Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пролог к Евангелию от Иоанна



У Луки первые 4 стиха несут в себе особое значение: цель, способ написания и т.д. Эти 4 стиха – предисловие к Евангелию от Луки. Предисловие ко всем 4-м Евангелиям есть Пролог Иоанна – 1-14 стихи (или 1-18 стихи).

Что думали и думают богословы по поводу вопроса, почему Иоанн Богослов в конце I называет Христа Логосом. Откуда у него этот термин? "Логос" греч. "слово". Т.е. "В начале было Слово" (или Мудрость, или Мысль в других толкованиях). Это место – одно из величайших достижений человеческого ума в области религиозного познания. В конце I в, когда христианство вошло не только в общение с иудеями, но и с язычниками, необходимо было ответить на вопрос, "кто есть Христос". Очевидно, отвечая на этот вопрос, Иоанн употребил слово "Логос".

Различные теории по этому поводу.

1. Иудейская теория. Для иудеев греческий термин "логос" был знаком и раньше как термин "слово". Этот термин был наполнен своим смыслом и выполнял свои функции. Евреи очень настороженно относились к словам. Если у иудеев 10 тыс. слов в обиходе еврейского языка, то у греков 200 тыс. Термин "Слово Божие" означал для иудеев какую-то особую активную мистическую Силу. Когда евреи переводили с древнееврейского на арамейский (таргумы), то вместо имени Божия они переводили "Слово Божие". И термин "Слово Божие" очень распространен в Библии ("Словом Божиим небеса утверждены").

У евреев есть сборники практической мудрости, составленные еврейскими мудрецами. Евр. "мэмро"(?) – мудрость, слово в русском языке – "притчи, премудрость". Эта мудрость – ничто иное как посредник между Богом и человеком. Эта мудрость по Библии является светом для людей, она пребывает вечно, ей приписывают особую мистическую роль.

Полагают, что Иоанн Богослов был знаком с понятием "мэмро" – "логос", и Христа назвал этим словом. Тем более, что за 100 лет до Р.Х. были написана книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Т.о. "логос" – "мэмро" – это творческая премудрая воплощенная силу у Иоанна Богослова.

2. Теория причастности греческой философии. Греческая философия имеет долгую историю. Слово "логос" у греков от глагола "говорить", и оно означало человеческое слово, разговор. Позже "логос" у греков – это мысль, разум, мудрость. У Гераклита Ефесского есть мысль о том, что Логос – это какая-то единая Мудрость, управляющая миром. Гераклит противопоставлял Логос человеческому слову. Может быть, Иоанн Богослов, имея эту идею в виду, хотел показать, что Христос и есть Божественный Логос. Логос у Гераклита и Логос у Иоанна Богослова – это два понятия, имеющие точки соприкосновения.

3. Теория о причастности александрийского иудейского философа Филона. Филон пытался соединить две культуры: иудейскую и греческую. Но Логос у Филона – это личность, несущая посредническую функцию, Логос – посредник Бога. Т.е. Логос – это мысль Бога. В результате, Иоанн Богослов, возможно, утверждает, что Христос и есть Логос, только Логос Божественный.

4. Теория Божественного Откровения. Иоанн утверждает, что на Патмосе он получил Откровение, поэтому считают, что Откровение – 1-я часть Откровения, а Евангелие – 2-я часть Откровения.

Так или иначе, Иоанн Богослов утверждает, что Бог стал плотью с целью спасти людей, показать им пример следования к Свету.

Ин. 1,1:

1. Логос пребывал до творения мира, пребывал предвечно. Бог всегда был подобен Иисусу, ибо с приходом Христа люди узнали, каким был Бог.

2. Логос и Бог между собой неразрывно связаны. Никто, кроме Иисуса, не мог поведать людям, Кто такой Бог, какова Его воля.

3. Слово было Бог. В греч. языке есть слово с артиклем "о Феос" – Бог. У Иоанна Богослова это слово без артикля – "Феос". В свое время в этом факте ариане искали подтверждение своей ереси, т.е. Христос – это другой Бог. Арианам отвечали, что Логос по характеру, свойствам и по существу одинаков с Богом Отцом. Другое объяснение: когда Иоанн употребил слово "Феос" без артикля, то имел ввиду единосущие Сына Отцу и неслиянность Их.

Почему Иоанн Богослов в самом начале не называет Христа Сыном, а называет Логосом? Для того, чтобы подчеркнуть бесстрастное предвечное рождение Сына.

В 3-м стихе отражено творение мира. Иоанн утверждал, что мир порочен. Греки учили, что этот злой мир не мог быть создан добрым богом, или мир был создан добрым богом, который потом удалился настолько, что люди остались сами по себе. Т.о. Иоанн опровергает это учение словами о том, что мир был создан благим Богом, однако, зло вошло в мир через волю человека. Несмотря на это, Логос пришел в мир, чтобы спасти мир.

В 4-м стихе проводится тема жизни и тема смерти. Логос – это жизнь человеков. Слово "жизнь" в Ев. от Иоанна употребляется 35 раз. Жизнь – это у Иоанна нечто противоположное смерти, а иногда и осуждению. У Иоанна говорится, что Христос верующим дает жизнь, исходящую от Бога. Вечная жизнь у Иоанна – это жизнь Бога. Войти в эту вечную жизнь человек может только через веру (слово, употребляемое у Иоанна 70 раз) во Христа. Верить – это убеждение человека, выражаемое в жизни человека делами.

Христос – Свет (слово употребляется 21 раз).

1. Иоанн Креститель свидетельствует о свете Христа.

2. Сам Христос называет Себя Светом людям. И люди могут быть сынами Света.

"Свет во тьме светит" или другими словами, Свет разгоняет тьму, Свет вскрывает злые дела, Свет показывает подлинный характер вещей, окружающих человека, Свет показывает истинные побуждения поступков человека.

3. Свет Христов является путеводителем. Человек вне Христа бродит по пути, который или не освещен, или освещен плохо. "...и тьма не объяла Его". Тьма (употребляется в Ев. от Ин. 7 раз) враждебна Свету. Человек, который творит зло, не любит Свет, и любит тьму. По Иоанну Богослову, Христос пришел в мир, который одолевает тьма, однако, эта тьма никогда не сможет одолеть Христа. В целом тьма у Иоанна – это жизнь без Христа.

"Не объяла Его". Эта тьма не поняла и не хотела понять, что есть этот Свет Сам по Себе. Иоанн говорит, что понять это можно лишь начав жить по Христу во Свете.

Во-вторых, тьма не победила Христа, хотя и делала для этого всё возможное.

В-третьих, тьма "не погасила" этот свет, в человеке неистребимо доброе начало в душе. С другой стороны, тьма не уничтожила носителей этого Света.

6,7,8 стихи. Об Иоанне Крестителе Иоанну Богослову необходимо было объяснить, кто такие Иоанн Креститель и Христос. Это было очень актуально во времена Иоанна Богослова. Иоанн Креститель – это отраженный свет Света Сына Божия. 8 свидетельств у Иоанна Богослова о Христе:

1. Свидетельство Бога Отца.

2. Свидетельство Самого Христа.

3. Дела Христа.

4. Писания.

5. Свидетельство Иоанна Крестителя.

6. Свидетельство апостолов и самого Иоанна Богослова.

7. Свидетельство видевших Христа людей.

8. Свидетельство Святаго Духа.

Термин "истинный" имеет 2 толкования:

1. Алифо,с – греч. "правильный, верный".

2. Алифи,нос – греч. "настоящий, подлинный".

Иоанн Богослов называет Христа истинным Светом, пришедшим в мир, чтобы просветить мир. По Иоанну Богослову, до Христа был какой-то свет, но Христос – настоящий Свет.

"Всякого человека" – просвещение каждого человека вне зависимости от его национальности, социального положения, образования и т.д. Греки смотрели свысока на непросвещенных варваров. Так же и римляне.

Иоанн Богослов смотрит на Логоса как на создателя древнего мира, Который пришел в мир, но мир Его не познал. Это было сказано в противовес учению греков. Греки утверждали, что есть некий Разум, стоящий выше человеческого. Греки говорили, что нравственный упадок идет рука об руку с национальным упадком. Христос пришел как человек в определенный народ ("свои"), в Палестину, к народу Божию, который должен был принять Его. Этот упрек не только иудеям, но и язычникам.

Было ли ошибкой считать, что для принятия Мессии Бог готовил только иудейский мир. Бог готовил и язычников. В большинстве оба эти пути не сработали. Но были и есть "чада Божии", "принявшие" Его.

Люди любой нации, религии и т.д. – все являются чадами Божиими, обо всех заботится Бог, но только некоторые из них встают в правильные отношения с Богом. По Иоанну Богослову, вступить в такие отношения можно только через веру в Иисуса Христа. Это сказано в противовес гордым иудеям, хвалившимся своим родом от Авраама.

"Верить во имя Христа". У иудеев имя указывало на сущность, природу Бога. Это гебраизм.

Качества последователя Христа: вера во Христа и особое отношение к Богу. Оценивать эти отношения будет только Бог.

14-й стих. Некоторые богословы считают, что ради именно этого стиха Иоанн Богослов написал свое Евангелие. Христос приходит в мир так, чтобы все могли видеть Его телесными очами. Для греков это была очень далекая мысль – св. Августин писал, что он не находил такой мысли у греков. Бог общался с миром только через посредников (гностики). Иоанн Богослов утверждает, что Христос стал подобен человеку во всем (во плоти), кроме греха. Докеты утверждали, что Христос не мог воплотиться в человеческом, грешном теле. Впоследствии Иоанн Богослов опровергнет докетов, говоря, что всякий дух, исповедующий Христа, пришедшего во плоти, есть дух от Бога.

"Благодать" у Иоанна – это незаслуженный дар Бога человеку. Кроме того, в этом слове заключена некая красота, гармония.

"Истина". Христос сказал: "Я есмь Истина". Христос указывает путь к Истине. Христос оставил Свой Дух, Который ведет к истине. Истина делает нас свободными. Но истина, порой, многим не нравится, вызывает противление. Есть люди, которые стараются всем угодить. Древние говорили по этому поводу, что учитель, который никого никогда не рассердил, и добра никому не сделал. Вопрос Пилата "что есть истина?" В Евангелии говорится, что Истина – Христос. У Флоренского говорится, что Истина – это то, что в действительности есть, что существует. Поэтому Христос говорил: "Я есмь Сущий".

"Слава". Сила Христова, Его чудеса есть Его слава. От людей Христос славу не принимал и не вверял Себя людям. Христос говорил, что сила Его – это слава Бога Отца. В Своей молитве Христос молится Отцу, чтобы Он прославил Его славой предвечной. Христос был проявлением славы Божией, а Апостолы являются проявлением славы Христовой. Это преемственность. Пришествие, воплощение Христа в мире было пришествием в мир славы Божией. "Шехи,на" – евр. "Слава Божия". В ВЗ шехина проявлялась в облаке, она осенила гору Синай, она наполнила скинию, она наполнила храм Соломонов. Шехина свидетельствует о близости Бога к людям в ВЗ. Другими словами, слава Божия – это близкое присутствие Бога к человекам. Иоанн Богослов поэтому и использовал термин "слава", чтобы показать близость Бога к людям во Христе.

Иоанн Богослов говорит, что слава Христа не была подобна пышности и богатству, и власти, но слава Христова – это сияние любви Бога к людям.

Одна из целей Ев. от Иоанна была показать, что Иоанн Креститель не был выше Христа. Это стих 15. Лучше всего было привести по этому поводу слова самого Иоанна Крестителя. Есть несколько толкований этого стиха:

1. Христос был моложе Иоанна Крестителя на 6 месяцев, т.е. Иоанн Креститель как бы говорит: "Тот, кто был моложе меня..."

2. Иоанн Креститель как бы говорит: "Я вышел раньше на проповедь, но я вышел, чтобы приготовить Ему путь".

3. Иоанн Креститель как бы говорит: "Логос от вечности, значит я по сравнению с Ним не имею большого значения; я недостоин быть слугой Ему. Т.е. Иоанн Богослов говорит в Ев., что Иоанн Креститель знал свое место, он не претендовал на место высшее места Иисуса Христа.

"Полнота" – это сумма всего того, что есть у Христа и во Христе. В послании Кол. 2,9 Павел говорит, что в Иисусе Христе обитает вся полнота. Кол. 1,19: "Во Христе обитает всякая полнота". Т.е. это полнота премудрости, полнота силы, благодати. Любой человек может приходить ко Христу с любой просьбой.

"Благодать на благодать" – это изобилие благодати, это значение радости.

1. Эта фраза показывает безграничность Христа.

2. Благодать во зависимости от ситуации, от эпохи бывает разной. Т.е. благодать взамен благодати, по просьбе нуждающегося человека.

3. Человек, как существо грешное, может и подниматься, и опускаться. Фраза в этом контексте означает непрерывность Божией благодати для падшего человека.

17 стих. Здесь возврат к ВЗ. Павел говорил, что Закон появился тогда, когда появился грех. Для человеческого грешного состояния необходим Закон. Иоанн Богослов говорит о том, что те, кто приняли Христа, являются уже чадами Божиими, отвечающие на любовь любовью.

18 стих. Всеобщее убеждение и у иудеев, и у язычников (Платон), что Бога невозможно видеть. Иоанн Богослов говорит, что Иисус из Назарета и открывает, Кто Такой Бог. Только Христос и был способен это сделать, потому что Он Единородный Сын, потому что Он Единородный Бог. "Моногени,з" – греч. "единородный, отличный от других, уникальный" и т.д. Т.о. Христос однороден Богу, единосущный Бог. Христос – это то же, что и Бог. Он един с Богом. Христос неразрывно связан с Богом. Христос существовал в лоне Отца. Это гебраизм, означающий самую высокую степень близости. "В недре Отчем" – то же самое. Это означает полную взаимосвязь между Отцом и Сыном. Христос пришел к людям из далекой вечности, и, в то же время, Христос стал близким человечеству. Слова "в лоне", "в недре" означают у евреев также степень близости матери и ребенка, мужа и жены.

Начало Евангелия от Луки. Первые 3 стиха являются, по мнению некоторых богословов, вступлением ко всем 4-м Евангелиям. Но это вряд ли справедливо. Поводом послужило то, что многие уже начали повествования. Кто такие многие:

1. Мф. и Мк.

2. Иные источники, кроме Мф. и Мк.

Скорее всего более достоверен второй вариант. Лука не был доволен этими сочинениями и решил написать Евангелие, заполнив все пробелы. Иные источники – это не обязательно апокрифы, но м.б. просто повествования, логии.

"Передали очевидцы Слова". Передача устная играет важную роль в древней Церкви. Лука говорит в этом стихе о том, что он сам не был очевидцем Слова. Источники Луки – это сведения от близких Христу людей и от людей, просто видевших Христа.

Луке передали сведения, во-первых, Божия Матерь, во-вторых, ап. Павел – это 2 основных источника.

"...рассудилось мне" – можно говорить, что это личная инициатива Луки или 2-я т.зр.: человек сам ничего не творит, но творит через него Бог, или 3-я т.зр.: это синтез и воли Луки, и воли Бога. Эта 3-я т.зр. является наиболее православной. Лука собирается писать с начала, по порядку. Также во вступлении указан и адресат: Феофил (см. раньше).

"...в котором был наставлен" – это значит, что Феофил был наставлен недостаточно – это одна т.зр. Вторая т.зр. – Евангелие и Деяния носят апологетическую цель: Феофил, как человек, приближенный к римскому императору, мог бы вовремя дать нужный совет императору о христианах.

Далее в Евангелии следуют описания благовестий.

Благовестие рождения Иоанна Крестителя. Лк. 1-25. Интересно, что в этом фрагменте есть фрагменты чисто греческого стиля и чисто еврейского стиля. В чем причина. Возможно, здесь сыграл роль и рассказ Богоматери, и греческая образованность Луки. Лука пишет ясно, четко и подробно об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Эта четкость и определенность не позволяют усомниться в подлинности данного фрагмента.

Ирод, с одной стороны, старался и угодить иудеям, и с другой подавить их национальный дух. Во время Ирода усилилось ожидание Мессии. Таким человеком, ожидающим приход Христа, был и Захария (Авий – 8-я череда из 24). Каждая череда служила 8 дней: от субботы до субботы. Древние историки определили и день зачатия, и дату рождения Иоанна Крестителя. "Иоанн" – евр. "Благодать Господня", "Захария" – "Память Господня", "Бог вспомнил". Священник должен был жениться только на чистой еврейке. Особенно почетно было иметь жену из рода Аарона. Елисавета и была такой женой. Иоанн Креститель должен был стать священником по праву рождения по Закону.

"...праведны пред Богом". Есть и лицемерная праведность. "...по всем заповедям и уставам беспорочно" – праведность законническая, ВЗ-я. Это не праведность Христова. Это праведность ожидания Мессии. "Заповеди" – Декалог, "уставы" – частные предписания Закона. В целом это совокупность всех ВЗ-х постановлений. Бог в ВЗ дал 3 рода заповедей: 1. нравственные; 2. судебные; 3. обрядовые.

7-й стих. У евреев обилие детей было знаком особого благоволения Бога и наоборот: бесплодность – гнев Божий. Но родители Иоанна Крестителя были "праведны пред Богом". Бездетность могла быть поводом для развода. Почему не было детей у Захарии и Елисаветы: 1. чтобы испытать их веру; 2. чтобы по достоинству оценить дар Божий – рождение Иоанна Крестителя. Елизавета и Захария были в летах преклонных. Рождение в этом возрасте – особое благоволение Бога. В ВЗ были примеры поздних родов: Исаак, Самуил. Эти примеры имел символическое значение.

8 стих и дальше: у евреев было около 20 тыс. священников. 24 группы – около 800 священников в череде. Они служили на Пасху все вместе. В субботы – не все, они каждый день совершали богослужения утром и вечером. Священники бросали жребий и определяли род своей деятельности при храме. Захария кадил в храме. Кадил перед завесой, где стоял стол с хлебами предложения и светильник.

"Множество народа" – указание на крупный праздник, может быть на праздник Очищения. Было утреннее время. Каждение и молитва совершались одновременно.

15 стих. Это не просто рождение обычного ребенка. Личные свойства Предтечи: Ему принадлежит "никогда не пить вина и сикера" (признак назорейства), "явися" – означает 1. внезапность; 2. констатацию факта. "Одесную" – у евр. означало близость, радость, надежду.

12 стих – Страх. Видение ангела возвещало близкую смерть.

13 стих – "молитва твоя услышана". Это может значить:

1. молитва о разрешении неплодства жены

2. молитва о скором пришествии Мессии

3. молитва о спасении иудейского народа.

14 стих. Радость – внутреннее чувство человека, веселие – внешнее выражение радости. "Многие" – 1. не только единицы, но все родственники; 2. весь Израиль; 3. весь мир.

16 стих. Деятельность Иоанна Крестителя будет сосредоточена в Израиле. "Многие" – это многие, но не весь Израиль.

Мал. 4,6 – 1. Проблема отцов и детей. 2. У Иоанна Крестителя была задача восстановить духовное единство между старым Израилем (верным Богу) и новым (непокорным) Израилем.

18 стих. 1. Вопрос Захарии был естественным, т.к. он был немолодой. 2. Захария должен был поверить Ангелу, т.к. поздние роды уже были в ВЗ. "Гавриил" – "сила Божия". Само имя говорит за справедливость сказанных слов Ангела. В кн. Даниила упоминается о Гаврииле, как благовестнике. Гавриил – предстоящий пред Богом, т.е. находящийся рядом с Богом. Это значит класс Ангелов, близких к Богу.

20 стих. За то, что не поверил. Не указан источник наказания: Бог или Ангел, но так или иначе, Ангел не простил Захарию.

21 стих. Задержка народа во святилище нежелательна во избежание несчастий. Народ ожидал, чтобы получить благословение или ожидал от недоумения. Иудейский раввин средневековья Маймонид говорил, что 2 священника служат в храме: первый кадит, второй благословляет народ.

23 стих. Захария, несмотря на случившееся, не ушел домой. 1. Захария ничего не сказал о случившемся своему начальству и остался при храме (это евангельский факт), тогда честь ему и хвала. 2. Начальства узнали о случившемся и оставили Захарию при храме, чтобы видеть, что это значит, и что будет дальше с Захарией.

24-25. Зачатие Елисаветой Иоанна. Она благодарила Бога за снятие поношения.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...