Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции и назначение философии



Философия имеет достаточно сложную структуру, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. И, как правило, крупнейшие философские системы охватывают собой весь комплекс философского знания.

Уже в античности философия обрела свою внутреннюю структуру. Например, древнегреческий мыслитель Эпикур выделял в философии три раздела: канонику (учение о познании) и физику (учение о природе), которые выступали обоснованием главной части его философии – этики. Подобная структура философии была характерна и для стоиков. У них философия начиналась с логики, затем следовала физика, и, наконец, этика.

Предложенная античными мыслителями структура философии сохранила свое значение и в настоящее время. Но только то, что в античности именовали физикой, в дальнейшем получило название онтологии, а для обозначения учения о познании стали использовать термин «гносеология».

Онтология -это учение о бытии как таковом. Она изучает фундаментальные, неизменные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории бытия.

Гносеология -это учение о познании. Она исследует всеобщие предпосылки, природу и возможности познания, условия его достоверности и истинности.

Философия также включает в себя философскую антропологию (учение о человеке и его бытии в мире), социальную философию (учение о сущности и развитии человеческого общества), философию истории (учение о развитии и закономерностях человеческой истории), аксиологию (учение о ценностях), философию науки (учение о функционировании и развитии науки как системы знания и как сферы человеческой деятельности), историю философии (учение о развитии самой философской мысли), методологию (учение о методе), логику (учение о законах и формах правильного мышления).

Вопрос о целях человеческого существования, об их связи с добродетелью и красотой, о высшем благе и абсолютных ценностях могут решаться лишь на том уровне, где человеческая личность рассматривается в ее отношении к мировому целому, то есть философски. В результате философского анализа содержания морали, религии, искусства сформировались такие разделы философского знания, как философия морали, или этика,философия искусства, или эстетика и философия религии.

Этика – это учение о морали, нравственности как формах общественного сознания. Эстетика как учение о прекрасном изучает природу и специфику эстетического в системе ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Философия религии исследует феномен религии с точки зрения ее происхождения, той роли, которую она играет в жизни людей, осуществляет анализ человеческих верований в Бога.

На границе философского и конкретно-научного знания возникают проблемы, которые решаются в рамках такого раздела философии, как философские проблемы естественных, технических и гуманитарных наук.

Рассмотрение проблемы взаимоотношения философии и науки позволяет выделить основные функции философии. Философия, обладая признаками научности, решает при этом особые задачи и выполняет функции, отличные от функций науки. Прежде всего, выделяют две важнейшие функции философии - мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия формирует целостный взгляд на мир и место в нем человека, обосновывает жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. При этом философия вовсе не преследует цель навязать единое и обязательное для всех мировоззрение. Она расширяет горизонт сознания человека, помогая ему осознать себя в мире и выработать разумное отношение к своему собственному существованию, к другим людям и к миру в целом. Философия включает человека в систему высших историко-культурных идеалов и ценностей. По словам замечательного русского философа В.С.Соловьева, суть мировоззренческой функции философии состоит в том, что, разрешая существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле явлений, она определяет верховную норму деятельности, дает внутреннее содержание всей жизни человека.

Мировоззренческая функция философии раскрывается через аксиологическую, критическую, культурно-воспитатательную и гуманистическую функции.

Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - нравственных, эстетических, социальных, идеологических и др. Философское знание помогает человеку формировать ценностное сознание, представление об общественном идеале и осмысливать социальную действительность, различая в ней добро и зло, и на этой основе находить верные ориентиры в мире.

Формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и правильному действию. Философия, в которой нет запрета на сомнение и для которой характерен вечный поиск истины, критически подходит ко всем формам духовного опыта человека и генерирует новые социальные идеалы, ценности, цели. В этом состоит критическая функция философии. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Выполняя свою культурно-воспитательную функцию, философия прививает человеку гуманистические идеалы, помогает ему сформироваться как личности, выработать терпимое отношение к окружающим его людям, ориентирует на самостоятельный поиск своего жизненного пути.

Философия существует во имя человека. Ортега-и-Гассет, М.К. Мамардашвили и др. видные представители философской мысли современности утверждают, что философия появляется в ответ на возникновение в человеческом обществе гигантского отчуждения в духовной жизни. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в воспитании его высоких моральных качеств, в придании его жизни истинного смысла, в открытии пути к самым совершенным ценностям, к истине, добру и красоте, в обеспечении универсальных условий для совершенствования человечества. В этом проявляется гуманистическая функция философии.

Для решения проблем общечеловеческого масштаба необходима общая методология деятельности и познания, которая зависит не от отдельных частных систем знаний, а от мировоззрения в целом. Такой всеобщий метод являет собой философия. Методологическая функция философии заключается в выработке системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей. Философия обосновывает и оправдывает самые общие нормы и правила, которыми человек должен руководствоваться в своей деятельности, направленной на достижение поставленных целей.

Философия формирует также общий метод познания мира, обобщает достижения науки, опирается на них. Философские принципы и категории составляют основания научной теории, участвуют в ее становлении, направляют процесс ее развертывания. Как методология научного знания философия оказывает влияние на характер и стратегию процесса познания в каждой отдельной области знания.

Методологическая функция философии включает в себя гносеологическую, эвристическую, прогностическую функции.

Гносеологическая функция состоит в том, что философия, выявляя наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культурная, общественно-историческая жизнь людей, раскрывая связи и законы мира, вооружает людей знанием о мире и определяет общую логику их познавательного отношения к действительности.

Одна из важнейших задач, стоящих перед философией, - выработка такой методологии, которая бы содействовала приросту научного знания и делала бы труд ученого более эффективным на пути совершения новых открытий. В этом проявляется эвристическая функция философии.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 4023 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...