Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взаимоотношения Евангелий, сходства и отличия



Отличия Евангелистов:

Мф.: Христос – Сын Человеческий, обетованный в ВЗ.

Мк.: Христос – Сын Божий, учением Своим, особенно чудесами и воскресением, доказавший Своё Сыновство. Это Евангелие действия.

Лк.: Христос из Назарета – Спаситель всех. Христос не столько для праведников, сколько для грешников.

Ин.: Говорит об Иисусе Христе как о Логосе, Сыне Божием, Который воплотился по воле Отца и через искупление принес спасение сначала для иудеев, а потом и для всего мира.

Сравнивая, с одной стороны, синоптиков, а с другой Иоанна Богослова, можно найти общее:

1. Мф. и Ин. – оба говорят о Мессии. Но если у Мф. – это Мессия, обещанный ВЗ, то у Ин. Мессия – это Посланник Отца.

2. Мк. и Ин. – Мк. говорит об Иисусе из Назарета, Сыне Божием, Иоанн Богослов говорит о воплощении, учении, но не говорит о вознесении, а Мк наоборот – о делах и вознесении, не говорит о воплощении.

3. Лк. и Ин. – оба говорят о богочеловечества Христа. Но если Иоанн говорит о воплощении, то Лк. тоже говорит о воплощении и открывает способ воплощения, чего нет у Иоанна.

Мк., Мф. и Лк. очень сходны друг с другом. Они почти одинаковыми словами и последовательностью изображают Христа как галилейского Учителя, Пророка и Чудотворца. Мф. и Лк. говорят о Рождестве Христа и только они говорят о родословной Христа. Только у Мф. – до Авраама, а у Лк. – до Бога. Вот эти сходства дали основания ученым в середине XIX века назвать Мф., Лк. и Мк. синоптиками. Эти сходства породили т.н. синоптическую проблему: почему некоторые фрагменты Евангелий так сходны друг с другом? Возникает единый Лик Христа, "тетрамо,рфон" – четверообразный (греч.).

Основные попытки объяснить сходство Евангелий. Несмотря на то, что у каждого Евангелиста свои слушатели, источники, время и место написания, есть много сходств.

1. Теория общего устного первого Евангелия. Лука, например – это уже 3-е поколение принимающих устное Евангелие. Теория в целом приемлема.

2. Теория общего письменного Евангелия. Все Евангелисты пользовались Первоевангелием, предположительно написанным на арамейском языке.

3. Гипотеза 3-х редакций. 3 синоптика – 3 первоевангелия.

4. Теория взаимного использования. Мф. первый, Мк. использовал Мф. и т.д.

Различия в Евангелиях. Если сходства отражают общий фон Евангелий, общую тему и общее вдохновение Святого Духа (последним можно объяснить сходства), то различия указывают на независимость и самостоятельность писателей (по словам св., Иоанна Златоуста).

Во-первых, наши синоптики дают порой разный порядок и последовательность Евангельских событий.

Во-вторых, описывают разные события.

В-третьих, описывают разные детали событий.

Эти отличия были замечены давно, и были попытки обобщить Евангелия: св. Иоанн Златоуст (IV), блж. Иероним, блж. Августин "Евангельский консенсус" (кон. IV), прп. Ефрем Сирин. Существуют 3 термина этой попытки: консенсус, гармония, конкордация. Все они означают согласование или соглашение.

Св. Иоанн Златоуст говорил, что разности в наших Евангелиях – это не действительное противоречие, а кажущееся. Наши Евангелисты не следуют ни тематическому, ни хронологическому порядку. Лука также не следовал ему. Синоптики в сравнении с Иоанном, не следуют порядку при определении времени евангельского события и т.д.

1. При определении времени события, его географического места, нужно пользоваться всеми 4-мя Евангелиями.

2. Евангельские фразы "тогда", "после того" не всегда означают хронологическую последовательность. Часто они обозначают просто стиль писателя.

3. Писатели Евангелий не были копиристами. В древности не возбранялось пользоваться чужим письменным трудом. Евангелисты, возможно, пользовались источниками, но не копировали их.

4. Разный порядок событий можно объяснить тем, что сами евангелисты не преследовали эту цель, и во-вторых, Сам Христос повторял Свои чудеса (было много исцелений, например, слепоты), и Сам Христос, проповедуя, повторял Свои слова.

5. Если мы имеем разности в описании явлений, то это значит, что это отличное субъективное восприятие Евангелистов объективных событий.

6. Наша цель не выискивать эти разности и акцентировать на них внимание. Всё зависит от цели сличающего. Евангелие – это не литературный памятник, а произведение Святаго Духа. Евангелисты стремились ничего не упустить и не ошибиться.

7. Т.к. наши синоптики не были слепым орудием Св. Духа, то ошибки в мелочах возможны. Кроме того, Евангелие – это первоначально рукопись, и переписчики могли ошибаться.

8. Главное в Евангелии – Логос воплотился, жил, учил страдал, умер, воскрес, вознесся и опять придет.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...