Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
знания не приведут к успеху (независимо от того, формальные или материальные признаки будут положены в основу) просто потому, что природа «правового» не является исключительно рациональной.
«Правовое» при таком рационализированном подходе фатальным образом исчезает. Возможно, поэтому рациональные критерии при практической их проверке раскрываются как критерии оценочные, т. е. идеологические, и проблема переходит на тот уровень, когда она уже вообще не является научной проблемой. Она трансформируется в проблему совести каждого члена общества, т. е. в серьезную моральную проблему. Здесь наука бессильна. Она может лишь сформулировать определенные критерии оценки законодательства с позиций той или иной правовой идеологии, дать социокультурное обоснование определенным правовым идеалам, но она не может заставить верить в эти критерии и считать значимыми эти идеалы. Так понимал эту проблему И. А. Ильин. «Не всякое "веление внешнего авторитета", — писал этот православный мыслитель, — способно породить правовую норму; возможны произвольные веления и распоряжения, превышающие компетенцию приказывающего или же основанные на отношении грубой силы (напр., противоправные распоряжения завоевателя в занятой области). И вот развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол; и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правоверного и до героизма последовательного непокорства. И история показывает, что такому правосознанию не раз удавалось настоять на своем и победить врага силою духовной правоты».2 В этом случае, по мнению И. А. Ильина, субъект должен сам совершить правотворчество путем осуществления новых субъективных прав. «...Субъект, направляемый своим правосознанием к цели права, утверждает за собой другие полномочия, обязанности и запретности, чем те, которые ему принадлежат в данный момент на основании норм действующего положительного права, и, далее, признав их за собою, он приступает к их непосредственному осуществлению. Правосознание выковывает субъекту
2 Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т.4.М, 1994. С. 166-167.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 137 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!