Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура России на рубеже XIX – XX веков



На культуре этого периода благотворно сказались отмена крепостного права, развитие капитализма в стране, реформа просвещения. Продолжался «золотой век» культуры, осуществлялся процесс ее демократизации, борьбы с реакцией и консерватизмом.

В деревнях появились «вольные» школы, содержащиеся на средства общины, больше стало земских школ, хотя они могли охватить только около 35 % детей. Выросло число церковноприходских школ. Расширено среднее образование, с 1870 г. открывались женские гимназии, высшие женские курсы, развивалось высшее образование. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать. Стала формироваться русская интеллигенция. Количество грамотных людей с 6 % в 1860 г. увеличилось до 21 % в 1897 г. С другой стороны, при Александре III наблюдались и негативные явления в образовании. В 1887 г. был издан циркуляр «О кухаркиных детях» - запрет принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Из учебных заведений изгоняли передовых преподавателей и учителей, ликвидировалась университетская автономия, преследовалась печать, ужесточалась цензура, значительно усилилось влияние церкви.

В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковно-приходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Промышленный подъем, вызванный реформами С. Витте и П. Столыпина, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. – 14 тыс., в 1907 г. – 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16.Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов.

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения создавались народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие XX в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали «Библиотеку для самообразования» и другие книги для народа. В первое десятилетие XX в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства.

Во второй половине XIX в. наука пополнилась новыми крупнейшими открытиями. И. Сеченов создал русскую школу физиологов («Рефлексы головного мозга» «Физиология нервной системы»). В. Докучаев разработал основы почвоведения (труд «Русский чернозем»), учение о географических зонах, о классификации почв и мерах борьбы с засухой. А. Бутлеров обосновал теорию химического строения вещества. Опираясь на его выводы, Д. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869). В математике П. Чебышев открыл закон больших чисел, С. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа. Физик А. Столетов открыл электромагнитную теорию света, основы фотоэффекта. П. Яблочков изобрел дуговую лампу (1876), что положило начало электроосвещению. А. Попов в 1897 г. сконструировал радиопередатчик. Проводились крупные географические экспедиции: П. Семенова (Тянь-Шанского), Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая. Исследование Сибири провел золотопромышленник, меценат А. Сибиряков.

Значительный вклад в развитие исторической науки внес С. Соловьев, придерживавшийся взглядов «государственной школы», согласно которым государство и его деятельность – главная движущая сила исторического процесса (29 томов «Истории России с древнейших времен»). Его дело продолжил В. Ключевский – учитель будущего царя Николая II («Русская правда», «Курс русской истории», «Боярская дума»). Сын С. Соловьева Вл. Соловьев развил религиозную теорию философии.

К началу XX в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь» и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро- и аэродинамика (Н. Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Продолжалась научная деятельность К. Циолковского, который заложил основы будущих космических полетов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых – физика П. Лебедева, естествоиспытателя В. Вернадского, физиологов И. Павлова и И. Мечникова – были с интересом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников были удостоены Нобелевских премий. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий.

Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века публикуются труды религиозных философов-идеалистов В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Трубецкого, П. Флоренского, в которых утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М. Туган-Барановский), и в истории (С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский).

В произведениях русских писателей второй половины XIX в. так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к «униженным и оскорбленным», осуждением произвола властей. Л. Толстой и Ф. Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии ее отношений с миром. Мировую славу принесли Достоевскому романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок», «Идиот» (1866), «Преступление и наказание» (1868), «Бесы» (1872), «Братья Карамазовы» (1879). Толстой написал такие крупнейшие литературные произведения, как «Война и мир» (1869), «Анна Каренина» (1877), «Воскресение» (1899).

Острая сатира М. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н. Лескова, «обломовщина» И. Гончарова, упадок «дворянских гнезд» И. Тургенева, купеческая среда в драмах А. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л. Толстого и Ф. Достоевского – все это делает русскую литературу второй половины XIX в. великой.

На рубеже веков завершается творчество Л. Толстого, который в 1901 г. был отлучен от церкви. А. Чехов в последние годы создает драмы «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904), рассказы. Раскрывается талант В. Короленко («Слепой музыкант», 1886; «Без языка», 1895); М. Горького («На дне», 1902; «Мать», 1907); А. Бунина, А. Куприна.

Рядом с реализмом в русской литературе возникает новое, модернистское поколение (символизм, футуризм, акмеизм). Модернисты выступали за «чистое и свободное» творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый (Б. Бугаев). Другие направления модернизма (футуризм, акмеизм) представляли В. Маяковский, А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Крученых.

Широкое общественное признание получил театр. Малый театр стал «домом Островского». На его сцене прославились М. Ермолова, Пров Садовский, Г. Федотова. В Александринском театре выступали П. Стрепетова, М. Савина, М. Дальский. Театр бичевал «темное царство», утверждал гуманизм.

В XX в. в условиях наэлектризованности общественной жизни роль театра чрезвычайно возросла. Новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко (Московский Художественный театр). Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В. Мейерхольда. В 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся театр В. Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М. Горького.

В живописи в 1870 г. во главе с И. Крамским сложилось «Товарищество передвижных выставок» (В. Перов, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Левитан и др.). И. Крамской создал много портретов (первый портрет Л. Толстого), картины «Неизвестная», «Неутешное горе», «Христос в пустыне». В. Перов изобразил тяжелую долю народа («Тройка», «Проводы покойника»). Историческую тему развивал В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков В Березове», «Переход Суворова через Альпы»). Формируется творчество В. Верещагина, В. Поленова, В. Васнецова, И. Шишкина, мариниста И. Айвазовского. Вершиной русской живописи стали работы И. Репина («Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван», «М.П. Мусоргский»). В 1898 г. в Петербурге открыт Русский музей.

Искания в русской живописи новых путей связаны с именами таких художников, как М. Врубель, М. Нестеров, В. Серов, К. Коровин. В творчестве последнего нашел наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих). В 1898 г. в Санкт-Петербурге под патронатом княгини М. Тенишевой возникли художественное объединение «Мир искусства» и журнал с таким же названием. Вокруг журнала объединились А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере. Главной целью «мирискусников» было преобразить жизнь «посредством прикосновения к прекрасному». Это движение, помимо живописи, охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был С. Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. Большой успех имели дягилевские «Русские сезоны» в Париже. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и т.п. Творчество художников, входящих в эти группы, несло отпечаток модернизма (М. Сарьян, П. Кончаловский, М. Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются художники К. Малевич, В. Кандинский, К. Петров-Водкин, М. Шагал, П. Филонов.

В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П. Трубецкого, А. Голубкиной, С. Коненкова. С. Валухин изваял для Москвы памятник первопечатнику Федорову (1909).

В архитектуре наблюдается размах строительства, украшательство под старину – эклектика (смешение стилей): Политехнический музей в Москве (завершен в 1907 г.), главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В.Васнецова (1906). А. Щусев возводит Казанский вокзал. Эклектика сменяется модерном с использованием новых конструктивных средств, свободной планировкой, убранством, индивидуальностью зданий (Метрополь, 1903 – арх. Валькотт; дом Рябушинского, Ярославский вокзал, здание Художественного театра – автор Ф. Шехтель). Строится много невыразительных, помпезных домов для буржуазии.

XIX в. положил начало всемирной славе русской музыки, которая была значительно умножена во второй его половине.

В музыке образовалась группа композиторов, которую искусствовед В. Стасов назвал «Могучая кучка» (М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи). М. Мусоргскому принадлежат такие оперы, как «Борис Годунов», «Хованщина», А. Бородину опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония», Н. Римскому-Корсакову – «Майская ночь», «Снегурочка» и др. Великим русским композитором стал П. Чайковский (оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, концерты, романсы). Известными композиторами стали А. Глазунов (балет «Раймонда»«), И. Стравинский (балет «Петрушка», опера «Соловей»). В Петербурге и Москве были созданы первые русские консерватории.

В XX в. в музыке происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве С. Танеевым созданы Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов – Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, С. Рахманинова. Центрами музыкальной жизни России был Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в частной опере С. Мамонтова раскрылся талант известного певца и актера Ф. Шаляпина, ставшего в один ряд со звездами русского вокала Л. Собиновым и А. Неждановой.

В целом культура и искусство начала XX века названы специалистами «Серебряным веком» и отличались сложностью философских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...