Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В учении о кенозисе различают три части:
1. Утверждение божественного достоинства Христова до Его воплощения – Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.
а) «Образ Божий»;
3. Прославление Христово – заключается в даровании Ему от Бога имени, превыше всякого имени.
Здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по его человечеству, т.е. за Его смирение само человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества. Целью прославления Христова остается слава Бога – Отца. Пред именем Прославленного должна преклониться вся тварь. Имя это – Господь Иисус Христос! То - есть все прославят Его как Господа и Бога, равного по славе Богу Отцу.
Богослужебное употребление отрывка. В православной Церкви этот отрывок вошел в богослужебное употребление, как одно из ап. чтений на Литургии в Богородичные праздники. Хотя Пресвятая Богородица в послании не упоминается, но уничижение Христово совершилось в Его воплощении, которому Она послужила. Оно было появлением Его послушания и смирения. Одновременно и путь, который привел Деву Марию к тайне безмужнего зачатия, было безпредельное смирение.
б) «образ раба»;
2. Уничижение (Кенозис) – Приняв образ человеческий, который есть “ зрак раба”, Христос дошел в своем послушании Отцу до подъятия поносной смерти на кресте. Этот предел послушания есть и предел уничижения, но за уничижением следует прославление. Особо апостол указывает на крестную смерть. Такая смерть была в то время самой уничижительной и являлась наисовершейнейшим выражением того греха, до которого опустился человек. Господь восприял на Кресте все следствие греха человека.
в) исповедание «Господа Иисуса Христа».
3. Прославление Христово – заключается в даровании Ему от Бога имени, превыше всякого имени.
Здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по его человечеству, т.е. за Его смирение само человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества. Целью прославления Христова остается слава Бога – Отца. Пред именем Прославленного должна преклониться вся тварь. Имя это – Господь Иисус Христос! То - есть все прославят Его как Господа и Бога, равного по славе Богу Отцу.
Богослужебное употребление отрывка. В православной Церкви этот отрывок вошел в богослужебное употребление, как одно из ап. чтений на Литургии в Богородичные праздники. Хотя Пресвятая Богородица в послании не упоминается, но уничижение Христово совершилось в Его воплощении, которому Она послужила. Оно было появлением Его послушания и смирения. Одновременно и путь, который привел Деву Марию к тайне безмужнего зачатия, было безпредельное смирение.
33. Учение апостола Павла о Церкви:
а) дом Божий, столп и утверждение Истины (1 Тим. 3,15);
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
б) Тело Христово, полнота наполняющего все во всем (Еф. 1,26);
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всех чинов ангельских: "начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Еф.1:20-21). Поэтому мы и именуем Христа Царем и Господом неба и земли, ангелов и человеков, и не только во времени, в условиях нынешнего порядка мира, но и в вечности, когда все будет приведено к Богу и "Бог будет все во всем" (IКор.15:28).
Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является "главою Церкви, которая есть Тело Его", всецело проникнутое Его живым присутствием: "полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:22-23).
Объединение иудеев и язычников под Главою - Христом. Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово - Церковь, наравне с иудеями. До уверования язычникибыли "без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Еф.2:12). Но крестившись, они сделались наследниками ранее неведомого им обетования: "а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки Кровию Христовой" (Еф.2:13).
в) торжествующий собор и церковь первенцев (Евр. 12,22-23);
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
г) Глава Христос (Еф. 4,11-16);
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Способ возглавления – проникновение везде. Быть главою чего-то значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его. Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в каждой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: "Христос есть полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:23). "В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию" (Еп.Феофан, Толк. посл. к Ефес., стр.125). Здесь же апостол дал образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою - Христом.
Приобщение новых членов. Само здание растет за счет все новых живых камней – верующих, и целых народов, пока не придет все к совершенству. В этом здании Церкви члены разные, но "слагаются стройно" (Еф.2:21), т.е. все в ней гармонично и организованно. Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все послание к Ефесяном проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь - Тело Христово. Через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь. (2:11-22, 1:10)
д) Единое Тело Христово (1 Кор. 12,12-31).
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 14 Тело же не из одного члена, но из многих. 15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где было бы тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы - тело Христово, а порознь - члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
Единство Церкви как основная тема первого послания к коринфянам (по плану послания)
В плане послания главы 1-4 имеют значение введения. Ап. ставит основную тему послания - единство Церкви, и дает оценку служения апостольского, которая оправдывает его последующие наставления. Эти наставления посвящены частным вопросам, волновавших коринфских христиан. Каждый из этих вопросов мог углубить разделения в общине. Вопросы, на которые ап. отвечает следующие.
Значение телесной чистоты. В этом вопросе ап. касается невиданного случая блудодеяния, бывшего в общине, вопроса о суде внутри общины и вопроса о браке. Поскольку все должно быть посвящено Господу, то ап. решает вопрос о блуднике так, чтобы дух его в день Господень спасся. В браке, в котором человек также призван для служения Богу, несколько труднее реализовать служение Богу, потому что женатый “имеет скорбь по плоти”, и Павел дает совет оставаться в девстве. Основанием для возможности служить Богу и в супружестве является переоценка ценностей во Христе (7:22). О суде друг с другом Павел выражается так, что уже и то унизительно, что друг с другом судитесь, а для Царства Божия лучше оставаться праведным, хотя и обиженным. Да и судьи, к которым обращались коринфяне, ничего не значат в Церкви.
Общий принцип телесной чистоты ап. выразил так “Вы храм живущего в вас Святого Духа”.
Об идоложертвенном. При обсуждении вопроса об идоложертвенном ап. призывает руководствоваться двумя принципами: “идол в мире ничто”, т.е. самих “богов” не существует, хотя бесы есть. И второе: “Все мне можно, но не все полезно, не все назидает”. Христианин имеет свободу, но свобода эта должна служить любви. Реально Павел признает опасность участия в трапезе бесовской, но главным является забота о немощном брате, который, возможно не обладает тем знанием бессилия идолов и если этот немощной брат погибнет из-за твоего отношения к пище, то в том будет грех против Христа. Теоцентричность в вопросе об идоложертвенном состоит в принципе, что все, что делает человек, он должен делать во славу Божию.
Поведение на богослужебных собраниях. Здесь ап. касается поведения женщин на собраниях, о самой Вечере Господней и о даре языков. В вопросе о поведении женщин важно не то решение, которое Павел предлагает, а то принципиальное основание, на котором он стоит. Это основание дано в 11:3. Оно состоит в иерархическом соотношении мужа и жены, возводимом через Христа к Богу. Он утверждает царственное положение мужа, как образа и славы Божией. Но иерархия не исключает равенства мужа и жены, в их происхождении друг от друга и обоих от Бога. Иерархия сопряжена и с их единством, которое есть единство в Господе. Так, по специальному вопросу, ап. Павел, неизбежно, возвращается к теме о союзе супружеском.
Разделения Коринфян сказываются, когда они собираются вместе на Вечере Господней, под которой имеется в виду Евхаристия. ап. видит в ней основу единства - “один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба”.
Проявление дара языков приводило к соблазнам, поэтому Павел ставит общий вопрос о дарах духовных. Все они имеют один источник – Дух Святый, и все нужны, как нужны различные члены в составе одного тела. Эти члены живут одной жизнью, друг о друге взаимно пекутся, и то тело, которое обладатели даров составляют, есть Тело Христово. Среди всех даров дар языков – занимает низшее место, тогда как любовь превосходит все дары. Итак, даров много, но все они от единого Духа.
б) Даров много, Дух один (12,4-11)
3 параллельных предложения (4-6):
дары различны – Дух один
служения различны – Господь один
действия различны – Бог один.
Дары даются Духом, где есть служения, там есть Господин, Господь, где есть энергия, действие, всякое действие исходит от Бога-Отца. Всё это завершается высказыванием: "производящий все во всех" – Бог производит всё во всем.
Различные дары благодати – подарок от Бога. В этом трехчленном периоде (4-6 стихи) уже звучат тринитарные представления: Дух, Господь, Бог. Эта троичность характерна для апостола Павла довольно часто. Например, она отражается в 13,13 – в трех дарах: вера, надежда, любовь. Вера – как дар Духа, надежда – на Господа, любовь Отца.
Наряду с даровым характером харизм, Павел далее высказывает важное положение: харизмы даруются каждому на пользу всей Церкви. Следует перечисление основных даров благодати с 8 по 10 стих. Список снова заканчивается высказыванием, что все различные дарования исходят от одного и того же Духа, т.е. они равноценны.
Харизма даруется одному ради других, т.е. на пользу Церкви, следовательно, должна служить созиданию или усовершенствованию Церкви ("икономи,я"). Эта мысль красной нитью проходит через эти главы.
Харизма каждому дается персонально, каждый принимает свою собственную харизму, но отдельный человек – член общества христиан, должен сделать свою харизму плодоносной для общества, и только тогда она обретает свой смысл. Здесь Павел приводит разные харизмы, точное различение их иногда сложно. В начале он дает: дары, служения, действия. В 7-м стихе он говорит о проявлении или откровении Духа, очевидно, это какое-то родовое понятие.
Список харизм в 8-10 надо понимать как приблизительные примеры. Павел перечисляет лишь некоторые харизмы, считавшиеся более важными в Коринфе. На этих примерах Павел показывает, как бы ни были различны эти дары, каждый обязан ими Богу, каждый должен быть плодоносным для созидания Церкви.
34. Учение апостола Павла о Законе:
а) Детоводитель ко Христу (Гал. 3,24);
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
Закон имеет временное и преходящее значение. Закон придан народу израильскому как временная мера для обуздания их беззаконий, для предохранения их от идолопоклонства и в то же время показать ему его порочность, его бессилие спастись, и таким образом приготовить его к принятию Обетованного, в котором благословение. Следовательно, он имеет низшее значение, чем обетование.
Это видно и из того, что закон преподан ангелами посреднику Моисею, тогда как обетование дано было Самим Богом, без посредников. Закон дан как Детоводитель ко Христу, т.е. он лишь воспитывал нас, подготовляя к принятию Христова учения.
С приходом оправдывающей веры Закон стал не нужен. Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, что бы он со всей внимательностью и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая у них стремление искать Того, кто дает прощение и оправдывает верою. Ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон – с Новым Заветом. С пришествием веры, делающей мужа совершенна, человек уже не может находиться под руководством воспитателя, как ставший через нее совершенным и вышедшим из детского возраста. Как через веру человек стал совершенным мужем, то через веру он становится и сыном Божиим.
б) Христос - конец («цель») Закона (Рим. 10,4) 1
4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Закон изначально не имел силы оправдывать перед Богом, это ясно из самого Закона: “праведный от веры жив будет” (Авв. 2.4). Праведники в Ветхом Завете были возможны благодаря вере в грядущего Искупителя. Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение Закона. Как кто-нибудь решает умереть за осужденного, и тем самым избавляет осужденного от смерти, так и Христос принимает на себя клятву тяготеющую над человечеством, и тем самым уничтожает ее.
в) Иисус Христос - поручитель лучшего Завета (Евр. 7,22).
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
Христос назван Великим Первосвященником. Вхождение Христа за завесу открыло доступ во святилище всем верующим в Него. Он как бы дарует нам Свое священство. Несмотря на Свою безгрешность, Он способен спострадать человеческим немощам (4, 15), помочь искушаемым (2, 18). Достигнув через крестные страдания высшего совершенства, Христос стал причиной вечного спасения всех послушных Ему людей, как всесильный Ходатай за них пред престолом Отца Небесного (5, 5-10). Единократная и неповторимая жертва Христа – Первосвященника упразднила многочисленные ветхозаветные храмовые жертвы, которые и являлись ее прообразами.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!