![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
руках сосредоточены основные властные рычаги и сама возможность легигимного принуждения. Но такое впечатление обманчиво. Как точно подметил Л. С. Явич, государственное принуждение никогда не гарантирует законность. Напротив, законность оказывается гарантией правомерности применяемого принуждения.10 Поэтому основное, базовое значение имеют, на наш взгляд, гарантии не внешние (формальные), а внутренние (духовные), так как именно они являются тем фундаментом, на котором выстраивается здание законности, а по большому счету и всего права.
В связи с этим, несомненно, стоит прислушаться к мнению Н. Н. Алексеева, который полагал, что нужно принять старую традицию русской политической мысли, в рамках которой вопрос о гарантиях в государстве рассматривался как вопрос по преимуществу нравственный. Отличительным моментом права, напоминает Н. Н. Алексеев, по мнению большинства русских юристов, отнюдь не является внешнее принуждение. Право есть та область духовно-нравственной жизни человека, которая имеет дело с тем, что человек «свободно может» и к чему он насильственно не принужден. «Принуждение и насилие в праве начинаются только тогда, когда право нарушается и когда нужно вступиться на его защиту, Мы уже видели, что организация такой принудительной защиты далеко не всегда возможна. Из нее изъята область деятельности верховных органов государства, которые никто не может принудить и которые могут принуждать только сами себя. Самого же себя можно принуждать только духовно и нравственно — и это суть основы
последних гарантий, допускаемых существом государства, как союза властного и принудительного (выделено нами.— Акт.).
Славянофилы упустили из виду только одно — притом очень существенное и важное. "Внутренней правде" далеко не всегда подобает оставаться без внешнего обнаружения — обычной же (}юрмой этого последнего является торжественный акт провозглашения государственной воли в виде государственного закона.,. Справедливо то, что изданный закон содержит нравственное обязательство его исполнять, является, так сказать, всенародно произнесенной клятвой. Нельзя преуменьшать социального значения таких актов обнаружения "внутренней правды". Историческими формами для их выражения является опубликование конституций, издание деклараций, заключение союзных договоров и т. п. Нельзя сомневаться в ценности этих актов, и потому они обычны в государственной практике. Даже та власть, которая максимально стремилась отделаться от всякого "буржуазного фетишизма", не нашла иной формы для закрепления своих основ, чем издание конституции и торжественный договор об учреждении союза." В подобных актах мы имеем особую форму гарантий, которую можно назвать юридической — поскольку изданный закон есть один из наиболее часто встречаемых источников права. [...J Чувство законности, пронизывающее государство, есть одно из моральных чувств,
10 Там же. С.157. " Имеется в виду СССР,
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 129 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!