Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Если исагогика – это введение, состоящее из 2 частей: общая и частная, то экзегетика (от греч. "экзи,гисис" – толкование, объяснение, этот термин древние греки использовали для практического толкования своих древних классиков, когда пытались понять неясные слова своих оракулов, пифий, и, наконец, когда пытались толковать какие-то свои законы) – это библейское толкование. Отцом библейской экзегетики принято считать Оригена (III в.). Библейская экзегетика очень рано выделяется в самостоятельную науку (II-III века). БЭ имеет свой предмет – Св. Книги ВЗ и НЗ. НЗ-я БЭ использует свои научные методы и руководствуется установленными строгими принципами (церковное учение и предание).
Древние толкователи НЗ всегда напоминали о различных видах смысла. Бывает смысл буквальный (вербальный) и переносный (как правило, очень сложный).
Переносный смысл бывает аллегорический, мистический, прообразовательный (типологический), тропологический (тропос – поведение (греч.)).
Два метода толкования: исторический и аллегорический. Примерно в одно время возникли 2 школы БЭ: Александрийская (во главе с Оригеном, аллегорический метод БЭ) и Антиохийская (историко-грамматический метод). Между школами даже шла борьба по поводу избрания методов БЭ. Также был центр экзегетики в г. Эдесса (Сирия).
Примерно к IV веку отцы пришли к консенсусу (ибо крайности не суть православие): необходимо использовать 2 метода в синтезе. Поэтому такие толкователи как св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий используют уже 2 метода вместе.
К V веку были выработаны правила толкования:
1. Каждый толкователь обязан согласовывать один текст с параллельными местами других текстов.
2. Согласовывать свое толкование с учением Церкви.
3. Согласовывать свое толкование с учением или толкованием древних отцов и учителей Церкви.
4. Знать, как толковали до тебя этот текст другие экзегеты.
5. Использовать новые исторические, археологические, филологические исследования.
Герменевтика. Это один из разделов НЗ-й науки. Слово произошло или от известного Гермеса (сын Зевса, покровитель пастухов, играющих на свирели, ораторов, писателей и т.д.), или от римского(?) слова "ерминево" – объясняю, изъясняю. Т.о. если экзегетика – это практика истолкования, то герменевтика – это теория истолкования. Термин "ерминево" у греков значит:
1. У греч. философ – искусство понимания, толкования символов или иносказаний.
2. Позднее это искусство толкования Гомера.
3. У классиков – это искусство понимания и перевода древних памятников.
4. У философов – это искусство понимания другого "Я", другой личности.
5. У христиан – это искусство толкования Библии.
Герменевтика достигла расцвета у нас в XIX веке.
Была герменевтика и у иудеев:
1. Отношение к Св. Писания как к Слову Божию.
2. Вера в единство Священной истории. История евреев – это история, руководимая Богом.
3. Божественное откровение хотя и передавалось через людей, но было предназначено только для иудеев.
Христиане восприняли эти принципы.
Разделы герменевтики:
1. Ноематика (от греч. "но,ема" – смысл).
2. Гебристика (от греч. "еври,ско" – искать, находить).
3. Профористика (от греч. "профе,ро" – излагать, передавать).
4. Исторический очерк к толкованию Писаний.
Разделы экзегетики:
1. Евангелие как объяснение ВЗ.
2. Святоотеческая экзегетика (I-V вв.).
3. Византийская экзегетика (VI-XV вв.).
4. Средневековая западная экзегетика (VI-XI вв).
5. Средневековая католическая экзегетика (XII-XV вв.).
6. Католическая экзегетика эпохи Ренессанса (XV-XVII).
7. Протестантская классическая и новейшая (XVI-XX).
8. Православная русская экзегетика (XVIII-XX).
9. Греческая экзегетика (XIX-XX).
10. Католическая новейшего времени (XVIII-XX).
11. Внецерковная экзегетика – когда толкуют Св. Писание как литературный памятник.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1016 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!