Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вероучительные наставления апостола Иакова (2,14-26)



14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? 25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

14 стих. Уже прямо говорит о необходимости добрых дел для спасения: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? "

Некоторые экзегеты высказывают мнения, что во фразе ап. Иакова " если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет " логическое ударение падает на слово " говорит ", и толкователи делают заключение, что тот, который говорит, что имел веру, в действительности её не имел.

Некоторые считают, что здесь ап. Иаков просто осторожно выражается, но выражает ли эта осторожность отсутствие веры, большинство считают, что нет, потому что в последних словах 14 стиха: " может ли эта вера спасти его ", видно, что он имел ввиду веру, но веру теоретическую, умозрительную, не подкрепленную добрыми делами, и одна такая вера не могла его спасти. Поэтому большинство считают, что логическое ударение в этой фразе надо делать не на слово " говорит ", а на слова " что он имеет веру, а дел не имеет ". Вопроса 2, ответ один – от одной веры пользы нет, нужны дела.

В целом под спасением все понимают, что речь идет об очищении человека от греха, достижения праведности, нравственное совершенство и в итоге получение блаженства в небесном Царстве. Некоторые толкователи полагают, что в этом стихе апостол Иаков имел ввиду слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди: " Не всякий, говорящий Мне "Господи, Господи", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного ". В целом немало исследователей, которые проводят параллели, указывают на существующие параллели между Нагорной проповедью и посланием св.ап. Иакова. Заметные параллели: Мф. 5,9 – Иак. 3,18; Мф. 5,12 – Иак. 5,10; Мф. 5,34-37 – Иак. 5,12 и др.

15-16 стихи. " Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: 'идите с миром, грейтесь и питайтесь', но не даст им потребного для тела: что пользы? ". Таким живым примером, картинно рисует, насколько бесполезна вера, которая не подкреплена добрыми делами. Пример взят из жизни христиан, тому подтверждение в словах "брат", "сестра", "кто-нибудь из вас". Т.е. на основании этого примера каждый должен ответить, что такая вера, не подкрепленная добрыми делами, никакой пользы не имеет.

Фраза 16 стиха " идите с миром " имеет иудейский характер, в Библии она часто повторяется и в ВЗ, и в НЗ. Христос сказал грешнице "иди с миром".

Под словом " наги " видят не отсутствие всякой одежды, а скорее отсутствие у некоторых братьев и сестер необходимых одежд при резкой перемене внешней температуры.

Т.е. полагают, что ап. Иаков здесь нарочито указывает на отсутствие необходимой одежды и необходимой пищи, чтобы подчеркнуть бесполезность таких голых фраз, голых увещаний без реальной помощи. Ясно, что, по апостолу Иакову, говорить голодным и полуголым хорошие слова, высказывать разные благопожелания, давать наставления без оказания конкретной помощи есть нечто бессмысленное, нечто праздное, бесполезное. Это даже может считаться своеобразной издевкой. Проводя такую параллель, какими являются эти бесполезные голые слова, такой же бесполезной является и теоретическая, абстрактная вера. Т.е., по апостолу Иакову, вывод сам по себе ясен, понятен.

17 стих: " Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе ". Здесь апостол очень сильно выражается о бесполезности веры, когда она не подкреплена делами.

" Мертвая ". Некоторые толкователи, чтобы смягчить эту фразу, делят её на 2 самостоятельные половины:

1. Так и вера, если не имеет дел;

2. мертва сама по себе.

Но это только попытка, и попытка, говорят другие, чисто искусственная, ибо в первой половине фразы нет сказуемого, да и смысл в целом от этого деления не меняется.

Другие толкователи связывают фразу " сама по себе " не с прилагательным мертва, а с существительным " вера ", и делают заключение, что вера, которая не проявляется вовне, которая ограничена сама в себе, мертва. Филологи возражают против такого заключение, и такую связь чисто синтаксически нельзя допустить.

Другие фразу " сама по себе " переводят " сама за себя ". Но такой перевод не принимают богословы и сохраняют традиционный перевод, что именно этот перевод отражает смысл, что, когда вера не является деятельной, она, действительно, мертва сама по себе или " мертва в себя ", т.е. по своему существу, по своему корню. Т.е. если она не проявляется вовне в делах любви, она бесполезна и, нечто большее, мертва, т.е. она не существует как нечто живое, она мертва не только по отношению к чему-либо другому, но также по отношению к себе самой. Некоторые толкователи допускают выражение: "она существует не как нечто живое, но как труп".

18 стих: " Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих ". Многие считают, что этот стих является одним из самых трудных из всего послания ап. Иакова. Дибелиус: "это одно из самых трудных новозаветных мест". Значит, существует не одна попытка понять, а мнения многочисленные и разнообразные.

Слова " но скажет кто-нибудь " буквально повторяются апостолом Павлом в 1Кор. 15,35: " но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые и в каком теле придут ". Рим. 9,19; 11,19. На этом основании некоторые толкователи высказывают мнение, что слова 18 стиха не являются его собственными словами, а словами его противника.

Другие опровергают это, потому что противник апостола Иакова имел только веру, но не имел добрых дел, он не мог сказать: "Я имею добрые дела". В 14 стихе он имел ввиду своего противника, когда говорил: " если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет ".

Другие толкователи говорят, что в такой форме эти слова не могли быть сказаны противником ап. Иакова, они являются словами противника, но не в такой форме; якобы, в оригинале была иная форма, и при переписке были допущены погрешности – были переставлены местами слова "вера" и "дела", и тогда получается, что выражение "ты имеешь веру" первоначально было "ты имеешь дела" и наоборот. Получается, что противник ап. Иакова говорил, что он имеет не дела, а веру.

Это чисто теоретически, это фантастика экзегетов, в древних рукописях нет никаких указаний, никаких следов подобной перестановки.

Другие ученые из этого же разряда, что это говорит противник ап. Иакова, так перефразируют слова этого противника: " если ты имеешь, подобно мне, веру, тогда и я имею дела, т.к. моя вера содержит сама в себе дела ". Т.е. якобы именно противник так говорит о себе, отвечая ап. Иакову. Т.е. он, видимо, делал акцент, что вера у него проявляется внутренне, в его душевной жизни.

Многие толкователи говорят, что в 18 стихе ап. Иаков действительно дает слово другому говорить вместо себя, а делает он это, т.е. дает слово противнику, чтобы придать бо,льшую живость своему изложению относительно необходимости не только веры, но и добрых дел для оправдания и спасения. Из русских толкователей еп. Михаил (Лузин) придерживается этого мнения, чтобы защитить положение, что вера без дел беспомощна.

Ап. Иаков здесь допускает, чтобы говорил другой, и притом допускает с обычной для ап. Павла формулой "кто скажет" или "скажет кто-нибудь", которая предполагает возражения. Этим он придавал драматичность своей речи.

Можно ли допустить, что в этом стихе говорит другой вместо Иакова? Многие считают, что вряд ли такое можно допустить, текст не дает нам оснований так допускать. Если некий другой говорит в 18 стихе вместо Иакова, он бы не употребил личное место имение "я", что мог употребить только автор послания.

Другие опять возражают, что разрешение этого вопроса можно дать после того, как будет дано разъяснение значение глагола в самом начале этого стиха – " скажет ". При таком переводе можно допустить, что говорит противник ап. Иакова. Этот глагол le,gw, будущее время которого звучит le,xw (видимо, evrei/) может означать "возражаю", именно в таком значении он употреблен в начале 18 стиха. Значит, более правильный перевод: "но возразит кто-нибудь". Между словами "возразит кто-нибудь" и словами "ты имеешь веру...", которые являются словами ап. Иакова, в оригинальном греческом тексте, якобы, стояло возражение противника, что нет необходимости веру связывать с добрыми делами. И это возражение, якобы, в более позднем греческом тексте послания не сохранилось.

Говорят, что в оригинальном греческом тексте такого возражения не было. Но, если в тексте оно не стояло, необходимо начальные слова 18 стиха, которые являются словами ап. Иакова, перевести: "Но возразит кто-нибудь". В таком случае ясно, что возражает какой-то его противник, который поддерживает мнение, что нет необходимости веру связывать добрыми делами. Может быть, для первых читателей ясно, кто возражал. Ап. Иаков не находит нужным излагать это возражение. Поэтому он дальше так и выражается: " покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих ".

19 ст.: " Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут ".

Тишендорф говорил, что выражение " Ты веруешь, что Бог един " является вопросом. Многие критикуют это положение Тишендорфа, потому что противник ап. Иакова, который имел одну веру, по тексту, верил, что Бог един. В этой связи высказывают мнение, что ап. Иаков сделал главный акцент здесь на добрые дела, а веру ставит на задний план. Но веру он не отвергал. Здесь только сделан акцент на добрые дела. Веру он считал такой же необходимой относительно оправдания и спасения, каковыми считал добрые дела. А что он смотрел на веру точно также, как и на добрые дела, и что считал ее также необходимой, он показывает в 19 стихе. М.б. эти слова можно рассматривать как иронию? Вряд ли.

Итак, нет сомнения, что вера для него, как и добрые дела, необходима, но, по мысли послания, сама вера недостаточна без добрых дел, она теряет свое значение, становится бессодержательной, такую веру могут иметь, пишет он, и бесы. О них говорится и в ВЗ, и в НЗ. В Гадаринской стране говорят Христу, что Христос пришел прежде времени мучить их. Это евангельское место, что бесы признавали Христа Сыном Божиим, продолжая оставаться в своей природе и даже в своих действиях.

Лк. 4,41: при захождении солнца... выходили также и бесы из многих, и с криком говорили: Ты – Христос, Сын Божий.

Итак, словами "бесы веруют и трепещут" Иаков выражает такую мысль: и бесы, когда совершают свои злые дела, следовательно, не имеют добрых дел, верят, т.е. признают, что есть один Бог. Но вера у них не является доброй, совершенной, она у них соединена с трепетом, со страхом – видимо, потому, что знают, что есть один Бог, который управляет и который будет их судить за их дела.

Некоторые даже полагают, что, может быть, во времена Иакова были иудео-христиане, которые продолжали делать зло, не стремились делать добро, но надеялись получить оправдание, и только через одну веру. Теоретически эта вера, может быть, правильна, но она – только принадлежность только разума, а не сердца и воли – отсюда трепет, т.е. отсутствие надежды на спасение.

20 ст.: " Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ".

Если желаешь, как бы говорит он подразумеваемому противнику, я приведу тебе доказательства: "Но хочешь ли знать, неосновательный человек?..", но пока он только обращается к нему с вопросом. Апостол Иаков называет своего противника в РБ " неосновательным " от греческого "кено,с" (прилагательное) – " пустой, суетный, неразумный, глупый, неспособный к размышлению ". Т.е. он не обладает тем, чем должен обладать, т.е. не понимает той простой истины, что вера без дел бесполезна.

В целом полагают, что это ругательное слово может означать отсутствие истинного содержания жизни, полную праздность, пустоту верующего, неразумие того, кто гордится своей верой.

Некоторые толкователи полагают, что лучше переводить не "мертвая", а "бездеятельная, бесплодная" – бесплодность по отношению к спасению. Мысль такая: "такая вера бесполезна". Но во всех кодексах стоит греческое "мекра," – "мертвая". Он в трех местах называет ее "мертвой" (17, 20, 26 стихи).

21 ст. Чтобы убедить противника в необходимости добрых дел, в последующих словах он приводит доказательства – примеры из СП. Первый пример – Авраам. Авраам поверил Богу, и Бог умножит его потомство, как песок на берегу моря, и это вменилось ему в праведность. Среди добрых дел Авраама Иаков указывает в 21 стихе, видимо, на самое главное из них: согласие Авраама исполнить волю Божию и принести своего единственного сына в жертву. Но в 23 стихе ап. Иаков говорит об оправдании Авраама верой в Бога: " И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ".

В 21 стихе он называет Авраама "нашим отцом". Есть 2 подхода к толкованию: или он здесь выступает как иудей, или как христианин. Есть толкователи, которые замечают, что он выступает и как христианин по вере, и как иудей по плоти, поэтому Авраама называет отцом и по плоти, и по вере, по духу. От своей национальности он не отказывался, но истины он высказывает гораздо шире, чем до обращения в христианство.

Итак, в первых двух стихах он говорит вообще о делах Авраама, а во 2-й – о конкретном деле – возложении Исаака на жертвенник. По тексту, Авраам положил своего сына на жертвенник, однако, был остановлен Богом. Толкователи говорят, что в оригинале, может быть, сказано, что он только его приподнял.

Иаков останавливает свое внимание только на этом деле Авраама, почему? Одни называют этот поступок Авраама венцом его дел, венцом его религиозной деятельности. Другие называют это дело подвигом. Третьи указывают на практичность, на деятельность Авраама. Т.е. вера его носила не теоретический характер, и верил он не тогда, когда ему было выгодно верить, когда эта вера приносила ему пользу, но и тогда, когда он должен был потерять своего сына.

Обращая внимание на этот пример Авраама, толкователи указывают на глагол " оправдался ". В оригинале этот глагол имеет одинаковый корень с прилагательным "дикеос" – "справедливый, праведный, правильный", а также с существительным "право, справедливость, правда". Итак, оправдался – значит делать кого-то праведным, оправдывать кого-то, считать кого-то праведным. А в страдательном залоге – это становиться праведным, оправдывать себя. Поэтому глагол в этом месте должен означать "делать кого-то праведным в действительности" или "становлюсь праведным".

Можно говорить, что этот глагол имеет также значение юридическое, формальное. Но мы знаем, что это юридическое или формальное оправдание не соответствует действительности: закон его оправдал, но это не означает, что он невиновен. Поэтому толкователи говорят, что, как в ВЗ, так и в НЗ, когда употребляются слова "дике,ос" или "ди,ки", указывают на действительность, а не на юридическую сторону оправдания; указывают на наличие фактической праведности. Поэтому для ап. Иакова добрые дела должны быть фактическими, они должны иметь фактическую основу, а не только юридическую. Этот пример для ап. Иакова должен показать, что, как в ВЗ Авраам показал, так и сейчас это необходимо делать. Он – за органическую связь между верой и делами, иначе невозможно судить о делах, можно только декларировать.

22 ст.: " Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? ". Есть толкователи, которые считают, что, может быть, этот текст следует читать в форме вопроса? В некоторых переводах (Вульгата, церковно-славянский) это так. Другие считают, что его лучше понять не в вопросительной, а в положительной, утвердительной. Скорее всего, на это надо смотреть, как на вывод из предыдущего.

Итак, в каком смысле употреблен термин " содействовала "? Это сложный глагол, который означает "помогать, содействовать, вспомогать". Некоторые толкователи отстраняют предлог "син" в греческом оригинале от слова "синэрге,о" и переводят просто "действовать, производить", и тогда смысл такой: " вера производит добрые дела, она является источником этих дел".

" И делами вера достигла совершенства (evteleiw,qh)". " Совершенство " – греческий термин "te,leioj" – завершенный, совершенный – это значит исполнять, завершать, усовершенствовать. Но есть переводы с другим оттенком: "Проявлять, раскрывать". Иногда смысл такой: "Вера раскрывается, проявляется через добрые дела". Видимо, нет основания отбрасывать значение в смысле "совершенствовать". Мысль такая: "Чем больше человек творит добрые дела, тем больше вера его усиливается, укрепляется, становится совершеннее. Именно в таком смысле объясняют вторую половину этого стиха многие толкователи. Некоторые даже сравнивают с силой любви: как сила любви через совершение дел растет, совершенствуется, так и через совершение дел вера совершенствуется, усиливается.

Если до 22 стиха Иаков говорил о необходимости добрых дел, то в 22 стихе он показывает, что необходима также и вера. Другими словами, соединяя то и другое, говоря, что вера помогает совершению добрых дел, с другой стороны, через добрые дела вера совершенствуется, Иаков находит, что между верой и добрыми делами имеется тесная, органическая связь. Связь между верой и добрыми делами в сущности такая же, какая имеется связь между корнем и стеблем с одной стороны, и ветвями и листьями дерева с другой стороны – одно не может существовать без другого. Подобное же отношение между делами и верой.

23 стих: " И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим" ".

Эти слова являются повторением библейских слов Быт. 15,6. А почему Иаков говорит, что то, что Моисей писал об Аврааме, исполнилось? Когда оно исполнилось? Что означает слово "исполнилось"? Иногда говорят, что этот глагол употреблен в значении "подтвердилось, доказано", и, по этим экзегетам, Авраам был оправдан ещё тогда, когда поверил Богу, а добрые дела, которые он совершил позже, доказали, подтвердили действительность его оправдания. Буквально слова Моисея в нашем переводе: " Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность " (Быт. 15,6). Вопрос: было ли это оправдание полным? Если взять концепцию апостола Иакова, полное оправдание возможно при наличии добрых дел, а если эту мысль Иакова переносить на Авраама, Авраам получил полное оправдание, когда совершил добрые дела, они являются венцом.

Итак, словами " исполнилось слово Писания " подчеркнуто, что то, что писал Моисей об Аврааме, исполнилось. Скорее всего, Иаков думал, что Авраам получил оправдание, когда к своей вере добавил и добрые дела. Но, может быть, в 23 стихе речь идет о теоретической вере Авраама. Тогда, полагают толкователи, он будет противоречить предыдущим рассуждениям ап. Иакова. Толкователи дают такие толкования: ап. Иаков хотел сказать, что вера Авраама завершилась делами и особенно с готовностью его принести в жертву своего единственного сына она получила своё действительное исполнение. Авраам доказал свою веру делами. Если бы Авраам не доказал делом свою веру, тогда не исполнилось бы сказанное в Писании, т.е. вера Авраама не вменилась бы ему в праведность, если бы он не изъявил готовность принести в жертву своего единственного Сына. В конце стиха Иаков добавляет: " И Авраам наречен другом Божиим ". Видимо, по мысли Иакова, он наречен другом Божиим как за свою веру, так и за свои добрые дела.

Что можно ставить на первое место в этой дружбе, любовь Бога к Аврааму или любовь Авраама к Богу? Нет смысла поднимать этот вопрос, когда известно, что Бог проявил любовь к человеку ещё при творении. Когда человек проявляет эту любовь к Богу, то уже как к Творцу. Т.е. фраза "друг Божий" в большей степени говорит об отношении Бога к Аврааму, чем об отношении Авраама к Богу, потому что, если даже возможно в какой-то степени сравнивать 2 стороны, то понятно, что одна преобладает. В то же время, фраза "друг" может обнимать обе стороны.

Иногда высказывалось мнение, что выражение "друг Божий" было заимствовано из апокрифической "Книги Юбилеев". В то же время, известно, что в 2Пар. 27 царь Иосафат называет Авраама другом Божиим. В Ис. 41,8 Бог называет Авраама "Моим другом", поэтому, скорее всего, именно из СП апостол Иаков заимствует это выражение.

Эта фраза в целом часто встречается в писаниях небиблейских: у раввинов, Филона Александрийского.

24 стих: " Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? "

В русском, церковно-славянском и других (Vulgata) этот стих носит вопросительную форму. К этому склоняются и некоторые толкователи. Другие рассматривают этот стих как заключение из сказанного в 21‑23 стихах, т.е. вывод из сказанного об оправдании Авраама – своеобразная сентенция. Поэтому, по мнению большинства, вопрос здесь излишен. Филологи добавляют, что славянский перевод "оправдаются" (Futurum) менее удачен, чем "оправдывается" (Praes.). Смысл всего стиха: что человек оправдывается не верой только, но совместно с делами. Т.е. в этом стихе ап. Иаков оставляет своего противника и обращается опять к читателям своего послания с заключением, что для оправдания и спасения необходима не только вера, но и добрые дела.

25 стих: " Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? "

По мнению некоторых толкователей, ап. Иаков приводит второй пример, чтобы показать, что оправдание через веру и добрые дела могут достичь не только мужчины, но и женщины. Другие возражают, указывая, что Раав упоминается потому, что она занимала видное место в истории израильского народа. История этой женщины рассказана в книге Иисуса Навина, а, по родословной Христа по Матфею, она вышла замуж за Салмона, родила от него Вооза и т.о. вошла в число прародителей Давида и через него Христа.

Согласно одному древнему талмудическому преданию, в свое время Иисус Навин женился на Раав.

Раав названа блудницей, но есть среди толкователей некоторые, которые полагают, что она могла только в глазах народа считаться таковой на том только основании, что она содержала в Иерихоне странноприимный дом. По Библии, она совершила великий подвиг, спрятав соглядатаев, и этим она заняла видное место в истории израильского народа. Она стала героиней в глазах иудейского народа. Именно это имел ввиду апостол Иаков, когда говорит: "не делами ли оправдалась блудница Раав?".

Относительно веры в Бога этой женщины ап. Иаков не упоминает. Из рассказа Иисуса Навина можно сделать заключение, что она верила, потому что там есть фраза, что Господь Бог есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Правда, там "Господь Бог ваш". Может быть, речь идет о вере, или просто утверждение, что это Господь Бог ваш. По Библии, она и её близкие родственники после покорения Иерихона входят в общество израильтян, поэтому думают, что она приняла полностью иудейскую веру, и добавляют, что Иаков имел ввиду и её веру.

В НЗ есть ещё одно упоминание в Евр. 11,31: " верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев и проводив их другим путем, не погибла с неверными ". Т.е., с одной стороны, ап. Иаков обращает внимание на добрые дела Раав, и что она была оправдана через эти дела, а апостол Павел обращает внимание на веру Раав, благодаря которой она не погибла вместе с неверными. Говорят, что здесь, якобы, противоречие, но здесь, скорее всего, разные акценты, взаимное дополнение, ибо и по апостолу Павлу оправдание и спасение достигается верой и деятельной любовью.

Фраза "отпустила их другим путем", указывает на особую заботу Раав относительно соглядатаев. По тексту, она делает это очень быстро, как это было на самом деле, для нашей темы значения не имеет.

26 стих: " Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ".

Свои размышления ап. Иаков завершает таким сравнением – сравнивает отношение между верой и добрыми делами с отношением тела и духа. В этом сравнении он ставит веру на место тела (тело без духа), а добрые дела на место духа. Это обстоятельство смущало многих толкователей. По их мнению, всё должно было быть наоборот, ибо вера, как нечто духовное, соответствует духу и, наоборот, дела, как нечто видимое, соответствует телу. И тогда сравнение имело бы такой вид: " Как тело без духа мертво, так и дела без веры мертвы ". Епископ Михаил (Лузин) пишет, что нет точного соответствия между членами сравнения. Без замены сравнения некоторые под словом "pneu,ma" (дух) понимают нечто телесное – именно процесс дыхания, а под делами нечто невидимое, например, любовь – на том основании, что греческое слово pneu,ma, кроме значения "дух" ещё означает "дыхание, веяние, дуновение". Но в нашей Библии, когда употребляется слово pneu,ma, то всегда это слово употребляется как "дух" или "душа", и любовь не может считаться за нечто видимое – проявления любви видимы. Даже высказывалось мнение, что, может быть, первоначально в греческом тексте вместо слово "pneu,ma" стояло греческое слово "ki,nhma", т.е. движение. Т.е. 2 слова "pneu,matoj" и "ki,nhmatoj" переписчики, якобы, могли перепутать, и при таком предположении эта фраза выглядела бы так: " как тело без движения мертво, так и вера без дел мертва ".

Может быть, это красивое предположение, но ни одного текста нет с такой заменой вместо "pneu,ma" "ki,nhma" нет. Поэтому в 26 стихе ап. Иаков сравнивает отношения между телом и духом с одной стороны, и отношения между верой и добрыми делами с другой. Поэтому становится яснее мысль Иакова, что, как тело, когда у него отнимается дух, умирает, так и вера, когда она лишены добрых дел, мертва. Т.е. именно на мертвенность и в том, и в другом случае указывает ап. Иаков.

Итак, многие считают, что 26 стих занимает центральное место в учении ап. Иакова об оправдании и спасении. Он кратко обобщает и картинно излагает всё то, что он говорит в 2,14‑25 относительно оправдания и спасения.

29. Учение апостола Петра:

а) увещание к истинно-христианской жизни (1 Петр. 1,13-2,10);

13 Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. 17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. 24 Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; 25 но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. 2

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. 4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. 9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Первую главу первого послания апостол Петр начинает с молитвы и благословения, в которых затрагивает тему веры в Господа Иисуса Христа и в дарованное Им спасение.

Эта тема начинается с упоминания добродетели терпения как необходимого свойства души человека для стяжания и сохранения веры. Таким образом, отрывок, содержащий увещание к истинно-христианской жизни, можно назвать логическим следствием, вытекающим из темы о вере и спасении. Истинно-христианская жизнь, таким образом, понимается как необходимое следствие веры и проявления терпения.

Образ препоясания чресл не раз встречается в Апостольском корпусе. Он означает готовность и - в контексте Нового Завета - духовное бодрствование. Духовное бодрствование в понимании св. автора Послания, является прямым результатом действия оправдывающей веры на человека. Именно поэтому оно предполагает отказ от «прежних похотей, бывших в неведении вашем» (1:14). Искушение и призвание в область чад Божиих (Ин. 1) потенциально предполагает святость, к которой призывает Апостол. Призвание к святости имеет уже для Апостола этико-догматическое значение, постулируемое догматическими утверждениями а) святости Бога и б) веры в «искупление драгоценною кровию Христа» (ст. 19).

Братолюбие - одно из проявлений истинно-христианской жизни - коррелирует у Апостола с послушанием истине (22 ст.) и возрождению от Слова Божия. Проповеданное слово Божие, т.е. Евангелие, послушание истине, должно, по мысли Апостола, даровать его читателю возможность для исправления жизни - «отложение злобы, всякого коварства…» и т.д. (с2:1).Увещание к истинно-христианской жизни мыслится ап.Петром не просто этической нормой. В отрывке (2:4-10) он пишет о живом камне-Христе, «избранном, драгоценном» (ст. 4) и о царственном священстве Церкви Отношения этих двух понятий необходимо понимать в данном контексте как отношения причины и следствия. Обладание верующими этой «драгоценностью» - камнем-Христом - является этико-догматическим основанием царственного священства верующих, понимается не просто как нравственное совершенство, но, - как следствие оправдания верой, - причастность народу Божию, взятому в удел.

Итак, мы выяснили, что тема истинно-христианской жизни имеет не только этическое значение в богословии ап. Петра, но и догматическое основание в жертве искупления и спасения, приносимой Христом.

б) предостережение от лжеучителей (2 Петр. 2.1-22);

1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. 3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. 4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) -- 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. 13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. 18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Второе Послание ап. Петра - позднее послание, написанное в период появления в христианской среде различных лжеучений.

Лжеучение, или ересь, называется ап. Петром «отвержением искупившего [нас] Господа», т.е. таким учением, которое, отвергая «путь истины», ставит человека вне оправдания Христова. Апостол Петр утверждает неизбежность погибели для «беззаконников», противопоставляя их «благочестивым» (9 ст.). Апостол сопоставляет еретичество беззаконников с развратом, дерзостью и т.п. тем самым подчеркивая этический аспект любого суемудрия «по стихиям мира» - оно неизбежно приведет к падению нравственного уровня ересиарха. Поэтому ересь и беззаконие - понятия, соответствующие друг другу. Апостол обрушивает грозное обличение на беззаконников, называя их «сынами проклятия» (14 ст.). неправильное учение и нравственная ущербность прямо соответствуют друг другу и даже смешиваются в данном отрывке. Апостол считает невозможным и в высшей степени постыдным для уверовавших христиан «возвращаться назад от преданной им святой заповеди» (ст. 21).

Обличение лжеучителей звучит в устах Апостола как призыв к прекращению всякого общения с подобными людьми.

Итак, главная мысль отрывка - в соответствии (до равнозначности) - греха и ереси. Это понятия несовместимые с жизнью в Церкви.

в) о втором пришествии (2 Петр. 3,1-18).

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. 3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. 5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. 9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. 17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, 18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Третья глава 2 Пет. Носит пророческий характер – она повествует о последних судьбах мира. Апостол таким образом опровергает еретические учения “наглых ругателей”, отрицавших Второе Пришествие и всеобщее Воскресение. В этой полемике ап.Петр развивает целое последовательное учение о последних временах. Допотопный мир, который был создан из воды и водою, в воде же закончил свое существование - был погублен водами потопа по повелению слова Божия. Так и в будущем, - говорит апостол, - наступит мировая катастрофа – мир будет уничтожен огнем все тем же словом Божиим. Этим “огненным потопом” и будет отмечен День Господень. “Таким образом, как во время потопа последовало разрушение через воду, так и теперь предлежит разрушиться всему через огонь. Две главные стихии Вселенной: вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии, воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же и сгущение производится огнем. Итак, если две только стихии и первое истребление нечестивых было через воду, то совершенно необходимо, чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь”(бл.Феофилакт). Это учение об уничтожении мира огнем является оригинальным учением ап.Петра и нигде больше в корпусе новозаветных посланий не встречается. Речь идет лишь об огне, как очистительной силе (Мф.3,12; 1 Пет.1,7; 1 Кор.3,13). Подобно тому как золото очищается в огненном горниле, так и современный мир будет очищен и обновлен в огненном потопе.

Далее ап.Петр переходит к вопросу о времени кончины мира. Апостол согласно сучением Самого Господа (Мк. 13,32) признает это время тайной Божия всеведения и домостроительства, а так же обращает внимание на три положения, вытекающие одно из другого: Человеческое измерение времени не имеет значения в очах Божиих (“Один день как тысяча лет…” Пс.89,5).

Причина неисполнения определения Божия о конце мира заключается только в божественной любви к людям и долготерпении Господа.

Внезапность наступления Дня Господня. “Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора в ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор на неожиданность”(Бл. Феофилакт).

Затем в утешение христианам Петр говорит, что мир не будет совершенно уничтожен – будет новое время и новая земля, т.е. воссозданный, обновленный, улучшенный мир. Отличительной особенностью нового мира будет вселение в нем “правды” – той совершенной гармонии правды Божией и правды человеческой. Слово “правда” можно понимать и в более широком смысле: на новой земле начнется вечноблаженная жизнь людей праведных, ибо там “будет Бог всяческая во всех”(1 Кор.15,28).

В заключение вышесказанного ап.Петр yбеждает христиан хранить себя неоскверненными и непорочными (2 Пет.3,10-14), разумно использовать данное Господом время для своего духовного совершенствования (2 Пет.3,15).

30. Учение святого Иоанна Богослова:

а) увещание к хождению во свете (1 Ин. 1,5-2,14);

5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. 2 1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. 3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. 6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. 7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. 9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. 13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. 14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Апостол называет Бога светом и призывает нас ходить во свете. Хождение во свете противопоставляется хождению во тьме. Хождение во свете – пребывание с Богом. Эти два состояния столь неразрывно связаны друг с другом, что Иоанн называет лжецом говорящего, что ходит во свете, а не пребывающего с Богом. Очевидно, что под светом здесь следует понимать полноту нравственного совершенства, которая есть в Боге.

Хождение во свете и пребывание с Богом нисколько не противоречит нашей греховности, но через исповедание грехов Бог нас очищает от них. Это один способ борьбы с грехом – очищение через исповедание уже содеянных грехов. Но есть и другой способ борьбы с ним – избегать новых грехов.

Познание Бога узнается по соблюдению заповедей Его. Если заповеди соблюдаем, то пребываем в Нем, и любовь Божия совершилась в нас. Любовь к Богу является той силой, которая заставляет нас жить по Его заповедям.

Мы соблюдаем заповедь Его если поступаем как Он поступал.

Хождение во свете связывается с любовью к своему брату. Противное этому состояние, когда человек говорит, что он во свете, а брата ненавидит, апостол называет тьмой.

Любовь Божия несовместима с любовью к миру, потому что мир временный, а Бог вечен.

Проблема антихристов имеет то отношение к хождению во свете, что они отвергают Сына, а потому и не имеют Отца и не могут ходить во свете. Они вышли из Церкви, но Ей не принадлежали. Они ушли от света в тьму. Христиане же должны пребывать в том, что слышали от начала. И награда за это будет – жизнь вечная.

Сами верующие имеют знание обо всем этом, и апостол лишь напоминает им, христиане не имеют нужды, чтобы кто учил их, так как они имеют помазание.

б) об истинном христианстве (1 Ин. 3,1-4,6);

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. 8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. 10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. 11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, 12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. 13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. 14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. 17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. 21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. 4

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Апостол Иоанн, обращаясь к христианам малоазийских церквей, называет их детьми, но слово “дети” в контексте второй и третьей глав употребляется в трех различных смыслах.

Так, в начале второй главы (ст. 1), ап. Иоанн обращается к христианам “дети мои” (teknia mou). Здесь мы видим обращение пастыря к пастве. Употребление слова “дети” указывает на отеческие, близкие и доверительные отношение апостола к своим чадам, указывает пока лишь на внешний, явный для всех характер того единения и родственности, которые возникают в христианской общине. Такое обращение встречается и дальше (2.18, 2.28, 3.7, 3.18). Как синоним такого обращения, ап. иногда употребляет слово “возлюбленные” (agaphtoi) (3.21, 4.1, 4.7, 4.11).

Далее, в стихах 12-14 апостол обращается к разным возрастным группам (детям, юношам, отцам) и здесь слово “дети” просто указывает на определенную возрастную группу, то есть употребляется буквально.

В начале же 3-й главы возникает понятие “дети Божии” (ta tekna Qeou), а в 10-м стихе ему противопоставляется понятие “дети дьявола” (ta tekna tou diabolou). Ясно, что здесь апостолом вводятся новые смыслы и обнаруживаются более глубокие слои того внешнего и явного для всех единения которое существует в христианской Церкви. Церковь как единство усыновленных Богу неведома миру, не познавшему Бога (3.1). Поэтому “мир не знает нас” – говорит апостол, более того, “мир нас ненавидит” (3.13) и в этом мире – дух антихриста (4.3).

Во-первых, возможность называться детьми Божиими есть плод любви Бога-Отца к нам (3.1). Ап. Иоанн вводит ряд других понятий, которые неразравно связаны с усыновлением Богу. Так, он говорит о пребывании во Христе (2.28, 3.6, 3.24), о рождении от Бога (2.29, 3.9,), о познании Бога (1.3, 4.6) и даже о уподоблении Богу и видении Бога, которое есть исполнение и плод сыновства Божия (3.2: “мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть”). В том, кто рожден от Бога пребывает семя Божие (3.9).

Еп Кассиан (Безобразов) со свойственной ему лаконичностью так описывает взаимосвязь в указанной категориальной системе: “Начало богоуподобления есть рождение от Бога. Богоуподобление есть предел. Рождение от Бога получает выражение в христианской праведности, которая сосредотачивается в деятельной любви и познании Бога. Познание Бога осуществляется в любви. Начало же любви есть любовь Божия к нам, та любовь которая получила свое выражение в служении Сына Божия”. Итак, - круг замкнулся.

Говориться здесь также о проявлениях общения с Богом в самой жизни. Так, деятельная любовь, в которой осуществляется познание Бога, проявляется в любви к ближним (3.11, 3.16 и др.), в соблюдении заповедей, а заповедь – в том, чтобы веровать во имя Сына Божия (3.23). Детям Божиим противопоставляются дети дьявола. “Делающий грех – от дьявола” – говорит ап. Иоанн. Дети дьявола характеризуются прямо противоположно детям Божиим. Так – они те, кто не любит брата своего (3.10). Тот, кто грешит – не был причастен познанию и видению Бога (3.6). Проявляется дух антихриста в том, что он не исповедует Христа, пришедшего во плоти. (По мнению Иринея Лионского эти слова направлены против докетов). Отрицительным примером выставляется братоубийца Каин.

Итак, характерная черта детей Божиих- любовь к ближним, которая духовно сродняет их с Богом, вводит в теснейшее общение с Ним.

в) о взаимной любви (1 Ин. 4,7-5,5);

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

5 1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. 3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. 4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

Еп. Кассиан (Безобразов) указывает, что основной темой обозначенного отрывка является познание Бога. Познание же Бога осуществляется в любви.

Действительно, ап. Иоанн говорит, что “любовь – от Бога” (4.7), более того – “Бог есть любовь” (4.8), поэтому и “всякий любящий знает Бога”, а “не любящий не познал Бога”.

Апостол говорит о любви двояко. С одной стороны, он указывает на ее онтологический источник: любовь – от Бога, любовь – одно из имен Божиих, выражение существа Божия. Но о выражении невозможно говорить, не обозначая ее фактической явленности. Поэтому Иоанн говорит также и о проявлениях любви: “Любовь Божия была явлена в нас в том, что Бог послал в мир Сына Своего” (4.9).

На первый взгляд, в этой фразе содержится противоречие. Говориться о любви Божией, явленной в нас (“en hmin”), но в качестве такого явления указывается факт, по-видимости внешний – послание в мир Сына Божия. Противоречие разрешается последующим текстом, где апостол говорит о даровании Духа Божия (4.13), которое в системе Иоанновского богословия есть плод пришествия в мир Сына Божия. И действительное выражение “en hmin” любви реализуется в любви друг ко другу (4.11), и именно потому, что это есть выражение той самой любви, источник которой указан апостолом в Боге, то любовь друг ко другу ведет к тому, что “Бог пребывает в нас” (4.12,16) и “мы в Нем пребываем” (4.13,16).

Познание Бога, или познание любви, которую Бог имеет к нам ведет к вере (4.16). Поэтому и верующий, имеет свидетельство Бога о Сыне Своем в себе самом (“en eautw”) (5.10). То есть вера в данном отрывке непосредственно связана с любовью, и всякий верующий неизбежно и любит (5.1), потому, что вера в качестве своего источника и основания имеет Бога, познанного в любви.

г) свидетельство о Христе (1 Ин. 5,6-12)

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Апостол свидетельствует, что вечная жизнь Богочеловека была у Отца и явилась нам. Апостол указывает на полноту знаний о Богочеловеке. В познании участвовали все органы чувств и дух. Весь духовно-чувственный опыт апостола участвовал в познании. Он называет Бога Словом, и говорит, что апостолы Его видели, слышали, осязали руками. Апостол свидетельствует, что это Слово явилось нам, свидетельствует о воплощении.

Целью проповеди апостола поставляется то, чтобы христиане проповеданное и написанное слово апостольское имели общее не только с апостолами, но через них и с Богом Отцом и Иисусом Христом.

“Через слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радости”

Апостол Иоанн, говоря об общении с ним и о пользе этого общения, строит цепочку: то, что было от начала; то, что он сам видел; то, что он передает нам. Делает это он для того, чтобы и мы имели общение с ним, а он имеет общение со Отцом и Сыном. Таким образом, получается, что от общения с апостолом зависит общение с Богом. Это напоминает передачу Священного Предания. Апостол как бы не сообщает нечто совершенно новое, но как бы добавляет к той радости, которую мы уже имеем, и делает ее совершенной.

31. Учение апостола Павла о вере и оправдании (Евр. 11):

а) объект веры (Евр. 11,6; Рим. 3,22; Гал. 3,26; Кол.2,5; 1 Тим. 3,13; 2 Тим. 3,15);

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Единственным возможным объектом религиозной веры ап. Павел считает Бога. Причем вера распадается у него на два аспекта: вера в то, что Бог есть, и вера в реальное богообщение. Воздаяние от Бога ищущим Его может пониматься как откровение Бога сердцу человека в личном молитвенном и духовном опыте.

Более конкретным объектом веры является Господь Иисус Христос. Все упоминания о вере в Иисуса Сына Божия содержат Его мессианское наименование - Христос, что позволяет сделать утверждение о том, что для апостола вера в Иисуса Христа есть вера именно в то, что Иисус есть Христос.

б) вера - спасающая и оправдывающая (Рим. 3,21-26);

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Для апостола понятия вера и оправдание стоят в отношениях основания и следствия. По мнению ап. Павла через личную веру в Иисуса как во Христа, т.е. через принятие искупления во Христе Иисусе человек получает оправдание, т.е. становится лично праведным перед Богом. Оправдание дается даром, имея своей действующей причиной благодать и искупление. Для апостола оправдание является выявлением праведности Бога, показывающего Свою правду - обещанное спасение - в настоящее время.

в) плоды оправдания верой (Рим. 5,1-11);

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. 11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

. Св. ап. Павел называет следующие плоды оправдания верой:

- мир с Богом;

- доступ к благодати;





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...