Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и основные черты юриспруденции



Термин «юриспруденция» имеет множество значений. Он пришел на смену категории «правоведение» относительно недавно и в на­стоящее время приобрел формальное значение, поскольку получил свое закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах. Следует отметить, что «правоведение» имеет более четкое смысловое содержание. В буквальном смысле под словом «правовед» подразумевают лицо, сведущее в вопросах права, а правоведение пред­ставляет собой область знания, объектом изучения которой выступает право как регулятор общественных отношений.

Применительно к юриспруденции подобную определенность труд­но обнаружить в силу полисемантичного, многозначного характера данного научного термина.

Под юриспруденцией понимают науку о государстве и праве, изуча­ющую процесс и результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных идей в меха­низм и способы юридической организации общественных отношений.

Под юриспруденцией также понимают совокупность знаний о го­сударстве, управлении, праве, наличие которых обеспечивает возмож­ность профессионального занятия юридической деятельностью.

Кроме того, юриспруденцией называют практическое применение юридических знаний, практическую деятельность юристов.

И наконец, под юриспруденцией понимают систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Если в отношении к профессии и к специальности есть более или менее общие подходы, то применительно к другим значениям катего­рии «юриспруденция» общепринятой позиции пока не выработано. Можно согласиться с авторами, которые утверждают, что категории «юриспруденция» еще только предстоит найти свое место в общем корпусе юридических понятий и обрести собственное содержание, объект и предмет. И надо сказать, подобные попытки имеют место. Например, предложено понимать под юриспруденцией «науку о сво­боде». Предлагается квалифицировать юриспруденцию как всю сово­купность знаний о государстве и праве в целом, которая должна заме­нить собой теорию государства и права.

При всем разнообразии возможных подходов в определении пред­метно-методологических оснований категории «юриспруденция» оче­видно следующее положение. В процессе эволюции государственно­организованного общества язык описания и термины (у древних рим­лян «термин» - бог границ) безусловно претерпевают определенную трансформацию.

В своем первоначальном значении латинская конструкция «juris-prudentia* представляет собой соединение двух аспектов, а именно: «juris» (право) и «prudentia» (предвидение, знание). В дальнейшем смысловое содержание данной конструкции несколько расширилось, поэтому есть все основания рассмотреть их отдельно, расставив необ­ходимые акценты.

Если рассматривать юриспруденцию через призму приложения труда юриста, то необходимо вести речь о юридической практике, юридическом образовании и о юридической науке конкретного исто­рического общества, например, феодального. Здесь происходит глубо­кая трансформация правовых институтов, обусловленная формирова­нием принципиально новых социально-экономических отношений. Развитие торговли, банковского дела, нуждавшихся в правовых га­рантиях, рождает потребность в профессии юриста, способного обо­сновать правомочность притязаний своего клиента, разрешить спор, прибегая именно к праву как формализованной структуре различных форм социальной коммуникации. Споры, в которых участвовали тор­говцы, банкиры, ремесленники, должны были решаться в рамках уста­новленного юридического процесса. В этих условиях профессия юри­ста становится востребованной, массовой и прибыльной. Оформление сделок, займов, завещаний, брачных контрактов — все это в странах Западной Европы требовало участия юриста, обеспечивающего юри­дическое сопровождение социально-экономического оборота.

Новые общественные практики расширяли и юридическую практи­ку. Свидетель эпохи, Эразм Роттердамский, характеризуя в «Похвале глупости» (1511 г.) уходящий мир Средневековья, писал: «Между уче­ными юристы притязают на первое место и отличаются наивысшим самодовольством... единым духом цитируют сотни законов... громоздят толкование на толкование». В приведенной сентенции одновременно ощущаются плохо скрываемые зависть и ирония одновременно.

Юридическая практика первоначально формировалась в основ­ном в сфере регулирования сословных имущественных отношений. В периоды крестьянских войн, народных волнений юристы, оформ­лявшие сделки с собственностью, хранившие юридические докумен­ты, подвергались опасности. Один из современных исследователей справедливо отмечает, что в годы Крестьянской войны в Германии «диплом доктора юриспруденции сделался лучшим аттестатом для виселицы».

В настоящее время под юридической практикой обычно понима­ют деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению, систематизации и т. д.) юридических предписаний, взя­тую в единстве с накопленным социальным опытом. Признаки юри­дической практики состоят в том, что она: основана на нормах права; представляет собой составную часть социокультуры; интегрирует по­литико-правовую систему; порождает соответствующие правовые по­следствия.

Отдельные юристы отождествляют юридическую практику и юри­дическую деятельность. Основания для такого подхода действительно имеются. Другие полагают, что юридическая практика и юридическая деятельность — явления, обособленные друг от друга. Такую позицию принять сложнее. Целесообразней понимать под юридической прак­тикой единство юридической деятельности и сформированного на ее основе объективированного вовне юридического опыта.

При этом следует иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, юридическая практика немыслима без личного опыта, который формируется в процессе юридической деятельности. Личный профессиональный опыт находит свое выражение в знаниях, умениях, навыках, привычках, стиле работы и т. д. Во-вторых, существует объ­ективированный вовне правовой опыт, который формируется в про­цессе разрешения конкретных социально-правовых ситуаций, систе­матизации и обобщения материалов юридической практики и находит свое выражение в разнообразных актах-документах.

Юридическая практика — понятие объемное и системное, харак­теризующее структуру юридической деятельности. В этой связи при­нято выделять деятельность, которая отражает динамичный аспект юридической практики, и социально-правовой опыт, отображающий статический аспект юридической практики. Любая деятельность, включая юридическую, предполагает такие составляющие элементы, как субъект, объект и содержание. Юридическая деятельность охваты­вает юридически значимые действия, средства, способы и формы их осуществления, подготовку правовых документов, принятие решений и их результаты. В качестве элементов социально-правового опыта можно привести правоположения (устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера); знания, навы­ки и умения, которые приобретает практикующий юрист в ходе своей профессиональной деятельности.

Юридическая практика имеет определенную форму. Под нею по­нимают способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.

Различают внешнюю и внутреннюю форму.

Внешней формой юридической практики выступают разнообраз­ные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и т. п.), в которых закрепля­ются правовые действия, методы и средства их осуществления, а также вынесенные решения.

К внутренней форме, т. е. к способу организации, внутренней свя­зи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление юридической практики, в ходе которой определяется круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязан­ностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, сроки и время совершения юридически значимых действий, процес­суальные гарантии, условия и процедура принятия решений, порядок их обжалования и т. д.

Право как социальный институт нацелено на преобразование об­щественных отношений. Учитывая способ преобразования социаль­ных отношений, можно говорить о правотворческой, правопримени­тельной, интерпретационной юридической практике. В зависимости от субъектов юридической практики можно говорить о законодатель­ной, исполнительной, судебной, следственной, нотариальной, адво­катской практике.

Юридическая практика, оформленная в качестве системы юри­дических институтов, осуществляет регулятивную и охранительную функции. Юридическая практика может быть сориентирована на об­щесоциальные функции, к которым можно отнести гносеологическую (познавательную), информационную и ориентирующую. Юридиче­ская практика есть освоение и преобразование конкретного социаль­ного пространства в качестве правового пространства. В любой сфере юридической практики накапливается определенный опыт, нередко приобретаемый методом проб и ошибок. Этот опыт аккумулируется и передается в каждой юридической профессии.

Юридическая практика выполняет также и специально-юридиче­ские функции. К таковым относят прогностическую, правоконкретизирующую, правообеспечительную, консультационную и т. д.

В сферу правового регулирования входят все новые и новые виды общественных отношений. Соответственно, юридическая практи­ка становится все более обширной и в то же время узкоспециализи­рованной. В помощь практикующим юристам выпускается большое количество литературы, в которой рассматриваются особенности юридической деятельности по различным категориям дел: земельные, брачно-семейные, несостоятельность и банкротство, взыскание дол­гов и проч. Регулярно публикуются обзоры судебной практики. По­лучили известную популярность так называемые «настольные» книги соответственно судьи, прокурора, следователя, адвоката, нотариуса и т. п. В них содержатся практические рекомендации по разрешению определенной категории дел, подготовке юридической документации, методике сбора и оценки доказательств.

Юридическая практика первоначально формируется на основе по­требностей регулирования имущественных отношений. Так, Жак Ле Гофф в своей книге «Рождение Европы» отмечал, что в Европе XIII века университетский преподаватель возникает вместе с купцом. Европа ин­теллектуального труда рождалась бок о бок с Европой труда торгового.

Первоначально западноевропейские университеты имели три фа­культета: богословский, юридический и медицинский. Для поступле­ния в университет надо было окончить подготовительный факультет. На нем изучались так называемые семь «свободных искусств»: грамма­тика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Для поступления на медицинский и богословский факультеты ча­сто было достаточно изучить три первых предмета, что называлось «тривиум». Для того чтобы быть зачисленным на юридический фа­культет, надо было изучить все семь предметов, преподаваемых на подготовительном факультете. Богословские факультеты должны бы­ли способствовать выработке единой христианеко-католической док­трины, помогать церкви бороться с ересями, а юридические факульте­ты должны были формировать единое европейское право.

Лекции первого преподавателя римского права старейшего уни­верситета Болоньи доктора Ирнерия получили общеевропейскую из­вестность. Римское право рассматривалось как универсальное, при­менимое всегда и везде. По мнению современного американского профессора социологии Р. Коллинза, главным вкладом Средних веков в социальную практику были институты. Таким вкладом было рож­дение университета. Интеллектуальное сообщество приобрело свою собственную институциональную форму общения и воспроизводства. Преподаватели и студенты преимущественно занимались теологией и правом и в меньшей степени — медициной. Жан Лабрюйер в знамени­той книге «Характеры, или Нравы нашего века» писал о многочислен­ном судейском сословии и его претензиях на место в высшем обществе Парижа конца XVII века. В Лондоне целые кварталы занимали кон­торы адвокатов. Доктора права Сорбонны, Кембриджа, Геттингена и других европейских университетов пользовались почетом и уважени­ем. В Пруссии доктор права возводился в дворянское достоинство.

В настоящее время заниматься юридической практикой можно лишь при условии получения надлежащего юридического образова­ния. Переход к рынку сделал профессию юриста весьма популярной и востребованной. Одновременно с этим в сфере юридического образо­вания наметились определенные проблемы.

Молодежь справедливо олицетворяют с прогрессом. Современный философ А.С. Панарин глубоко прав в том, что «...именно избыток междисциплинарных, общетеоретических знаний у молодежи явля­ется гарантом ее способности к усвоению качественно новых ролей и источником социально-профессиональной мобильности. Если бы си­стема образования была "полностью адаптированной" к практическим нуждам промышленности и не содержала некоего "интеллектуального избытка", она бы готовила людей для данных, уже сложившихся про­фессий, но не содержала бы резервов для профессиональных новаций и межотраслевых движений квалифицированной рабочей силы». Иными словами, молодой человек или девушка должны выбирать такую схему образования, которая давала бы возможность социальной мобильности.

Д. Белл, автор концепции «постиндустриального общества», был убежден в том, что в новых исторических условиях только теоретиче­ское знание способно дать человеку уверенность в том, что он не поте­ряется в условиях рыночной стихии. Поэтому задача «нового» образо­вания состоит не столько в том, чтобы давать знания, сколько научить умению их получать, находить и осмысливать. В юридической сфере практика и теория также неразрывно связаны, как и в других.

В системе юридического образования особое место занимает об­щая теория права и государства. Общая теория права и государства среди юридических наук играет такую же роль, как философия среди общественных наук.

Если назначение философии — устанавливать скрытые связи между специализированными областями общественной жизни и специали­зированными отраслями знания, то назначение общей теории права и государства — устанавливать связи и закономерности, которые про­низывают все юридические науки и цементируют их как нечто иное по отношению к другим отраслям знания.

Что касается юридической науки как одной из сфер приложения тру­да юриста, то этот вопрос будет рассмотрен отдельно. Предварительно стоит лишь отметить, что юридическая практика, юридическое образо­вание и юридическая наука диалектически взаимосвязаны и определяют друг друга. Наука (теория) должна не просто осмысливать проблемы раз­личных социальных практик, но и осуществлять прогнозы, открывать законы и закономерности общественного развития, обогащая как прак­тическую юриспруденцию, так и юридическое образование.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...