Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Корпоративный вектор развития конфессиональной православной прессы русского зарубежья второй половины XX века



Аннотация. Значительное внимание уделяется большой роли православных изданий в социальной и культурно-просветительской жизни эмигрантов. Обзор конфессиональной прессы показывает, что она сформировала единое религиозное мышление и определила парадигму христианских ценностей эмигрантов второй половины XX века.

Ключевые слова: корпоративная культура; конфессиональная пресса; третья русская эмиграция; православная пресса.

Третья русская эмиграция пришлась на 1960-1990-е годы и возникла как реакция творческой интеллигенции на отсутствие свободы слова в СССР, а также на идеологическое и политическое давление тоталитарной власти. Эмигранты «третьей волны» оказались на Западе в новых условиях, изначально они не ставили миссии сохранения русской православной культуры, ее преобразования и собственного возвращения на родину. Родившиеся, выросшие и интеллектуально сформировавшиеся в Советском Союзе, публицисты и журналисты-эмигранты не знали иной социально-политической и культурной реальности. Весьма представительный состав «третьей волны» русской эмиграции вызвал к жизни новые издательские инициативы.

Корпоративный, сплачивающий вектор обрела конфессиональная, и в частности, православная пресса русского зарубежья. Русская православная церковь за рубежом начала вести диалог с русскоязычным обществом. Значительную роль в социальной и культурно-просветительской жизни эмигрантов сыграли православные издания. Конфессиональная печатная пресса вела сотрудничество с творческой и научной интеллигенцией, журналистами-эмигрантами.

Пласт религиозных журналов составляли издания «Беседа» и «Мария». «Беседа» – религиозно-философский журнал малого формата, главным редактором которого стала Т. Горичева. Журнал «Беседа» издавался в Париже при участии Б. Гройса (Кёльн), имел выходные данные Ленинград-Париж [6, с. 23]. За десять лет, с 1983 по 1993 годы, вышло 11 номеров. «Беседа» поддерживалась швейцарской религиозной организацией «Вера во втором мире», которая заботилась о жизни церкви в восточно-европейских странах.

Женский религиозный журнал «Мария» первоначально появился в Ленинграде как орган русского феминистского движения. Однако после выезда его основательниц за рубеж он стал выходить во Франкфурте-на-Майне. Авторы издания – Татьяна Горичева, Анна Малаховская, Юлия Вознесенская.

Созданный в первый период эмиграции религиозный журнал «Православная Русь» продолжал выпускаться и во второй половине XX века. Этот церковно-общественный орган, основанный в 1928 г. «Братством преподобного Иова Почаевского», с 1947 г. выходил в Джорданвилле, затем в Шанхае.

Журнал христианской культуры «Символ» при Славянской библиотеке в Париже начал издаваться в 1979 году. Он выходил дважды в неделю и включал следующие разделы и рубрики: «В начале…», «Шаг за шагом по Библии», «Патристика», «Из истории русской общественной и религиозной мысли», «Наши публикации», «Архив славянской библиотеки», «Памятники древней христианской письменности». Преобладание религиоведческих и историко-религиозных статей говорит о концепции «Символа». Многие материалы толковали Священное писание, выходили в основном тематические выпуски журнала. Так, №16 за 1986 год был посвящен теме Страшного суда. Тематическая часть данного номера «Символа» объединяет статьи западных богословов. Среди постоянных авторов – католический священник Жозеф Бланк, епископ Франсуа Бюссини, доктор богословия и философии, профессор Вюрцбургского университета Александр Ганоши, специалист в области библейской истории, географии и археологии Морис Дю Бои, член Общества иезуитов Рене Марле, русский католический инок Всеволод Рошко. В основе их богословских разработок лежат размышления об Апокалипсисе – основной книге библейского Откровения, в которой повествуется о суде Божьем над миром.

Главный предмет обсуждений № 18 за 1978 год – икона. Автор этого номера – член Общества иезуитов Э. Зендлер, которому принадлежала аналитическая статья «Генезис и богословие иконы». В программной аналитической статье рассматривается эволюция иконы как религиозного образа, начало которого коренится в католической живописи. Этот выпуск был наполнен иллюстративным материалом – репродукциями икон, графическими набросками. Материал «Иоанн Дамаскин – защитник священных икон», написанный французским доминиканцем, постоянным сотрудником журнала «Духовная жизнь» П. Камло, представлял собой синтез историко-аналитической статьи и портретного очерка. Другой жанр – искусствоведческая статья – был представлен материалом профессора Московского университета Б.А. Успенского «О семиотике иконы».

Один из номеров 1988 года был посвящен 1000-летию Крещения Руси. В №19 за 1988 год много цитат из «Повести временных лет», библейского писания. Встречаются и аналитические статьи, например, материал русского религиозного мыслителя, историка и публициста Г.П. Федотова.

Журнал «Русское возрождение» – независимый русский православный национальный орган (Париж – Москва – Нью-Йорк) – издавался князем С.С. Оболенским, проживавшим во Франции. «Русское возрождение» выходило при поддержке Комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения русского народа при Архиерейском Синоде Русской Православной церкви за границей. В редколлегию входили профессор В.И. Алексеев (США), профессор А.Е. Климов (США), профессор Р.В. Плетнев (Канада). Журнал ставил задачу быть «собирателем и глашатаем духовных чаяний народа в годы, предшествующие тысячелетию его крещения (988-1988)» [4, с. 3]. Основываясь на православном и национальном самосознании, издание преследовало цель бороться с клеветой, «столь часто возводящейся на русскую нацию, на ее духовные устои, историю, культурные и государственные традиции» [4, с. 3].

Публицистика эмиграции «третьей волны» возвратила себе исследовательский православный пафос. Протоиерей А. Киселев и писатель-эмигрант А.И. Солженицын обращались к историческим жанрам. Одна из центральных тем журнала «Русское возрождение» – проблема исторической памяти. Так, А.И. Солженицын не просто писал аналитические статьи, исследовал и излагал мысли о православии, взаимоотношениях Запада и Востока, но и активизировал интерес читательской аудитории к прошлому. Корпоративный вектор этого издания был нацелен не только на Европу. На последней полосе каждого номера «Русского возрождения» содержался призыв: «Желающих содействовать бесплатной передаче журнала в Советский Союз просим увеличивать подписную цену насколько кто может» [4].

«Вестник Р.Х.Д. (Русского христианского движения)», издаваемый также в Париже, Москве, Нью-Йорке, содержал следующие разделы: «Богословие и философия», «Литература и жизнь», «Судьбы России». Ответственный редактор издания – Н.А. Струве. В редколлегию журнала входили архиепископ Сильвестр, протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Алексей Князев, протоиерей Кирилл Фотиев, а также О. Раевская, Н. Струве. Религиозные рубрики «Исповедники и мученики XX века», «Русская церковь сегодня», «Вопросы общественности», «Письма в редакцию» включали религиоведческие статьи А.И. Солженицына, протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Александра Шемана, Виктора Аксючица, Бориса Лосского, Б.С. Кузина, Аврила Паймана, З. Шаховской.

Материалы журнала «Вестник Р.Х.Д.» имели агитационное содержание; часто они представляли собой субъективный монолог, где ярко выражалась личность и позиция автора. На страницах всех исследуемых журналов встречаются проповеди священнослужителей. Используя элементы проповеди, авторы стремились воздействовать не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу читательской аудитории. В них авторы аргументированно выражали отношение к религиозным фактам, явлениям, закономерностям и общественным событиям.

Таким образом, «третья волна» эмиграции сумела основать за рубежом значительное количество православных периодических изданий, которые заняли определенную нишу русскоязычного медийного пространства. Корпоративный вектор конфессиональной журналистики русского зарубежья определил не только корпоративную направленность тематики, концепции, структуру изданий, но и информационную политику русской православной церкви за рубежом. Кроме того, эта пресса формировала единое религиозное мышление, определяла парадигму христианских ценностей эмигрантов второй половины XX века.

Литература

1. Зарубин В. Путеводитель по русской и русскоязычной периодике в Европе / В. Зарубин // Москва. – 1991. – №1. – С. 198–207.

2. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918–1940: в 3 т. Т.2. Периодика и литературные центры. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 640 с.

3. Нечаева М. В. Журналистика русского зарубежья: основные издания: учеб. пособие / М. В. Нечаева. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 59 с.

4. Русское возрождение: независимый русский православный национальный орган. – Париж – Москва – Нью-Йорк. – 1979 (III-IV). – №7–8.

5. Символ: журнал христианской культуры. – Париж. – 1979. – №16 – 19.

6. Скарлыгина Е. Ю. Журналистика русской эмиграции: 1960-1980-е годы: учеб. пособие / Е. Ю. Скарлыгина. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 109 с.

N. Baybatyrova

CORPORATE DEVELOPMENT VECTOR OF Confessional
ORTHODOX RUSSIAN FOREIGN PRESS IN THE SECOND HALF
OF THE XX CENTURY

Abstract. In the article considerable attention is given to the role of large Orthodox publications in the social, cultural and educational life of emigrants. Overview of confessional press shows that it has formed a single religious thinking and defined paradigm of Christian values of the emigrants of second half of XX century.

Key words: corporate culture; confessional press; third Russian emigration; orthodox press.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...