Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Суперсегментная фонетика



Словесное ударение

Словесное ударение – это выделение гласного звука в одном из слогов фонетического слова при помощи силы и длительности звучания.

Эта фонетическая единица действительно накладывается на сегментную фонетическую единицу, т.е. гласный звук (если впомнить, что гласный звук выполняет функцию обычного звука – образует и различает слова, и еще функцию образования слога, и еще функцию образования ударения, становится понятным, почему стал действовать закон Бодуэна).

Словесноуе ударение в русском языке разноместное. Это значит, что оно не фиксировано на каком-то слоге и может в разных словах падать на разные слоги (к`ожа, ож`ог, обожгл`и кон`ечности и т.д.). Это свойство русского ударения позволяет ему изредка служить смыслоразличительным средством, различая слова типа з`амок- зам`ок, `атлас-атл`ас и т.д. Однако этот мощный смыслоразличительный потенциал русского ударения почти в языке не используется.

Словесное ударение в русском языке подвижное. Это значит, что оно в одном и том же слове может перескакивать с одного слога на другой (рук`а – р`уки, ног`а – н`оги и т.д.). Эти перескоки ударения способствуют противопоставлению грамматических форм одного и того же слова, например, рук`а (ед. ч.) – р`уки (мн. ч.), позвал`а (ж.р.) – позв`ал (м.р.) и т.д.

Закон Ежи Куриловича. Если русское слово непроизводно, в нем может ударение быть подвижным (ст`ол – стол`ы). Если слово производное (т.е. образовано от другого слова), то ударение теряет подвижность, что само по себе сигнализирует о производности слова (ст`олик- ст`олики, р`учка-р`учки- р`учкой, н`ожка-н`ожки и т.д.).

Эту ососбенность русского ударения мог заметить только взгляд со стороны, и это удалось сделать польскому лингвисту Ежи Куриловичу, в родном языке которого ударение фиксировано и всегда падает на предпоследний слог, что является отличным сигналом конца слова (он будет через слог).

Однако остается открытым вопрос о причинах такого явления – почему русское производное слово теряет подвижность, если ее имело?

Ответ, очевидно, очень прост. Мы усматриваем причину этого в том, что ударение перетягивается на корень и закрепляется именно на корне. Это делается для того, чтобы подчеркнуть семантический центр слова, которое становится производным, т.е. включает в свой состав словообразовательные морфемы, которые могут присоединяться слева и спрвав к корню. В таком случае акцентное выделение корня становится понятным, и становится понятной суть закона Ежи Куриловича.

Кроме основного в русском языке существует еще один тип дополнительного ударения – побочное. Дело в том, что при большом количестве слогов одно ударение не справляется с функцией их объединения в фонетическое слово, и тогда на помощь приходит побочное ударение.

Чаще всего в сложных словах, содержащих много слогов, можно встретить побочное ударение (звероферма, сахаросодержащий и т.д.). Бывают случаи, когда в слове есть несколько побочных и одно основное ударение, например, в словах типа сверхнизкотемпературный и под. Этот фонетический «монстр» тем не менее является одним фонетически словом, потому что слоги в нем объединены первично в блоки при помощий побочного, а затем эти блоки окончательно объединены в фонетическое слово при помощи словесного ударения. Такое решение оказывается верным, если мы привлечем теорию систем, которая гласит, что подсистемы не образуют «особого царства», а объединяются в единую систему, какой бы большой она ни оказалась. Поэтому подчеркнем еще раз, что побочное ударение лишь помогает основному объединять слоги в одно фонетическое слово.

В заключение отметим, что словесное ударение играет важную роль в поэтических текстах, которые потроены по законам ритма и рифмы, зависящим от места ударения и повторяемости ритмической модели фонетического слова в поэтической строфе.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 958 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...