Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Антониев монастырь был основан в 1117 г и достроен в 1119 г. Антонием Римлянином, который, согласно легенде, приплыл в Новгород из Рима на камне (камень лежит в притворе справа от входной двери в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы под фреской епископа Новгородского Никиты). Антоний был прославлен как святой в 1131 г. новгородским епископом Нифонтом (1130—1156) и был похоронен под плитой справа от алтаря в этом же соборе.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы — одна из немногих сохранившихся трёхкупольных церквей России. В алтарной части храма расчищены фрагменты фресковой живописиXII в., несколько средневековых фресок. Интересна фигура человечка в кафтане, над головой которого процарапано имя «Петр». Предполагается, что это имя зодчего, строившего храм. В соборе проходят концерты духовной хоровой музыки.
В 1740 г. при монастыре была основана духовная семинария. В 1918 г. семинария была закрыта. В 1920 г. был упразднён Антониев монастырь. Сейчас монастырь входит в Объединённый музей-заповедник Великого Новгорода; он не возвращён Русской православной церкви, на территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Ансамбль Антониева монастыря - памятники древнего новгородского зодчества XII -XVII в.в.
Аркадиевский монастырь был основан и назван именем игумена Аркадия, который основал монастырь в 1153 г. до своего избрания епископом Новгородским (1156—1165).
Первоначально была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1188 г. был заложен и в 1189 г. освящен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Многие бояре, в том числе несколько посадников, помогали монастырю в течение столетий. В 1206 г. посадник Твердислав Михалкович построил надвратный каменный храм Симеона Столпника; в 1395 году Исаак Онцифорович возвёл в камне собор архангела Михаила и др. В 1764 г. Аркадский монастырь был упразднен. После этого Успенская церковь около ста лет была приходской. Разобрана в 1860-х г.г
Свято-Юрьев мужской монастырь. По преданию, основан в 1030 г. князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 г. Расположен у истоков Волхова, недалеко от озера Ильмень.
Строения монастыря первоначально были деревянным, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 г. повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Построен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи. В 1130 г. он был освящён во имя Геогрия Победоносца Новгородским епископе Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 г. в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 г. — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 г. — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 г. и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 г. — Дмитрий Шемяка.
Мстислав наследовав престол киевский в 1130 г. наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. При реставрации монастыря в 1990-е г.г. была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо». Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 г.г..
В XII—XIII в.в. монастырь стал государственным монастырём Новгородской феодальной республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов. После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.
В 1822 г. во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России, которая помогала на свои средства вести реставрационно-строительные работы.
За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 г. была построена колокольня. Она представляет из себя четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Воздвигнута. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине — «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны).
В 1921 г. было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. К 1924 г. в Юрьевом монастыре оставалась шесть церквей, к 1928 г. из шести уцелела только одна. В 1929 году монастырь был закрыт. В 1920- 1930-х г.г. монастырь был разорён и ограблен. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.
После войны на территории обители жили оставшиеся без крова люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.
Интерес представляет Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» близ Юрьева монастыря.
В «Витославлицах» открыты для посещения храмы, избы, кузница, гумно, выставки, которые отражают уникальные явления народного быта. Все постройки подлинны, перевезены из разных уголков Новгородской земли. Старейшая из них — церковь Рождества Богородицы из села Передки 1531 г. — самая древняя из сохранившихся на севере Руси. Особую известность для местных жителей и туристов приобрели постоянно проводимые праздники фольклора и ремесел, святочные гуляния, фестивали колокольных звонов
Зверин-Покровский монастырь — женский монастырь находится в Новгороде, на левом берегу Волхова, где до строительства монастыря располагался зверинец в заповедном лесу, где охотился новгородский князь. В летописях впервые упоминается в 1148 г.
Монастырь знаменит двумя древними церквями - церковь Симеона (1468 г.) и чудотворной иконой святого Симеона Богоприимца. Главная церковь в монастыре называлась — Покров Святой Богородицы, храм с XII в. был деревянным, а в 1335 г. на его месте заложен каменный. Собор был освящен во имя Покрова. После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери. В 1851 г. рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол.
В церкви Симеона хорошо сохранились фрески XV века — погрудные изображения святых (церковный календарь на стенах храма). Третья деревянная церковь Благовещения не сохранилась.
Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь - православный мужской монастырь в окрестностях Великого Новгорода. Впервые упоминается в летописи под 1408 г. в связи с приходом в монастырь св. Михаила Клопского. Главной святыней монастыря являются мощи св. Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне Троицкой церкви. В 1934 г. монастырь был закрыт. В 2005 г. возвращён Новгородской епархии.
Николо-Вяжищский монастырь — женский монастырь, основан в конце XIV в. иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи - 1411 г. В 1411 г. построен Никольский собор (из дерева), в 1419 г. был сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого. До наших дней сохранились постройки уже второй половины-конца XVII века: Никольский собор (1681—1683 гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694—1698 гг.) и жилой корпус. Особенностью построек конца века является использование цветных изразцов — ленточными фризами опоясывающих здание монастыря, украшающих оконные наличники.
В 1764 г. Николо-Вяжищский монастырь не был уничтожен, но все его земли были секуляризованы. В XVIII—XIX в. на его территории располагалась монастырская тюрьма. В1920 г. монастырь был закрыт. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В 1964 г начались реставрационно-восстановительные работы. В1989 г. Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. В 1990 г. состоялось освящение нижнего храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Монастырь стал ставропигиальным, женским (Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким).
Савво-Вишерский (Саввино-Вишерский, Саввин Вишерский) монастырь (известен также под именем Вознесенской Саввиной пустыни) — мужской монастырь в Новгородской области на берегу реки Вишеры. Основан в начале XV в. св. архиепископом Симеоном и Саввой Вишерским, до этого основавший Саввин монастырь на реке Тьме в Тверской области. В 1460-х г.г. здесь было составлено «Житие Саввы Вишерского», одним из авторов которого стал игумен монастыря. Вскоре была построена церковь Покрова Богородицы. В конце XV в. Саввино-Вишерский монастырь был пожалован землей от Славенского конца Торговой стороны Новгорода. В 1662 г.г. была построена каменная Вознесенская церковь и каменная церковь во имя преподобного Саввы. В том же году каменная церковь Покрова, в которой сохранялись мощи преподобного, разрушилась, и деревянная рака была повреждена. Эта церковь была вскоре перестроена, в 1670 г. сооружена новая рака. В 1764 г. монастырь оказался среди тех, которые были закрыты Екатериной Второй. Однако через семь лет снова возобновлён. Монастырь был заново отстроен, украшен, а территория увеличена. В 1930-х годах закрыт. Сейчас не действует.
Свято-Преображенский Варлаамо-Хутынский действующий женский монастырь Русской Православной Церквин расположен на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его. Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 г.). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена в 1192 г. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского. В 1562 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный. В 1611 г. монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 г. в своём доме в имении «Званка». Монастырь был закрыт в 1925 г.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В1993 г, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Сырков монастырь — православный монастырь в окрестностях Новгорода. В настоящее время монастырь недействующий и находится в руинированном состоянии (пострадал в годы Великой отечественной войны), ведутся восстановительные работы.
Монастырь в честь сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской на реке Веряжи был основан по обету новгородским боярином Фёдором Сырковым около1548 г. В 1570 г. монастырь пострадал при расправе Ивана IV над Новгородом, в Смутное время монастырь неоднократно подвергался разорению от поляков, шведов и литовцев. До 1694 г. Сырков монастырь находился в зависимости от Вяжицкого-Николаевского монастыря. В 1712 г. монастырь из мужского был преобразован в женский, под именем «Новодевичьего». Монастырь известен прожившей в нём 20 лет в затворе Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 г. в окрестностях Тихвина и отождествляемой некоторыми исследователями с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Могила находится у стен Владимирского собора монастыря.
Валдайский Иверский Святоозерецкий Богородицкий мужской монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. в честь чудотворной Иверской иконы Божьей Матери. Это был крупнейший монастырь, который мыслился патриархом, как важное звено в превращении Москвы в третий Рим, объединении вселенского православия на русской почве и собирании крупнейших мировых святынь на Руси. Патриарх Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, нарек Валдайское озеро Святым. Монастырь назвал Святоозерским.
Иверский монастырь. В 1653 г. были построены две деревянные церкви - Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря был архимандрита Дионисий.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В 1654 г. в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей в серебряную раку
В 1655 г. в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Иноки перевезли с собою свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело.
В 1656 г. была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Могучий белоснежный собор украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило " специально выписанное из-за границы Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. На средства патриарха к открытию собора был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 г. на освящение Успенского собора.
Монастырь получает статус первоклассного (число братии до 200 чел.). На Большом Церковном Соборе в 1666 г. Никон был осужден. Все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты, их вотчины были взяты в казну, а строительство остановлено. В 1668 г. в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 - 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами". В 1704 г. пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора от пожара. В сер. XVIII в. собор расписан заново. До нашего времени дошли от первоначального убранства соборакованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII в.. Древняя живопись Успенского собора не сохранилась.
Иверский монастырь к нач. XVIII в. приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. Иверский монастырь теряет самостоятельность и большую часть своего церковного имущества.
В 1764 г. Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс. По Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.
В 1858 г. была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. Отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители.
Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.
В 1918 г. Советской властью были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. В 1919 г. монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 г. Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения, в 1930-е г.г. в монастырских помещениях располагались мастерские, в военное время находился госпиталь, больница для больных туберкулезом. В 1970-е г.г. на территории монастыря была открыта база отдыха.
Часовня Иверского монастыря построена за один год (1826 в память императора Александра I, чье тело одну ночь при следовании траурной процессии из Таганрога в столицу находилось в храме Св. Екатерины. Освящена во имя Св. Иакова Боровичского, юродивого, жившего в XVI в., чьи мощи находятся в Иверском монастыре. Часовня располагалась на оживленном тракте Санкт-Петербург - Москва, пересекавшем Валдай. Таким образом, любой проезжавший по тракту имел возможность совершить церковные обряды, не отклоняясь от основного пути следования и не заворачивая в монастырь, расположенный в 9 верстах от города. Часовня представляет собой образец миниатюрной постройки в формах классицизма — это небольшой четверик, окруженный с востока и запада колоннадой. Каменный четверик увенчан большим куполом. В 1999 г. часовня освящена и вновь передана монастырю.
Посещение монастыря позволяет познакомиться не только с уникальным историко-художественным центром русской культуры, но и прикоснуться к животворящей силе православия: В 1991 г. Иверский монастырь был передан Русской православной церкви.
Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. По легенде, его основали благочестивые монахи-отшельники, которые выбрали для молитв и спасения души очень тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину от сильных ветров закрывали холмы, поросшие хвойным лесом, с юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста. Большую известность монастырь получил во второй половине XVI в. в связи с перенесением в него мощей св. Иакова (1545). В 1654 г. патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - «Русский Афон», - повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, где осталась частица мощей святого, был приписан к Иверскому. В настоящее время действующей является церковь Иакова Боровичского, 1792 г.
Перынский Рождества Богородицы Скит - расположен в живописном месте у истока реки Волхов и озера Ильмень. В дохристианское время здесь находилось капище бога Перуна. В 989 г. после крещения Великого Новгорода деревянная статуя была сброшена в Волхов, а на месте капища основан мужской монастырь. В XIII в. церковь Рождества Богородицы была построена в камне, и сейчас представляет собой самый миниатюрный храм домонгольской Руси. Сегодня обитель возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.
1960-е годы
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2078 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!