Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Когда – ты сказал? Сколько ты дал? Когда он придет?



Важнейшим является вопрос о связи интонационных конструкций, и он не может быть решен без учета той информации, которая содержится в фонофразе. Так, повествовательная, вопросительная или побудительная установка (или цель) высказывания коренным образом влияет на выбор интонационных конструкций и их объединение во фразовый контур.

В нашей концепции имеется положение о том, что интонационные конструкции объединяются в контур фразовой интонации в соответствии с общей целью высказывания..

Рассмотрим контуры фразовой интонации повествовательных фонофраз русской речи.

Так, совершенно очевидно, что неконечная синтагма в русской повествовательной фонофразе оформлена как ИК-3 или ИК-4, а конечная синтагма содержит фразовое ударение и ИК-1. Следовательно, возникает возможность говорить об интонационном контуре повествовательной фонофразы, который выглядит, например, так:

// ИК-3 / ИК-4 / ИК-1 //,

где конечная синтагма с фразовым ударением и ИК-1 выделена полужирным шрифтом, а неконечные синтагмы, оформленные при помощи ИК-3 или ИК-4 и имеющие синтагматическое ударение, не выделены шрифтом.

Примером такого контура может послужить ритмико-интонационное оформление высказывания:

// Завтра ве(3)чером / когда приедет Ле(4)на / пойдем на вы(1)ставку // (в скобках внутри слов даны номера интонационных конструкций).

В русской речи существуют многообразные разновидности такого контура, включающие разное количество синтагм.

Ритмико-интонационный контур побудительной фонофразы будет иным. Например, побудительное высказывание // Как приедешь в го( 3) род / напиши ( 8) мне // (номер интонационной конструкции «внедрен» в слово) будет в целом иметь контур из двух ИК: // ИК-3 / ИК-8 //, при этом конечная синтагма будет нести на себе фразовое ударение.

Побудительная фонофраза может начинаться с ИК-8 и после малой паузы завершаться ИК-1, тогда контур будет таким: // ИК-8 / ИК-1 //. Примером такого контура может служить высказывание // Напиши(8) мне / когда верне(1)шься // (= «как вернешься – напиши»). Фразовое ударение здесь будет перетянуто на первую синтагму, поскольку это фразовое ударение фактически превращается в этом контексте в логическое.

Вариант контура // ИК-8 / ИК-2 // меняет смысл высказывания, например, такого: // Напиши (8) мне / когда(2) вернешься // (= «я хочу знать, когда ты вернешься, – напиши об этом). В такой уникальной фонофразе мы отмечаем два логических ударения, - бывает и не такое в русской речи!

Можно привести и другие варианты контура фонофразы, оформляющей побудительное высказывание.

Контуры фонофразы с вопросительным высказыванием будут обладать собственной спецификой.

Фонофразы, в которых есть вопросительное слово, будут иметь ИК-2 и логическое ударение как единое средство.

Контуры такого типа могут состоять из одной синтагмы, напрмиер, // Где(2) ты был // и т.д. Однако могут быть контуры из большего количества синтагм: // Я не по(1)нял / где(2) ты был // и т.д.

Фонофразы вопросительного высказывания без вопросительного слова будут использовать ИК-3 и варьировать количеством синтагм произвольно: // Ты придё(3)шь завтра //, // Я тебя спра (2)шиваю / ты придё(3)шь завтра // и т.д. (напомним, что ИК-2 без вопросительного слова подчеркивает логическое ударение, сливаясь с ним в единое средство).

Номенклатура контуров русской фонофразы практически исчерпывается приведенными выше типами, однако эти типы имеют очень много варианотов.

Другим фактором, увеличивающим вариативность контуров русских фонофраз является их совмещение. Другими словами, русская фонофраза может быть оформлена при помощи контура повествовательной и вопросительной вопросительной и побудительной, повествовательной и побудительной фонофразы. Примером такого совмещения может служить контур // ИК-3 / ИК-2 / ИК-4 / ИК-2 //, который характеризует высказывание // Наш Са(3)ша / наш родно(2)й сын / когда вернулся от Ма(4)ши / что (2) он сказал //. Обратим внимание на то, что в этой фонофразе ИК-2 в одном случае «помогает» логическому ударению, а в другом случае выполняет свою основную функцию оформителя вопросительного высказывания с вопросительным словом.

Завершая разговор о русской интонации, подчеркнем, что фразовая интонация складывается в сложный контур из синтагменной интонации, т.е. интонационных конструкций синтагм.

При этом можно сформулировать некоторые законы русской интонации:

-неконечные синтагмы повествовательной фонофразы используют срого фиксированный набор ИК (например, неконечная синтагма не может иметь ИК-1, она может быть оформлена только при помощи ИК3 или ИК4, которые в данном случае равны по статусу);

- конечные синтагмы повествовательной фонофразы оформляются при помощи ИК-1;

Подчеркнем, что если фонофраза состоит только из одной синтагмы, то не может ити речи о конечной или неконечной синтагме, потому что синтагма здесь будет единственная..

- интонационные контуры повествовательной фонофразы в целом сторятся на оппозиции интонационных конструкций (ИК3/4 - ИК-1).

- Фонофразы побудительных высказываний используют особую интонационную конструкцию (ИК-8).

- Фонофразы вопросительных высказываний используют особые средства – ИК-2, ИК-3* и ИК- 4* (последние две - в дополнительной функции офорления вопросительного предложения).

Если обратиться к разговорной речи, то мы обнаружим большее количество интонационных конструкций или вариантов основных интонационных конструкций.

В заключение отметим, что интонационные конструкции имеют тенденцию к совмещению в сложные контуры фонофраз, однако такое тяготение интонационных конструкции друг к другу и образование интонационного контура фонофразы в любом случае опирается на идею смысловой и интонационной незавершенности неконечной синтагмы.

Эта идея незавершенности возникает из совокупного взаимодействия синтаксической и смысловой незавершенности высказывания, с одной стороны, и собственной семантики незавершенности некоторых ИК русского языка, с другой стороны. Так, если ИК ¾ используются в неконечной синтагме, возникает ожидание продолжения фонофразы. Если те же конструкции используются в конечной синтагме, возникает интонационная «семантика вопросительности».

Паузация

Пауза представляет собой перерыв в звучании, или момент молчания, который используется в речи для отделения синтагм и фонофраз друг от друга.

В русской речи функционирует два типа пауз разной длительности. Краткая пауза отделяетудркг от друга синтагмы, долгая пауза отделяет друг от друга фонофразы. Долгая пауза примерно вдвое длительнее краткой, при этом длительность пауз – величина относительная и зависит от темпа и стиля речи. Чем ниже («разговорнее») стиль, тем короче паузы; чем медленнее темп речи, тем паузы длиннее.

Использование пауз приводит к разделению потока речи на фонофразы, которые в нормальном виде соответствуют предложению. Собственно говоря, смысловая законченность предложения заставляет заканчиваться и фонофразу, следовательно, в самой фонофразе нет собственного инициатора конечности, если таковым не считать число Ципфа 5 плюс/минус два.

Число Ципфа доминирует над количеством единиц в вышестоящей языковой единице. Это означает, что, как правило, в слове может быть 3-7 звуков, в фонетическом слове 3-7 слогов, в производном слове может быть 3-7 морфем, в синтагме может быть 3-7 фонетических слов, в фонофразе может быть 3-7 синтагм, в простом предложении может быть 3-7 словоформ, в сложном предложении может быть 3-7 простых субпредложений, в абзаце может быть 3-7 предложений. И в любом из этих случаев нужно доавить – «как правило!», помня о том, что в языке никогда нельзя говорить «никогда».

Это число, скорее всего, соответствует порционности восприятия информации человеческим интеллектом. Вполне понятно, что порция информации не может быть безмерно большой, поэтому информационный и речевой поток «нарезается» на высказывания и фонофразы, которые соответствуют друг другу.

В свою очередь, и фонофраза нарезается на синтагмы при помощи кратких пауз, и в этом деле встречаются закономерности, которые относятся, скорее, к знаменитым исключениям.

Итак, все без исключения гимназисты в позапрошлом веке знали фразу, в которой пауза меняла ее смысл – это знаменитая фраза с разной постановкой паузы внутри: // Казнить / нельзя помиловать // или / / Казнить нельзя / помиловать //. Эти две по сути дела фонофразы доказывали, что пауза является смыслоразличительным средством.

Примеры подобного рода были увеличены А.Н. Гвоздевым, обнаружившим подобные фонофразы: // Как удивили / его слова брата// - // Как удивили его / слова брата //, а также фонофразы: // Изучение шумов / вообще не входит в нашу задачу // - //Изучение шумов вообще / не входит в нашу задачу //. Г.М. Кузнецова также приводит примеры таких фонофраз: // Недавно приехавший доктор выступил в печати // - // Недавно / приехавший доктор выступил в печати //. Удачный пример приводит Н.Д. Светозарова: //Ходить / долго не мог // - //Ходить долго / не мог //.

Повторим еще раз, что такие случаи могут быть двусмысленными только в самом начале абзаца. Если такая фонофраза не начинает абзац или текст, двусмысленность исчезает на самых отдаленных подступах к такой фонофразе, поскольку контекст проясняет ситуацию задолго до такой фонофразы и позволяет избежать двусмысленности.

Итак, чтобы отличить молчание как таковое (долгое молчание) от паузы, бкоторая представляет собой миг молчания, необхолдимо ввести понятие нулевого звука речи. Тогда пауза предстает перед нами как нулевой звук речи, воспринимаемый именно как ноль звука на фоне других звуков синтагмы и фонофразы.

Говоря точнее, мы имеем дело с двумя нулевыми звуками – кратким и долгим. Краткий нулевой звук образует межминтагменную паузу, долгий нулевой звук образует межфразовую паузу.

У нулевого звука есть и фонемное соответствие – диэрема, которая воспринимается как межсинтагменный или межфразовый разделительный сигнал, т.е. знак языка.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...