Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крещение Господне (Мк. 1,9-11; Лк. 3,21-22; Мф. 3,13-17)



Своей проповедью и крещением покаяния ИК возбуждает интерес иудеев к идее мессианства. Именно в то время, когда ИК крестил, приходил Иисус. Это было недалеко от Иерихона (от впадения Иордана в Мертвое море). Иисус пришел не поправить ИК, а креститься. Почему? Зачем безгрешному принимать крещение покаяния? Ведь это крещение к приготовления принятия Мессии. В Евангелии сказано, что Он пришел исполнить весь Закон. Т.о. Христос показал этим, что Он имеет одинаковую с нами природу, Он пришел исполнить всё, что назначено для человека. Он принял на Себя уничижение. Крещением Христос берет на Себя грехи мира, а на Голгофе Он уже приносит Себя в жертву за эти грехи. Епифаний Кипрский: "Иисус в начале не выделялся Своей Божественностью и принял на Себя всё, что положено человеку принять, т.е. и крещение тоже". Амвросий Медиоланский: "Христос этим дал водам способность очищать". Блж. Иероним: "Иисус крестился, потому что Сам другим повелевал делать то же". Св. Григорий Богослов: "Христос показал пример как для иудеев, так и для христиан. Апостольские правила называют крещение днем явления. Некоторые древние аскеты говорили, что так Христос учил побеждать свои страсти. Поздние богословы говорят, что Крещение – это торжественное посвящение Христа на Его мессианское служение.

Время и место крещения. Ни один из евангелистов не говорит об этом. Вопрос остается открытым. По Мф. "Тогда приходит Иисус... на Иордан". "Тогда" – это скорее всего означает "во время" проповеди ИК. У Мк. "В те дни". Более конкретно, откуда приходит Христос – из Назарета Галилейского. Эта конкретизация специально для римских христиан. Считают, что Крещение было примерно под конец деятельности ИК. Иоанн Богослов: "Видя Иоанн... и говорит: вот Агнец Божий". Именно тогда и крестился Иисус. По Лк. Иисус Христос крестился тогда, когда все шли к ИК. По преданию, зафиксированному Апостольскими Постановлениями и некоторыми учителями Церкви – Оригеном, Климентом Александрийским – Крещение было 6 января. По словам Оригена, книга Иезекииля 1,1 "в пятый день четвертого месяца отверзлись небеса". По иудейскому календарю 4-й месяц соответствует нашему январю. В целом принято считать, что Иисус Христос крестился спустя 4 месяца после начала деятельности ИК где-то в начале 780 года от основания Рима. ИК начал проповедь осенью 779 года.

Место Крещения. Когда ИК отвечал иудеям на вопрос, кто он (Ин. 1,28), это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил ИК. Вифавара – евр. "переправа". Это священное место для иудеев, место перехода и переноса ковчега. Именно туда приходили иудеи совершить ритуальное омовение. Сейчас недалеко от того места находятся монастырь ИК. Был построен ещё по указы царицы Елены.

Знакомство Мессии с ИК. Мф. 14 стих: "Иоанн удерживал Его, говоря: мне надобно креститься от Тебя". По Ин., ИК не знал Его, но для того пришел крестить, чтобы Он пришел: "Я не знал Его, но Пославший меня сказал: на Ком увидишь Духа Святого..." ИК не хотел крестить Иисуса Христа. Мог ли ИК знать об Иисусе до Крещения? Вероятно, должен был знать, но говорит, что не знал. Как это объяснить?

1. Он мог знать Мессию как человека, но не знал, что Он – Христос.

2. Знал, но это равнозначно незнанию. Пославший: "На Ком увидишь Духа...", т.е. Крещение должно было выявить Мессию.

3. Мф. 3,14-15 – эти же слова имеются в Евангелиях Мк. и Лк. Экзегеты говорят, что эти стихи когда-то стояли после 35 стиха, как это в Евангелии Иакова. По Иакову: "По просьбе Христа...".

4. ИК не знал Иисуса. Когда он родился, родители вскоре умерли. Кроме того, он жил в пустыне. И именно Промысел Божий устроил так, что они не знали друг друга, чтобы устранить подозрения. Но как же тогда Христос узнаётся Иоанном? По внушению Духом. По внешнему виду Христа. По слухам. Благодаря опытности и прозорливости ИК. ИК делает логический вывод: зачем Тебе креститься от меня? По Мф. 35 стих: "Нам надо исполнить волю". Чью? Бога Отца. Ин.Злат.: ИК, оставив всякие рассуждения, сначала крестил". "Правда":

1. Часть ВЗ-го закона. Т.о. "правда" – это правда ВЗ-го человека.

2. Новозаветная правда. ИК стоит на меже двух Заветов, но Христос – в НЗ.

3. Совокупность как ВЗ, так и НЗ.

4. Всё дело служения Христа.

Знамения, которые сопровождали Крещение. Мф. "После Крещения Он вышел из воды..." "Тотчас" – не было омовения грехов. Другие экзегеты: некоторое время они еще пребывали в воде. По Мк. "Он крестился во Иордане". По Лк. "По Крещении Христос молился" о том, чтобы Отец дал силу перенести путь. Знамения: Отверзлось небо, низшел Дух Святый и бал глас Отца. Есть рационалистические толкования: испортилась погода, откуда-то прилетел голубь и т.д. Аллегорическое толкование: духовные переживания Христа. По Оригену, это чувства Самого Христа. "Увидел Иоанн". Для духовных очей Иисуса Христа небо всегда было отверсто, но теперь Он созерцает телесными очами. Есть предания, что Крещение было ночью, и был свет. Св. Иустин Мученик говорил о возгоревшемся Иордане. По Лк. "отверзлось небо". Лк. не конкретизирует, что же видел Иисус Христос, значит, не только Сам Христос видел.

Сошествие Духа в виде голубя. Авторы не говорят, были ли со Христом Его ученики. "Голубь". Или это обыкновенный настоящий голубь, или символ, выражающий, Кто и как крестится. В то время голубь был символом невинной жизни, кротости и любви. Этот же голубь явился в день Пятидесятницы в виде разделенных языков. На Христа голубь сходил не разделившись. Т.о. обладал полнотой Духа. Бог помазал Христа Духом. В синагоге Христос говорит: "Дух Господень на Мне". С момента сошествия Духа Иисус – Мессия. На Апостолов Дух сходит частями, предуготавливая их к соответствующему служению.

У Мф. голос Отца: "Сей". У Мк. и Лк.: "Ты еси". Неясно, на каком языке был голос. Толкователи полагают, что "Сей" и "Ты еси" – это субъективное восприятие объективных явлений.

"Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Первая часть фразы – это синоним слову "Единородный". "Благоволение" – Ис. 42,1: "К отроку, к которому благоволит душа Моя". В целом, это говорит о любви Отца к Сыну.

Факт Крещения имел особое значение в жизни Христа и всего человечества, т.к. Христос принял на Себя все грехи людей. В этом событии, кроме того, открылась великая тайна троичности. "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" – слова, говорящие об участии всей Троицы в возрождении человека. "Во имя" – это ВЗ-я традиция. В ВЗ призывать имя Бога означает довериться, верить и поклоняться Богу. В НЗ Христос говорит об открытии имени Бога ученикам, дабы они познали Бога. В кн. Деяний Апостолы, совершая чудеса, призывали имя Бога. В Крещении произносится имя Бога. Что значит креститься "во имя"? Термин "во имя" встречается и в торговле: "записать на имя" означает, что эта вещь принадлежит тому, на чье имя она записана, переведена. В магической области так же встречается термин "во имя". Имя произносилось у магов без перевода. Т.о. крещение "во имя" означает принадлежность, усыновление Богу как собственность для служения Ему. Это усыновление добровольное, носящее характер сотрудничества. В этом отличие от магической формулы. До сих пор восточные секты не переводят молитвы с санскрита. Это магия, а не мистика.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...