Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История безопасности зарубежных стран



Существуют учения зарубежных учёных и мыслителей, внесшие значительный вклад в развитие, в том числе теории, безопасности и жизнедеятельности человека и общества.

Римский поэт и философ Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.) утверждал, что «природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами природы и открыть дорогу к счастью и блаженству». Знаменитый философ - идеалист Платон (428–348 гг. до н.э.) обратил внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей человека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жизненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной деятельностью, считая их признаками естественного упадка, перерождения вещей и явлений материального мира. Аристотель (384-322 гг. до н. э.), Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) в своих трудах рассматривали условия труда.Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирование телесных и душевных свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера. Древнегреческий историк Геродот (484–425 гг. до н.э.) связывал процесс формирования у людей черт характера и установление того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).

Среди восточных мыслителей особым образом выделяется древнекитайский философ Конфуций. Основа его учения направлена на осуждение людских пороков, поиски параметров идеального (в том числе безопасного) общества и государства, а основой рационального устройства социума должны быть этические категории и ценности: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот правильный путь жизни, истинное поведение». Эти категории и ценности в свою очередь объединялись в общий поведенческий ритуал (этикет), позволяющий найти гармонию в обществе и государстве: «Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной». В существенной степени проработаны у Конфуция и вопросы взаимоотношения с природой. Он говорил, что для того чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе, живому миру, природным ресурсам. Уже в то время он предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов.

Основными факторами, формирующими «катастрофическое сознание» людей средних веков, были низкая продолжительность жизни (вследствие большого количества эпидемий, высокой детской смертности, неурожаев и голода, кровопролитных войн) и эсхатологичность христианского понимания времени (идея Страшного Суда, завершающего историю, близкая гибель мира, Тысячелетнее Царство праведников). В этот период данное сознание в большей степени было направлено на внутренний мир человека, на действия по его подготовке к Страшному Суду.

На протяжении раннего средневековья энвайроментальное сознание, экологические теории практически не развивались. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. Положение вещей изменилось с наступлением эпохи Возрождения, о приближении которой возвестили труды таких средневековых ученых, как Альберт Великий и Роджер Бэкон. Перу немецкого философа и теолога Альберта Больштедтского (Альберта Великого) (1206–1280) принадлежит несколько естественнонаучных трактатов. Сочинения «Об алхимии» и «О металлах и минералах» содержат мысли о зависимости климата от географической широты места и его положения над уровнем моря, связи между наклоном солнечных лучей и нагреванием почвы, происхождении гор и долин под воздействием землетрясений и потопов. Он рассматривал Млечный Путь как скопление звезд, отрицал факт влияния комет на судьбы и здоровье людей, объяснял существование горячих источников действием тепла, идущего из глубин Земли, высказывал идею об изменяемости растений под воздействием среды. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1294) отмечал роль солнца в жизни организмов, обращал внимание на зависимость состояния органических тел от состояния среды и климатических условий в конкретной местности обитания. Это говорит том, что человек, как и все остальные организмы, подвержен влиянию климата – его изменения способны приводить к изменениям в телесной организации и характерах людей. Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452–1519). Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. Изучение истории жизни на Земле привело его к заключению о связи судеб Земли и Вселенной и о ничтожности того места, которое занимает в ней наша планета. Леонардо отрицал центральное положение Земли, как во Вселенной, так и в Солнечной системе. Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в своей работе «О горном деле». Наступление нового этапа в развитии экологических учений, энвайроментального сознания, возможно, связать с именем философа и логика Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), который провозгласил в качестве главной цели науки увеличение власти человека над природой. Это достижимо, по мнению Бэкона, лишь при одном условии – наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы, подчиняясь ей, человек, в конце концов, смог господствовать в ней и над ней. Итальянский врач Рамаццини Б. (1633-1714) исследовал причины профессиональных заболеваний, выделил ряд негативных факторов, присущих определенной профессиональной деятельности и вызывающих профессиональные заболевания. Работы Рамаццини положили начало развитию профилактической медицины и гигиене труда. Существенный вклад в развитие знаний о месте и роли человека в природной сфере, понимание структуры живых организмов, причин изменения животных и растений внесли: Роберт Гук (1635–1703), Антони Ван Левенгук (1632–1723), Жорж Бюффон (1707–1788), Карл Линней (1707–1778), Жан Батист Ламарк (1744–1829), Чарльз Дарвин (1809–1882) и др. В их трудах отрицается креационистская (как Божьего творения) точка зрения на происхождение человека и остального мира и cкладывается эволюционно (исторический подход к анализу явлений природной и социальной действительности). Это в значительной степени способствует утверждению и господству потребительского отношения к окружающей среде. Определенное влияние на развитие экологических представлений современников оказали идеи английского священника, экономиста и демографа Томаса Роберта Мальтуса (1766–1834). Им был сформулирован так называемый «закон народонаселения», согласно которому народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости.

Немецкие учёные и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития общества.

Наибольшую известность в изучении вопроса о влиянии индивидуальных качеств человека на несчастные случаи получил в своё время также немецкий учёный К. Марбе (1869-1953). Он своей теорией утверждал, что отдельные люди рождаются с предрасположенностью к несчастным случаям, обусловленной способностью к переключению установок, которая рассматривается как врождённое природное качество человека. Можно привести еще много примеров, которые свидетельствуют о человеческих усилиях, направленных на собственную безопасность, и вместе с тем можно привести не меньше примеров, которые дали основаниеЖану Батисту Ламаркупочти двести лет тому назад, а именно в 1809 г. заявить: «Иногда, кажется, что предназначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для жизни». Но катастрофические потрясения 20-го века превзошли все самые страшные опасения относительно судьбы человечества и могут рассматриваться не иначе как война на уничтожение, которую объявила современная цивилизация феномену человека.

В XX столетии человечество вошло в сложный период истории своего развития, когда оно овладело огромным научно-техническим потенциалом, но еще не научилось осторожно и рационально им пользоваться. Быстрая урбанизация и индустриализация, резкий рост населения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, усиление многих других видов антропогенного давления на природу нарушили биологический круговорот веществ в природе, повредили ее регенерационные механизмы, вследствие чего началось ее прогрессирующее разрушение. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущих поколений людей, существование человеческой цивилизации. Человечеству начала угрожать опасность медленного вымирания вследствие непрерывного ухудшения качества окружающей среды, а также исчерпания природных ресурсов. Стало понятным, что для устранения этой опасности необходимо пересмотреть традиционные формы природопользования и коренным образом перестроить хозяйственную деятельность большинства стран мира.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...