Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Строительство Новгородского Кремля



Первое упоминание в летописи о строительстве Кремля, или Детинца, как называли его в древности, в Новгороде встречается в 1044 г., когда князь Владимир Ярославич заложил в Новгороде дубовую крепость (детинец или кремль), Остатки каменных стен новгородского Кремля можно увидеть в кладке у Софийской звонницы. Их создание относится к нач. ХI в, когда совершались военные походы с берегов Волхова на Константинополь.

Деревянный Детинец XI—XII вв. был надежной крепостью. В 1065 г. деревянный детинец был захвачен полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Крепость XI в. имела двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны — Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к северным воротам, вторая — к южным воротам. Главной улицей детинца была Пискупля (то есть Епископская), выходившая к Великому мосту.

В середине XI в. к Детинцу были присоединены северо-восточная и южная части современного кремля (первую часть называли «Окром», а вторую «Околотком»). В 1097 г. деревянный Новгородский детинец сгорел. Вновь он был срублен при князе Мстиславе, сыне Владимира Мономаха в 1116 г. В этот же год Детинец был увеличен в южную сторону и достиг размеров современного кремля.

Кремль стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. В плане имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Наружный периметр его стен 1487 м, наибольшая длина с севера на юг 565 м, ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га.Каменная кладка стен состоит из известняка и булыжника. Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова - от 3,6 до 6,5 м. Высота колеблется от 8 до 15 м. Глубокий ров окружает Кремль с севера, запада и юга. Вдоль Волхова на большом протяжении стен были башни, которые в настоящее время отсутствуют.

В 1136 г. власть князя была сильно ограничена, и он становится зависимым от вече. Князья переселяются наГородище, а Детинец с этого времени становится оплотом новой власти — Новгородской вечевой республики. Значительную часть Детинца занимала резиденция архиепископа - Владычный двор, который застраивается многочисленными церквями, жилыми и хозяйственными постройками. В 1262 г. после пожара стены Детинца были отстроены заново.

В течение XIV – XV в.в. происходит постепенная замена деревянных укреплений Детинца каменными. Это время оживления строительства в Новгороде, вызванного нашествием орд Батыя. В 1302 г. в новгородских летописях встречается сообщение о закладке каменного города, о строительство каменных проездных башен Ответ 1. надвратных церквей — Воскресенской (1296), Спасской (1297), Покровской (1305), Владимирской (1311г.), каменных укреплений Владычного двора, самой главной части Детинца, откуда и началась постепенная замена деревянных стен каменными

Важный этап строительства связан с именем архиепископа Василия, крупного политического деятеля, который проявлял большую заботу об укреплении Новгородской земли. В 1331 — 1334 гг. владыка Василий возводит в камне прибрежный участок между Владимирской, Пречистенской и Борисоглебской башнями.

При новгородском владыке Евфимии (1429–1458 гг.) начинается каменное строительство Владычного двора, главным сооружением которого стало здание, выстроенное в 1433 г. От этой постройки сохранилась Грановитая палата.

Владычная или Грановитая палата новгородского кремля — одно из интереснейших зданий некогда большого комплекса сооружений средневекового Владычного двора. Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готических построек, ее освещали стрельчатые высокие окна, в интерьер вели порталы с лучковым фронтоном. Живописные работы были выполнены в 1441 г. Но в последующие столетия здание и снаружи и внутри претерпело значительные изменения. Название палаты «грановитая» появилось в публикациях в I пол. XIX в. Название свое она получила из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами — «гранями». Во время II Мировой войны, в период оккупации Новгорода, в верхнем этаже был устроен ресторан и казино для немецких офицеров.

Следующее грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Это произошло в 1478 г. при великом князе Иване III. Новгород вошел в Московское государство не только как важный экономический центр огромной территории, но и как могучая крепость на северо-западных рубежах Руси. Вскоре после падения независимости его оборонные сооружения были подвергнуты реконструкции, т. к. не вполне соответствовали военной технике того времени (в связи с развитием артиллерии бойницы Детинца оказались недостаточно удобными для размещения в них огнестрельного оружия). Строительство закончилось в1490 г. Перестройка Детинца была столь значительной, что фактически он был построен заново. Cтроители крепости оказались связанными его древним планом. Археологические исследования подтвердили это: стены и башни поставлены на прежние места.

Архитектурные формы стены на разных участках прясла неодинаковы. Северная часть, возведенная в конце XV в. и перестроенная в XVI и XVII вв., была реставрирована в послевоенные годы. Несмотря на многочисленные перелицовки, сохранились участки древней кладки, однако зубцы восстановлены не на полную высоту.

Южная часть протяженностью 172 м сооружена заново после обрушения стены в 1862 г. Крепостную стену построили из нового кирпича без всякого соблюдения древних форм. Ради экономии ее сделали значительно тоньше и с весьма глубокими нишами. Часть новой стены занимают помещения, устроенные внутри стены под архив Казенной палаты, по всей вероятности, в 80-е гг. XIX в. В настоящее время большая часть стен реставрирована в 1950-1960 гг.

Башни были проезжими и глухими. Они различались по своим размерам, архитектурным формам и планам. В XV в. проезжих башен было пять - Пречистенская, Спасская, Покровская, Воскресенская и Владимирская. Пречистенская и Воскресенская башни утрачены (на их месте проезжие арки), а Покровская башня при перестройке превращена в глухую. Проездные башни по сравнению с глухими значительно выступают вперед, а их внутренние фасады находятся на одной линии с крепостными стенами. Отличительной чертой новгородского Детинца было строительство надвратных церквей. Все пять проездных башен в XV в. имели надвратные храмы. Они венчали ворота, примыкая изнутри к башням.

Глухие башни - Дворцовая, Княжая, Златоустовская и Кукуй - квадратные в плане, Митрополичья и Федоровская - круглые. В отличие от проездных, они поставлены посередине крепостных стен и имеют почти равные выступы внутрь и наружу от примыкающих к ним стен. Внутри каждая башня разделялась на пять или шесть ярусов. Ярусы башен соединялись между собой деревянными лестницами. Каждая из башен имела выходы на боевой ход крепостной стены. Нижние ярусы могли использоваться для хранения боеприпасов. Башни, кроме того, были снабжены устройствами для подъема орудий и боеприпасов.

Из двенадцати башен, которые имелись в Детинце XV в., до нашего времени сохранились лишь девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кукуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская.. Не все принятые ныне названия башен исторические. Наименования “Дворцовая”, “Княжая”, “Кукуй”, “Митрополичья” введены авторами краеведческой литературы сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., но ими пользуются, поскольку в материалах XVII-XVIII вв. устойчивых названий они так и не получили. Большинство башен реставрировано в первоначальных формах конца XV в. (за исключением Кукуя (41 м.) и Покровской).

Несмотря на сугубо военное назначение, башни новгородского Кремля выразительными, стройными пропорциями. Большинство башен имеет декоративное убранство. Особая торжественность, праздничность Кремля - свидетельство влияния культовой и гражданской архитектуры на крепостную.

Древнее деление Новгорода на Софийскую и Торговую стороны сохраняется и до наших дней.

Центром Софийской стороны был Кремль. Войдя в Новгородский Кремль сразу можно увидеть Софийский собор и знаменитый памятник «Тысячелетию России». Композиция памятника напоминает форму колокола (в память новгородского вечевого) или шапки Мономаха.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей — самое раннее из сохранившихся каменных сооружений не только Кремля, Новгорода, но и всей России. Он возведен при князьях Ярославе Мудром и его сыне Владимире в 1045 г. Строительство завершёно в 1050 г. Со временем стал политическим символом города. Его сооружение положило начало серии построек так называемых княжеских храмов.

София Новгородская уже в 30-х г.г. XII в. перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Собор был свидетелем многих исторических событий. Здесь хранилась казна города, в нем располагалась древнейшая библиотека

Со временем он стал политическим символом города. Его сооружение положило начало серии построек так называемых княжеских храмов.

Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV в. Очертания этого купола напоминают шлем русского воина-богатыря. На его золоченом кресте уже почти тысячу лет сидит голубь. Значительный интерес представляет западный фасад собора, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г. 2. На стенах Софийского собора сохранились фрагменты фресковой росписи XII века, а также многочисленные надписи.

Сегодня в соборе можно увидеть уникальные фрески XI-XII вв., иконостасы с иконами XV-XVII вв. Главный Успенский иконостас по праву можно назвать шедевром мирового искусства. В соборе хранится русская национальная реликвия — чудотворная икона «Знамение Божьей Матери» (XII в.), которая в 1170 г. спасла Новгород от суздальцев. Главный вход в собор украшают бронзовые врата со сценами из Ветхого и Нового Заветов, отлитые в XII в. в Магдебурге. Храм отрыт для богослужений.

С 1991 г. Софийский собор стал доступен не только как музей, он стал действующим храмом. Теперь тысячи паломников приходят в собор, чтобы поклониться гробницам с мощами основателя собора — новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, иконам XV-XVII в.

К Софийскому собору примыкает уникальное архитектурное сооружение Софийская звонница. Первое упоминание о Звоннице Софийского собора содержится в летописи 1437 г.

В Смутное время, летом 1611 г., Новгород был захвачен шведами. Вплоть до 1617 г они удерживали город и вернули его России в соответствии со Столбовским мирным договором. После Смутного времени была существенно перестроена звонница Софийского собора. Пять шатров, венчавших звонницу, заменили пятью «щипцами». Пролеты были растесаны. В конце XVII в. переделали западную пристройку. В XVII в. сделано и крыльцо, примыкающее к юго-западному углу пристройки. Тогда же был построен и домик при звоннице. Сегодня звонница восстановлена. Отлиты новые колокола. На выставке «Древние колокола Великого Новгорода» представлено 14 колоколов. Самый большой из них весит более 20 пудов (около 320 кг), а самый маленький — более 1,5 пуда (около 24 кг). Расположена в Звоннице смотровая площадка.

В 1862 г. в Новгороде был установлен памятник - скульптора М. Микешина «Тысячелетие России» в центре Кремля в честь празднования тысячелетия Российского государства, в ознаменование огромного вклада Великого Новгорода в дело государственного и культурного строительства России. На открытие памятника приехал император Александр II Высота памятника - более 15 м. Памятник имеет трехъярусную композицию, по форме напоминающей колокол. Многовековая история представлена в главнейших событиях и лицах. В нижнем ярусе, олицетворяющем народность, размещены 109 горельефных изображений выдающихся деятелей России, объединенные в 4 группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители. Фигуры средней части символизируют «самодержавие, православие, народность». Основную мысль монумента знаменует венчающая его скульптурная группа — ангел с крестом и преклонившая перед ним колена женская фигура, олицетворяющая Русь. В 1941–1944 гг. историко–культурные памятники Новгорода сильно пострадали в результате военных действий, их реставрация, начавшаяся после войны, продолжается до сих пор.

Сегодня на территории Кремля работают несколько музеев. В 1958 г. в Грановитой палате разместилась постоянно действующая экспозиция «Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI-XIX веков», где представлены образцы золотого и серебряного дела, миниатюрной резьбы по кости, камню средневекового периода. Памятники художественного металла Великого Новгорода XI-XIX в.в. также хранятся во Владычной (Грановитой) палате Кремля. В собрании музея можно увидеть уникальную храмовую утварь XI-XII в.в., созданную по священным образцам Константинополя и Киева. До нашего времени в небольшом количестве дошли произведения из золота и серебра Новгорода домонгольского периода: иерусалимы или сионы, два кратира, исполненные ювелирами Костой и Братилой в XI-XII веках, а также украшения, пластины с перегородчатыми эмалями.

Исторический музей - история древней земли новгородской в уникальных археологических находках (предметы быта, берестяные грамоты, украшения, одежда). Музей икон - богатейшее российское собрание древнерусской иконописи XI - XVIII вв. Собрание занимает 14 залов (расположен на территории Кремля в здании Присутственных мест.).

Музей изобразительных искусств - коллекция русской живописи XVIII-XX вв., расположенная в Доме бывшего дворянского собрания XIX в. (Ранее здание использовалось для проведения дворянских депутатских собраний, музыкальных вечеров, концертов, спектаклей, ежегодных традиционных балов, в которых принимал участие сам император Александр II.).

Ярославово дворище и Древний Торг – политический и экономический центр Древней Новгородской республики располагались на правом берегу Волхова, напротив Кремля. Название месту дал новгородский князь Ярослав I, поставив в первое десятилетие XI в. здесь свой дворец.

К Ярославову дворищу примыкал новгородский Торг. Это было самое оживленное место в Новгороде. Торг начинался у Великого моста, соединявшего его с Детинцем. По берегам длинной вереницей тянулись пристани, у которых стояли суда. Лавки на торгу объединялись в ряды. Таких рядов в XVI веке было 42: хлебный, рыбный, кожевенный, серебряный, иконный и множество др. Каменные торговые ряды взамендеревянных лавок древнего Торга были построены по указу Петра I в XVI-XVII в.в.

После 1136 г. новгородцы ограничили власть князей и постепенно город превратился в торговую республику, во главе с выборным посадником. Традиция сооружения монументальных княжеских соборов прекращается.

Неподалеку располагались иноземные гостиные дворы - Готский и Немецкий, где жили ганзейские купцы, приезжавшие торговать с Новгородом.

Важность Ярославова дворища и Торга в общественной жизни города была постоянным поводом к их украшению. Здесь, как говорили в старину, "церкви кустом стоят" Традиция сооружения монументальных княжеских соборов прекращается. Вместо них купеческие и ремесленные объединения новгородцев начинают возводить небольшие церкви Успенская церковь XII в., церковь Иоанна на Опоках XII в., церковь Георгия на Торгу XIV в., церковь Параскевы Пятницы XIII в, церковь Прокопия XVI в., церковь Жен Мироносиц XVI в. и др.

Самое древнее здание на территории Ярославова дворища и первая каменная постройка на Торговой стороне — Никольский собор (1113 г.). Строительство собора связано с чудесным явлением иконы св. Николы и исцелением от нее князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. В ходе недавних реставрационных работ храму возвращены древние формы, восходящие к киевской традиции XI в. До нашего времени дошли фрагменты фресок XII в., среди которых «Иов на гноище», «Страшный суд», фресковые орнаменты..

В 1240-ых гг. Новгород отстоял свой суверенитет от шведов и ливонских рыцарей. Однако с 1259 г. ему пришлось выплачивать дань Золотой Орде. Всё это привело к опустошению новгородской казны. С 1240 г. по 1292 г. летописи упоминают о строительстве в городе лишь трёх деревянных церквей и одной каменной: храм Николы на Липне (1292 г.). Строители этой церкви окончательно отказались от системы посводчатого перекрытия, перейдя к трёхлопастному завершения здания, которое будет характерной особенностью почти всех памятников новгородского зодчества XIV–XV вв.

В XIV в. усиливаются торговые связи Новгорода с Ганзой, объединением купцов стран Балтики. В результате этих контактов город разбогател и со второй половины XIV в. стал именоваться Господином Великим Новгородом. В нём возобновилось строительство церквей. Выдающихся памятников новгородского зодчества этого времени является церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360–1361 гг.), в которой сохранилась роспись. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Выдающийся памятник Новгородской феодальной республики периода расцвета (XIVB.), ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Внутри храма сохранилась роспись XIV В, выполненная новгородскими художниками, предположительно, учениками Феофана Грека. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает мастерством художественного исполнения. На стенах памятника сохранилось много граффити (надписи, выцарапанные на штукатурке) XIV-XV в. Внизу в толще западной стены и под лестницей — потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви.

Мировую известность приобрела церковь Спаса Преображения на Ильиной улице (1374 г.), расписанная знаменитым византийским художником Феофаном Греком (1378 г.). Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная в 1374 г., завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций. Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека. Это единственные сохранившиеся фрески византийского мастера, украсившего живописью около 40 церквей. Одновременно знакомит зрителей с нашедшим в ней отражение распространенным в то время на Руси учением исихастов о «нетварном свете». До нас дошли изображения исихастов, или столпников, в Троицком приделе церкви, где молилась семья боярина Машкова, заказчика церкви. Смелая, свободная манера письма придает храму грандиозное звучание.

Церковь Петра и Павла, построенная в Кожевниках в 1406 г., характеризуется совершенной системой декоративного украшения фасадов. Наряду с храмами в этот период времени возводили также гражданские постройки.

Церковь Параскевы Пятницы находится на Ярославом Дворище. По преданию, Параскева, дочь богатых римлян, жила в III в. В юности она приняла христианство и дала обет безбрачия. Во время гонения на христиан ее стали принуждать к браку. Она ответила отказом и была обезглавлена. В переводе с греческого «параскева» означает «пятница». Построенную в 1207 г. на средства «заморских» купцов церковь посвятили св. Параскеве Пятнице, так как в Новгороде пятница была днем базаров и ярмарок и святая считалась покровительницей торговли. Это высокий одноглавый храм, углы которого оформлены широкими многоуступчатыми лопатками. Некоторые элементы — один алтарный выступ на востоке, первоначально трехлопастное завершение фасадов — стали широко применяться при строительстве храмов в XIV-XV вв.

Церковь святого Георгия Победоносца на торгу. построена в 1356 г. на месте одноименной деревянной церкви. на территории Ярославово дворища. Нижняя кладка стен относится к XIV веку. В конце XVII в. перестроена в духе распространенного в то время «нарышкинского барокко.

Знаменский собор. Он был построен на месте обветшавшей церкви, сооруженной для иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», защитившей Новгород от суздальцев в 1170 г. Сейчас это типичный памятник московского зодчества XVII в., фасады которого декорированы изразцовыми вставками. Фресковая роспись выполнена костромскими мастерами в 1702 г., прекрасно сохранилась, интересна мотивами светского характера. Благодаря отличной акустике, собор идеален для проведения концертов духовной хоровой музыки, которая позволяет еще глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца построены в 1527-1528 г.г. на Нутной улице новгородскими и московскими купцами на месте разобранной церкви XIV в. Относятся к типу уникальных для всего древнерусского зодчества сдвоенных построек с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок — всего четыре: две маленькие, две большие. Церкви равны по высоте, но различны по площади, апсида одна — у церкви Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие. В XX в. на протяжении 30 лет храм был единственным действующим в Новгороде. Восстановлен по проекту выдающегося художника-реставратора Н. Кузьминой.

Церковь Андрея Стратилаты, конец ХУ11- нач. ХУ111 в.в. Крохотная обетная (построенная по обету за один день) церковь появилась в юго-восточной части Кремля в конце XVII-начале XVIII вв. Она стоит на фундаменте лестничной башни собора Бориса и Глеба (1167 г.), являвшегося одной из монументальных построек Кремля, возведенной неким Сотко Сытичем, которого нередко отождествляют с былинным героем Садко. Церковь имеет небольшую главку на глухом граненом барабане, а над фронтоном западного фасада возвышается однопролетная звонница. Внутри храма сохранились фрагменты фресковых росписей, отличающиеся богатством орнаментальных мотивов.

Церковь Федора Стратилата на Ширкове улице. (1682 г.). Церковь святого Федора Стратилата — единственный древний храм из многочисленных каменных церквей, упоминаемых летописями, который сохранился до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах земляного вала. История Федоровской церкви восходит к далекому домонгольскому времени: в основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода (1292-1294). Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала незначительно.В 2002 г., храм возвращен верующим.

Двухэтажная миниатюрная церковь Симеона Богоприимца ( 1467 г.) расположена на территории бывшего Зверина монастыря.

Церкви предшествовала деревянная церковь, выстроенная по обету в один день, ради прекращения «великого мора» — свирепствующей тогда эпидемии чумы. Совсем необычна его роспись, прекрасно сохранившаяся до наших дней. Перед нами своеобразный календарь, позволяющий помянуть каждого умершего во время эпидемии. Стены, столбы, арки покрыты небольшими погрудными изображениями святых. Новый день — новый святой. Рассматривать их следует начиная с фигуры Симеона Богоприимца, память которого приходится на 1 сентября — начало года на Руси. Храм находится на Звериной улице.

На Звериной улице находится Церковь Петра и Павла в 1406 г Построена в 1406 г. за городским валом на средства ремесленников-кожевников. Особенности завершения (трехлопастное) придают невысокому квадратному в плане храму устремленность вверх, которая уравновешивается его приземистостью. Как и купол, завершение выполнено из деревянного лемеха, который в сочетании с красным цветом фасадов неоштукатуренного храма дает очень сложный светотеневой эффект, благодаря которому храм приобретает особую вибрацию, гармонично вписываясь в окружающий ландшафт. Иконостас церкви представлен в экспозиции «Русская икона XI-XIX вв. в собрании Новгородского музея».

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Всемирно известная церковь является единственной постройкой, сохранившейся от небольшого Нередицкого монастыря, на месте которого сейчас находится деревня. История церкви восходит к лету 1198 г., когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей. До ВОВ являла собой единственный хорошо сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в. Архитектура храма полностью восстановлена после разрушений ВОВ, реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается. Выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, несколько фигур в нижней части алтаря дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Поле построена в 1345 г. по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина. Долгое время являлась соборным (главным) храмом Спасо-Ковалева монастыря. Храм расписали в 1380 г. Наиболее выразительна была фреска барабана и огромные фигуры воинов в нижних регистрах стен, ставшие олицетворением эпохи, начавшейся победой русских на Куликовом поле. В 1941 -1944 гг. храм был превращен в руины. Мастерство и титанический труд реставраторов вернули жизнь и самому храму (архитектор Л. Красноречьев), и его живописи (реставраторы Грековы).

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, в 1363 г. храм был расписан. Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник былразрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. За возрождение уникального памятника XIV века — церкви Успения Богородицы на Волотовом поле — художники-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ. Уникальные иконы XV в. из ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.

В начале XVI в. в Новгороде возобновляется строительство храмов на средства частных лиц. В 1510 г. была поставлена церковь Жён–Мироносиц, а в 1529 г. возвели миниатюрную церковь Прокопия. В 1570 г. опричное войско Ивана Грозного устроило в Новгороде погром. Причиной его послужило сфабрикованное дело о намерении новгородцев перейти в подданство к польскому королю.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...