначенных или утвержденных каганом управляющих, лично-зависимых от него. В каждую "стрелу" был направлен уполномоченный центральной власти, член каганского рода. После кровопролитной и тяжелой войны между дулу и нушиби каганат распался на две части с границей по р. Или, Ышбара-каган был низложен и бежал в Фергану.

Шестнадцатилетняя межплеменная борьба и династийная междоусобица (640 - 657 гг.) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западными племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако не прекращающаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 г. их политической гегемонии в Семиречье. На престол взошел Уч-элик-каган.

Тюргеши – многочисленное племя, входившее в состав левого крыла каганата. Еще с VI в. занимали большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировали большую часть караванных путей в Семиречье.

Таким образом, тюркские каганы стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Средней, Центральной Азии и Юго-Восточной Европы.

2.2 Тюргешский и Карлукский каганаты. Государство Караханидов

Тюргешский каганат (704 – 756 гг.). После распада Западнотюркского каганата на его руинах возник Тюргешский каганат. Родоначальником династии стал Уч-элик-каган (699 – 706 гг.). Его власть распространялась на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Столицей государства являлся город Суяб на реке Чу. Вторым политическим центром был город Кунгут на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

В VII – VIII вв. арабы объявили священный газават и начали свои завоевательные походы. В 705 г. арабы активизировали свои действия к востоку от Амударьи. Сопротивление им оказал тюргешско-согдийский союз. Арабы потерпели поражение, но сумели вырваться из окружения. В 709 г. арабские войска под предводительством Кутейбы-ибн-Муслима заняли Бухару.

Преемником Уч-элик кагана стал его сын Сакал-каган (706 – 711 гг.). В период его правления внутри- и внешнеполитическое положение государства было нестабилным. На юге тюргеши удерживали свои позиции от натиска войск Танской империи, на востоке большую опасность представляли центральноазиатские тюрки, а на западе тюргеши совместно с согдийцами вели борьбу с арабами.

В 712 – 713 гг. против арабов выступила коалиция тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. Арабский полководец Кутейба-ибн-Муслим занял Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. В 714 г. Кутейба направляет свои войска на Исфиджаб. Длительное время в Тюргешском каганате продолжались распри среди правящей верхушки (соперничество между сары и кара тюргешами).

В 715 г. на престол вступил Сулук-каган, который правил до 738 г. С его приходом военно-административная власть переходит к племенам кара тюргешей, чья ставка была перенесена в Талас.

Период правления Сулука – период расцвета государства. Современники этого правителя характеризуют его как искусного дипломата, талантливого полководца и стратега. Сулуку приходилось вести войну на два фронта – на западе против арабов, на востоке против Танской империи, которые через своих ставленников из династии западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане, пытались влиять на внутриполитическую жизнь Тюргешского каганата. При помощи дипломатической тактики и ряда военных походов Сулуку за короткое время удалось обезопасить восточные границы. Все усилия были напрвлены на борьбу с арабами. В 723 г. совместный поход тюргешей, карлуков Ферганы, населения Шаша против арабов оказался успешным. За достаточно смелые и решительные действия Сулука арабы прозвали его Абу Музахим (Бодливый). Арабы, потерпевшие поражение, на десятилетие прекратили свои притязания в этом регионе. Лишь к концу 732 г. Бухара попала под власть арабского наместника, вытеснившего тюргешей. В 737 г. Сулук предпринимает поход против арабов и доходит до Тохаристана, но терпит поражение. При возвращении в столицу один из полководцев Сулука Бага-Тархан убивает кагана. С этого времени распри между сары и кара тюргешами принимают ожесточенный характер.

Постепенно в регион Семиречья с Алтая и Тарбагатая начинают переселяться карлуки. Внутриполитическая обстановка в Тюргешском каганате была сложной. Тюргеши ослабли вследствие внутренних неурядиц и борьбы с арабами. Утратив свои позиции в Семиречье, они не могли противостоять натиску калрукских племен.

Наместники Танского двора в Восточном Туркестане активизировали свои военные действия и в 748 г. захватили г. Суяб, убили владетеля Шаша. В этой сложной международной обстановке сын правителя Шаша обратился за помощью к арабам, чтобы отомстить за смерть отца.

В 751 г. у г. Атлаха в Таласской долине встретились войска арабов и китайцев во главе с аббасидским военачальником Зиядом-ибн-Салихом и китайским полководцем Гао Сяньчжи. В течение пяти дней шло упорное сражение за право господства в регионе. В тылу у китайцев восстали карлуки и приняли сторону арабов. Войска китайцев были разбиты. Сражение у Атлаха имело большое историческое значение для населения Жетысу и Средней Азии. Китайцы навсегда покинули пределы Жетысу и Восточного Туркестана под натиском уйгуров и тибетцев. Арабы тоже не удержались в Таласской долине и отошли к Шашу. С этого времени ислам начинает проникать в духовную жизнь населения Средней Азии и Юго-Восточного Казахстана (вероисповедание, письменность на основе арабской графики, арабоязычная литература, архитектура по канонам мусульманской религии).

Междоусобная борьба за власть в Тюргешском каганате подорвала целостность государства и в 756 г. оно пало. К власти пришли карлуки. Государственно-административные, социально-экономические, военно-политические традиции, заложенные в Западно-тюркском каганате, продолжали существовать в Тюргешском каганате, как последнее звено в истории Западно-тюркского государства. После окончательного падения, которого, возникли четыре государства: Хазарский каганат в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе; Огузская держава в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях; Кимекский каганат в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше; Карлукский каганат на исконных землях Западно-тюркского каганата – Жетысу (Семи­речье).

Карлукское государство (756 – 940 гг.). В орхоно-енисейских памятниках V в. имеется информация о племенах «уч карлук» или булак, которые занимали территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш.

К середине VII в. карлукскую конфедерацию представляли три племени булак, чигиль и ташлык. Правитель карлуков именовался «эльтебер». К 742 г. власть в Восточно-тюркском каганате перешла в руки союзников - карлуков, уйгуров и басмылов. Басмылы одержали верх и их вождь стал каганом, предводителям уйгуров и карлуков жаловал звание «ябгу». В 744 г. уйгуры и карлуки воспртивились и свергли басмылов. В Центральной Азии возник «Уйгурский каганат» (744 – 840 гг.). Уйгуры, захватив власть, стали верховными правителями, а карлукский вождь оставался на уровне западного ябгу. Карлуки, не смерившись с таким положением дел, отделились от уйгуров и стали вести борьбу с огузами за первенство в Жетысу, где до этого времени существовало государство Тюргешей. Карлуки одержали верх и вытеснили огузов к Сырдарье. Две резиденции Тюргешей – Тараз и Суяб отошли в руки карлукского ябгу. В 766 г. карлуки создали свой каганат и задались целью максимального территориального расширения границ вновь образованного государства. В течение 766 - 775 гг. они захватили Кашгарию, а в конце VIII в. под их власть попала Фергана.

В карлукское государство входили многочисленные тюркоязычные родолеменные объединения: тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Помимо тюркских племен в составе каганата были ираноязычные согдийцы, племена из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Постепенно этнически неоднородная масса карлукского каганата ассимилировалась с местным населением и тюркизировалась.

Территория Казахстана – от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, район между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долина р. Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, Исфиджабская область вплоть до средневекового города Отрара входила в состав государства Карлуков.

Борьба карлуков и уйгуров в степях Монголии закончилась победой уйгуров, поэтому карлуки активизировали свои действия на западе, соперничая с арабами, за первенство в Мавераннахре.

В 810 – 812 гг. арабы захватили города Кулан и Отрар. Войска карлуков были разбиты, а их предводителю пришлось бежать в Кимекский каганат.

В Мавераннахре с 20 гг. IX в. к власти пришла местная династия Саманидов, которая номиналь­но подчинялась арабскому халифу Багдада.

В 840 г. на землях Восточно-тюркского каганата енисейские киргизы захватили Уйгурский кагана­т. Уйгуры мигрировали в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, заявил о своих притезаниях на верховную власть и принял новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Мусульмане Самарканда, объявив свя­щенную войну неверным тюркам, захватили Исфиджаб. В 893 г. Исмаил-ибн-Ахмед представитель саманидской династии захватил Тараз. Население Тараза исламизировалось, а карлукский каган Огулчак Кадыр-хан перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904 г. тюркские войска вновь вторглись на территорию Мавераннахра, но потерпев поражение, отступили.

Арабскому влиянию подверглась лишь часть территории Южно­го Казахстана, входившая в состав Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз оставались наиболее нестабильными для арабов владениями. Араб­ское завоевание привнесло некоторые изменения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату террито­рий, повлияло на этнические и языковые процессы в ней.

В государстве Карлуков существовала развитая удельно-племенная система с различными формами условного землевладения. Удельные правители, укрепившись экономически, пытались уйти из-под политической власти кагана. Привилегии знати имели наследственный характер. Специфика кочевого и полукочевого образа жизни в карлукском каганате отразилась на военно-административной системе управления.

Для Карлукского общества была характерна социальная дифференциация как внутри сословий, так и разделение между племенами и родами по значимости.

В руках знати находились пастбища­, угодья, городские центры. Согласно сведениям источников, в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, имевший огромное значение для экономической, политико-дипломатической, культурной жизни региона.

К концу 30-х гг. X в. Карлукский каганат втягивается в период затяжных междоусобиц. Внутренней нестабильностью государства пользуются племена Кашгар, которые в 940 г. захватывают Баласагун и на этом завершается история Карлукского каганата.

Государство Караханидов (942 - 1210 гг.). В 40-е годы X в. к власти пришла династия Караханидов и возникло государство Караханидов. Родоначальником династии был Сатук-Богра-хан (915 – 955 гг.). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя каганом.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую наряду с карлуками входили чигили и ягма.

Территория государства Караханидов на первоначальном этапе включала район Семиречья, со столицей в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части - восточную, включая Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне, и западную – Мавераннахр с центром сначала в Таразе, затем в Самарканде (Мавераннахр – междуречье Амударьи и Сырдарьи).

Крупным событием в период правления Сатук-Богра-хана стало принятие им в 955 г. мусульманской религии, после чего его называют арабским именем – Абд-аль Керим. Престолонаследник Муса в 960 г. объявляет ислам государственной религией Караханидов. Исламизация караханидских тюрок - это процесс постепенный, связанный с экономическими и политическими выгодами, которые проистекали из этого обращения.

Для государства Караханидов была характерна удельная система правления, по которой каждый удельный владетель имел право от своего имени чеканить монеты, что вело к политической и экономической неустойчивости государства в целом.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме-ибн-Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр, вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана [17, с. 68].

Со второй половины XI в. в политической жизни государства учащаются междоусобицы и распри между правящей верхушкой, что в конечном итоге ведет к упадку государства. Со второй четверти XII в. серьезной угрозой для всех ветвей Караханидов стали каракитаи или иначе кидане. В 1141 г. каракитаи одержали верх над караханидско-сельджукскими войсками. В результате Семиречье с центром в Баласагуне отошло к завоевателям. К началу XIII в., в частности 1210 г., когда в Жетысу обосновался найманский хан Кучлук со своим улусом, изгнанный Чингисханом с территории Орхона и Енисея, то была низложена восточная караханидская династия. В 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убивает последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезает и ферганская ветвь Караханидов. На этом завершается история государства Караханидов.

Государство Караханидов имело ряд отличительных особенностей от государственных образований, существововших на территории Казахстана в прежние времена. Во-первых, военное управление было отделено от административного; во-вторых, наличие военно-ленной структуры; в-третьих, развитие различных форм землепользования. Государственно-административная система базировалась на строгом иерархическом принципе.

Сложилась раннефеодальная военно-ленная структура икта, породившая новую знать и получившая быстрое развитие в тюркских империях Средней и Передней Азии. Слово «лен» является синонимом слова «феод», что означает подать, собиравшуюся с ленного поместья или «feodum» - земельное владение, пожалованное сеньором вассалу, при условии несения военной службы (было характерно для Западной Европы). Суть института «икта» заключалась в том, что ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшиеся в пользу государства. Держателя земли называли иктадар (по-персидски) или мукта (по-арабски). Институт икты играл важную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана. Распространенной формой землепользования являлась коммендация – «патронат». Мелкий собственник передавал землю под покровительство влиятельным и богатым землевладельцам для защиты от насилия, поборов из-за чего платил налог.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI - XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Распространение ислама в среде кочевников-аристократов привело к изменениям в культуре тюрков. Руническая письменность постепенно была вытеснена арабской вязью и возникла новая тюркская письменность на арабской графике. С этого времени появляется мусульманская литература на тюркском языке. На этом поприще, наиболее известеными становятся труды Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари.

В целом эпоха династии Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Естественный процесс феодального развития был прерван в результате монгольских завоеваний.

2.3 Огузский каганат. Кимаки и Кипчаки

Огузское государство (IX — нач. XI вв.) С территорией Казахстана тесно связана история государства огузов. В начале IX в. предводители огузских племен в союзе с карлуками и кимеками нанесли поражение кангаро-печенежскому объединению и завладели низовьями Сырдарьи и степями Приаралья. К концу IX столетия огузы в союзе с хазарами вытеснили печенегов с междуречья Урала и Волги.

Борьба с печенегами способствовала политическому объединению и образованию в IX – Х вв. огузского союза племен. Первоначально ядро огузской группировки формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значи­тельно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.

Огузское государство сложилось в IX – X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях западного Казахстана. В конце IX – начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Маршруты кочевий проходили по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Основными стационарными местами обитания огузов являлось среднее и нижнее течение Сырдарьи, Приаралье и Восточный Прикаспий. Огузы вступали в тесные дипломатические и экономические отношения с соседними оседло-землевладельческими областями: Хорезмом, Мавераннахром и Хорасаном. В Х в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, а также степи Северного Прикаспия, Центральные, Юго-восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью.

Наиболее ранние сведения о государственности огузов содержатся в трудах арабского географа Аль-Якуби (IX в.). В его сочинениях упоминаются войны огузов с карлуками, кимеками, тогузогузами.

Арабские географы X в. называли степь огузов «Мафазат аль-гузз».
Этнический состав государства Огузов был многообразным и включал в себя тюркоязычные и ираноязычные племена со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари (XI в.) первоначально огузы состояли из 24 племен и делились на две фратрии - бузуков и учуков. В X в. столицей огузского государства стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведущих в Среднюю и Центральную Азию, Восточную Европу.

Верховный правитель носил титул джабгу, его власть передавалась по наследству. Кюль-эркин был заместителем джабгу. Сюбаши являлся главным предводителем огузского войска.

Огузское государство по своей природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно–демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом военно-племенной аристократии. На фоне разложения родоплеменных связей развивались патриархально – феодальные отношения:

1. Складывался аппарат управления;

2. Функционировала система регулярных налоговых сборов (стационарный аппарат управления, специальные конные отряды);

3. Дифференциация общества. Выделение богатой знати. Основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот.

Хозяйством огузов являлось экстенсивное скотоводство, хотя в их среде было и полуоседлое и оседлое население. Существовала работорговля. Главными городами огузского государства были Дженд, Сауран, Фараб, Сыгнак. Огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Постепенно в огузское общество проникает ислам.

В политической жизни Евразии Огузское государство играло заметную роль. Они поддерживали тесные политические отношения с земледельческими оазисами Хорезма, Семиречья, Мавереннахра. Политический союз огузского джабгу с Киевским князем Святославом позволил им покорить в 965 г. Хазарский каганат. Военный поход 985 г. Огузов с русскими, во главе с князем Владимиром, привел к победе союзников над Волжской Булгарией.

В конце X в. государство Огузов испытывает политический кризис. Непосильный налоговый гнет стал причиной ряда восстаний в среде свободных огузских общинников. В этот период правил Али-хан. Народные волнения против джабгу были использованы предводителями сельджуков, которые обосновались в середине Х в. близ Дженда. Сельджукиды, претендуя на власть в Дженде, возглавили восстание в столичном Янгикенте против огузской аристократии и самого правителя. Торжество сельджуков, захвативших Дженд, было недолгим. Преемник Али-хана Шахмалик укрепил государство и вытеснил сельджуков далеко за пределы Джендской области.

В 1041 г. огузы захватили Хорезм. Однако в 1043 г. Шахмалик джабгу попал в руки сельджуков и был убит.

Со второй половины XI в. главную угрозу огузам составляют кыпчаки, пришедшие с востока. С этого времени часть огузов уходит в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть попадает под власть империи Караханидов на территории Южного Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и правителей турок-сельджуков в Иране. Остатки огузов растворяются среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака и оставляют заметный след в этнической истории казахов.

Кимеки и Кыпчаки. Кимаки (кимеки) имеки – древнее тюркоязычное племя. Ранние сведения о кимеках встречаются в китайских источниках и связываются с племенем яньмо. Ученые-востоковеды считают, что термин имек (кимек), яньмо тождественны. В начале VII в. яньмо населяли северо-западную часть Монголии, к середине VII в. они откочевали в Прииртышье. В это время происходит становление кимекского племенного союза, вождь племени носит титул «шад-тутук».

К началу IX в. кимеки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. Этноним «кимек» впервые в письменных источниках упоминается в сочинениях арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.). События, описываемые автором, относятся к VIII в.

К середине IX в. формируется кимекская конфедерация племен, в состав которой входят: кыпчаки, имеки, ланиказы, аджлары, эймуры, татары, баяндуры. Последние три племени ранее (до распада в 840 г.) входили в Уйгурский каганат. Верховный правитель кимекской конфедерации стал носить титул байгу (ябгу).

По сведениям арабского географа Аль-Якуби (IX в.) государство кимеков было могущественным и занимало территорию от среднего течения Иртыша до Джунгарского хребта и далее на запад – Южный Урал и бассейн Сырдарьи. В конце IX – начале X вв. глава кимеков стал носить титул кагана. Власть кагана была неограниченной и передавалась по наследству. В каганате существовала удельно-племенная система правления, при которой управители на местах, осуществляя волю кагана, в одном лице представляли военную и административную власть, их потомки становились преемниками своих отцов в уделах. Определенная часть налогов, собираемая в уделах, шла в государственную казну, остальная в пользу управителя.

Археологические находки из Прииртышья, относящиеся к IX - X вв., позволяют говорить о том, что кимаки использовали древнетюркский алфавит. Они были язычниками и поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам, горам. Особое место в религиозных представлениях кимеков занимал культ неба Тенгри и культ предков. В их среде был распространен шаманизм, манихейство. В начале XI в. Кимекский каганат распался в связи с междоусобицами в каганской верхушке и усилением кыпчаков.

Первые сведения о кыпчаках относятся к VIII в. В руническом памятнике древних тюрок (датируемый 760 годом) упоминается этноним «кыпчак», а также в сочинениях арабского географа Ибн Хордадбеха имеется информация о кыпчаках.

В середине VII в. кыпчаки вошли в состав кимекского союза племен на территории Прииртышья и севера от Алтайских гор. В IX – Х вв. зависимость от кимеков сохранялась в конфедерации, затем в Кимекском каганате.

Стремление кыпчаков к самостоятельности увенчалось успехом в начале XI в. Верховенство кимеков пало и на территории каганата стали господствовать выходцы из кыпчакской династии.

Правители кыпчаков усилили южное и западное внешнеполитическое напрвления и вступили в тесные дипломатические отношения с государствами юго-восточной Европы и Средней Азии. Территория государства Огузов (нижнее и среднее течение Сырдарьи, Приаральские и Прикаспийские степи) во второй половине XI в. вошла в состав Кыпчакского ханства.

В письменных источниках вместо «Мафазат-аль-гуз», что означает «Степь Огузов» появляется арабское название «Дешт-и Кыпчак» - «Степь Кыпчаков».

К середине XI в. Кыпчаки активизировали западное внешнеполитическое направление от Едиля (Волги). Завязались тесные культурные, экономические и политические связи с Русью, Византией, Венгрией.

В XI – XII вв. под Дешт-и Кыпчаком понимали огромную территорию от Иртыша на востоке до Днестра на западе. Условно по правящим династийным линиям Токсоба и Ель-борили различали западно-кыпчакское и восточно-кыпчакское объединения соответственно.

Становление кыпчакского этноса на территории Казахстана было достаточно длительным по времени процессом. Этнографы выделяют три основных этапа в развитии кыпчакской общности: 1) В составе кимекского союза племен (середина VII - конец VIII вв.); 2) Кимекская конфедерация (конец VIII - начало XI вв.) включает три главных этнополитических объединения: кимеков, кыпчаков, куманов, которые вступали в тесные этнокультурные связи с огузскими, печенежскими, башкирскими, карлукскими племенами. Угро-финские, сармато-аланские, телесские группы, проживавшие на территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-уральских гор и Волги на западе, растворялись в кыпчакской среде. В основе формирования кыпчаксого этноса лежал территориально-хозяйственный принцип; 3) Начало XI – начало XIII вв. – период расцвета собственно Кыпчакского государства, когда племена, входившие в состав этого ханства, отождествляли себя с племенем кыпчак (общность языковая, культурная, хозяйственная, территориальная). Таким образом, территориально-хозяйственный принцип был доминантой в процессе складывания кыпчакского этноса по отношению к кровнородственным связям.

Племена канглов, азкишей, тюргешей, баятов, чигилей стали этнической единицей в складывании кыпчакского этноса.

Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствова­ния, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити­ческим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою «принадлежность к единому этносу», принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием. К середине XI в. кыпчакские племена расселялись на обширной территории современного Казахстана – от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере. Во второй половине XI в. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте, где совместно с ними кочевали группы огузских племен [17, с. 74 - 75].

Расцвет Кыпчакского ханства приходится на середину XI в. И до первой трети XII в. Централизованная система управления позволяет достигнуть внутри- и внешнеполитическую стабильность. Во главе государства стоял хан, власть которого была наследственной и передавалась от отца к сыну. Правящим родом был род Ель-борили. У хана имелся свой аппарат управления, ведавший государственной казной и армией. Чиновники находились в ханской ставке, именуемой иначе Ордой.

Согласно древнетюркским традициям Кыпчакское ханство состояло из двух территориально-административных единиц (крыльев), поделенных по военному принципу на правое и левое крыло. Ставка правого крыла находилась на месте города Сарайчик на реке Урал, а главным городом левого крыла был г. Сыгнак.

Кыпчакское ханство как любое раннефеодальное государство было социально-дифференцированным. Хан являлся верховным правителем, к высшему сословию относились: тарханы, баскаки, беки, бии, основу иерархической лестницы составляла феодально-зависимая масса – рядовые общинники, большей частью скотоводы, на низшей ступени находились рабы из числа военнопленных.

Главным мерилом богатства являлось наличие лошадей. У богатых феодалов их количество иной раз достигало стотысячных табунов. Частная собственность на скот определялась тамгами, то есть родоплеменными метками. Правами на маршруты кочевания, на распоряжение пастбищами и водными артериями обладал хан и его близкое окружение.

Общинники были свободными людьми, но попадали в экономическую зависимость от феодалов посредством института коммендации (для защиты своего имущества от посягательств они вступали в вассальные отношения к сюзерену – к более богатому сородичу). Часть населения, которая вследствие джута или других причин теряла скот, лишалась права кочевания и переходила в категорию оседлых ятуков. При первой же возможности, когда у ятука появлялось необходимое количество скота, он возвращался к кочевому образу жизни.

В конце XI – начале XII вв. кыпчакским ханам приходилось вести борьбу за города в нижнем течении Сырдарьи с династиями Средней Азии, на восточные границы государства набеги совершали войска Караханидов.

Распространение мусульманской религии в среде неверных тюрков стало главным лозунгом в завоевательной политике Хоремшаха Атсыза, который захватил у кыпчаков Дженд, Мангышлак и с 1133 г. начал углубляться в Дешт-и Кыпчак.

Источники свидетельствуют о том, что с этого времени в Кыпчакском ханстве начинается упадок, вызванный междоусобными распрями среди правящей династии, предательством части кыпчаксксой знати хорезмийцам, образованием крупного объединения канглы с их центробежными тенденциями.

Политические отношения между Кыпчакским ханством и Хорезмом устанавливались за счет династийных браков, что являлось традиционным явлением средневековья. Тем не менее, внутриполитическая ситуация в Кыпчакском ханстве была нестабильной. Хорезмийцы через кыпчакскую аристократию создали военное сословие, которое поддерживало политику Хорезмшаха.

Правители Хорезма женились в основном на дочерях кыпчакских ханов. Теркен Хатун – мать Хорезмшаха Мухаммеда была кыпчачкой, дочерью Джанкеши-хана. Кыпчакская аристократия находилась на службе у Хорезмшаха, предавая интересы независимого Кыпчакского государства. Хоремшах Мухаммед (1200 – 1220 гг.) претендовал на господство во всей мусульманской Азии и отвоевал у кыпчаков область Сыгнака. Кыпчакские правители продолжали упорную борьбу. Мухаммед со своей стороны продолжал периодически свои военные действия против Дешт-и Кыпчака. В 1216 г. Хорезмшах Мухаммед во время очередного похода против кыпчков случайно столкнулся с войском Чингисхана (преследовавших меркитов) в Тургайских степях. Монгольское нашествие остановило соперничество кыпчакских ханов с хорезшахами. С 1219 – 1224 гг. Кыпчаксое ханство и Средняя Азия были завоеваны монголами, территория которых вошла в состав улусов сыновей Чингисхана.

2.4 Улусы найманов и кереитов

Государство найманов и кереитов образовалось на востоке Центральной Азии. Ранние сведения о найманах в рунических надписях относятся к середине VIII в. Этноним «найман» по мнению лингвистов, означает с монгольского языка «восемь». Словосочетание «секиз-огуз» - союз восьми племен, количество племен, первоначально входивших в конфедерацию на территории между Верхним Иртышом и Орхоном.

Информация о ранней истории кереитов в письменных источниках отражается в начале X в. Значение термина «керей», «кереиты» в научных трудах еще полностью не исследовано. В древних книгах монголов как «Сокровенное сказание», «Золотая книга» записано название племени «кереит». В целом этнический состав кереитской конфедерации был конгломерантным. В него входили тюркоязычные и монголоязычные компоненты. По соседству с кереитами проживали найманы (на западе), татары (на востоке), меркиты (на севере), тангуты (на юге).

В государстве кереитов, как и в любом классическом обществе номадов, у верховного правителя имелись две главные ставки. Северная находилась на реке Орхон и называлась Хатун-балык, южная распологалась на реке Хуанхэ. Преимущество северной резиденции было налицо, так как она лежала на стратегически важном направлении – международном торговом пути. Это обстоятельство способствовало тому, что Хатун-балык стал крупным политическим, экономичеким, культурным цетром в данном регионе. Через город проходили не только торговые караваны, но и различные миссионеры, свободно передвигались и распространяли свою идеологию, либо странствовали путешественники и ученые.

Важным событием в истории раннесредневековых государств найманов и кереитов стало принятие ими одной из мировых религий – христианства несторианского толка, в качестве государственной. Кереитский хан в 1007 г. обратился к патриарху и метрополиту Мерва, которому подчинялись все христиане Поднебесной империи и Средней Азии, с просьбой принять его народ в христианскую веру.

Для укрепления стабильности внутри государства и своих позиций и авторитета в отношениях с сопредельными странами необходима была централизованная власть, подкрепленная определенной идеологией. Любая иделогия (в данном случае религиозная) – залог на пути к централизации.

Расцвет в государстве кереитов приходится на период правления Тогрул- хана (вторая половина XII в.). В европейских источниках Тогрул известен как: Просвитер Иоан, король Иоганн. В это время улус кереитов занимает огромную территорию, охватывающую верховья р. Селенги на севере до р. Хуанхэ на юге, Хангайские горы на западе до оз. Халхин-Гол на востоке. Кереиты поддерживали тесные связи с соседними государствами (найманы, канглы, уйгуры, каракитаи, тангуты, меркиты).

Огромное влияние на политическое, дипломатическое становление, военного роста Темучина (в будущем Чингисхана) оказал Тогрул хан, при дворе которого воспитывался будущий монгольский завоеватель.

В 1200 г. Тогрул-ханодерживает верх над племенем татаров, в этом сражении участие принимает Темучин как вассал кереитского хана. Позднее Темучин, окрепнув в сражениях, завоевав авторитет среди воинов, восстает против своего сюзерена – Тогрул-хана и в 1203 г. покоряет кереитов. В 1206 г. Темучин разбивает найманов. Часть кереитов входит в состав монгольского государства, часть уходит в Западную Сибирь, на территорию Иртыша, Тобола, Ишима. В «Сибирской летописи» указывается, что хан Тайбуга объединяет тюркоязычные племена и создает Западно-Сибирское ханство. Столицей государства является город Чимги-Тура (современная Тюмень). Наивысший расцвет ханство достигает при правлении Сейдака.

Найманы во главе с Кучлук-ханом мигрируют в Семиречье, где в то время господствовал каракитайский гурхан Таянку. Часть найманов прибывает на Алтай и соединяется с группами кереитов. После смерти последнего каракитайского гурхана Чжилугу гегемония в Семиречье переходит в руки правителя найманов Кучлук-хана.

Найманы и кереиты сыграли заметную роль в этногенетических процессах на территории Казахстана, и как показывает анализ казахских преданий, они являлись одним из этнических компонентов, вошедших в состав казахской народности.

По свидетельству источников, эти племена на протяжении длительного времени господствовали в центрально-азиатских степях, возвышаясь над монголами, принимали участие в формировании государства Караханидов, позднее вновь создали свое государство в Западной Сибири.

Основой хозяйственной жизни найманов и кереитов являлось кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, овец, коз, отчасти крупный рогатый скот. Главным богатством были лошади. Охота и рыбная ловля были у них в качестве дополнительных занятий.

Жили в кибитках, использовали колесные телеги, служившие для перевозки клади, для собрания стана из кибиток, как средство обороны.

В политической организации государства найманов и кереитов называлось «Улус», что равнозначно понятию народ. Улус включал в свой состав не только людей, связанных кровными узами, но и представителей чужеродцев.

Верховная власть находилась в руках хана, который правил определенной территорией, по воле «Великого Неба и от его имени». Имел ставку Орду. У хана был свой аппарат управления - органы управления ханской ставкой, войсками, дружиной. Войска делились по десятичному принципу – десятки, сотни, тысячи, тьмы.

Взиманием налогов ведали люди, носившие титул черби. Правители найманских и кереитских улусов имели свои летние и зимние пастбища, соответственно и ставки.

Для государств кереитов и найманов были характерны раннефеодальные отношения, но столь прочным объединением они не смогли стать из-за междоусобиц между племенами, родами, входившими в этот союз.

Улус найманов и кереитов в начале XIII в. можно рассматривать, по выражению Е. Кычанова, как «…государства первоначального типа» или «…этнополитические государственные образования, сложившиеся на основе раннефеодальных отношений» [25].

В результате войн конца XII – начала XIII вв. часть найманов и кереитов из Центральной Азии передвигается на территорию Казахстана и Западной Сибири.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность Муган-кагана

(553 - 572 гг.).

2. Назовите причины распада Тюркского каганата.

3. Особенности правления Джегуй и Тон Джабгу каганов.

4. Иерархическая структура в Западно-тюркском каганате.

5. Историческое значение «Великой Таласской битвы».

6. Что свидетельствует о развитии патриархально-феодальных отношений в огузском обществе?

7. Что представляет собой военно-ленная система «икта»?

8. Какие последствия имела исламизация караханидских тюрок?

9. Причины принятия найманами и кереитами христианства несторианского толка.

10. Какова роль кыпчаков в этнических процессах кон. X – нач. XIII вв.?

11. Особенности политической истории в Кыпчакском ханстве

Литература

1. Абилев А. К., Евдокимов В. В. Казахстан в древности: учеб. пособие. - Караганда, 1991.

2. Агапов П., Кадырбаев А. Очерки истории Огузов и туркмен Средней Азии IX—XIII вв. - Ашхабад, 1969.

3. Акинжанов М.А. История Казахстана. Курс лекций Ч.1. – Алматы, 1995.

4. Акишев К. А. Древние кочевники и мировая цивилизация: генезис, проблемы, перспективы //Вестник AН KaзCCP. - 1991, № 10.

5. Асфендиаров С. История Казахстана. – Алматы, 1993.

6. Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1989.

7. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Юж­ного Казахстана и Семиречья. - Алма-Aтa, 1986.

8. Бартольд В.В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии. - Алматы, 1993.

9. Бичурин Н. Я. Сборник сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л., 1950.

10. Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры срединной Азии (Опыт историко-географического синтеза) // Народы Азии и Африки. - 1966. - № 3. - С. 85-94.

11. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М., 1967.

12. Гумилев Л. Н. Древняя Pycь и Великая степь. - М. - Л., 1989.

13. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. - Алма-Ата, 1967.

14. Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. - Алма-Ата, 1982.

15. История Казахской ССР в 5 т. Т. I. - Алма-Ата, 1978.

16. История Казахстана. В 5 т. Т. I, II. - Алматы, 1996, 1998.

17. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерки. – Алматы: Дәуір, 1993.

18. Кадырбаев А. Ш. За пределами Великой Степи. - Алматы. 1997.

19. Касымбаев Ж. К., Жангутин Б. О. и др. История Казахстана: практикум. С древнейших времен до XIX в.: задачи, тесты, понятия. - Алматы, 1996.

20. Касымбаев Ж. К., Шаймерденова М. Д. История Казахстана: учеб. метод. комплекс. – Алматы, 1997.

21. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. - Алма-Ата, 1992.

22. Кузембайулы А., Эбил Е. История Республики Казахстан. - Алматы, 1998.

23. Kyмeкoв Б.Е. Государство кимаков в IX—XI вв. по арабским источникам. - Алма-Ата, 1972.

24. Кумеков Б.Е.. Развитие феодальных отношений в Казахстане при Караханидах (X-XII вв.) // Бартольдовские чтения. - М., 1975. - С. 22-25.

25. Кычанов Е.И. Роль кочевых народов и цивилизаций Центральной Азии. – Улан-Батор, 1974.

26. Момынова Ш.Р. Материалы по истории Казахстана (XIII - XVIII вв.). – Караганда, 1993. - Вып. 2.

27. Прошлое Казахстана в источниках и материалах (V в. до н.э. - XVIII в. н.э.) / Под ред. проф. С.Д. Асфендиарова и П.А. Кунте. 2-е изд. - Алматы, 1997.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...